Возрастные особенности детей
статья

Антонова Лариса Николаевна

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

 



Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").

Психологические проблемы развития и воспитания детей 3 — 4 лет. 

Проблемы развития

Проблемы воспитания (поведения)

Кризис 3-х лет

Застенчивость

Не участвует в совместных играх, не проявляет интерес к общению

Страхи

Трудности в выполнении действий по подражанию

Ревность

Трудности в понимании сложных инструкций

Упрямство

Не усваивает временные, пространственные представления (день, ночь, правая, левая рука и т.п.)

Агрессия, раздражительность

Не проявляет речевую активность

Нарушение сна

Ребенок не говорит о себе в 1 лице

Эгоизм

Отсутствие сюжетно-ролевой игры (1-2 роли), предметов заменителей в игровой деятельности

Гиперактивность

Нарушение восприятия (не использует простые сенсорные эталоны (геометрические фигуры)

Плохой аппетит (отказ от пищи)

Нарушение в развитии крупной и мелкой моторики (соответствующей возрасту ребенка)

Разрушительная деятельность

Не выполняет задания с опорой на картинку

Вранье (обман)

Не сформированы навыки сравнения, обобщения, классификации

Чувство вины

 

Тревожность

 

Трудности в освоении норм поведения (поведение в общественных местах и т.п.)

 

«Услуга за услугу»

 

Обидчивость

 

Проблемы в общении с родителями противоположного пола

 

Негативизм

 

 

Вопросы, с которыми родители 3-4-х летних детей обращаются в Центр:

 - частые истерики, отрицание запретов, во время сна плачет, бьётся головой;

 - сложная адаптация к детскому саду, замкнутость, необщительность;

- не разговаривает в детском саду вообще ни с кем, дома разговаривает;

- гиперактивность, невнимательность, перевозбудимость при большом окружении людей;

- боязнь темноты, плаксивость, навязчивые движения, дневной и ночной энурез;

- ребёнок часто врёт, упрямится, не воспринимает запреты;

- держится одиночкой в детском саду, навязчивые движения (обдирает кожу на пальцах, кусает губы);

- дрожание подбородка, заикание,  испуг на громкие звуки;

- резко негативное эмоциональное восприятие себя;

- дерётся в детском саду, аффективные проявления в виде крика, разбрасывание игрушек;

- агрессивное поведение в играх;

- раздражительность, беспокойство;

- плохой сон и аппетит в детском саду;

- слабо развитая саморегуляция и произвольность;

- говорит плохие ругательные слова, желаемого добивается слезами и криком;

- нежелание идти на контакт, агрессивность;

- эмоционально-волевые нарушения;

- категорически отказывается идти в детский сад, там плачет без мамы, боится дома оставаться одна;

- боится детей в детском саду, необщителен;

- неуверенность в себе, нерешительность, не отстаивает свою позицию, всем уступает;

- неадекватное поведение в детском саду, отрицание правил;

- невротические проявления, отказ от горшка и унитаза;

- все обращения  и требования в виде крика;

- мало разговаривает, скудный запас слов;

- отказывается ходить в другой детский сад;

- капризы, сам не хочет кушать;

- эмоциональные вспышки, крик до рвоты;

- задержка речевого развития, никого не слушается дома, дерётся, психует;

- на любую критику — слёзы;

- бьёт воспитателей в детском саду;

- беспокойный сон;

- в людном месте демонстративное поведение.

 



Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.

ПАМЯТЬ:

Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.

ВНИМАНИЕ:

Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

РЕЧЬ:

Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

МАТЕМАТИКА:

Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.

 

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Психологические проблемы развития и воспитания                                     детей 4-х – 5-х лет:

Проблемы развития

Проблемы воспитания

  • Низкий  уровень сформированности речи
  • Несформированность  навыков речевой коммуникации
  • Несформированность мотивации речевого общения
  • Стойкий речевой негативизм
  • Несформированность  навыков общения со сверстниками и взрослыми
  • Низкий уровень развития кратковременной зрительной, опосредованной и кратковременной слуховой памяти
  • Нарушенная функция внимания, что выражается в трудностях сосредоточения и удержания внимания
  • Нарушение произвольности внимания  (ребенок делает только то, что ярко привлекает внимание)
  • Отсутствие  познавательной активности
  • Низкий уровень сформированности мелкой моторики
  • Низкий уровень сформированности крупной моторики
  • ​Страхи
  • Неврозы
  • Психосоматика
  • Повышенная тревожность
  • Истерики
  • Неуверенность в себе
  • Избалованность (ребенок  делает то, что хочет, не слушает окружающих взрослых)
  • Проявление аффективных эмоций (несогласие с предложениями  родителей , отказ от необходимых действий

