Квест-игра "Мы живем в Поволжье"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Материал будет интересен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест-игра «Мы живем в Поволжье»
Петрова Татьяна Алекандровна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №411» г.о. Самара
Цель: Закрепить с детьми знания о культуре и традициях народов Поволжья.
Задачи:
Образовательные:
закрепить с детьми символы, игры народов, проживающих в Поволжье (русские, чуваши, татары, мордва);
формировать у детей умение определять народы по внешнему виду, костюму и называть их, классифицировать элементы народного костюма.
Воспитательные:
формировать у детей нравственные качества через народные подвижные игры, народный фольклор и традиции;
воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу;
закрепить у детей умение работать в группах, договариваться между собой, приходить к общему выводу.
Ход игры.
Воспитатель: Дорогие ребята приглашаю вас поучаствовать в игре-путешествии «Мы живем в Поволжье».
Народы Поволжья живут дружно. Дети разных национальностей вместе учатся в школе, ходят в детский сад. Вот и наш детский сад – одна большая многонациональная семь. Народы Поволжья гостеприимные, трудолюбивые люди. Как у каждой птицы - своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура - народные песни, музыка и танцы.
Поволжский край, моя земля
Родимые просторы
У нас и реки и поля
Холмы, леса и горы
Народы, как одна семья
Хотя язык их разный.
Дружбой мы своей сильны,
И все живём прекрасно!
Итак, наше путешествие начинается здесь и сейчас. Проверим ваши знания. На каждой остановке вы будете выполнять задания, и получать кусочек карты. В конце игры мы соберем карту. И получим подарок.
Заканчиваем выполнение заданий по звуку колокольчика. Для начала, разминка. Разделимся на 3 команды.
Задание: каждая команда получает карточки с изображением народов в национальных костюмах, пожалуйста, выделите и назовите те народы, которые проживают в Поволжье. Не забудьте, что работая в группах, вам необходимо будет договориться, кто из вас будет отвечать на вопрос.
Время пошло.
( дети выполняют задание на столах)
Воспитатель: Время вышло. Какая группа готова ответить первой?
(Картинки выставляются на доске)
Воспитатель: Как вы определили принадлежность человека к той или иной национальности?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Как я уже говорила, что у каждого народа есть свои традиции, конечно, свои праздники. Я их буду называть, а вы быстро отвечайте, чей это праздник. Будьте внимательны.
Сабантуй.
(ответы детей)
Верно – это главный татарский национальный праздник, посвященный труду на земле, отмечает окончание весенних полевых работ.
Акатуй.
(ответы детей)
Конечно, это чувашский праздник, посвященный весенним полевым работам.
Цигунянь ши.
(ответы детей)
Молодцы. В конце февраля в Мордовии люди прощаются с зимой, пекут жаворонков и закликают приход весны пением призывных песен.
Масленица.
(ответы детей)
Верно. Это проводы зимы, встреча весны.
Я вижу, что к путешествию вы готовы. Отправляемся.
(дети вслед за воспитателем проходят на первую станцию)
Воспитатель: Внимание. Остановка.
Посмотрите на картинку (показывает флаг Татарстана) Как вы думаете, о каком народе Поволжья мы сейчас будем говорить.
(ответы детей)
Воспитатель: Верно. Здесь нас ждет посылка. Открываем. В ней эмблема страны, республики. Как называется эмблема страны?
(ответы детей - герб)
В посылке конверты с гербом Татарстана. Я раздаю каждой команде по конверту. Вам надо из частей собрать герб. Работайте дружно, в команде. (дети выполняют задание на столах)
Воспитатель: Внимание! Заканчиваем работу. Проверяем, все команды справились с заданием.
(команды проверяют правильность сборки герба друг у друга)
Воспитатель: Назовите главный город республики Татарстан.
(город Казань)
Воспитатель: Предлагаю размяться и сыграть в татарскую игру «Тимербай».
Ход игры. Дети делают круг.
Воспитатель с помощью татарской считалки выбирает водящего — Тимербая.
Бер тай, ике тай, оч тай, дурт тай, биш тай,— чыгып тай!
(Один жеребенок, два жеребёнка, три жеребёнка, четыре жеребёнка, пять жеребят — вылетай). Он становится в центре круга.
Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.).
Воспитатель: В посылке первая часть карты. Получите.
Двигаемся дальше.
(дети вслед за воспитателем проходят к следующей станции)
Воспитатель: Вашему вниманию предлагается музыкальное задание. У каждого народа свои песни. Мы с вами слушали некоторые из них. Внимание на экран.
(Детям предлагается послушать чувашскую песню «Ике печек сар»
в исполнении детского чувашского ансамбля «Путене»)
Какого народа эта песня.
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, узнали песню. Назовите столицу Чувашии.
(Чебоксары)
У каждого народа есть свои пословицы и поговорки. Есть они и у чувашского народа. Вспомните их.
Не бери себе в спутники дурного человека.
Надежный друг цены не имеет.
Разрушить легко, а построить труднее.
Воспитатель: Во время праздников все народы устраивают спортивные и шуточные состязания.
Во время празднования Акатуя чуваши также устраивают всевозможные шуточные состязания в силе и ловкости, такие как бег в мешке, разбивание горшка и другие.
И сейчас у нас игра-
Веселится нам пора.
Кто в мешке под громкий смех
Пробежит быстрее всех.
(Проводится игра «Бег в мешках»)
Воспитатель: Поиграли, свою ловкость показали. Получите еще одну часть карты.
Отправляемся дальше.
(дети вслед за воспитателем проходят к следующей станции)
Воспитатель: Здесь нас ждет герб. Какому народу принадлежит этот герб.
(ответы детей).
Воспитатель: Верно, это герб Мордовии.
Кто скажет, как называется столица Мордовии.
(Саранск)
