Консультация "Буллинг как разновидность межличностных отношений дошкольников"
консультация

Овод Светлана Фёдоровна

В статье рассказывается о взаимоотношениях дошкольников в детском саду, о воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста, о проблеме буллинга в дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

БУЛЛИНГ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассказывается о взаимоотношениях дошкольников в детском саду, о воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста, о проблеме буллинга в дошкольном возрасте.

Ключевые слова и понятия:   bullying (буллинг) – агрессивное  преследование одного из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц; bully (булли) – задира, хулиган; общение, межличностные отношения, агрессивность.

Межличностное общение - это совершенно необходимое условие бытия людей,  без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. 

Общение - это взаимодействие людей, в котором всегда развёртывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определённое взаимообращение, поведение, выбираемое участвующими в общении людей по отношению друг к другу.

Межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система «человек – человек» во всей многоаспектной динамике её функционирования. Это в полной мере имеет отношение к детям разных возрастов.

Проблема становления межличностных отношений в дошкольном возрасте – одна из актуальных проблем современного общества.

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком социального опыта, овладения свойственными этому возрасту культурными практиками: игрой, речью, продуктивными видами деятельности. В совместных формах последних возникают и совершенствуются психологические новообразования, происходит развитие субъект-субъектных и других отношений.

В последнее время всё чаще и чаще появляются проблемы, которые свидетельствуют о возрастании агрессивности детей, начиная с дошкольного возраста. Причём, многие причины этой агрессии можно предотвратить уже во время нахождения ребёнка в детском саду. Однако, несмотря на это, речь идёт о буллинге дошкольном. Оказывается, что многие из истоков школьного буллинга зарождаются уже в детском саду.

Проблеме жестокого обращения в детской среде уделяется самое пристальное внимание. Проявление насилия в детском саду отличается от насилия в школе. В начальной школе это группа детей, в дошкольном учреждении отдельные дети. Очень редко группа детей, ещё реже, когда вовлекается весь детский сад. В детском саду при насилии нет предварительной стадии обдумывания. Дошкольники не осознают до конца своих действий. Отсутствует понимание последствий и чувства вины. Оправданием насилия является незначительный проступок. Агрессивное поведение детей расходится с их словами. У каждого в детстве было что-то подобное: не дружили, игнорировали, били, обзывали, обижали. И каждый проносит эти воспоминания через всю жизнь и всей душой желает оградить своего ребёнка от детской травли.

А как же выглядит ребёнок-булли? Это ребёнок, не умеющий сочувствовать, гиперактивный, агрессивный, физически превосходящий своих сверстников. Это ребёнок, который является неформальным лидером компании или мечтает им стать, нуждается в том, чтобы самоутвердиться, так как ущемлён в семье. Такой ребёнок ощущает вседозволенность из-за неправильного воспитания или высокого социального статуса родителей.

Как можно исправить ситуацию в коллективе? Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих дошкольнику управлять своим поведением, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребёнка и ребёнка, ребёнка и взрослого, овладение содержанием требований взрослых посредством словесных инструкций, знаковых средств.

В детском саду дети обо всём рассказывают воспитателю. В школе насилие не всегда выходит за пределы коллектива, так как рассказчик будет считаться предателем. В детском саду  воспитатель – арбитр. Он следит за  недопустимой  агрессией. Все дети ждут реакции воспитателя. Воспитатель чётко распознаёт формы агрессии и насилия. Он обязательно должен приучать детей справляться с агрессией внутри себя. Поэтому в детском саду роль воспитателя в недопущении буллинга в отношении дошкольников очень значима, ведь он находится с воспитанниками целый день. В общении ребёнка со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребёнок спорит с другими детьми, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование, стремление кого-то унизить и т.д.

В своих группах мы, педагоги, проводим работу по недопущению буллинга среди воспитанников не только с детьми, но и с их родителями (законными представителями). Со своими дошкольниками мы проводим различные беседы о дружбе, взаимопомощи, проводим различные игры, читаем и обсуждаем художественную литературу о дружбе, заучиваем стихи, создаём различные педагогические ситуации, которые решаем вместе. Например, в беседах о дружбе мы учим детей, что все люди разные, что у каждого есть свои недостатки во внешности, но это не мешает человеку вырасти успешным и счастливым. Очень помогает в таких случаях просмотр фотографий знаменитых и великих людей: сотни из них тоже были толстыми или худыми, носили очки, да и национальность у всех совершенно разная, а они стали знаменитыми и успешными. Также с воспитанниками мы заучиваем стихи о дружбе: «Дружба – это дар» Ю. Белоусовой, «Добрый великан» Е. Серовой и другие, знакомим и объясняем значение пословиц: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты», «Друга ищи, а нашёл – береги», слушаем песни о дружбе и т.д. С родителями (законными представителями) проводим круглые столы, проводим анкетирование и тестирование о взаимоотношениях детей и взрослых, просматриваем презентации, раздаём памятки и буклеты о недопущении буллинга в детском саду и дома. Также вместе с детьми и их родителями проводятся различные вечера досуга и спортивные развлечения, которые объединяют и сплачивают всех участников.

Таким образом, в дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребёнка. Как ни в каком другом возрасте, ребёнок осваивает широкий круг деятельности: игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняется содержание потребности, мотивы и средства общения. У воспитанников складываются устойчивые способы отношений друг к другу. Взаимоотношения дошкольников со сверстниками характеризуются, с одной стороны, импульсивностью и непосредственностью, а с другой стороны, инертностью и стереотипностью.

Проблема буллинга, разрешённая на ранней стадии, будет иметь минимум последствий для психики ребёнка. Если же пустить всё это на самотёк, след останется неизгладимый, причём для всех участников конфликта. Если ребёнок агрессивен и не видит другого способа взаимодействия со сверстниками или младшими, кроме как унижать и бить, у него серьёзные проблемы, которые он не может сформулировать и обсудить.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра с песком как средство самовыражения и формирование межличностных отношений дошкольника».

В статье раскрывается влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы дошкольника, включает задачи и формы организации.....

Межличностные отношения дошкольников

Описание нашей работы по морально нравственному воспитанию дошкольников...

Влияние межличностных отношений дошкольника на его социализацию.

ключевые слова: игра. межличностные отношения, методики, социометрия.   Работа для педагогов , как именно межличностные отношения влияют на социализацию дошкольников. Какие методики можно примени...

"Методики диагностики межличностных отношений дошкольников"

В презентации описаны разные методики диагностики межличностных отношений. Предложенные методики помогут воспитателю выявить причины возникновения конфликтов, устанавливать доброжелательные отношения ...

«Развитие межличностных отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование меж...

Межличностные отношения дошкольников и младших школьников

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом опред...

Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения дошкольников

: Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитате...