Возрастные особенности отношений ребенка с родителями
статья
Материал предназначен для педагогов-психологов, воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_otnosheniy_rebenka_s_roditelyami.docx | 34.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
Статья
Возрастные особенности отношений ребёнка с родителями
Автор:
Фатеева И. А.,
воспитатель первой
квалификационной категории
Зубцов
2022
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Поэтому, прежде чем рассмотреть возрастные особенности отношений ребёнка с родителями, дадим определение детско-родительским отношениям.
Несмотря на большой интерес к данной проблеме содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Однако анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить два основных подхода к понятию детско-родительских отношений.
1. Детско-родительские отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором проявляются социально – психологические закономерности межличностных отношений (сторонниками подхода являются Т.Н.Икрянникова, О.В.Скворцова и др.) [1, С.146].
2. Детско-родительские отношения являются подструктурой семейных отношений, включающей в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское отношение; и отношений ребенка к родителям (сторонником является А.Я.Варга и др.) [2, C.57].
Таким образом, можно сделать вывод, что детско-родительские отношения отличаются от других видов межличностных отношений, они более тесные и начинаются с первых дней жизни человека, поскольку именно семья оказывает влияние на ребенка, в ней он получает воспитание, учиться взаимодействовать, набирается опыта. Данные отношения начинаются с самого рождения человека и длятся всю жизнь.
При рассмотрении детско-родительских отношений необходимо выделить не только само их понятие, но и значимость таких категорий, как родительские позиции и (или) установки, типы и модели семейного воспитания. С их помощью можно наиболее точно определить особенности данного типа взаимодействия.
Л.К.Фомина под родительским отношением понимает систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Под понятием «отношение» понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях, к которым относится и семья, у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения - взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения.
А.С.Спиваковская подразумевает под родительским отношением реальную направленность, которая позволяет описывать широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Кроме того, по мнению автора, родительское отношение позволяет представить структуру в целом и изучить, каким образом те или иные, сознательные и бессознательные, мотивы структуры личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах поведения и взаимопонимания с детьми.
По определению А.Я.Варги родительское отношение является системой разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков [2, C.57].
В родительских установках, которые влияют на воспитание детей, выделяют мотивационный, ценностно-ориентационный и эмоциональный аспекты. Мотивы, ценностные ориентации и эмоциональные отношения в деятельности воспитания, могут быть как осознанными, так и бессознательными.
В.В.Столин даёт описание обобщенных типов родительского отношения, предлагая следующую его классификацию [3, C.101]:
- принятие – отвержение (отражает эмоциональное отношение к ребенку);
- кооперация (отражает социально желаемый результат);
- симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении);
- авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за поведением ребенка);
- маленький неудачник (отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем).
Согласно данной классификации, родительские отношения имеют различный характер взаимодействия с ребенком, на основе которых строится система воспитания ребенка в целом.
Каждый родитель обладает своим уникальным воспитательным стилем, а именно, определенным образом выражает свою привязанность к ребенку, откликается на его потребности, предъявляет ему свои требования, контролирует их выполнение и санкционирует их выполнение.
Рассматривая данный вопрос, следует отметить и зарубежных авторов, которые имеют свои подходы к проблеме детско-родительских отношений. Так, З.Фрейд отношения между ребенком и родителем рассматривает в качестве главного фактора детского развития. По мнению автора, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой - как первый законодатель и «контролер» [4, C.88].
Е.Г.Силяева считает, что общение с родителями на разных стадиях развития личности, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека [5, C.58].
В.Н.Дружинин в своей работе ссылается на Э.Эриксона, который рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти. При этом в ранние годы человек испытывает существенное влияние со стороны семьи, находясь в зоне родительского взаимодействия [6, C.89].
Широкое признание получила точка зрения Э.Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Автор, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям [7, C.72]:
- условность - безусловность,
- контролируемость - неконтролируемость.
Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить. Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания.
На основании описанных выше подходов к проблеме детско-родительских отношений можно сделать вывод, что родительское отношение включает в себя два противоположных момента: безусловный (который содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств). То есть, с одной стороны родители любят своего ребенка, проявляют заботу, переживают за него, а с другой, воспитывают его, прививают определенные культурные и моральные ценности, присущие людям.
Способность к изменению детско-родительских отношений в зависимости от возраста ребенка, рассматривалась многими исследователями, среди которых существенная роль принадлежит таким, как Л.С.Выготский, Р.В.Овчарова, А.С.Спиваковская, Д.Б.Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.
Рассмотрим возрастные особенности отношений ребёнка с родителями.