Вопросы, с которыми родители 4-5-ти летних детей обращаются в Центр:

- страх пауков, собак;

- бьёт детей в детском саду;

- проблемы с речью;

- дезадаптация в детском саду;

- не разговаривает в детском саду;

- сложности вхождения в контакт с другими детьми;

- нарушение правил, высокий эгоцентризм;

- гиперактивность;

- истерики в детском саду на тему: «Мама не придёт за мной, оставит в детском саду!»

- долгая адаптация в детском саду;

- сосание языка, жевание языка, грызёт ногти — психосоматика;

- протестное поведение (еда);

- стеснительность, нерешительность;

- неусидчивость;

- срывает  кожу вокруг ногтей;

- ночной и дневной энурез;

- избалованность (в семье не знает слова «нет»);

- негативное эмоциональное состояние при разлуке с мамой;

- неуправляемое поведение, обращается ко взрослым приказным тоном;

- протестное поведение – если чего-то не хочет, то сразу на горшок и сидит долго;

- нарушение детско-родительских отношений: в детском саду послушен. Дома неуправляемый, неусидчивый, импульсивный, непослушный. В людном месте ведёт себя демонстративно, агрессивно;

- плач, протест при посещении незнакомых мест;

- капризы, напряженность, истерики;

- непослушание (на всё-не хочу);

- ночью просыпается, трясётся, просится к маме. Мама подходит, отталкивает…, как-будто не узнает;

- агрессивная реакция на запреты-кричит до срыва в голосе и боли в горле;

- высокая эмоциональная чувствительность, до головной боли;

- страх смерти;

- нет реакции на голос взрослого;

- держится от всех особняком;

- негативное отношение к просьбам взрослых;

- изменение поведения – роль подчинённости;

- не может удержать внимание других детей, пытаясь их организовать в свою игру;

- боязнь других детей-панический страх при ситуации нахождения с другими детьми;

- резкие перемены настроения;

- при неудаче – отказ от деятельности;

- нежелание чем-то занять себя;

- вербальная агрессия;

- боязнь остаться одному;

- инфантилизм;

- застенчивость;

- низкая мотивация;

- появление выдуманного героя;

- отвержение отца (выгоняет);

- не разговаривает с детьми и чужими взрослыми.

 



Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

ОБЩАЯ МОТОРИКА:

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.

Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.

Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

Вопросы, с которыми родители 5-6-ти летних детей обращаются в Центр:

- гиперактивный, неусидчивый, умный, но не всегда успешный;

- дома кривляется, гримасничает, родителей слушает с 4-го раза, с воспитателями скромный, стеснительный;

- на занятиях в детском саду долго выполняет задание, сидеть не может, бьёт детей;

- не подчиняется требованиям воспитателя, отказывается от деятельности, если сомневается в успехе, плачет;

- панический страх при нахождении с другими детьми;

- не остаётся один в квартире даже днём, засыпает с мамой. С возрастом стал импульсивнее, выполняет действия, не задумываясь над ними. Нарушает правила, от мамы уходит неохотно.

- ночью спит, потом просыпается, плачет, трясётся, отвечает невнятно — как-будто во сне. В детском саду дневной энурез, частое мочеиспускание. Когда его обижают дети  -  не даёт сдачи;

- стала рассказывать о своих страхах дома, скрипеть зубами. Противоречит старшим;

- в детском саду выполняет только те задания, которые ему нравятся;

- резкие перемены настроения, когда нервничает грызёт кожу на пальцах и ногти. Неусидчивая.

- папа учит ребёнка боксу, стал драться в детском саду. Появились негативные переживания. У родителей разные взгляды на воспитание ребёнка;

- не занимается, медленно понимает смысл происходящего, плохо говорит, настаивает на неправильных словах. С чужими взрослыми не разговаривает;

- сноговорение, снохождение, плохо засыпает, ночью просыпается, страхи темноты, ночные кошмары, днём повышенная возбудимость.

