Картотека игр для формирования коммуникативных навыков у дошкольников
картотека (младшая группа)
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр. Вашему вниманию предлагаются игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры направленные на развитие коммуникативных навыков | 155.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для формирования коммуникативных навыков
у дошкольников
Развитие социально-коммуникативных навыков - одна из важнейших проблем педагогики. В социальном окружении дошкольника часто наблюдается нехватка нравственных качеств (доброты, воспитанности, доброжелательности), речевой культуры общения. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность
У детей для развития коммуникативной стороны в общении чаще всего используются тренинги общения, которые состоят из определенного набора игр (дидактических, развивающих и других).
Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания, наблюдательности, развитие активного словаря, развитие умения распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов, преодоление тактильных барьеров.
Задачи:
1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
2. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
3. Формировать коммуникативные навыки ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
1.Хороводная игра «Ау!»
Цель: развитие внимательного отношения друг к другу, преодоление барьера в общении. Описание игры: ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Ваня (Даша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
2.Подвижная игра «Возьми игрушку»
Цель: развитие навыков общения, умения просить.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, кубики и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: воспитание уверенности в себе, в своих силах.
Описание игры: ребёнок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать.
3.Дидактическая игра «Не поделили игрушку»
Цель: формирование у детей навыков благополучного выхода из конфликтных ситуаций.
Описание игры: педагог сообщает, что сегодня к ним прилетел Карслон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки новые игрушки, они все разные. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает за ними со стороны. Если в группе складывается конфликтная ситуация из-за игрушек, педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившийся ситуации.
4.Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении.
Описание игры: игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
5.Творческая игра «Рукавички»
Цель: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.
Описание игры: для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.
6.Творческая игра «Страна вежливости»
Цель: формирование у детей навыков употребления вежливых слов, приветствия.
Описание игры: педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Далее педагог читает стих. В. Солоухина «Здравствуйте», дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.
7.Игра-драматизация «Подарок на всех»
Цель: развитие умения дружить.
Описание игры: детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
8.Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: формирование у детей представления о хороших и плохих поступках, поведении, умения правильно оценивать себя и других.
Описание игры: педагог читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи ка ртинок на столе или фланелеграфе.
9.Игра-драматизация «Репка»
Цель: воспитание у детей чувства взаимопомощи, развитие у детей выразительности интонации, мимики, движений.
Описание игры: педагог рассказывает сказку, дети-артисты, включаются в игру по ходу сказки. В конце игры, можно предложить детям поводить хоровод, устроить праздник урожая.
10.Игра-упражнение «Пожалуйста»
Цель: вырабатывание навыков употребления «Волшебных слов».
Описание игры: все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.
11.Игры - ситуации.
Цель: развитие умений вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Описание игры: детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Две девочки поссорились –помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
5. Ребёнок плачет – успокой его.
6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12.Игра - инсценировка «Мой день»
Цель: развитие умений видеть и понимать себя и окружающих, внешний и внутренний мир.
Описание игры: чтение стихотворения «Мой день». Беседа о прочитанном. Предложить детям рассказать, как себя ведут, что умеют делать самостоятельно, можно отобрать нужные картинки или нарисовать.
13.Игра-имитация «Обезьянка»
Цель: развитие способности подражать мимике и жестам.
Описание игры: педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.
14.Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети»
Цель: формирование у детей навыков оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.
Описание игры: в группу входит Буратино. Здороваются. Говорят, что хотели бы посмотреть, как ребята живут. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и др. Буратино предлагает поиграть всем вместе, интересуется умеют ли дети дружно играть. Буратино загадывает детям загадки. Дети отгадывают. Повторяют правила вежливого общения.
15."Магазин игрушек"
Цель: закрепление навыков общения в общественных местах.
Дидактический материал: игрушки.
Описание игры: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:
У нас открылся магазин! Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.
Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры:
Здравствуйте! Я хочу купить у вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети.
Продавец подаёт покупателю мяч.