Уже с первого дня жизни ребенок самим своим появлением радикально изменяет семейное взаимодействие супружеской пары, вводя в него новое измерение – детско-родительские отношения. Если в период новорожденности отмечать двусторонность отношения еще не представляется возможным, то комплекс оживления является своеобразным сигналом об их «запуске». Ребенок привлекает к себе внимание взрослого, устанавливая с ним элементарные отношения. Реакция на взрослого свидетельствует о том, что близкие люди выступают источником этого развития. Вступая в отношения с родителями, ребенок получает ускорение своего развития, формирования, становления определенных качеств. В рамках данного периода жизни ребенка родители не только осуществляют уход за ребенком и создают условия для развития у него всей психической сферы, но и обеспечивают установление эмоционального контакта, рождают привязанность и дают ощущение безопасности.
В рамках построения отношений с ребенком младенческого возраста родители удовлетворяют свою потребность в защите, в самовыражении, в самоутверждении, в признании окружающими их новой социальной роли и т.д. При этом детско-родительские отношения могут укрепляться с увеличением времени взаимодействия с ребенком. Данные отношения становятся более интенсивными с развитием у ребенка процессов узнавания. Расширение возможностей узнавания родителей сопровождается у ребенка появлением оживления и улыбки. Угасание детско-родительских отношений на данном этапе жизни ребенка возможно при отсутствии к нему родительского интереса или в случае болезни ребенка, делающей невозможными реакцию на родителей.
Завершение периода младенчества связано с появлением у ребенка воспроизведения, что делает его менее зависимым от наличной ситуации. Немаловажным моментом для построения детско-родительских отношений становится появление у ребенка устойчивых желаний, связанные с объектами или ситуациями, которые сохранились в его памяти. Деятельность ребенка начинает определяться постоянными побуждениями или мотивами. Развитию отношений способствует также появление речи, сначала пассивной (слушание и различение звуков), а затем и собственной, автономной.
Значимость первого года жизни для становления детско-родительских отношений, детерминированных, в основном, близкими людьми, родителями, можно увязать с формированием у ребенка чувства базового доверия или недоверия, т.е. открытости к окружающему миру или настороженности, закрытости к нему. Выстроенные в данный период жизни ребенка детско-родительские отношения определяют последующую возможность доброжелательного отношения детей к окружающим. Установившиеся в младенчестве детско-родительские отношения являются прообразом будущих межличностных отношений, того насколько без опаски и внутреннего барьера ребенок сможет общаться с новыми, незнакомыми людьми.
Новые возможности для развития детско-родительских отношений открываются в период раннего детства. Важным событием с конца первого года жизни становится постепенное обретение ребенком навыков самостоятельного передвижения. Во взаимодействии с родителями у него начинает складываться ситуативно-деловое общение. Данная форма общения представляет собой практическое, деловое сотрудничество родителей и ребенка по поводу действий с предметами. Именно такое общение составляет основу детско-родительского взаимодействия, вплоть до 3 лет.
В раннем детстве контакт родителей и ребенка приобретает опосредованность предметами и действиями с ними. Родители воспринимаются ребенком, прежде всего, как соучастники предметной и игровой деятельности. Для него родители также значимы как образец для подражания, как источник оценки знаний и умений, эмоциональной поддержки, подкрепления достижений. Согласно Д.Б.Эльконину, в этом возрасте взрослый для ребенка – образец для подражания, руководитель, контролер, источник эмоциональной поддержки.
Для реализации детско-родительских отношений со стороны родителей важны внимательность и понимание ребенка. Со стороны ребенка данные отношения поддерживаются активным использованием речи; действиями по привлечению к себе внимания; требованиями соучастия взрослого в его делах; открытостью, любовью, эмоциональным откликом на ласку; чуткостью к оценкам родителей и стремлением к перестройке своего поведения в зависимости от их поведения.
Взросление ребенка сопровождается изменениями детско-родительских отношений, которые подвергаются влиянию свойственного раннему возрасту обособления личных желаний и обнаружения взрослого в качестве важнейшего лица его жизнедеятельности. К трем годам ребенок приобретает способность отделять себя от окружающих, воспринимать себя в качестве субъекта действия и проводить сравнение с другими людьми. Первый кризис в построении детско-родительских отношений непосредственно связан с кризисом трех лет. Л.С.Выготскому принадлежит описание его особенностей, которые он представил как «семизвездъе симптомов» [8, C.128]:
- негативизм ребенка проявляется через стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция возникает в ответ на предложение, идущее от взрослого;
- упрямство обнаруживается в стремлении ребенка настоять на чем-то только потому, что он этого потребовал, отстаивается свое первоначальное решение;
- строптивость, свойственная в этот период ребенку, направляется им в целом против норм воспитания, образа жизни, сложившегося до трех лет;
- своеволие реализуется как стремление все делать самостоятельно, воплощать инициативу собственного действия;
- протест-бунт состоит в том, что ребенок входит в состояние войны и конфликта практически со всеми окружающими;
- симптом обесценивания проявляется в том, что он ругает, дразнит и обзывает родителей;
- деспотизм ребенка заключается в его требовании от родителей делать все то, что он желает.
