Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)
Наиболее характерной формой обучения для детей раннего возраста является дидактическая игра, истоки которой кроются в недрах народной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста
Материал подготовил:
Воспитатель
Донченко Светлана Михайловна
В связи с принятием в последнее время новых нормативно-правовых актов на государственном уровне перед нами, педагогами, работающими в группах раннего возраста, встала задача всестороннего развития детей раннего возраста с соблюдением федеральных государственных требований. Наиболее характерной формой обучения для детей раннего возраста является дидактическая игра, истоки которой кроются в недрах народной педагогики. Благодаря народной мудрости появилось много обучающих игр, сочетающих одновременно в себе движение, песню, пальчиковую гимнастику.
В дидактических играх для детей раннего возраста содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: задача или замысел, содержание, игровые действия, правила, результат, но проявляются они в несколько иной форме, что обусловлено особой ролью дидактической игры в обучении и воспитании детей раннего возраста.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это можно достичь различными приемами: использование сюрпризов, загадок, считалок, волнующего вопроса, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Организуя дидактическую игру с детьми раннего возраста обязательно надо осуществлять показ игровых действий, знакомить с функцией игрушки, проговаривать конкретные игровые ситуации, использовать разнообразный наглядно-игровой материал и постепенно усложнять игровое содержание.
В своей работе использую различные дидактические игры и упражнения, в ходе которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, положение в пространстве. Широко применяем игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения, познавательной активности. А также используем дидактические игры на занятиях.
Особенность использования на занятиях дидактических игр заключается в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала.
Различают три основных вида дидактических игр:
- Предметные игры с использованием различных предметов или природных материалов, которые способствует развитию предметно
-игровой деятельности. Совершая необходимые по условиям игры действия с предметами, малыши узнают их элементарные свойства. Например, зная элементарные свойства предметов, дети с легкостью собирают пирамидки. Также к предметным играм можно отнести игры с природным материалом, т.е. с водой, песком, воздухом. Целью таких игр является донесение до детей информации о свойствах воды, воздуха, песка. Такие опыты не только познавательны, но и очень интересны малышам.
-Настольные игры способствует развитию наглядно-действенного мышления у детей первой младшей группы. Цель таких игр научить детей играть не с предметами, а с их изображениями, что также способствует развитию воображения у ребенка. Парные картинки, лото, пазлы из двух или трех крупных частей, волшебные коврики –вот неполный перечень настольных игр для детей от 1-5 лет. Эти игры решают такие задачи, как обобщение предметов по элементарным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей. Начиная игру с дидактическими настольными играми, воспитатель проводит подготовительную работу. Например, педагог показывает игрушку, называет ее свойства, а потом предлагает картинку, на которой дети должны найти изображение этой игрушки. Для поддержания интереса детей к игровым занятиям следует решать с ними одни и те же образовательные задачи, только на разных дидактических пособиях. Раскладывать по цвету и размеру шарики, кубики, палочки, использовать разборные материалы, имеющие форму и цвет.
-Словесные игры играют большую роль в развитие речи ребенка. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Воспитатель учит детей воспринимать потешки, прибаутки, сказки.
Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/07/picture-647043-1462633401.jpg)
Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста
Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общени...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/02/picture-678415-1443793127.jpg)
дидактические игры, как форма обучения детей раннего возраста
Дидакстические игры: функции, виды и применения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-736443-1453382342.jpg)
Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста
Консультация для родителей.В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-965367-1509221737.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...
Статья "Дидактическая игра - как форма обучения детей раннего возраста"
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных дейст...