Спасибо, какой красивый мяч! - говорит педагог и садится на стул, держа в руках мяч. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у неё длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки. Продавец подаёт игрушку-лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят по очереди.
16.«Менялки»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Описание игры: игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
17.«Мост дружбы»
Описание игры: инструктор просит детей образовать пары, придумать и показать какой- нибудь мостик ( при помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая «Мост дружбы».
18.«Разговор через стекло»
Цель: развитие мимики и жестов.
Описание игры: дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одному ребенку нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть куртку”, “Мне жарко”, “Я хочу есть…”), а другому ребенку отгадать то, что он увидел.
19.«Передай мяч»
Цель: снятие излишней двигательной активности.
Описание игры: в кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
20.«Слушай команду»
Цель: развитие внимательности, произвольности поведения.
Описание игры: звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
21.«Запрешено движение»
Цель: формирование у детей навыков игры с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.
Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
22.«Слушай хлопки»
Цель: развитие внимания и контроля двигательной активности.
Описание игры: все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другу позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
23.«Давайте поздороваемся»
Цель: развитие умения переключать внимание.
Описание игры: дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два – здороваемся плечами; три хлопка – здороваемся спинами. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
24.«Комплемент»
Описание игры: дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.
25.«Сороконожка»
Описание игры: участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».
26.«Приветствие»
Описание игры: дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной, ухо с ухом и т. д. Дети могут поменять несколько партнеров.
27.«Ладонь в ладонь»
Описание игры: дети разбиваются на пары, прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия. Каждая пара должна их преодолеть, не разъединяя ладошек.
28.«Волшебная палочка»
Описание игры: игра проводится стоя в кругу. Ведущий просит назвать дни недели по порядку. Ребенку дается палочка и задание: «Называй, начиная со среды».
29.«Один - много»
Цель: закрепление умения у детей называть части тела во множественном числе.
Описание игры: ведущий: «У меня один, у вас (много)
У меня рука, у вас (руки),
У меня нога, у вас (ноги),
У меня плечо, у вас (плечи),
У меня нос, у вас (носы),
У меня волос, у вас (волосы),
У меня палец, у вас (пальцы)» и т.п.
30.«Коврик примирения»
Цель: развитие коммуникативных навыков и умения разрешать конфликты.
Описание игры: придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
31.«Найдите себе пару»
Цель: развитие быстроты реакции, внимания.
Описание игры: играющие становятся попарно в круг, ведущий находится в его середине. По команде ведущего «лицом к лицу» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде «спиной к спине» - становятся спиной друг к другу. По команде «меняйтесь в парах» - каждый ищет себе другого партнера. В это время ведущий старается встать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится ведущим.
32.«Отгадай чей голосок?»
Описание игры: все играющие, кроме одного, образуют круг. Водящий становится в центр круга. Дети идут по кругу вправо, влево.
«Вот построили мы круг,
Повернемся разом вдруг.
А как скажем: «Скок, скок, скок!»
Отгадай, чей голосок?
Говорит один ребенок, после этого водящий открывает глаза и отгадывает, кто сказал слова. Если отгадывает, то тот, кто говорил, становится водящим.
33.«Угадай слово»
Описание игры: игра проводится с мячом, который предаётся друг другу. Ведущий называет первый слог, ребенок должен продолжить: «Ка (-пуста), кар
(-тофель), чес (-нок)».
34.«Волшебный клубок»
Цель: формирование чувства близости с другими детьми.
Описание игры: дети сидят по кругу. Взрослый передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на большой палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание, ласково называет соседа по имени. Затем передает следующему ребенку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
35.«Клеевой ручеёк»
Цель: развитие умения действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью.
Описание игры: перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
36.«Цифры»
Цель: развитие чувства единства, сплочённости, умения действовать в коллективе.
Описание игры: дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится между собой, соответственно названной цифре:. 2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В конце игры ведущий произносит: «Все!». Дети встают в общий круг и берутся за руки.