Внутренней необходимостью для ребенка в этот период становится противопоставление себя родителям. Благодаря этому у него начинает формироваться воля, проявления автономии (независимости, самостоятельности), снижается потребность в опеке со стороны родителей, появляется стремление делать собственный выбор. Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от родителей и распад прежней ситуации его социального развития. В этот период требуется значительная перестройка детско-родительских отношений. Родители должны дать своему ребенку большую самостоятельность, а также возможность понять различие между «хочу» и «должен». Кризисные явления третьего года жизни протекают значительно мягче, если детско-родительские отношения выстраиваются на относительно демократической основе.
Согласно Л.Г.Глобе, окончание периода раннего детства характеризуется смещением интересов ребенка к миру «общественных взрослых». Отношение к взрослому начинает выстраиваться на основе вычленения присущей ему социальной роли («мама вообще», «папа вообще», воспитатель детского сада, врач и т.д.). Всякий взрослый, включая родителей, теперь воспринимается ребенком как носитель конкретных образцов действий и устанавливаемых социальных отношений (мягкости и строгости, руководства и подчинения). В свою очередь, подобные изменения не могут не сказаться на особенностях построения родителями отношений со своим ребенком. Они получают возможность устанавливать в отношении с ребенком более четкие требования, снижать опеку над ним, наделять ребенка определенными обязанностями.
Характерной особенностью дошкольного возраста, по мнению Т.А.Кошкаровой, можно назвать выход ребенка за рамки семьи, окружения близких для него людей. В дошкольном возрасте детско-родительские отношения поддерживаются свойственной ребенку потребностью в общении со взрослым, углубляемой его стремлением к сопереживанию и взаимопониманию. Более того, выстраивая детско-родительские отношения, ребенок стремится достичь во взаимодействии с родителями общности взглядов. Развитию взаимоотношений с родителями способствует обогащение их речи выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Расширившиеся речевые возможности ребенка позволяют ему не только обогатить круг своего общения, но и значительно углубить обсуждаемую с другими людьми проблематику.
Согласно М.И.Лисиной, в немалой степени этому способствует оформление у ребенка дошкольного возраста двух новых форм общения – внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного. На поднимаемые им вопросы относительно самого широкого круга проблем он требует серьезного отношения от родителей, а к себе – уважения. Отсутствие такого поведения рождает у него повышенную обидчивость, которая негативно отражается на построении их отношений [9, C.94].
По мнению автора, развитию навыков построения взаимодействия не только с родителями, но и с другими взрослыми и сверстниками, способствует освоение ребенком дошкольного возраста игровой деятельности. Осваивая и погружаясь в игру, ребенок получает возможность:
- разобраться в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности;
- развить у себя стремление к общественно значимой и оцениваемой деятельности;
- активизировать оформление произвольности поведения и психических процессов, а также идеального плана сознания;
- преодолеть эгоцентризм своего познания;
- сформировать эмоциональную саморегуляцию поведения;
- стимулировать развитие своей речи.
Значимым для дошкольника становится возрастание ценности своих сверстников как субъектов взаимодействия. Если в начале дошкольного возраста (3-4 года) ровесник оставался для ребенка, прежде всего, участником совместной практической деятельности, то уже 5-7 годам в глазах ребенка он приобретает индивидуальность, становится значимым лицом общения, обгоняет взрослого по частоте общения. В результате, к нему начинает проявляться личностное отношение. Особенно ценимыми качествами сверстников дошкольник считает мягкость, внимание, эмоциональную отзывчивость, уравновешенность. В качестве объективных условий, поддерживающих дружеские контакты со сверстниками, для дошкольника выступают: проживание по соседству, посещение одной группы детского сада, одинаковые спортивные занятия и пр.
Возрастание значимости для дошкольника отношений со сверстниками не означает исчезновение значимости для него отношений с родителями. В этот период детско-родительские отношения могут способствовать построению у ребенка общей картины мира. Ребенок задает родителям многочисленные вопросы, позволяющие ему объяснить и упорядочить свои представления об окружающем мире, сформировать широкий спектр мотивов поведения и обобщенных намерений, усвоить начальные этические интенции.