- обижается на замечания, по вечерам истерики, плохо засыпает. Родители сидят рядом, пока не уснёт.

- не слушается общих правил, истерики, не хочет спать в обед, спонтанное проявление поведения. Заниматься не хочет;

- нарушение речи, повышенная агрессивность, эмоциональная возбудимость, гиперактивность;

- несмелая, неуверенная, психосоматический кашель;

- активный, подвижный, громкий – нигде не берут на занятия;

- обидчивый, замкнутый в незнакомой обстановке;

- агрессия физическая и вербальная, аутоагрессия. Нарушает границы возможного, не реагирует на замечания, царапает себе лицо, говорит: «Я дурак»;

- обзывает маму, говорит в её адрес плохие слова, с рождения сосёт палец, частые истерики.

В случае необходимости рекомендуются специалисты, решающие вопросы здоровья ребенка. 



Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ.

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.

ПАМЯТЬ:

Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

МЫШЛЕНИЕ:

Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:

Хорошо, если ребенок имеет представления о природе - о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний - о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ- сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих.

Стремление ребенка к новому социальному положению - это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.

Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону, дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определенной базы.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он "хороший", его рисунок "самый хороший" и поделка "лучше всех" (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Определяя личностную готовность ребенка к школе, помимо особенностей развития мотивационной сферы необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, объединять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Психологические проблемы развития и воспитания                               детей 6 — 7 лет:

- низкий уровень сформированности мелкой моторики;

- низкий навык в продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании);

- сложности выстраивания причинно-следственных связей, последовательности, выделение существенных признаков предметов и явлений;

- низкое речевое развитие;

- отсутствие внутреннего плана действия,

- затруднено решение задачи без опоры на наглядность;

- однообразный сюжет игры, предпочтение индивидуальной игры групповой, низкая индивидуальная активность, инициативность в игре;

- низкая сформированность навыка самообслуживания;

- аффективные реакции (капризы, протест, раздражительность, вспыльчивость…);

- неустойчивое или эгоцентрическое поведение в общении;

- низкая познавательная активность, быстрая утомляемость в деятельности  и общении;

- нарушение ролевого поведения, неумение держать дистанцию с взрослым;

- трудности в принятии правил поведения в группе сверстников, низкий навык сформированности общения со сверстниками;

- низкая энергия, негативный фон настроения;

Вопросы, с которыми родиетли 6 — 7 летних детей обращаются в Центр: 

 - невротические проявления (подкашливание), неусидчивость, неорганизованность, низкая волевая саморегуляция;

- непослушание, трудновоспитуемость, упрямство, высокая двигательная активность;

- ревность при рождении младшего ребёнка;

- страх предстоящих событий, неуверенность, уход от активной деятельности, кашель при волнении;

- низкий уровень сформированности психологической готовности к школе (нарушает ролевое поведение, низкий уровень сформированности внимания, неусидчивость);

- сложно идёт на контакт с детьми и взрослыми, грызёт ногти, не проявляет познавательного интереса;

- агрессия в поведении в семье (вербальная и физическая);

- истерики, связанные с рождением сестры;

- сосёт палец, грызёт ногти, нарушает ролевое поведение;

- низкая познавательная активность, невроз навязчивых движений;

- страх есть овощи и фрукты;

- агрессивное поведение в детском саду (бьёт и кусает детей);

- неорганизованность, неуправляемость;

- обман, прячет сломанные игрушки, обижается часто, плачет, ворует;

- низкая адаптация в детской среде, стеснительность, закрытость, истерики «Хочу!», «Не буду!», демонстративность;

- слёзы на неудачу «Почему я такой?», «Зачем меня родили?»;

- страх темноты, спит с родителями, скрипит зубами, отказывается от деятельности;

- много времени проводит за игрой в компьютере, отказывается от прогулок ради игры, сложно переключить на другое, если выключить компьютер – агрессия;

- утомляемость, негативная реакция на боль, страх нового;

- жадность;

- не остаётся один дома, трудно засыпает и только с мамой, снохождение.

В случае необходимости рекомендуются специалисты, решающие вопросы здоровья ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...