37.«Раздувайся, пузырь»
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Описание игры: дети стоят в кругу очень близко друг к другу - это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад - «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
38.«Комплименты»
Цель: развитие эмоциональной чувствительности, отрабатывание навыков вербального общения.
Описание игры: сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, за что – то хвалят. Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо мне очень приятно!» Затем произносит комплимент своему соседу.
39.«Конкурс хвастунов»
Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.
Описание игры: дети садятся в круг, а воспитатель объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».
40.«Подари улыбку другу»
Цель: развитие мимики.Развитие положительного отношения друг к другу.
Описание игры: дети стоят в кругу, ведущий предлагает найти себе пару,покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую пару.
41.«Живая и не живая природа»
Цель: систематизирование знаний детей о живой и неживой природе.
Описание игры: «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).
- Ровным кругом
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
«Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе, сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть.
- Каравай
Как на Машины именины испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
А Машу больше всех.
- «Мы матрешки»
Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по
кругу и приговаривают:
Мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас чистые ладошки.
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас новые сапожки.
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас новые платочки.
мы матрешки, вот какие крошки.
- Побежали, побежали все мы по дорожке.
Большие и маленькие ножки
Возьмитесь с детьми за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.
Большие ноги
Шли по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ топ топ то топ,
Топ топ топ то топ.
- Саша — Наташа — Юля
Цель учить детей запоминать имена друг друга
Дети стоят в кругу. В руках у воспитателя мяч. Она начинает игру и называет маршрут перебрасывания мяча: "Саша—Наташа—Юля". Педагог бросает мяч Саше, Саша — Наташе, а Наташа — Юле. Юля называет следующую тройку участников.
Игру можно усложнить, называя более сложные маршруты. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, можно договориться о возможных вариантах.
- Поздороваемся глазам
Цель учить детей использовать контакт глаз и улыбку в общении Дети делятся на две подгруппы с одинаковым количеством участников. Подгруппы образуют 2 круга — внутренний и внешний. Игроки внешнего круга стоят лицом к игрокам внутреннего круга. По сигналу педагога (удар в бубен или хлопок ладонями) дети из внешнего круга начинают передвигаться по часовой стрелке. Задача игроков — посмотреть в глаза тому, кто стоит напротив тебя, улыбнуться, кивнуть головой и на следующий сигнал педагога сменить партнера и т. д.
- Игра с мячом
Цель учить детей обращаться друг к другу по имени.
Игра имеет несколько вариантов.
Первый вариант. Дети стоят по кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя партнера по имени.
Педагог обращает внимание детей на то, что нужно постараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать, а передавая мяч, соблюдать правило — смотреть партнеру в глаза.
Второй вариант. Ведущий выходит в центр круга, подбрасывает мяч вверх и кричит: "Саша!". Игрок подбегает и ловит мяч и т.д. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, можно договориться об обращении, используя различные варианты имен.
- Вежливые слова
Цель учить детей обращаться к партнеру по имени и использовать в общении слова приветствия, прощания, благодарности, извинения
Игра проводится с мячом. Дети стоят в кругу и бросают друг другу мяч, называя вежливые слова благодарности ("Спасибо, Саша", "Леночка, благодарю тебя"), приветствия ("Здравствуй, Таня", "Добрый день, Катя" и др.), извинения ("Извини, Сережа". "Прости, Леня"), прощания (до свидания, до встречи, пока, спокойной ночи, счастливо оставаться, в добрый путь) и т.д.
- Угадай, кто спросил?
Цель: развивать внимание к партнеру, умение узнавать его по голосу.
Дети становятся в полукруг, выбирается ведущий. Ведущий стоит спиной к группе. Дети меняются местами и по очереди задают различные вопросы ( "Ты вчера смотрел мультфильм по телевизору?", "Что ты делал в выходной день?", "В какую игру ты любишь играть?", "Как зовут твоего лучшего друга?", "Какое время года ты любишь?" и др.). Ведущий отвечает на вопросы и пытается отгадать имя игрока, обратившегося к нему.