Воспитатель: Вот вам новое задание. Как вы знаете, каждый народ имеет свой костюм. Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Мы с вами рассматривали его. Каждая команда получает картинки с элементами костюмов народов Поволжья. Вам надо выбрать только элементы мордовского костюма.
(дети выполняют задание, воспитатель проверяет)
Воспитатель: Народные игры являются неотъемлемой частью жизни всех народов. Есть такие игры в Мордовии. Вспомните, в какую мордовскую игру мы играли.
(ответы детей)
Воспитатель: Конечно, это игра «Раю-раю». Предлагаю сыграть в нее.
(проводится игра)
Ход игры. Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок — щит, другой стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Воспитатель: А вот и третья часть карты, и двигаемся дальше.
(дети вслед за воспитателем проходят к следующей станции)
Воспитатель: Мы на месте. Это последняя остановка.
Послушайте стихотворение.
Велик, прекрасен город этот
Над вольною рекой
И самый лучший он для нас,
Родной и дорогой.
Ребята, как вы думаете, о каком городе это стихотворение?
(ответы детей)
Воспитатель: Верно, о городе, в котором мы живем. Посмотрите, как красив наш город (показ слайдов).
Как вы думаете, какой народ в нашем городе самый многочисленный.
(ответы детей).
Воспитатель: Да. Большая часть людей, проживающих в Самаре – русские.
У Самары есть свой герб и флаг. На доске вы видите флаги и гербы. Назовите номера, на которых расположены герб и флаг Самары.
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. У русских также как и у других народов есть свои традиции, игры и праздники. У всех есть свои хороводы. Какую русскую хороводную игру мы выучили?
(ответы детей)
(Проводится хоровод-игра «Со вьюном я хожу»)
Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой веревочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками). Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.
С вьюном я хожу,
С зеленым я хожу.
Я не знаю, куда
Вьюн положить
С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн
На правое плечо.
На третий куплет движения повторяются.
А со правого,
А со правого,
А со правого
На левое положи.
К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется
.
Воспитатель: Ребята, ну вот наше путешествие подошло к концу. Вот вам последняя часть карты. Давайте соберём все части карты.
(Дети на магнитной доске складывают все части карты. Получается карта Поволжья).
Воспитатель: Это карта Поволжья. Здесь проживают народы, о которых мы с вами говорили. Как вы думаете, почему мы говорим народы Поволжья, карта Поволжья.
(ответы детей)
Воспитатель: Все народы, о которых мы сегодня говорили, объединяет великая русская река Волга. Поэтому мы и говорим народы Поволжья, т,е. живут на берегах Волги. Живут они в дружбе и согласии.
Давайте встанем в круг и поиграем в игру дружбы.
(проводится игра «Давайте дружить»)
Дети встают в круг. «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами».
Вот так народы подружились (поздороваться за руки).
Вот так народы соединились (взяться за руки).
Вот так народы объединились (обняли друг друга за плечи)
С тех пор наши народы живут в мире и согласии» (поднять вверх сцепленные руки).
Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. Вот и наш сюрприз. Посмотрим, что внутри? Открываем коробку.
Это угощение. Народные блюда народов, о которых шла речь в нашем путешествии. Пойдем пить чай.
Список литературы:
1. Алямкина В.И. Формирование когнитивных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского народа // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России: колл. научный метод. – Саранск, 2010
2. Антонова Л.И. Обычаи и традиции татарского и мордовского народов // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – С. 56
3. Беляева Ю.В. Формирование у детей 5-6 лет представлений о культуре татарского народа средствами устного народного творчества. Бакалаврская работа / Ю.В. Беляева. – Тольятти: ТГУ, 2017. – 74 с.
4. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013
5. Крупка Т.И. Ознакомление дошкольников с малой родиной// Воспитатель ДОУ. –2009. –№3. –С. 56-66.
6. Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2013
8. Я живу в Самаре: сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / под ред. И. А. Сыровой, О. Г. Чеховских. – Самара: Центр развития образования, 2015
Интернет-ресурс:
http://fb.ru/article/278146/narodyi-samarskoy-oblasti-nazvaniya-traditsii-kostyumyi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Культура народов Поволжья в песнях и танцах"
этот проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре Поволжья, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область....

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья
Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

Фестиваль игр народов Поволжья
Сценарий фольклорного праздника, основанного на народных играх ставит задачи:· Приобщать к истокам игрового фольк...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Проектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего Поволжья посредством использования ИКТ.
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯпо блоку:«Развитие профессиональных компетенций работников образования»ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТПроектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего По...
Развлечение "Дружно мы живем в Поволжье"
Расширить представления детей о культуре народов, проживающих на территории Самарской области. Продолжать формировать эмоционально-образное восприятие культуры народов средствами разнообразных в...

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».
laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...