Квест-игра "Мы живем в Поволжье"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Татьяна Петрова Александровна

Материал будет интересен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_zhivem_v_povolzhe.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра  «Мы живем в Поволжье»

Петрова Татьяна Алекандровна

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №411» г.о. Самара

Цель: Закрепить с детьми знания о культуре и традициях народов Поволжья.
Задачи:
Образовательные:

закрепить с детьми символы, игры народов, проживающих в Поволжье (русские, чуваши, татары, мордва);

формировать у детей умение определять народы по внешнему виду, костюму и называть их, классифицировать элементы народного костюма.

Воспитательные:

формировать у детей нравственные качества через народные подвижные игры, народный фольклор и традиции;

воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу;

закрепить у детей умение работать в группах, договариваться между собой, приходить к общему выводу.

Ход игры.

Воспитатель:     Дорогие ребята приглашаю вас поучаствовать в игре-путешествии «Мы живем в Поволжье».

Народы Поволжья живут дружно. Дети разных национальностей вместе учатся в школе, ходят в детский сад. Вот и наш детский сад – одна большая многонациональная семь.  Народы Поволжья гостеприимные, трудолюбивые люди. Как у каждой птицы - своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура - народные песни, музыка и танцы.

Поволжский край, моя земля

Родимые просторы

У нас и реки и поля

Холмы, леса и горы

Народы, как одна семья

Хотя язык их разный.

Дружбой мы своей сильны,

И все  живём прекрасно!

Итак, наше путешествие начинается здесь и сейчас. Проверим ваши знания. На каждой остановке вы будете выполнять задания,  и получать кусочек карты. В конце игры мы соберем карту. И получим подарок.

Заканчиваем выполнение заданий по звуку колокольчика. Для начала, разминка. Разделимся на 3 команды.

Задание: каждая команда получает   карточки с изображением  народов в национальных костюмах, пожалуйста, выделите и назовите те народы, которые проживают в  Поволжье. Не забудьте, что работая в группах, вам необходимо будет договориться, кто из вас будет отвечать на вопрос.

Время пошло.

( дети выполняют задание на столах)

Воспитатель: Время вышло. Какая группа готова ответить первой?

(Картинки выставляются на доске)

 Воспитатель:  Как вы определили принадлежность человека к той или иной  национальности?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Как я уже говорила, что у каждого народа есть свои традиции, конечно, свои праздники. Я их буду называть, а вы быстро отвечайте, чей это праздник. Будьте внимательны.

Сабантуй.

(ответы детей)

Верно – это  главный татарский национальный праздник, посвященный труду на земле, отмечает окончание весенних полевых работ.

 Акатуй.

(ответы детей)

Конечно, это чувашский праздник, посвященный весенним полевым работам.

Цигунянь ши.

(ответы детей)

 

Молодцы.  В конце февраля  в Мордовии люди прощаются с зимой, пекут жаворонков и закликают приход весны пением призывных песен.

Масленица.

 (ответы детей)

Верно. Это проводы зимы, встреча весны. 

Я вижу, что к путешествию вы готовы. Отправляемся.

       (дети вслед за воспитателем проходят на первую станцию)

Воспитатель: Внимание. Остановка.

Посмотрите на картинку (показывает флаг Татарстана) Как вы думаете, о каком народе Поволжья мы сейчас будем говорить.

(ответы детей)

Воспитатель: Верно. Здесь нас ждет посылка. Открываем. В ней эмблема страны, республики. Как называется эмблема страны?

(ответы детей - герб)

В посылке  конверты с гербом Татарстана. Я раздаю каждой команде по конверту. Вам надо из частей собрать герб. Работайте дружно, в команде. (дети выполняют задание на столах)

Воспитатель: Внимание! Заканчиваем работу. Проверяем, все команды справились с заданием.

(команды проверяют правильность сборки герба друг у друга)

Воспитатель: Назовите главный город республики Татарстан.

(город Казань)

Воспитатель: Предлагаю размяться и сыграть в татарскую  игру «Тимербай».

Ход игры. Дети делают круг.

Воспитатель с помощью татарской считалки выбирает водящего — Тимербая. 

Бер тай, ике тай, оч тай, дурт тай, биш тай,— чыгып тай!
(Один жеребенок, два жеребёнка, три жеребёнка, четыре жеребёнка, пять жеребят — вылетай). Он становится в центре круга.

Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.).

Воспитатель: В посылке первая часть карты. Получите.

Двигаемся дальше.

(дети вслед за воспитателем проходят к следующей станции)

Воспитатель: Вашему вниманию предлагается музыкальное задание. У каждого народа свои песни. Мы с вами слушали некоторые из них. Внимание на экран.

 (Детям предлагается послушать чувашскую песню «Ике печек сар»

в исполнении детского чувашского ансамбля «Путене»)

Какого народа эта песня.

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, узнали песню. Назовите столицу Чувашии.

(Чебоксары)

У каждого народа есть свои пословицы и поговорки. Есть они и у чувашского народа. Вспомните их.

Не бери себе в спутники дурного человека.

Надежный друг цены не имеет.

Разрушить легко, а построить труднее.

Воспитатель: Во время праздников все народы устраивают спортивные и шуточные состязания.

Во время празднования Акатуя чуваши также устраивают всевозможные шуточные состязания в силе и ловкости, такие как бег в мешке, разбивание горшка и другие.

И  сейчас у нас игра-

Веселится нам пора.

Кто в мешке под громкий смех

Пробежит быстрее всех.

(Проводится игра «Бег в мешках»)

Воспитатель: Поиграли, свою ловкость показали. Получите еще одну часть карты.