10. Что изменилось?
Цель: учить детей быть внимательным к партнеру, замечать изменения в его внешнем облике, тренировать наблюдательность.
Выбирается подгруппа из 3—7 игроков. Один ребенок назначается на роль ведущего. Все остальные наблюдают за ведущим и оценивают правильность его ответов. Задача ведущего — запомнить внешний вид игроков, их одежду. Затем ведущий выходит из комнаты. Играющие (с помощью взрослого) что-то меняют в своей одежде, прическе. Ведущий возвращается в комнату, внимательно смотрит на детей и старается найти эти изменения. В случае затруднения нахождения изменений, их количество можно ограничить. Например, нужно найти 3—5 изменений. Игра проводится несколько раз со сменой игроков в подгруппе, так что через игру проходит большинство детей.
11.Запомни всех по порядку
Цель развивать внимание к партнеру, тренировать память на лица и имена
Игра может иметь несколько вариантов.
Первый вариант. Дети разбиваются на 2 подгруппы: зрители и игроки. Один из игроков становится ведущим. Игроки выстраиваются в "паровозик". Ведущий должен посмотреть на "паровозик" (не более 1 мин.) и запомнить, как стоят дети. По сигналу воспитателя он отворачивается и перечисляет детей по именам так, как они стоят в "паровозике". Затем игроки становятся зрителями, а на сцену выходят другие дети.
Второй вариант. Ведущий запоминает детей в той последовательности, в которой они стоят, и отворачивается. Дети меняются местами. Задача ведущего — восстановить первоначальную последовательность игроков. Побеждает тот, кто не допустил ошибок.
Игру можно повторить несколько раз. Количество запоминаемых игроков можно постепенно увеличивать, развивая тем самым внимание и память.
12. "Ласковые дети"
Цель: создать у детей ощущение уверенности в себе, почувствовать присутствие друг друга; развивать доброжелательность.
Описание: 1 вариант.
Перед началом занятия или любого другого вида деятельности предложить детям сесть плотно в круг, прижаться друг другу, закрыть глаза, посидеть молча 1 минуту, затем открыть глаза и улыбнуться друг другу глазами
2 вариант.
Открыв глаза, сказать что-то очень хорошее ребенку, сидящему рядом, или ласково назвать его по имени.
13."Настроение"
Цель: учить детей понимать свое внутреннее состояние и переживания другого человека, развивать способность сочувствовать, сопереживать сверстникам
Описание: педагог предлагает поговорить "по душам":
- о том, что мы чувствуем, когда приходим в цирк;
- о том, что мы чувствуем, когда болеем;
- когда приходит Дед Мороз?
- когда нас обижают?
- когда дарят подарки?
- когда заболела мама?
14. "Дети на прогулке"
Цель: учить детей предвидеть желания сверстников, наблюдая за интересующими их занятиями и играми.
Описание: в процессе сборе на прогулку педагог разговаривает с детьми, задавая им вопросы:
1. "Как ты думаешь, с чем будет играть Света? Дима? и т.д."
2. "Как ты думаешь, с кем будет играть Саша? Сережа?"
3. "В какие игры будут сегодня играть дети группы?"
15. "Оцени поступок"
Цель: развивать способность детей делать нравственный выбор в жизненной ситуации, анализируя поведение других людей и прогнозируя свои поступки.
Описание: игровое упражнение проводится по принципу интервьюирования. Детям задается вопрос-ситуация, по поводу которого высказывается каждый, прогнозируя свое поведение.
Например:
1. Если бы девочка испугалась собаки и не могла пройти к дому, я бы ...
2. Если бы старушка устала нести сумку с продуктами, я бы
3. Если бы у дедушки потерялись очки и он не мог их найти, я бы ...
4. Если бы девочка играла с мячом и он упал в лужу, я бы
5. Если бы мальчики поссорились из-за игрушки, я бы .
