Образовательный проект «Нивхи – коренные малочисленные народы Севера»
проект (старшая, подготовительная группа)
Образовательный проект по направлению "Народное искусство и культурное наследие"
на тему: «Нивхи – коренные малочисленные народы Севера»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация проекта | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №2 «Солнышко» г. Охи
Образовательный проект
по направлению: «Народное искусство и культурное наследие»
на тему: «Нивхи – коренные малочисленные народы Севера»
Подготовила:
Кононова Марина Олеговна,
педагог дополнительного
образования
МБДОУ детский сад №2
«Солнышко» г. Охи
Оха
2022
Содержание
Пояснительная записка
Актуальность проекта:
Культура и история – это невидимые нити, соединяющие прошлое с будущим. Передача культурного опыта будущему поколению крайне важна в современном стремительно меняющемся мире, где многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш исторический долг – успеть сохранить для будущих поколений всё ценное и достойное из народной культуры, его духовного наследия.
Коренным малочисленным народом Севера являются нивхи. И чтобы с ними познакомиться, мы используем один из эффективных методов этнокультурного воспитания - музейную технологию. Она подразумевает создание, систематическое изучение и пополнение мини-музеев. Музеи объединяют поколения людей, их духовность. Организация мини-музеев в детском саду играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, его приобщения к историческому, культурному наследию.
Важной особенностью мини-музея является участие в их создании педагогов, детей и их родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении тематики, семьей изготавливают экспонаты для мини-музея. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса.
Цель проекта: познакомить дошкольников старшей группы с традициями и праздниками нивхов, их традиционным укладом жизни в зависимости от времени года, а также пополнить новыми экспонатами мини-музей, посвященный истории коренных малочисленных народов Севера – нивхов «Тыхыф».
Задачи проекта:
- сформировать уважение и интерес к коренным малочисленным народам Севера – нивхам;
- познакомить воспитанников с климатом, растительным и животным миром северного уголка нашего края;
- привлечь и заинтересовать родителей в организации мини-музея;
- сформулировать пути решения, направленные на сохранение традиций нивхов;
- создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
- познакомить воспитанников с традиционным наследием культуры нивхов;
- активизировать и систематизировать знания о Сахалинской области;
- развить творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;
- обогатить предметно-развивающую среду МБДОУ детский сад №2 «Солнышко» г. Охи, способствующую расширению знаний воспитанников о культурном наследии страны.
Методы реализации проекта:
- мониторинг;
- словесный;
- практический;
- наглядный;
- репродуктивный;
- эвристический (частично-поисковый);
- игровой.
Гипотеза: вовлечение педагогов, детей и их родителей в активную творческую деятельность по организации мини-музея позволит систематизировать работу по изучению истории таких коренных малочисленных народов севера, как нивхов; изучить их традиции и обычаи; а также предоставит ребенку доступ к культуре своего народа путем его действенного познания, расширит его жизненный опыт.
Ожидаемые результаты:
- изготовление и пополнение новыми экспонатами мини-музея, посвященного истории коренных малочисленных народов Севера «Тыхыф»;
- систематизирование знаний о культуре и традициях нивхов;
- способствование формированию интереса и уважительного отношения к национальной культуре аборигенов Сахалина.
Объект изучения: традиции и обычаи коренных малочисленных народов севера – нивхов.
Предмет изучения: процесс формирования у детей дошкольного возраста знаний о культуре и традициях своего народа, интереса и уважительного отношения к ним.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
По продолжительности: среднесрочный.
Срок реализации: 3 месяца (март-май 2022 г.)
Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники старшей группы.
Реализация проекта
Этап | Содержание работы | Сроки реализации | |
Подготовительный | Определение цели и задач проекта; Подбор и изучение литературы, связанной с темой проекта; Частичный сбор предметов прикладного искусства народов севера; Составление перспективного плана по реализации проекта; Шитье костюмов; Проведение беседы с родителями коренных малочисленных народов севера; Подготовительная работа с воспитанниками старшей группы (мониторинг осведомлённости воспитанников о коренных малочисленных народов Севера – нивхов) (приложение 1); Оснащение предметно-развивающей среды группы; Взаимодействие с другими учреждениями и их педагогами с целью знакомства дошкольников с музейной культурой нивхов (экскурсия в Охинский краеведческий музей «Традиционное искусство нивхского народа) | 1-2 марта 2022 г. 3-4 марта 2022 г. 5-9 марта 2022 г. 10-14 марта 2022 г. В течение реализации проекта 16 марта 2022 г. 7-18 марта 2022 г. В течение реализации проекта 21 марта 2022 г. | |