Отправляемся дальше.

(дети вслед за воспитателем проходят к следующей станции)

Воспитатель: Здесь нас ждет герб. Какому народу  принадлежит этот герб.

(ответы детей).

Воспитатель: Верно, это герб Мордовии.

Кто скажет, как называется столица Мордовии.

(Саранск)

Воспитатель: Вот вам новое задание. Как вы знаете,  каждый народ имеет свой костюм. Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Мы с вами рассматривали его. Каждая команда получает картинки с элементами  костюмов народов Поволжья. Вам надо выбрать только элементы мордовского костюма.

(дети выполняют задание, воспитатель проверяет)

Воспитатель: Народные игры являются неотъемлемой частью жизни всех  народов. Есть такие игры в Мордовии. Вспомните, в какую  мордовскую игру мы играли.

(ответы детей)

Воспитатель: Конечно, это игра «Раю-раю». Предлагаю сыграть в нее.

(проводится игра)

Ход игры. Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок — щит, другой стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Воспитатель: А вот и третья часть карты, и двигаемся дальше.

 (дети вслед за воспитателем проходят к следующей станции)

Воспитатель: Мы на месте. Это последняя остановка.

Послушайте стихотворение.

Велик, прекрасен город этот

Над вольною рекой

И самый лучший он для нас,

Родной и дорогой.

Ребята, как вы думаете, о каком городе это стихотворение?

(ответы детей)

Воспитатель: Верно, о городе, в котором мы живем. Посмотрите, как красив наш город (показ слайдов).

Как вы думаете, какой народ в нашем городе самый многочисленный.

(ответы детей).

Воспитатель: Да. Большая часть людей, проживающих в Самаре – русские.

У Самары есть свой герб и флаг. На доске вы видите  флаги и гербы. Назовите номера, на которых расположены герб и флаг Самары.

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. У русских также как и у других народов есть свои традиции, игры и праздники. У всех есть свои хороводы. Какую русскую хороводную игру мы выучили?

(ответы детей)

(Проводится хоровод-игра «Со вьюном я хожу»)

Ход игры.  Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой веревочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками). Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

С вьюном я хожу,

С зеленым я хожу.

Я не знаю, куда

Вьюн положить

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн

На правое плечо.

На третий куплет движения повторяются.

А со правого,

А со правого,

А со правого

           На левое положи.

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга.         Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется

.

Воспитатель: Ребята, ну вот наше путешествие подошло к концу. Вот вам последняя часть карты. Давайте соберём все части карты.

(Дети на магнитной доске складывают все части карты. Получается карта Поволжья).

Воспитатель: Это карта Поволжья. Здесь проживают  народы, о которых мы с вами говорили. Как вы думаете, почему мы говорим народы Поволжья, карта Поволжья.

(ответы детей)

Воспитатель: Все народы, о которых мы сегодня говорили, объединяет великая русская река Волга. Поэтому мы и говорим народы Поволжья,  т,е.  живут на берегах Волги. Живут они в дружбе и согласии.

Давайте встанем в круг и поиграем в игру дружбы.

(проводится игра «Давайте дружить»)

Дети встают в круг. «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами».

 Вот так народы подружились (поздороваться за руки).

 Вот так народы соединились (взяться за руки).

 Вот так народы объединились (обняли друг друга за плечи)

 С тех пор наши народы живут в мире и согласии» (поднять вверх сцепленные руки).

Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. Вот и наш сюрприз. Посмотрим, что внутри?  Открываем коробку.

Это угощение. Народные блюда народов, о которых шла речь в нашем путешествии. Пойдем пить чай.

Список литературы:

1. Алямкина В.И. Формирование когнитивных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского народа // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России: колл. научный метод. – Саранск, 2010

2. Антонова  Л.И. Обычаи и традиции татарского и мордовского народов // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – С. 56

3. Беляева  Ю.В. Формирование у детей 5-6 лет представлений о культуре татарского народа средствами устного народного творчества. Бакалаврская работа / Ю.В. Беляева. – Тольятти: ТГУ, 2017. – 74 с.

4. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013

5. Крупка Т.И. Ознакомление дошкольников с малой родиной// Воспитатель ДОУ. –2009. –№3. –С. 56-66.

6. Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003

7. Новицкая  М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2013

8. Я живу в Самаре: сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / под ред. И. А. Сыровой, О. Г. Чеховских. – Самара: Центр развития образования, 2015

Интернет-ресурс:

https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-na-temu-tradici-i-obychai-narodov-samarskoi-oblasti-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

https://infourok.ru/?utm_source=infourok&utm_medium=banner&utm_campaign=global&utm_content=23-february\

http://fb.ru/article/278146/narodyi-samarskoy-oblasti-nazvaniya-traditsii-kostyumyi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Культура народов Поволжья в песнях и танцах"

этот проект направлен  на формирование у детей представления о богатой народной культуре Поволжья, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область....

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

Фестиваль игр народов Поволжья

Сценарий фольклорного праздника, основанного на народных играх ставит задачи:·                Приобщать к истокам игрового  фольк...

Бытовой уклад народов Поволжья

Презентация рассказывает о том, как жили наши предки....

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Проектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего Поволжья посредством использования ИКТ.

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯпо блоку:«Развитие профессиональных компетенций работников образования»ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТПроектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего По...

Развлечение "Дружно мы живем в Поволжье"

Расширить  представления детей о культуре народов, проживающих на территории Самарской области. Продолжать формировать эмоционально-образное восприятие культуры народов средствами разнообразных в...

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».

laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...