16. "Ладошки"
Цель: учить детей предвидеть желание близких людей; развивать наглядно-образовательное мышление и воображение
Описание- каждый ребенок получает лист бумаги, на которой кладет левую ладошку, а правой рукой обводит ее контур После этого необходимо подумать, кому ребенок пошлет пожелание в виде своей ладошки с рисунками Это могут быть родители, воспитатели, друзья из группы или дворовой компании Когда каждый из участников определится с выбором, он должен внутри ладошки изобразить в виде рисунка пожелание или подарок Для этого необходимо вспомнить, что нравится, что любит, чем увлекается этот человек
После окончания игрового упражнения дети дарят "ладошки" тем, для кого их рисовали, формируя в речи свои пожелания и описывая подарки
17.Испорченный телефон
Цель: учить детей внимательно слушать партнера.
Выбирается ведущий. Все игроки садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его соседу и т.д. Слово доходит до последнего игрока. Ведущий спрашивает у него: "Какое ты услышал слово?" Если слово последнего игрока совпало со словом ведущего, значит телефон исправлен. Если произошла ошибка, ведущий опрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так можно узнать, кто "испортил телефон". Провинившийся занимает место последнего в ряду
18. Закончи предложение
Цель- учить внимательно слушать партнера и подбирать правильные слова.
Игра может проводиться в двух вариантах.
Первый вариант. Педагог говорит начало предложения ("Летом тепло, а весной ...", "Корова мычит, а курица...", "Птицы летают, а змеи ...", "Лошадь ржет, а собака ...") и бросает мяч. Тот, кто ловит мяч, заканчивает предложение и перебрасывает его взрослому. Затем педагог называет начало другого предложения.
Второй вариант. Дети сидят в кругу. В руках у ведущего эстафетная палочка. Он начинает предложение и передает эстафету соседу справа или слева. Сосед заканчивает предложение, придумывает начало следующего предложения и передает эстафету дальше. Эстафета идет по кругу и возвращается к ведущему.
Рекомендуется начинать с более простого варианта. Педагог и игроки следят за ответами. Если участник игры неверно заканчивает предложение, необходимо выяснить, почему слово не подходит, и подобрать другое.
19. Найди похожее животное
Цель учить детей внимательно слушать и вступать в контакт друг с другом в соответствии с игровым заданием.
Дети стоят врассыпную. Педагог подходит к каждому и шепотом на ушко называет какое-либо дикое или домашнее животное. ("Ты будешь кошкой". "Ты будешь овцой". "Ты будешь коровой"). Дети закрывают глаза и начинают разговаривать на языке животного (мяу-мяу и т.д.). Задача игроков—не открывая глаз, прислушиваясь к звукам, объединиться в группы. Если одно животное нашло другое—они берутся за руки и вместе, издавая звук, ищут "говорящих" на их языке.
20. Приветствие инопланетян
Цель: учить детей использовать разнообразные приемлемые формы рукопожатия и прикосновения, формировать опыт доброжелательного отношения друг
к другу.
Дети делятся на две группы — "земляне" и "инопланетяне". "Инопланетяне" разбиваются на пары и демонстрируют различные, в чем-то смешные приветствия (поздороваться указательными пальцами или мизинцами, поздороваться наружными сторонами ладоней, коленками, лбами, ушами, локтями и т.д.).
"Земляне" наблюдают и выбирают самое необычное или смешное приветствие. Группы меняются местами. "Земляне" превращаются в "инопланетян", а "инопланетяне" — в "землян".
21. Обними и приласкай игрушку
Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.
Воспитатель вносит в группу одну или несколько мягких игрушек, например: собаку, медведя, зайца, кошку.
Дети бродят по комнате. По сигналу воспитателя они разбиваются на подгруппы и подходят к той игрушке, которую хотели бы поласкать. Первый ребенок берет игрушку, обнимает ее, ласкает и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем игрок передает игрушку своему соседу. Тот тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.
22. Колечко
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, помочь детям войти в контакт.
