Презентация "Кейс-технологии"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История кейс-метода начинается с XVII века, когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их. Родиной кейс метода является США. Сейчас этот метод наиболее широко используется не только в педагогике, но и в менеджменте, математике, экономике, медицине и юриспруденции. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет
Название кейс-технология произошло от латинского « casus » - запутанный, необычный случай; а также от английского « case » - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике , встать на позицию человека, реально принимающего решения , учиться на ошибках других.
Что может содержать кейс? Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты) Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи
В дошкольном детстве рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяем следующие формы: I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей). 1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения; 2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике; 3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.
II . Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Применяются следующие кейсы: 1) Серия опорных картинок , воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек , шмель, плачущий малыш); 2) Предметная картинка , демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. 3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш. 4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение .
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался.
Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации .
Первый этап: Подготовительный Деятельность педагога Деятельность детей Показывает фотографию, зачитывает текст Знакомятся с ситуацией Второй этап: Мотивационный Деятельность педагога Деятельность детей - формирует суть проблемы; - формирует задание; - мотивирует к поиску решения. - осознают проблему; - концентрируются на поиске решений в данной ситуации. Третий этап: «Мозговой штурм» Деятельность педагога Деятельность детей - активизирует детей при помощи ключевых вопросов; - помогает проанализировать принятое решение. - представляют свои варианты решения; - находят совместное решение; - формулируют выводы. Четвертый этап: оценочно-рефлексивный Деятельность педагога Деятельность детей - побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания - размышляют, выдвигают аргументы; - применяют полученные знания
Для этого нужно: 1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям. 2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»; 3. Определение контекста; 4. Планирование кейс-исследования , проведение сбора и анализа материала; 5. Поиск решений , обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации; 6. Описание и редактирование кейса; 7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии , сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.
И в заключение… Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт
Спасибо за внимание!!!