консультация для родителей. "Опыты и эксперименты дома и на прогулке"
консультация
Как поддержать активность ребенка?
Как создать дома уголок для экспериментов?
Что изучить с детьми?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыты и эксперименты дома и на прогулке | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опыты и эксперименты дома и на прогулке»
Дорогие родители!
«Часто ли вы, выходя с ребенком на прогулку, обращаете его
внимание на такие для вас простые и обыденные вещи: " почему качаются деревья, почему дует ветер, почему на солнышке лужи высыхают быстрее, чем в тени? Вы можете ответить, что это слишком
сложные вещи для восприятия вашего ребенка. Но даже самые сложные вещи, можно объяснить маленькому человечку. Мы предлагаем вам простые опыты и эксперименты, которые вы может провести с
вашими детьми, как во время совместных прогулок, так и дома. Надеемся, что они помогут вам открыть для ваших детей этот огромный, но удивительно интересный мир!
Как поддержать активность ребенка?
- Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
- Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту.
- Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
- В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
- Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
- Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
Как создать дома уголок для экспериментов
Для проведения опытов необходимы: увеличительные стекла, мерные стаканы, линейки, магниты, часы, весы, можно использовать разные упаковочные материалы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под йогуртов, мороженного и других молочных продуктов.
Желательно приобрести песочные часы, лупы, комплекты для игр с водой и песком. Опыты с использованием лупы интересное занятие для ребенка.
Дома можно использовать природные материалы: глину, камни, песок, морские камушки и ракушки, шишки, предназначенные для проведения различных исследований.
Каждому ребенку необходимо предоставить возможность провести опыты самостоятельно. Например, «Волшебный магнит» позволит ребенку найти среди окружающих предметов железные; а увлекательная игра с мыльными пузырями поможет «обнаружить» воздух внутри нас.
Для развития исследовательской деятельности можно использовать
высевание семян на рассаду. Привлечение к этой деятельности ребенка позволит наблюдать за развитием растения, а также устанавливать зависимость от условий (вода, свет, тепло).
ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ –
БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.
Варианты совместной исследовательской деятельности в ходе использования естественных ситуаций дома
- ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ. В ванной комнате разрешать играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой). Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность,
- ВО ВРЕМЯ УБОРКИ КОМНАТЫ. Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
- ВО ВРЕМЯ ПОЛИВКИ ЦВЕТОВ. Поинтересуйтесь у малыша: «Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?» Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
- В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА. Узнайте мнение ребенка: «Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?» Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
- ОДНАЖДЫ НА КУХНЕ... Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.
Что изучить с детьми?
- О материалах (пластик, ткань, бумага, стекло, керамика, фарфор, металл, поролон).
- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни, как образуется град,
иней, снег, лёд, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
- О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
- О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
- О геометрических эталонах (ромб, овал, трапеция, призма, конус, шар).
ОСЕНЬ.
«Опыты с воздухом»
Помогите ребенку «увидеть» воздух, покажите, что он повсюду, Опыт 1. «Солнце сушит»
Берете резиновую игрушку, моете ее. Выносите на солнышко, Ребенок самостоятельно наблюдает и видит, что игрушка на солнце постепенно Высыхает.
Вывод: Солнце сушит. Опыт 2. «Что умеет ветер?»
а). Предложите ребенку пробежаться против сильного ветра. Ребенок делает Вывод, что это не легко.
б). Дайте ребенку цветные флажки и бумажные ленточки. Предложите поднять предметы вверх и посмотреть, как они колышутся на ветру. Очень хорошо слышно шорох бумажных ленточек.
в). Почему качаются деревья? Ребенок делает вывод, что ветер их качает. г). Дома налейте таз с водой и подуйте на воду. Ребенок делает вывод, что создаются волны. Чем сильнее дуем, тем больше волны.
Опустите в воду кораблик - игрушку и подуйте вентилятором, но не сильно. Что происходит? Ребенок говорит- кораблик качается. А если ветер
очень сильный, начинается буря и кораблик может потерпеть крушение. Если ветра нет - все тихо и спокойно.
д). Еще можно продемонстрировать что сильный ветер может сорвать шляпу с головы. Ребенок на опыте самостоятельно убеждается. Дуете вентилятором на
голову со шляпой, шляпа под потоком ветра срывается. Опыт3. «Листопад»
Возьмите букет сухих листьев и подбросьте их вверх. Наблюдаете с ребенком, как они кружатся и летят далеко. Почему? Ребенок делает вывод, что
дует ветер и поэтому листья летят и кружатся. А если ветра нет, то листочки тихо падают на землю.
Опыт 4. «Как поймать ветерок?»
Наберите в пакет воздух. Проделайте дырочку в пакете, подставьте к отверстию руки. Что ты чувствуешь? Ребенок отвечают - ветерок. Это воздух
«убегает» из пакета получается ветерок. Опыт 5. «Воздух легче воды»
Возьмите тазик с водой. Предложите ребенку «утопить мячик в воде. Мячик не тонет как не старались его утопить.