У ведущего в руках любой маленький предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони "лодочкой". Ведущий проходит весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом он незаметно оставляет "колечко" в ладонях кого-либо из участников. Пройдя всех, ведущий говорит: "Колечко, колечко, выйди на крылечко". Задача владельца "колечка" — выбежать вперед, задача всех остальных участников — постараться предугадать это и не выпустить участника с "колечком" из ряда.
23. Ручеек
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеек и ищет себе пару и т.д.
24. Путаница
Цель: вызвать положительный эмоциональный настрой, помочь детям войти в контакт.
Выбирается ведущий. Остальные дети, взявшись за руки, образуют круг. Ведущий выходит из комнаты или отворачивается, а участники начинают "запутываться", меняя свое положение в круге, но не разжимая рук. Когда образовалась путаница, ведущий заходит в комнату и распутывает участников. Распутывать надо не разнимая рук игроков.
25. Хлопки по коленкам
Цель: учить детей слаженно действовать в заданном ритме. Дети сидят в кругу. Все кладут руки на свои коленки. Играющим предстоит хлопать ладонями по своим коленкам по очереди и в ритме, который задает ведущий, соблюдая при этом паузу между хлопками одного и другого игрока. Хлопки могут иметь разнообразный характер (по очереди: сначала правой, затем левой рукой; двумя руками одновременно; 2 хлопка правой рукой, один левой и т. д.)
26.«Динозаврики»
Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.
Возраст: 3- 4 года
Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.
Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.
27. «АУ! »
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3- 4 года
Один ребёнок стоит спиной ко всем остальным – он потерялся в лесу. Кто – то из детей кричит ему: «Ау! » - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребёнку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
28."Пальцы – звери добрые, пальцы звери злые"
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Возраст: 3- 4 года
Дети, представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.
Взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. им надо поговорить друг с другом, познакомиться. Если у детей хорошо получается, можно предположить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта, игра дает возможность выявить особенности общения детей. Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физических контактов.
29. «Если «да» - похлопай, Если «нет» - попопай».
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Возраст: 3- 4 года
Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать своё отношение, похлопав в ладоши (если они согласны, или потопав ногами (если они не согласны) .
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на неё».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Серёжа, поэтому она его побила».
«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».
«Серёжа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого, и поэтому поссорился с Максимом».
30«Как пройти? »
Цель: расширение знаний детей об окружающем, развитие коммуникативных навыков детей.
Возраст: 3- 4 года
Взрослый начинает игру: «У зайчика заболели ушки. Что он должен сделать? » - «Пойти к врачу». – «А как его найти? » - «В больнице». – «Где найти больницу? » - и т. д.
Дети рассказывают, где находится больница, как туда добраться. Так же можно «ходить» в магазин, библиотеку и т. д.
Если игра проводится в условиях детского сада, то можно предложить детям самим проводить больного к кабинету медсестры и т. д. В процессе игры с детьми младшего возраста такие ситуации можно упростить, оговаривая лишь действия в той или иной ситуации. С детьми старшего дошкольного возраста таким образом можно изучить свой город, посёлок, микрорайон. Также в игре можно уточнять и расширять знания детей о тех или иных сторонах общественной жизни. В конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.
Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало. Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и многофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять, казалось бы, разные вещи.
31.«Найди отличие»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 3- 4 года
Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши.
Ребёнок рисует всё, что ему захочется, затем передаёт листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребёнку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребёнок вносит изменения – они меняются ролями. Если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернётся к хозяину. В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так и медленном темпе. После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребёнка, нравится ли ему рисунок, что именно нравиться (или не нравится, что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.
32.«Дождик»
Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение детей.
Возраст: 3- 4 года
Ход игры:
Стульчики ставятся спиной вперёд (это домики, где живут дети). Дети садятся на них. Ведущий выходит на середину зала и произносит текст:
«Смотрит солнышко в окошко,
Наши глазки щурятся,
Мы захлопаем в ладошки
И бегом на улицу» (дети повторяют)
После этого ведущий и дети совершают движения на слова «Топ – топ, топ – топ, топ – топ – (все топают ножками, стоя на месте, затем на слова: хлоп – хлоп, хлоп – хлоп –(все хлопают в ладоши) ».
