Мини-музей «Русская изба» в детском саду
проект

Мини-музей «Русская изба» обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника. Сегодня повсеместно возрос интерес к прошлому нашего народа, к его творчеству. В нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Актуальные в настоящее время вопросы формирования культурной идентичности оптимально решаются только в том случае, когда приобщение ребенка к истории миру искусства начинается с самого раннего возраста, так как детство – это время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Представляем вам презентацию мини-музея «Русская изба» МБДОУ № 104.

Цель музейной экспозиции -  создание условий для развития личности детей дошкольного возраста путём  включения их в многообразную деятельность мини-музея.

Для достижения данной цели мы решаем следующие задачи :

формировать представления об убранстве русской избы, о связи предметов современного быта с предметами прошлого, представленными в музее;

обогащать речь детей, расширять и активизировать их словаря;

знакомить с устным народным творчеством;

знакомить с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства;

формировать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики;

осваивать новый тип  непосредственно образовательной деятельности;

обогащать предметно-развивающую среду ДОУ;

воспитывать бережное отношение к вещам и материалам музея;

воспитывать интерес к предметам прошлого и настоящего;

воспитывать культуру поведения;

воспитывать желание пополнять экспозицию музея и передавать свои знания о ней.

Мини-музей «Русская изба» обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника. Сегодня повсеместно возрос интерес к прошлому нашего народа, к его творчеству. В нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Актуальные в настоящее время вопросы формирования культурной идентичности оптимально решаются только в том случае, когда приобщение ребенка к истории миру искусства начинается с самого раннего возраста, так как детство – это время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры. В мини-музее «Русская изба» воссоздана уютная обстановка русской избы, (не с «музейной» атмосферой, а с возможностью введения ребенка в особый мир путем действенного познания). Посещение музея каждый раз очередное событие в жизни ребенка. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей сформируется ценностное отношение к истории, появится интерес к изучению культуры своей страны, ее народа.

Активное участие родителей в создании мини-музея,  совместная с ребёнком познавательная и творческая деятельность будут способствовать укреплению детско-родительских отношений.

Повысится  престиж детского сада  в среде родителей.

Говоря о задачах, хотелось бы отметить функции мини-музея «Русская изба».

образовательная: заключается в  развитии зрительно-слухового восприятия, усвоении информации; использовании дидактических материалов, расширяющих рамки образовательной программы;

  - развивающая: направлена на активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

  - просветительская: направлена на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

  - воспитательная: заключается в формировании личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включении их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Мини -музей «Русская изба» в детском саду № 104 был открыт в феврале 2020 года при участии сотрудников детского сада и  родителей.

Целевую  аудиторию музейного образовательного пространства составляют  Воспитанники, родители и педагоги  детского сада, а также все заинтересованные в получении интересной информации и эстетического удовольствия гости детского сада.

Мини - музей «Русская изба» предназначен для проведения экскурсий и НОД  с детьми дошкольного возраста, а также досугов  и развлекательных мероприятий в музыкальном зале и на участке детского сада с использованием экспонатов музея.

Экспозиция  «Русская изба» расположена в здании детского сада на первом этаже, в правом крыле, в методическом кабинете.

Создание мини-музея проходило в несколько этапов .

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включал в себя проведение таких мероприятий, как: родительские собрания, консультации, индивидуальная работа.

2 этап. Выбор места для мини-музея, изготовление стеллажей для экспозиции.

3 этап. Сбор экспонатов.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требовало соблюдения ряда условий:

– оформление комнаты с учётом эстетических норм;

– наличие мебели для проведения занятий;

– соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались бы не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки.

7 этап. Консультации для экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини–музея с приглашением детей и взрослых.

–Мини-музеи «Русская изба» учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, по воспитанию у детей патриотических чувств; 

–Мини-музеи предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.); 

–Представленные экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея, в то же время доступным для ребенка языком; 

Мини-музей ориентирован на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве; 

Экспозиция мини-музея постоянно дополняется и обновляется с учетом возрастных особенностей детей группы;

В мини-музее представлены экспонаты, отражающие быт, традиции, культуру Курской области- кукла Тимоня,  изделия народных умельцев, кожлянская игрушка и т.д.. 

В музее имеется макет печи с очагом, скамья, люлька, прялка, кухонная утварь и многое другое. Здесь дети знакомятся со старинными предметами, их названиями. Нужно отметить, что работа в музее не ограничивается одними экскурсиями. Детям предлагается разнообразная познавательная деятельность, связанная с изучением предметов музея. В мини-музее проводятся мероприятия ознакомительного, развивающего и воспитательного характера. Это – беседы, ознакомление с экспонатами, обыгрывание потешек, сказок, песенок. Дети включаются в диалог с воспитателем, изучают экспонаты, знакомятся с музейной терминологией, разгадывают загадки в игровой и занимательной форме. Педагоги проводят не только занятия, игры, беседы, но и в свободное время дети могут  использовать некоторые экспонаты для  сюжетно-ролевой игры. С  использованием экспонатов  проводятся развлечения и праздники.

