Консультации "Проблема адаптации выпускников детского сада к обучению в начальной школе"
консультация (подготовительная группа)

Светлана Владимировна Хиялова
Предложила вниманию родителей консультацию "Проблема адаптации выпускников детского сада к обучению в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_adaptatsii_k_shkole.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Шатлык»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

на тему «Проблема адаптация

выпускников детского сада

к обучению в начальной школе»

               

                                                     

Подготовила:

                                          Хиялова Светлана Владимировна

               воспитатель  

                                     высшей квалификационной категории                                                                                                                                

Согласовано: старший воспитатель

                                          _______________ А.Ф.Хисамиева

                                          Дата проведения:

       «    »                    2022 г.

2022 г

Переход ребёнка из дошкольного учреждения в начальную школу – ответственный период, сопровождающийся кризисом 7 лет. Ребёнок становится более самостоятельным, начинает рассуждать, аргументировать свои поступки и замечать несостыковки в действиях взрослых. Всё это часто приводит к изменению поведения ребёнка, он становится более импульсивным, непослушным, и в то же время ему необходимо личное пространство, когда он может побыть наедине со своим собственным «Я».
        На протяжении всей жизни ребёнка основной его деятельностью являлась игра, с переходом в школу игровая деятельность уступила место учебной деятельности. Для ребёнка в корне изменился его мир, всё то, к чему он привык в детском саду, разительно отличается от новой школьной жизни. Ребёнок старается перестроиться, но у него не во всём это получается, и это пугает его. В связи с этим могут возникнуть проблемы.
Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учителем и одноклассниками, отвечать у доски и тому подобное. Даже любознательные и активные в детском саду малыши нередко в школе не проявляют интереса к учебной деятельности.

6-7 летний возраст - это переломный этап в развитии ребенка, когда происходит, существенная перестройка всех физиологических функций. В этом возрасте проявляются новые возможности в активности головного мозга. В этот период резко увеличиваются ресурсы детского организма, интенсивно развиваются все системы организма - сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, эндокринная и др. С началом обучения у ребенка меняется привычный образ жизни, установленный режим дня, появляется много новых обязанностей, расширяется круг общения все эти факторы, безусловно, влияют на физическое и эмоциональное состояние маленького школьника.

Большинство дошкольников посещают подготовительные занятия. Родители часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей, учителей, проводящих эти занятия. Но опыт показывает, что ни одно учебное заведение не сможет заменить семейное воспитание. Если в семье занятиями ребенка не интересуются, не поощряют его к тщательности, он начинает относиться к учебе небрежно, не стремится исправлять ошибки, невнимательность родителей глубоко оскорбляет его, он замыкается в себе, перестает стараться. С началом школьной жизни меняется дневной график, к которому ребенок привык в детском саду. Возрастает нагрузка, увеличивается утомляемость, что может привести безразличному отношению к учебе или, наоборот, к чрезмерной возбудимости, раздражительности. Поэтому родителям нужно с самого начала организовать оптимальный режим дня: равномерно распределять время для учебы, отдыха. Пока не пройдет период адаптации, не стоит сразу загружать ребенка различными кружками или секционными занятиями, лишать общения с друзьями или иных вещей, к которым он привык, обязательно отводить максимум времени для прогулок на свежем воздухе.

Следует учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма. В это время происходит его перестройка, увеличивается физическая сила и выносливость, но нагрузка должна быть умеренной и соответствовать возможностям организма. Следует избегать однообразной деятельности, сочетать различные виды учебного процесса (письмо, чтение, математические расчеты), тренировать психические процессы память, внимание, воображение. Усвоение нового материала не должно продолжаться слишком долго и должно заканчиваться двигательными упражнениями - гимнастикой для глаз, разминкой для рук, особенно важна гимнастика для спины. Несложные физические упражнения помогут ребенку улучшить самочувствие, расслабиться, снять напряжение. Большую роль в жизни ребенка играет особенность учителя.

И важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни:

  1. Школьная зрелость ребёнка. Она складывается из физических показателей и умения слушать и выполнять просьбы учителя. Очень часто родители отдают детей в 6 лет. Приходят на собеседование и уговаривают взять ребёнка. Говорят: он всё умеет: читать, писать, считать. А физически ребёнок ещё не дорос до тех параметров, которые должны быть у первоклассника. Конечно, вначале первые 2 месяца уроки по 35 минут, динамические паузы на уроке, длинная перемена, безотметочная система. Но потом нагрузка увеличивается и физически неготовому ребёнку приходится очень тяжело. Отсюда возникают искривление позвоночника, близорукость, неврозы. Или ситуация наоборот, ребёнок психологически не готов к школе, но «все же ребятишки из группы идут в школу, а как же наш Ваня будет себя чувствовать». И вот этот Ваня сидит на уроке вместе со сверстниками на уроке ничего не понимает, что ему говорят, что от него хотят, и к концу первого класса родители наконец-то убеждаются, что они совершили ошибку, когда поторопились отдать ребёнка в первый класс.