Вывод: Воздух легче воды. Опыт 6. «Мыльные пузыри»
Поставить стакан с мыльным раствором и предложить детям выдуть через соломинку мыльные пузыри. Внутри пузырьков воздух, поэтому они такие легкие и летают,
Воды обыкновенной в стаканчик набери. Сейчас из мыльной пены надуем пузыри. Соломинку простую сейчас возьму я в рот, Воды в нее втяну я, потом слегка подую
В соломинку- и вот, сияя гладкой пленкой, Растягиваясь в ширь, выходит нежный, тонкий, Раскрашенный пузырь.
Он воздухом надутый по воздуху плывет, Но ни одной минуты на свете не живет.
ЗИМА.
«Снег и лед»
Сравнение снега и льда - что общего и чем отличаются. Опыт 7. «Метель»
B банку или большую прозрачную коробку насыпьте частички пенопласта (он белый и похож на снег). Закройте крышкой и проделайте отверстие, в которое вставьте трубочку и подуйте в нее. Создается видимость метели. Наблюдаем за метелью и за получаемыми в результате искусственные сугробы.
Опыт 8. «Снег»
Снег - белый, холодный, липкий, рассыпчатый, от тепла тает. Из липкого снега можно сделать снеговика, пирожки и др.
Наберите в баночку снег и поставьте в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратите внимание ребенка на то, что снег грязный, поэтому есть его нельзя. Рассмотрите под микроскопом (лупой). Процедите его через марлю и еще раз покажите ребенку, что снег грязный. Опыт 9. «Лед»
Сравнение снега и льда. Лед - холодный, твердый, бесцветный, хрупкий, выскальзывает из рук. Лед под действием тепла также как и снег превращается в воду, но медленнее. Его тоже брать в рот нельзя из-за грязи. Затем также как и снег, воду процеживаете через марлю.
Опыт 10. «Цветные льдинки»
Берем формочки с подкрашенной водой и опущенными в них ниточками.
Ставим их на мороз и наблюдаем, как они замерзают и превращаются в лед. После замерзания получаются цветные льдинки, которыми можно украсить елочку на прогулке.
ВЕСНА.
«Какой бывает вода?»
Познакомьте ребенка с некоторыми свойствами воды, обратите внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Опыт 11. «Вода прозрачная»
Стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите палочки. В каком стакане они видны, а в каком нет? Почему? Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 12. «У воды нет вкуса»
Предложите выпить немного воды. Какого она вкуса? Да - никакого, она безвкусная. Затем положите в воды сахар. Размешайте и дайте ребенку попробовать. Какой вкус приобрела вода? Правильно, сладкий.
Вывод: вода безвкусная. (можно добавить соли)
Опыт 13. «Пар-это тоже вода»
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы был виден пар. Возьмите зеркало и подержите его над паром. Через некоторое время на нем выступают капельки воды.
Вывод: пар-это тоже вода.
Опыт 14. «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Поставить два стакана с водой разной температуры. Пальчиком попробовать и определить, в каком стакане самая холодная вода, а в каком самая теплая. Вывод: вода может быть теплой, горячей и холодной.
Может быть теплой от солнечных лучей.
Может быть горячей при нагревании приборами.
Может быть холодной от холодного места, возможно холодильника Опыт 15.«Где быстрее тает снег»
В тени снег тает медленнее. Предложите убедиться в этом вашему ребенку. Приложите ладонь к поверхности скамейки, к стволу дерева, к своей одежде. Протяните ладошки к солнцу, чтобы ощутить тепло. Это солнышко греет и все согревает. Наберите в формочку снега и поставьте на солнышко. Вскоре в формочке будет вода, а в тени снег тает медленнее. Делаем вывод, что солнце сильно греет, поэтому снег быстро тает, а в тени солнца нет - там снег тает медленнее.
Опыт 16. «Тонет или нет» Свойства камня и щепки. Что тонет?
Бросьте в лужу щепочку - она держится на плаву. Бросаем камень - он тонет.
Вывод: камень тяжелый, поэтому он утонул, а щепочка легкая, поэтому она плавает. Можно сравнить их на ощупь, подержав в руке.
Опыт 17. «Есть ветер или нет»
С помощью вертушек и ленточек. Действие ветра. Вместе с детьми определить силу ветра. И наблюдать за их движением. Меняется ли положение вертушки? Предложить детям поднять ленточки и посмотреть, что с ними происходит?
Вывод: они колышутся. Подвести детей к выводу, что ветер может дуть с разных сторон. В ветреные дни понаблюдать, как падают листья с деревьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. «Опыты и эксперименты дома»
Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человечек охвачен жаждой познания и освоения о...
Консультация для родителей «Опыты и эксперименты можно организовать дома».
Здесь собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребё...
Консультация для родителей «Опыты и эксперименты дома»
Консультация для родителей«Опыты и эксперименты дома»...
Консультация для родителей "Опыты и эксперименты дома"
Сборник занимательных, интересных детям 5-6 лет опытов и экспериментов. Доступных для проведения дома совместно с родителями....
Консультация для родителей "Опыты и эксперименты для детей 5-7 лет дома"
Консультация для родителей "Опыты и эксперименты для детей 5-7 лет дома"...
Консультация для родителей Опыты и эксперименты дома для детей от 4 до 7 лет
Консультация для родителей Опыты и эксперименты дома для детей от 4 до 7 лет...
Консультации для родителей "Опыты и эксперименты дома. Чем занять маленьких исследователей"
Консультации для родителей "Опыты и эксперименты дома. Чем занять маленьких исследователей"...