Основной | Работа с детьми Совместная образовательная деятельность Организация и проведение циклов занятий по темам: «Северные земли и её обитатели»; «Жизнь и быт народов Севера»; «Моя малая Родина – Сахалин»; «Сахалин раньше и сейчас». Проведение бесед по темам: «Коренные жители Сахалина – нивхи»; «Быт и традиции народов Севера»; «Ремесло и традиции нивхов». Взаимодействие с музыкальным руководителем и ознакомление с праздником, посвященным традициям нивхов: «Пробуждение медведя». Взаимодействие с инструктором по физической культуре и проведение подвижных игр нивхов: «Тыкрдь» - прыжки через крутящуюся веревку; «Кома кыс-кыс» - мать защищает своих детей; «Тлоть» - прыжки на одной ноге; Самостоятельная деятельность детей Проведение дидактических игр: «Кто, где живет?»; «Удачливые нивхи – рыбаки»; «Растения Сахалина»; «Мир животных на Сахалине». Формы взаимодействия с семьей Беседа с родителями коренных малочисленных народов севера; Совместная работа с родителями по организации мини-музея «Тыхыф»; Пошив национальных костюмов нивхов; Изготовление нивхских узоров. | Цели Познакомить воспитанников старшей группы с бытом и жизнью народов Севера. Познакомить с обрядами и праздниками, традиционным укладом жизни нивхов в зависимости от времени года. Расширить и закрепить знания воспитанников о традиционном празднике нивхов «Пробуждение медведя». Сформировать интерес к подвижным играм коренных малочисленных народов Севера – нивхов. Закрепить знания детей о растительном и животном мире северного уголка нашего края; Развить творческий и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру. Приобщить родителей к организации предметно-пространственной среды в группе. | 23 марта 2022 г. 6 апреля 2022 г. 20 апреля 2022 г. 4 мая 2022 г. 30 марта 2022 г. 13 апреля 2022 г. 27 апреля 2022 г. 8 апреля 2022 г. 15 апреля 2022 г. 29 апреля 2022 г. 6 мая 2022 г. 23 марта 2022 г. 6 апреля 2022 г. 4 мая 2022 г. 23 марта 2022 г. 16 марта 2022 г. В течение реализации проекта В течение реализации проекта 4-6 мая 2022 г. |
Заключительный | Совместное с родителями и воспитанниками пополнение и оформление мини-музея «Тыхыф»; Торжественное представление обновленного мини-музея; Итоговое мероприятие «Пробуждение медведя»; Итоговый мониторинг осведомлённости воспитанников о коренных малочисленных народов Севера – нивхов. | 16-19 мая 2022 г. 20 мая 2022 г. 23 мая 2022 г. 24 мая 2022 г. |
Вывод
Проделанная работа показала положительные результаты:
- у воспитанников сформировался интерес и уважение к коренным малочисленным народам Севера – нивхам;
- обучающиеся познакомились с климатом, растительным и животным миром северного уголка нашего края;
- ребята старшей группы познакомились с традиционным наследием культуры нивхов, активизировали и систематизировали знания о Сахалинской области, развили творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру;
- обогатили предметно-развивающую среду нашего учреждения, способствующую расширению знаний воспитанников о культурном наследии страны.
Гипотеза данного проекта «вовлечение педагогов, детей и их родителей в активную творческую деятельность по организации мини-музея позволит систематизировать работу по изучению истории таких коренных малочисленных народов севера, как нивхов; изучить их традиции и обычаи; а также предоставит ребенку доступ к культуре своего народа путем его действенного познания, расширит его жизненный опыт» подтверждена.
Цель «познакомить дошкольников старшей группы с традициями и праздниками нивхов, их традиционным укладом жизни в зависимости от времени года, а также пополнить новыми экспонатами мини-музей, посвященный истории коренных малочисленных народов Севера – нивхов «Тыхыф»» достигнута.
Результаты итоговой диагностики показали положительные результаты и представлены в прикрепленной презентации.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология действительно является эффективной, позволяет вовлечь в активную творческую работу не только детей, но и их родителей, тем самым предоставляя семье доступ к культуре своего народа путем совместной организации мини-музея.
Список литературы
- Роон Т.П.. Культурное наследие народов Дальнего Востока России. Сахалинская область. Нивхи.. – М.: «Энерджи Пресс», 2011.
- Сахалин. Обитаемый остров, М.: Энерджи Пресс, 2010.
- Таксами Ч.М. Нивхи / под ред. И.С. Вдовин, Ленинград: Наука, 1967.
- Суляндзига Р.В., Кудряшов Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. - М, 2003.
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации. – М, 2010.
- Интернет ресурс: https://moluch.ru/archive/121/33591/
- Интернет ресурс: https://travelask.ru/articles/nivhi-potomki-pervyh-lyudey
- Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)»: http://www.kykhkykh.org/
Приложение 1
Мониторинг осведомлённости воспитанников старшей группы о коренных малочисленных народов севера – нивхов
Цель мониторинга: проверить знания воспитанников старшей группы о коренных малочисленных народов севера – нивхах.
Мониторинг состоял из 6 вопросов:
№ | вопросы |
1. | Какие коренные народы Сахалина вам известны? |
2. | Где проживают нивхи сейчас на территории Сахалина? |
3. | Каков род деятельности сахалинских нивхов? |
4. | Как называется традиционная одежда нивхов? |
5. | Какие нивхские традиционные праздники вам известны? |
6. | Что обозначают узоры на одежде нивхов? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Знакомство с малочисленным народом Севера (хантами)."
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. ...
Концепция «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ИЗ ЧИСЛА МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
В процессе интеграции в многонациональном государстве малочисленные народы Севе-ра столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. Коренное насел...
Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...
Приложение к проекту "Игры малочисленных народов севера"
Картотека "Подвижные игры народов севера"...
Отчёт о запланированных занятиях родных языков и фольклора коренных малочисленных народов Югры
Отчёто запланированных занятиях родных языков и фольклора коренных малочисленных народов Югры...
Приказ об участии в Декаде "Культура коренных малочисленных народов Севера"
участие в декаде...
Фотоотчёт непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Плоскостная лепка "Нивхи - коренной малочисленный народ севера Сахалина"
В настоящее время очень актуален вопрос нравственного, этнокультурного воспитания. Важно приобщать дошкольников к культуре и традициям малочисленного народа, проживающего на нашем родном острове Сахал...