 Готовность складывается из нескольких важных вещей принципиальных для учёбы:

- Это фонематический слух, ребёнок должен различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки. Именно это обеспечит в дальнейшем ему грамотность (кости –гости). Чувство величиныребёнок должен понимать, что стоит за каждым числом. (10 кубиков, стакан он и в кастрюле стакан, и в банке-стакан, кусочек пластилина по весу остаётся таким же, если даже мы скатаем его в шар или превратим в лепёшку.

 - Ориентация в пространстве лево-право, выше-ниже и т.д. Положите куклу на правую полку, а машинку слева от куклы, а мишку левее. Ребёнок должен владеть своим телом (крупная моторика), играть в подвижные игры, глазом чувствовать расстояние, ритм (прыгает на скакалке), иначе не сможет в дальнейшем разделить слово на слоги, проверить перенос, подобрать проверочное, которое тоже ищут через слоги.

- Последовательность излагать мысли, вычленять главное и второстепенное.

- Совместное занятие  с родителями - залог развития. Сейчас сложилась тенденцияродителям некогда, неохота проводить время с ребёнком - дали гаджет, не мешай.

  1.  Проблемы здоровья. Необходимо, приучать ребёнка к режиму. Очень часто у школьников болят животы, утром дети не завтракают. В школе не завтракают тоже. Потому что это столовка, а мама готовит что-то необыкновенное. Дети не приучены к разной еде.
  2. Логопедические проблемы. Очень важно вовремя выявить и исправить дефекты речи. Они мешают общению с одноклассниками, провоцируют неуспеваемость, особенно по русскому языку и чтению. Сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость, неусидчивость, моторная неловкость – с такими проблемами сталкиваются до трети первоклассников. Расторможенные дети не понимают роли учителя, не способны объяснить, для чего они ходят в школу – как говорят психологи, у них не сформирована учебная мотивация.
  3. Навыки самообслуживания. Зачастую дети не умеют застёгивать пуговицы, шнуровать обувь, пользоваться носовым платком. Представьте, сколько уходит времени, чтобы переодеться на урок физкультуры или сходить на прогулку между уроками! Учителю приходится каждого второго ученика одевать, а остальные в это время создают шум, мешают вести уроки в соседних классах. Другие учителя делают замечания. Создаётся нервная обстановка. Учитель находится в сильнейшем напряжении, что снижает положительный уровень общения с учащимися. Задача родителей – научить ребёнка обслуживать себя.
  4. Навыки самоорганизации рабочего места. Если школьные принадлежности будут горой свалены на рабочем столе, а выполнение задания будет сопровождаться поисками нужной вещи – трудно рассчитывать на хорошую успеваемость. Потратьте время на то, чтобы научить ребёнка правильно располагать предметы на столе, после занятий следует навести порядок.
  5. Социальная готовность. Не секрет, что почти в каждом коллективе есть дети, которые не умеют общаться, знакомиться с другими детьми, чувствуют себя неуверенно и в школе не могут из-за этого подойти к учителю, высказать свою просьбу. Больше общайтесь  со сверстниками, посещайте  дни рождения и т.д.

Таким образом, усилия учителей, воспитателей, родителей должны быть направлены на развитие педагогической, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Если ребенок пришел в первый класс подготовленным, если он чувствует поддержку и позитив со стороны родителей, если видит в учителях мудрых и добрых наставников, если ему удастся найти общий язык со сверстниками, то обучение будет даваться ему довольно легко.

Не искушайте судьбу и характер собственного ребенка, относитесь к его подготовке к школе благоразумно, планомерно, делайте взвешенные, обдуманные шаги. Лучше сейчас предупредить последствия, чем потом их исправлять. Все в природе происходит в свое время. Помните об этом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»

Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учителем и однокл...

Консультация для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»

Консультация для родителей: консультация для родителей выпускников ДОУ «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе» Ступень в жизни ребенка - 1 класс. Как помочь...

Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»

Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учите...

Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе

Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптацииВсе больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные ...

«Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе».

Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учите...