Под влиянием ориентирующих образцов, поступающих со стороны родителей, образуются зачатки произвольного поведения, развивается самосознание и самооценка, позволяющая оценивать собственные умения в игровой и практической деятельности, приобретаются начальные умения ориентироваться в собственных чувствах и переживаниях. В этот период под влиянием родителей повышается рассудительности ребенка, осознание им правил, как некоторых установлений, которые необходимо обязательно выполнять.
Завершение дошкольного возраста связано с возникновением кризиса развития личности ребенка, проявляющегося в утрате им детской непосредственности. На детско-родительских отношениях не могут не отражаться следующие его особенности, которые выделили Е.О.Смирнова и М.В.Соколова [10, C.58]:
- возникновение паузы, которая разделяет обращение к ребенку и появление с его стороны ответной реакции;
- появление элементов оспаривания ребенком необходимости выполнить родительскую просьбу или ее исполнение отсрочивается во времени;
- проявление непослушания в виде отказов от привычных дел и обязанностей;
- желание скрытой хитростью нарушить сложившиеся правила;
- демонстрирование своей «взрослости» через манерничанье и всяческое ее подчеркивание;
- обострение внимания ребенка к своему внешнему облику и одежде, появление стремления не выглядеть «как маленький».
Крайними формами кризиса дошкольного возраста могут выступать: упрямство, требовательность, капризы, постоянные напоминания об обещаниях, обостренная реакция на критику, ожидание похвалы со стороны взрослых за любую мелочь и даже за самые незначительные действия.
Вместе с тем, дошкольник продолжает сохранять заинтересованность в отношениях с родителями, стремясь ввести в общение новые темы, позволяющие ему расширить представления о мире и о своем месте в нем. В этот период ребенок нуждается в том, чтобы родители разъяснили ему причины выдвигаемых перед ним требований, напоминали о сделанных поручениях, поддерживали прилагаемые им усилия похвалой и уверенностью в его способностях, давали возможность осуществлять самостоятельные действия и принимать самостоятельные решения [10, C.59].
Таким образом, изменения в детско-родительских отношениях должны происходить в направлении увеличения дифференциации и сепарации от родителей. Это обеспечивает нормальное дальнейшее психическое развитие детей, позволяющее им успешно адаптироваться в социальной среде, реализовывать себя в сфере межличностных отношений. Условием здорового психоэмоционального развития является сохранение с родителями эмоциональной близости. Кроме того, взросление ребенка сопровождается увеличением категорий оценки близких людей, а также большей спецификацией этой оценки, обусловленной возникающими потребностями.
Существенная особенность детско-родительских отношений заключается в постоянном их изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Те отношения, которые сложились в младенчестве, неприемлемы для ребенка трех лет или старшего дошкольного возраста, тем более на последующих возрастных этапах. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что рассмотрение возраста в качестве модуса детско-родительских отношений предусматривает его изучение как фактора появления их специфических особенностей.
Список использованной литературы
- Искрянникова Т.Н. Теоретические подходы к проблеме детско-родительских отношений / Т.Н.Икрянникова, О.В.Скворцова. – М.: Юрайт, 2013. – 546 с.
- Варга А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания / А.Я.Варга // ОГИ, Фонд научных исследований «Прагматика культуры». - 2011. – С.57-61.
- Столин В.В. Семья как объект психологической диагностика / В.В.Столин // Семья и формирования личности. – М.: Просвещение, 2009. – С.101-103.
- Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В.Разумова // Вестник Московского университета.- 2012. - № 1. - С.88–93.
- Силяева Е.Г. Психология семейных отношений / Е.Г.Силяева. - М.: Академия, 2012. – 270 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. - Екатеринбург, 2010. – 480 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика / Э.Фромм. - М.: Республика, 2003. – 371 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. – СПб.: Герта, 2009. – 627 с.
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей / М.И.Лисина, Л.И.Анцыферова. - М.: Юнити-Дана, 2008. – 295 с.
- Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.О.Смирнова, М.В.Соколова // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С.57-68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности развития ребенка от 5 до 6 лет
Дана краткая характеристика особенностей данного возраста. В материале представлены варианты игр, которые желательно проводить с детьми. Информация для родителей....
Консультация для родителей на тему: "Возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет"
Седьмой год жизни — последний отрезок дошкольного периода. Пройдет еще со- всем немного времени, и ребенок перешагнет один из очень важных рубежей в своей жизни, и беззаботное, игривое дет...
Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития ребенка на 5-ом году жизни»
Возраст 5 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, ког...
Консультации для родителей на тему "Возрастные особенности развития ребенка 5-6 лет"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Возрастные особенности развития ребенка 5-6 лет"
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, к...
консультация для родителей возрастные особенности у ребенка в 5-6 лет
Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности....