Дидактическая игра -средство обучения детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Обучение в игре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст это один из важнейших периодов в жизни каждого ребенка, в течение которого происходит развитие образных форм познания действительности — восприятия, образного мышления и воображения. У ребенка появляется готовность к изучению и овладению знаниями об окружающем мире. Дети проявляют активность в различных видах деятельности, таких как игровая, трудовая, учебная, а также у ребенка появляется самостоятельная игровая деятельность.

 Каждый педагог в своей деятельности ставит перед собой цель, при которой основную задачу обучения составляет обеспечение усвоения знаний каждым ребенком, причем в такой степени, в которой он сможет с легкостью пользоваться этими знаниями в дальнейшем. Точность и полнота воспроизведения ребенком полученных знаний в основном зависит от того как осуществлялось запоминание материала и как оно было организованно. Поэтому учитывая тот факт, что игровая деятельность является основной в дошкольном возрасте, правильная ее организация является одним из путей педагогического воздействия на ребенка воспитателем.

Игра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Во время игры у каждого ребенка начинает развиваться произвольная память и внимание, вследствие чего дети могут лучше сосредоточиться и больше запомнить из предложенного материала. То есть, правильно организовав игровую деятельность воспитанника, педагог может добиться большей эффективности организованного им процесса обучения.

Во время игры дети развиваются как личности, у каждого из них формируются такие стороны психики, впоследствии от которых будет зависеть успешность детей, как в учебной деятельности, так и в трудовой, а также их отношения с окружающими.

Большую роль как средство обучения в дошкольной педагогике играют дидактические игры, которые могут служить основной частью занятий, помогающие усвоению и закреплению полученных знаний, овладению способами познавательной деятельности. Значимая особенность дидактических игр заключается в том, что задания предоставляются в игровой форме и включают в себя не только познавательный, но и воспитательный компонент. Воспитатель организует, направляет игру, выступая в роли исполнителя игрового задания, помощника в правильном выборе, а также поддержке и активизации положительного влияния воспитанников друг на друга.

Дидактические игры можно проклассифицировать как игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные, музыкально-дидактические. Также игры имеют определенную структуру, которая характеризует ее как форму обучения и игровую деятельность. Как правило, выделяют такие структурные составляющие дидактической игры, как обучающая (дидактическая) задача, игровые действия, правила игры и ее результат.

Обучающая (дидактическая) задача определятся целью обучения, воспитательного воздействия и формируется воспитателем, отображая его деятельность (например, в дидактической игре в соответствии с программными задачами закрепляется умение не только составлять слова из букв, но также отрабатываются навыки счета). То есть необходимо сформулировать обучающую задачу, как игровую и чем она разнообразней, тем интереснее и успешнее для ребят сама игра.

Например, у детей трех, четырех лет внимание еще не устойчиво, поэтому для прочного усвоения знаний их необходимо максимально заинтересовать работой, для этого целесообразно проведение словесных дидактических игр, но с большим набором наглядности. В неторопливом темпе вести с детьми непринужденный разговор используя при этом яркие наглядные пособия и игровые упражнения, дидактические игры, это все создаст у ребят положительный эмоциональный настрой.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия — для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш — для детей старшего дошкольного возраста .

У дошкольников пяти, шести лет, чем выше уровень их общего развития, тем игры для становления самодеятельных форм поведения являются более ценными. Игра побуждает в детях любопытство и потребность активно действовать, обогащая их необходимыми знаниями и развивая при этом умения, навыки, стимулирует мышление, что способствует выявлению имеющихся задатков дошкольника и превращению их в способности. Во время игры ребенок осознает, что его успех в основном зависит от старания и это дает ему возможность научиться чему — то новому.

Дидактические игры являются универсальным средством всестороннего развития дошкольника, так как такие игры, способствуют развитию познавательных способностей. Это получение, обобщение и закрепление новых знаний, осуществляются аналитическая и синтетическая деятельность, путем расчленения сложных явлений на более простые или наоборот, единичные обобщаются. Дидактические игры приносят пользу тем, что учат дошкольников применять имеющие знания в новых условиях, обогащая их чувственный опыт. Пополняют и активизируют словарь, способствуя развитию речи ребенка, развивая связную речь. Например, побуждая детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания (принимая на себя роль птицы или автомобиля), ребенок активно воспроизводит нужный звук и чем он больше увлечен данным процессом, тем более полнее педагогический эффект.

Социально — нравственному воспитанию в дидактических играх способствует то, что дети учатся, проявляют чуткое отношение друг к другу, быть справедливыми, при необходимости уступать и помогать, сочувствовать, то есть происходит познание взаимоотношений детей между собой и с взрослыми. Дошкольники задумываются над совершенными действиями, насколько они правильны и уместны в конкретных ситуациях.

Педагогическая ценность дидактических игр заключается в том, что:

 – перед дошкольниками ставятся задачи, требующие внимания, сосредоточенности, последовательности действий, умственных усилий и умения осмыслить правила;

 – дидактические игры способствуют развитию у детей ощущений и восприятий, усвоению знаний и формированию представлений. Данные игры обучают детей разнообразным экономным и рациональным способам решения умственных и практических задач, в чем и заключается их развивающая роль.

 – для формирования способностей дошкольников, необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра стала не только формой усвоения отдельных умений и знаний, но и также способствовала общему развитию ребенка.

– для решения задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности в дидактических играх, педагог создает для детей такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, быть честным и справедливым, требовательным и уступчивым, а также регулировать свое поведение.

Таким образом, для успешного обучения дошкольников нужна системность. Игры должны быть подобраны с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Для развивающего и обучающего результата все игры должны использоваться в системе. Учебные и познавательные задачи в дидактических играх взаимосвязаны с игровыми и, следовательно, при организации игр необходимо обращать внимание на присутствие на занятиях элементов занимательности: сюрприза, поиска, отгадывания.

Литература:

1.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

2.Иванова М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова // Социальная сеть работников дошкольного образования. 2015.

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. — 192 с.

4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 416 с. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б.

5.Эльконин М.: Просвещение, 2000. — 264 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...

Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка....

"Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста"

Дидактические игры можно широко использовать как средство  обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы ...

" Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы"

Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла [Текст] : сборник научных трудов. – Ульяновск : ФГБОУ ВО «УЛГПУ им. И.Н. Ульянова», 2...

Мастер-класс «Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста плаванию как средство развития их познавательной активности»

Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.Физическая культура занимает о...

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то ...