Статья: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОУ"
статья (старшая группа)
В данной статье представлен опыт успешной работы здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-metodicheskaya_statya_zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОУ
Гиска Ирина Александровна
Назарова Ольга Юрьевна,
Трудова Ирина Анатольевна
воспитатели
МДОУ Детский сад «Ёлочка»
г. Краснослободск, Россия
Аннотация. В данной статье представлен опыт успешной работы здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, образовательный процесс, дошкольный возраст, здоровый образ жизни.
В последние годы в педагогической литературе уже традиционно используется понятие «здоровьесберегающие технологии», которое объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. В данной случае речь идет об использовании приемов, способов, позволяющих не только сохранять, но и развивать как собственное здоровье педагогов, так и воспитанников, творчески дополнять содержание образования знаниями, умениями и навыками с целью формирования поведения, ориентированного на здоровый образ жизни.
Целю здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников является обеспечение высокого уровня здоровья, формирование осознанного отношения к своему нему, умение оберегать, поддерживать и сохранять собственное здоровье, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Мы стараемся научить детей бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Эффективно решаем задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, оказание самопомощи и помощи другим.
Применение технологии здоровьесбережения в дошкольном воспитании обеспечивает становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, окружающей среды, эмоциональный комфорт и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками, с природными объектами и миром в целом с самого раннего детства. Одной из главных задач развивающей среды дошкольников является создание условий для формирования у детей элементов культуры здорового образа жизни. В нашем саду в каждой группе педагогами организованы уголки здоровья, где дети и их родители знакомятся с важной и актуальной информацией по здоровью. Для детей представлены картинки и дидактические игры на темы «что такое хорошо», «полезно и вредно», последовательность действий, режим дня; материалы для сюжетно-ролевой игры «больница»; материалы для игры «семья»; книги о здоровом образе жизни.
В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.
В своей работе мы используем следующие оздоровительные технологии: пальчиковые гимнастики, дыхательные упражнения, утренние зарядки, динамические паузы на занятиях, самомассаж, минутки релаксации под звуки музыки, игры с природным материалом во время прогулок, ароматерапии, фитотерапии, босохождение, закаливание.
Технология экологического воспитания дошкольников построена на использовании персонажей русских народных сказок. Мы рассказываем экологические сказки, которые дети воспринимают очень эмоционально, иногда стараются подражать положительным героям, что обеспечивает формирование правильного отношения к животному и растительному миру.
В своей работе мы проводим здоровьесберегающие дидактические и сюжетно-ролевые игры с использованием игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания, неожиданности, соревнования, использование различных персонажей.
На базе нашего дошкольного учреждения также реализуются такие дополнительные образовательные программы как: ОФП (общая физическая подготовка) для воспитанников старших и подготовительных групп, «Солнышко моего здоровья» для детей младшего дошкольного возраста, целью которых является укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование точных двигательных навыков и основных движений, а также развитию качества движений.
Совместно с воспитанниками и родителями нашего сада мы активно принимаем участие в различных экологических акциях и конкурсах: «Волна здоровья», «Столетний стражник. Дуб-патриарх леса», «Сделано с заботой», «Между Волгой и Доном», «Добрый автобус» и многих других.
Показателями эффективности реализации здоровьесберегающих технологий физического воспитания в нашем ДОУ является: низкая заболеваемость детей в группе; улучшение состояния здоровья детей; улучшение показателей физической подготовленности; успешная организация двигательного режима в группе; психологический климат в группе; поддержка эколого-гигиенических условий в группе; реализация гибкого, щадящего режима для ослабленных детей; улучшение физкультурно-игровой среды в группе и на участке; активное участие родителей группы в физкультурных мероприятиях в детском саду, повышение их интереса к вопросам закаливания, улучшению уровня физической подготовленности детей; грамотное, эффективное закаливание детей группы; повышение педагогами профессионального мастерства
Таким образом, одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является правильная организация экологического воспитания дошкольников и оптимальное чередование разных здоровьесберегающих технологий, оказывает огромное влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма дошкольника, способствующего овладению новых знаний, которая дает практическую модель правильного поведения в природе, развивающая эмоциональную отзывчивость, помогающая обрести уверенность в себе.
Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Технология оздоровления детей в детском саду». Москва, 2012г.
- Грядкина Т.С. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении //Дошкольная педагогика. -2008. - №2.
- Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРТИ, 2001.
- Каменская В.Г., Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Ноткиной. – СПб: ООО «Книжный Дом», 2008. – 224 с.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
- Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.-сост. С.В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология сотрудничества как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Презентация учебного занятия для воспитателей ДОУ, где раскрыты высказывания ученых о необходимости обучения дошкольников навыкам сотрудничества со сверстниками,как рассматривают эту тему современные ...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье"
Материал будет интересен молодым специалистам и педагогам с большим стажем работы...
Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС"
Предлагаю вашему вниманию статью о здоровьесберегающих технологих в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС....
«Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс».
Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в ДОУ как способ поддержания высокого уровня здоровья и его укрепления у воспитанников детского сада»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании предполают технологии, направленные на решения приоритетной задачи современного дшкольного образования -задачи сохранения, поддержания и обогоще...
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...