«А теперь побегаем» - говорит воспитатель и бежит, дети разбегаются в разные стороны, неожиданно воспитатель говорит: «Посмотрите дождик, идёт! Скорей домой! » все бегут в свои домики.
Воспитатель: «послушайте, как стучит дождик по крыше» (постукивает согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображая шум дождя) и произносит слова:
«Дождик, дождик, веселей
Капай, капай не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи».
Заканчивается дождь, игра возобновляется.
33. «Карусели»
Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение детей.
Возраст: 3- 4 года
Ход игры:
Взрослый собирает детей желающих поиграть в одну цепочку. Цепочка замыкается и образует круг. Дети вместе с воспитателями держась за руки движутся по кругу вправо и произносят слова:
Еле – еле, еле – еле.
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом. Бегом!
Побежали, побежали ….
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите
Раз - два, раз – два (пауза)
Вот и кончилась игра.
Карусель сначала медленно движется в правую сторону, а с нарастанием темпа речи движения постепенно ускоряются. При словах «побежали» карусель меняет своё направление. Темп движения постепенно замедляется и на слова «раз - два» все останавливаются и кланяются.
34. «Прыг - скок»
Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение детей.
Возраст: 3- 4 года
Ход игры:
Воспитатель проводит на земле черту, а через 20, 25 шагов, ещё одну параллельную первой. Дети становятся за первой чертой. Взрослый произносит слова: дети повторяют за ним слова и движения:
Слова Движения
Ножки, ножки бежали по дорожке
Бежали лесочком,
прыгали по кочкам.
Прыг-скок, прыг-скок!
Побежали на лужок,
Потеряли сапожок. Бегут по направлению ко 2 линии.
Прыгают на двух ногах, приближаясь к воспитателю.
С последними словами останавливаются и приседают на корточки, будто ищут сапожок.
«Нашли сапожок! » - говорит воспитатель, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала. В конце игры: можно изменить концовку, например подойти к более пассивному ребёнку, дотронуться до него рукой, и сказать «Вот твой сапожек, надень его и беги обратно».
Надев «понарошку». Сапожек, ребёнок бежит обратно.
35. «Раздувайся пузырь»
Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение детей.
Возраст: 3- 4 года
Ход игры:
Вместе с воспитателем дети становятся в круг : и воспитатель говорит: «Какой большой круг у нас получился! Как пузырь! » Затем предлагает детям двигаться вперёд и произносить слова:
«Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой …
Оставайся такой,
Да не лопайся! »
К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до соединенных рук и говорит: «Лопнул, пузырь! » Все хлопают в ладоши, произносят слова: «Хлоп! » и сбегаются в кучу (к центру). После этого можно начать игру сначала, т. е. опять раздуть пузырь.
36.Назови себя
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Возраст: 3-5 лет.
Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для формирования коммуникативных умений у дошкольников.
Картотека игр для формирования коммуникативных умений у дошкольников...
Картотека игр для формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста
Данная картотека может быть полезна воспитателям, методистам, родителям и всем кто хочет чтоб у ваших детей была развита коммуникативная компетентность....
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Картотека игр для формирования коммуникативных умений у старших дошкольников
Картотека игр для формирования коммуникативных умений у старших дошкольников«Картотека дидактических игр по правовому воспитанию»...
Картотека игр для формирования коммуникативных навыков у дошкольников
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры мож...
Статья "Коммуникативные игры - одна из форм развития навыка общения в рамках формирования коммуникативной компетенции дошкольника."
Статья о роли коммуникативной игры и её влиянии на развитие дошкольников....
Картотека игр для формирования коммуникативных навыков у дошкольников
В данной картотеке представлены игры на развитие коммуникативных навыков для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....