Нетрадиционные техники рисования
проект (младшая группа)
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей 2-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 678
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ»
Выполнила: Коркунова Д.Ю.
Санкт-Петербург
2022 г.
Тип проекта: обучающий, творческий.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021 г. – апрель 2022 г.
Участники проекта:
- дети первой младшей группы (в возрасте 2 – 3 лет);
- воспитатель;
- родители воспитанников.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (В.А. Сухомлинский)
Нетрадиционные техники рисования для детей 2 – 3 лет – это прекрасный способ привить ребенку любовь к рисованию, искусству, научить его творчески подходить к восприятию мира и изображению тех или иных предметов на бумаге. Данные техники позволяют малышу быстро и легко в игровой форме освоить рисование и получить новые знания. Именно в столь юном возрасте дети начинают воспринимать мир с эстетической точки зрения. У них формируется впечатление о форме предметов, сенсорных и выразительных признаках различных явлений и живых объектов. И, конечно же, им понадобится помощь взрослых, которые с ними проводят много времени – родителей, воспитателей.
Не секрет, что лучшей формой обучения ребенка любому занятию или же подачи ему новой информации является игровая форма. Это относится и к рисованию. Ведь именно изображая понравившийся предмет или объект, ребенок и учится познавать мир. Все детки без исключения начинают рисовать очень рано. В этом возрасте они еще не задумываются над тем, правильно ли они это делают, а просто фантазируют и творят себе в удовольствие. Задачей взрослых является поддержать их порыв, постараться сохранить интерес к изобразительному искусству, не допустить появление страха сделать что-то не так, который, в более старшем возрасте, может привести к тому, что ребенок просто перестанет рисовать. Во избежание столь нежелательного эффекта ребенку, особенно в этом возрасте, ни в коем случае нельзя навязывать общепринятые стереотипы, исключая, тем самым, возможность его самовыражения. Именно с этой целью в младших группах детского сада и применяют нетрадиционные техники рисования – это самые простые способы изображения предметов или объектов при помощи различных материалов.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Нетрадиционные изобразительные техники рисования – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приёмы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Нетрадиционные техники рисования открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
ЦЕЛЬ проекта: развитие художественно-творческих способностей детей 2 – 3 лет посредством использования нетрадиционных техник изобразительного искусства.
ЗАДАЧИ проекта:
Для детей:
- знакомить детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования;
- формировать интерес к изобразительной деятельности;
- развивать творческие способности детей;
- способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
- воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;
- развивать психические процессы: внимание, речь, восприятие, мышление, воображение;
- формировать навыки контроля и самоконтроля.
Для педагогов:
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми нетрадиционной техники рисования;
- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
Для родителей:
- содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
- стимулировать их совместное творчество с детьми;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети:
- сформированные знания о нетрадиционных способах рисования;
- владение простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности;
- проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Педагоги:
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- распространение педагогического опыта в использовании изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов.
Родители:
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
- приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
- становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Формы работы с детьми:
- создание игровой ситуации;
- проговаривание последовательности работы;
- наблюдения;
- беседы с рассматриванием картинок;
- чтение художественной литературы;
- физкультминутки;
- организованная деятельность.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-ый ЭТАП – подготовительный.
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме, наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 2-3 лет».
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2-ой ЭТАП – основной.
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей раннего возраста.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей.
3. Организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
3-ий ЭТАП – заключительный.
1. Организация выставки работ.
2. Проведение открытого занятия по теме данного проекта для педагогов других групп ДОУ.
Продукты проектной деятельности: рисунки, выставки, презентация.
Перспективный план по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник
Месяц | Техника нетрадиционного рисования | Тема |
Сентябрь | Рисование мятой бумагой | Ёжик Задачи: учить детей рисовать красками и мятой бумагой; развивать воображение; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать мелкую моторику рук. Материал: лист бумаги формата А4 с контуром ёжика (по количеству детей), бумага, разведённая гуашь в тарелочке, салфетки. Смять кусочек бумаги, обмакнуть в разведённую краску, затем сделать отпечаток на рисунке – получились иголки на спинке ёжика. |
Октябрь | Рисование мятой бумагой | Осенний лес Задачи: закреплять навык рисования мятой бумагой; развивать мелкую моторику рук; закреплять знания цветов; формировать интерес к рисованию; развивать творчество. Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой рисунка – стволы деревьев (по количеству детей), бумага, разведённая гуашь разных цветов, тарелочки, салфетки. При помощи мятой бумаги и разведённой гуаши дети рисовали облака и кроны осенних деревьев. |
Ноябрь | Рисование ладошкой | Сумочка для мамы Задачи: закрепить у детей навык рисования ладошкой; закреплять знания цветов; воспитывать чувство прекрасного; развивать бытовые навыки. Материалы: заготовка сумочки из цветной бумаги (по количеству детей), разведённая гуашь разных цветов, блюдца, салфетки.
Дети при помощи взрослого опускают ладошку в гуашь и оставляют след ладошки на сумочке из цветной бумаги. |
Декабрь | Штампы из моркови | Украсим новогоднюю ёлочку Задачи: учить детей рисовать красками с помощью штампов из моркови; ориентироваться на листе бумаги; закреплять знания цветов и форм; располагать отпечатки определённым образом относительно друг друга; развивать творчество. Материалы: лист бумаги формата А4 с контуром ёлочки (по количеству детей), разведённая гуашь в крышках, штампы из моркови разной формы, салфетки. Дети макают штампы из моркови в понравившуюся им краску и делают отпечаток на рисунке. В результате получилась праздничная ёлочка. |
Январь | Штампы из моркови | Нарядная одежда для мамы и папы Задачи: учить детей рисовать красками с помощью штампов из моркови; ориентироваться на листе бумаги; закреплять знания цветов и форм; располагать отпечатки определённым образом относительно друг друга; формировать интерес к рисованию. Материалы: листы бумаги формата А4 с контурами платьев для мам и рубашек для пап (по количеству детей), разведённая гуашь в крышках, штампы из моркови разной формы, салфетки. Дети макают штампы из моркови в понравившуюся им краску и делают отпечаток на рисунке – платье или рубашке. В результате получились наряды для мам и пап. |
Февраль | Воск и манка | Танк Задачи: учить детей использовать комплексно в своей работе воск, манку, клей ПВА, гуашь; развивать творчество; формировать интерес к рисованию. Материалы: лист формата А4 с контуром танка (по количеству детей), свечка, гуашь, манка, клей ПВА, кисточки, вода, салфетки. Небо – белый лист натереть свечкой, затем сверху покрасить гуашью синего цвета. Танк – намазать рисунок танка клеем ПВА, затем сверху посыпать манкой. Когда рисунок подсохнет раскрасить танк гуашью. |
Март | Рисование губкой и ватными палочками | Радуга Задачи: учить детей рисовать красками с помощью губки и закреплять навык рисования ватными палочками; ориентироваться на листе бумаги; закреплять знания цветов; развивать творчество. Материалы: лист бумаги формата А4 (по количеству детей), губка из поролона, гуашь, кисти, ватные палочки, вода, салфетки. Радуга – нанести на губку 7 разноцветных полосок (7 цветов радуги) и провести губкой по рисунку в форме полукруга. Получилась радуга. Травка и цветы – с помощью ватных палочек и гуаши рисуем травку и цветы. |
Апрель | Пластилинография | Звёздочка Задачи: учить детей использовать в своём творчестве пластилин вместо красок; развивать мелкую моторику рук; формировать интерес к творчеству; развивать воображение. Материалы: пластилин, звёздочки из картона (по количеству детей). Пластилинография – это техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Вместо красок используют цветной пластилин. Нужен мягкий пластилин, которым заполняется рисунок. |
Родителям были предложены консультации:
«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей», «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет», «Необычное рисование штампами».
Заключение:
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционных техник рисования способствует развитию:
- ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
ребёнку предоставляется возможность экспериментирования;
- мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
- психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
- тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Применяя нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.
Список литературы:
- Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»,
М: Скрипторий 2003.
- Т.С. Акуненок Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования», КАРО, 2010.
- Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- О. Г. Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности», АЙРИС-пресс, 2006.
- О. Э. Литвинова «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность)», разработано в соответствии с ФГОС, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.
В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...
Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"
Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован
Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )
Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...