Особенно интересна музыкальная деятельность.   Тесное взаимодействие с музыкальным руководителем дало возможность использовать народные музыкальные инструменты  в художественных номерах.

Создание мини-музея «Русская изба» – это действенный, практический способ ознакомления дошкольника с русским бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми ремесел и традиций, художественного наследия. Опыт показал, что у детей не только расширяется кругозор, но и развиваются познавательные способности и познавательная деятельность.

В результате создания мини-музея обогащается предметно-развивающая среда ДОУ, так как экспонаты, принесенные  родителями и сотрудниками, остаются в музее. Но самый главный результат – это заинтересованность детей. Таким образом, создание мини-музея – прекрасный способ систематизировать, закрепить и углубить знания детей, а также привлечь родителей к активному участию в воспитании своих детей, в жизни детского сада. Создание музейной экспозиции Русская изба в детском саду подарило нашим воспитанникам, их родителям и педагогам много ярких, незабываемых впечатлений, позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. 

В настоящее время экспозиция сформирована на основе нескольких модулей:

  1. материалы для изготовления поделок (тканевые кусочки, пряжа,бумага, материалы для росписи: клей, краски, кисти)
  2. специальная литература, видео и аудио материалы
  3. семейные работы, 
  4. различные экспонаты.

Параллельно с экспонатами в музее располагается интересная информация о представленных экспонатах, создаются картотеки.

В перспективе хочется  создать электронный ресурс с подборкой качественных материалов, которые в дальнейшем можно использовать дистанционно.

3.Материалы образовательной деятельности в музее. Видеофрагменты.

Если, музей создан с целью развития у детей представления об истории предметов, назначении и т.д., то хотелось бы предложить отразить в содержании электронного музея фрагменты такой деятельности. Для большей наглядности желательно использовать динамические изображения – видеосюжеты деятельности.

1 фрагмент.  Занимательная экскурсия.

Ребенку дошкольного возраста можно предложить выступить в качестве экскурсовода.

2.фрагмент   Образовательная деятельность  с экспонатами.     

Изучив в процессе экскурсии экспонаты музея и получив первоначальные знания, можно организовать с подгруппой детей образовательную деятельность, в процессе которой я предоставляю детям возможность более подробно узнать о назначении тех или иных предметов, истории их возникновения. Детям дают возможность провести некоторые исследовательские действия. В результате такой деятельности детям задают вопросы, предлагают сделать элементарные умозаключения, подержать экспонаты в руках. 

Картотека авторских игр, заданий.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. В связи с этим предлагается создать серию методических рекомендаций развивающих игр и занимательных заданий. Данный материал будет очень полезен педагогам и родителям для организации деятельности с детьми в направлении изучения предметов.

К вышеуказанным пунктам можно ввести и дополнительные компоненты:

  • Презентационный материал
  • Демонстрационные (раздаточные) карточки
  • Мини – ролики
  • Звуковые файлы
  • Мастер - классы по изготовлению игрушек

Используя такие компоненты виртуального образовательного пространства, можно получить быстрый доступ к методическим разработкам, организовать познавательную деятельность с детьми дошкольного возраста. Ребенок сам может спокойно работать в данном пространстве, просматривая экспозиционные материалы и видеосюжеты.

Мы приучаем детей с ранних лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей России, с корнями своего Отечества. Так постепенно возвращается национальная память, и взрослые и дети по-новому начинают относиться к русским народным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, с которыми связано все самое ценное из культурных достижений народа.

Воспитание с дошкольного детства к своим корням, культуре позволит ребенку уважительно относиться к культуре других народов.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Мини –музей «Русская изба» продолжает обновлять свои экспозиции. Мы продолжаем искать новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываем дидактические и развивающие игры по тематике мини-музея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-Музей «Быт русской избы»

План работы мини-музея....

Проект. Мини-музей "Быт русской избы"

План работы мини-музея....

Мини-Музей «Быт русской избы»

План работы мини-музея....

Мини музей « Русская изба» в детском саду

Мини музей «Русская изба» в детском садуМы живём в России – стране, богатой своей историей и культурой. Чтобы считать себя частью этого богатейшего наследия, необходимо прочувствоват...

Проект "Мини-музей Русская изба " в детском саду.

Родная культура должна статьть неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Поэтому мы считаем, сто приобщать детей к истокам русской народной культры необходимо с детства.По...

Методическая разработка Мини-музей "Русская изба" в детском саду

Методическая разработка Мини-музей Русская изба. Материал о знакомстве детей с бытом, обычаями и традициями русского народа, с традиционными народными промыслами России....

Методическая разработка "Мини-музей РУССКАЯ ИЗБА" в детском саду

Методическая разработка "Мини-музей РУССКАЯ ИЗБА" в детском саду, материал о знакомстве детей с бытом, обычаями и традиционными народными промыслами России....