Консультация для педагогов "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"
консультация (средняя группа)

Разумова Елена Петровна

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

"Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

                                                   Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,          

                                    фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине...    

                                    Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,    

                                    пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся

                                    образы, в которых воплощается Родина.

                                                                                                В. Сухомлинский.

          Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта (т.е. трансмиссии культуры), иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.

        Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

         Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка.

        Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

          "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний" (Д.С. Лихачев).

          Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова, О.И. Соловьева, А.Н. Усова, Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская и другие). Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные чувства, развивать духовность. В.А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка.

   Старая поговорка гласит: "Все новое - хорошо забытое старое". Действительно исследователями отмечено, что человек и человечество возвращается к казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков. Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить "с молоком матери". Вероятно, именно поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого, вернее к тому, что сохранилось от нее в актуальной культуре, а также производить интеллектуальные "Археологические" раскопки, восстанавливающие подлинную картину развития культуры в определенный исторический период.

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных традициях.

       Воспитание детей народной культуре, нужно строить на основных принципах:

  •   Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. д.) В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Одной из самых эффективных форм воздействия на личность является народная сказка. В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

  •  Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров русского народного творчества. В них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.
  • Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками.
  • В театрализованной деятельности дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки. В процессе этой деятельности, дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомят с предметами быта.
  • Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев.
  • Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов.

        Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией нашего общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

       Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. 

                                                                                    Подготовила: Разумова Е.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через изучение традиций, малых фольклорных жанров, декоративно-прикладного творчества.Задачи: раскрыть яркость и образность фольклорных жанро...

Консультация для родителей "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к тради...

Консультация для родителей. "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем раньше мы начи...

Консультация для родителей «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»

Красота родного края, открывающаясяблагодаря сказке, фантазии, творчеству,- этоисточник любви к Родине...Пусть ребенок  чувствует красоту и восторгается ею, пустьв его сердце и в памяти навс...

Консультация для родителей: "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это источник любви к Родине... Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсе...

Консультация для родителей: "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

Красота родного края, открывающаясяблагодаря сказке, фантазии, творчеству,- этоисточник любви к Родине... Пусть ребенок  чувствует красоту и восторгается ею, пустьв его сердце и в памяти нав...

Консультация для родителей "Воспитание детей на традициях русской народной культуры".

Данная консультация обращен к родителям. Я выбрала именно эту тематику, потому что проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной....