Картотека игр по сенсорному развитию детей второй младшей группы (3-4 года)
материал (младшая группа)
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr.deyat_.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы: Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественных способностей детей 3-4 лет.
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
На современном этапе образовательные организации, воспитывающие дошколят, находятся в процессе поиска новых подходов к образованию и воспитанию детей с ориентацией на их личное развитие. В этой связи педагоги ДОУ заинтересованы в нахождении инновационных и необычных методов в процессе творческого взаимодействия с дошколятами. Поэтому внимание педагогов ДОУ направлено на решение следующих вопросов: Каким образом обучить дошколенка тому, что ему пригодится во взрослой жизни? Как выявить и развить его врожденные способности и таланты? Какой способ обучения подходит для этого лучше всех? Одним из ответов на все эти вопросы служит театрализованная деятельность, способствующая решению множества педагогических задач, инициирующих развитие речи младшего дошкольника. Это происходит в результате того, что дошколята на определенный период времени играют роли и становятся персонажами различных событий и ситуаций, что способствует проникновенному познанию мира, и, в то же время, создает у дошкольника интерес к литературе, культуре, театру.
Самый важный период для развития ребенка – это младший дошкольный возраст, в котором происходит активное развитие всех психических процессов, а именно: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения и речи. Самым эффективным средством развития в этом возрастном периоде является театр и театрализованные игры. Принимая участие в театрализованной деятельности дошколята знакомятся с миром через образы, звуки и краски, а грамотное руководство игрой побуждает детей общаться и говорить. Развитие речи напрямую зависит от умственного развития. В процессе игровой театрализованной деятельности активизируется словарь ребенка, улучшается звуковая культура речи, грамматика, интонация. В процессе исполнения и озвучивания роли своего персонажа дети произносят реплики и выражают эмоции свих персонажей, что способствует ясному и четкому формулированию мыслей и понятному их изложению. Поэтому совершенствуется диалогическая речь и грамматика. Происходит развитие коммуникативных и художественных способностей детей 3-4 лет.
Отметим, что речь, формируясь во время общения, в то же время, является и его необходимым структурным элементом. Значимым условием совершенствования речи младших дошкольников служит формирование эмоционально комфортной и безопасной ситуации, что инициирует желание активного непосредственного участия в речевом общении.
Введение
«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественных способностей детей 3-4 лет», заключена в том, что постановка спектаклей в настольном театре, использование игр-драматизаций, кукольных этюдов и постановок будет способствовать созданию комфортной ситуации и в игровой форме привлекать ребенка к речевом общению, что, в свою очередь поспособствует наиболее эффективному развитию речи дошкольников.
Отсутствие систематической и целенаправленной работы над развитием речи привели к работе над проектом «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественных способностей детей 3-4 лет».
Цель проекта: совершенствовать коммуникативные и художественные способности младших дошкольников посредством театрализованной игры в театре.
Задачи:
- Познакомить детей с русской народной сказкой, учить узнавать героев знакомой сказки
- Учить детей слушать, слышать, рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; обогащать и расширять словарный запас детей;
- формировать умение инсценировать эпизод сказки, показывать сказку с помощью настольного театра.
- Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей.
- Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности.
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами и игрушками.
Театр дает возможность дошколятам:
- легко и с увлечение уходить в мир «фэнтази»;
- обучает видеть как свои ошибки, так и ошибки других детей;
- увеличивается свобода самовыражения;
- дошколята становятся более общительными;
- обучаются логической формулировке своих мыслей и грамотному их выражению.
В работе с детьми использую следующие формы и методы:
- чтение сказок и их разбор;
- постановка сказок и участие в постановке по ролям;
- слушание сказок, стихов и потешек в формате медиа;
- игра с поделочным и дидактическим материалом;
- самостоятельное изготовление кукол;
- рисование, аппликация, лепка, раскрашивание раскрасок детьми на тему сказки.
Работа по развитию речи у младших дошкольников посредством организации театра ведется следующим образом:
• театральные постановки (ведущая роль воспитателя);
• комментирование диалогов персонажей;
• озвучивание реплик героев сказок.
Дошкольники с огромной радостью изображают героев сказок: людей и животных, но пока не могут развить и обыграть сюжет сказки. Поэтому мы обучаем детей различным способами игровых действий по образцу. Для этой цели мы проводим игры, разыгрываем сценки по литературными произведениям, а также применяем театрализованные постановки по литературным произведениям Репка, Колобок, Теремок, Курочка Ряба, кроме этого применяем потешки.
С целью инициации самостоятельной игровой деятельности дошколят мы показываем образец, раздаем им игрушки, и они играют по образцу.
Для речевого развития дошкольников посредством организации театра значимым является организация правильной предметно-развивающей среды.
Оформление познавательного уголка, в том числе для детского творчества «Русские народные сказки».
Подбор детской литературы, загадок, иллюстраций, раскрасок по сказкам, материалов для продуктивного и театрального творчества детей.
Детское и семейное изобразительное творчество по сказкам.
Рисование, аппликация, лепка, раскрашивание раскрасок детьми на тему сказки.
Оформление масок для игр и театрализованной деятельности детей по русским народным сказкам.
Изготовление книжек – малышек по русским народным сказкам с родителями.
Создание театров с родителями.
Создание насыщенной предметно-развивающей среды способствует активизации самостоятельности дошколят и активизирует их речевое развитие.
При организации театра можно использовать куклы и игрушки как готовые, так и самодельные – сделанные собственноручно, своими руками. Разумеется, игрушки и куклы изготовленные собственноручно имеют более значимую воспитательную ценность.
Игрушки для театра можно сделать из кусочков цветной бумаги, коробок, поролона, картона, проволоки, природных материалов.
В процессе работы настольного театра должна быть возможность для младших дошкольников как изучения и познания мира посредством сказок, так и получение удовольствия и радости от занятий театрализованной деятельностью и эффективного разыгрывания спектаклей.
Младшим дошколятам еще очень сложно дается произношение всего текста роли. Дети говорят только некоторые комментирующие действие фразы, используя мимику, жесты и телодвижения, разыгрывая роли своих персонажей.
В процессе такой театрализованной деятельности дошколята, изображая персонажей постановки и действуя совместно с воспитателем и подражая ему, используя его действия как образец, научаются понимать и применять язык телодвижений, жестов и мимики, в то же время происходит незаметное развитие и совершенствование речи, где значение имеет интонационная и эмоциональная окраска.
Роль воспитателя в организации тетра.
Для полноценного развития личности младших дошкольников посредством театра сначала необходимо организовать педагогический театр. Это обусловлено тем, что воспитатель обязательно должен уметь очень выразительно читать и рассказывать, быть готовыми к различным превращениям в процессе исполнения ролей своих персонажей.
Театрализованные игры-постановки базируются на разыгрывании сказок. С этой целью лучше использовать русские народные сказки, т.к. фольклор заражает детей оптимизмом, мудростью, любовью, добротой, юмором, при этом незаметно и непринужденно происходит развитие мышления и речи.
Совместная работа с родителями.
Для повышения продуктивности нашей работы необходимо и участие родителей в организации театра. Для повышения заинтересованности родителей мы организуем встречи с родителями, мастер-классы.
• Помощь от родителей в обеспечение материалами и игрушками для театра.
• Собственноручное изготовление родителями атрибутов и игрушек для настольного театра.
Ожидаемый результаты проекта
Дошкольники становятся более свободными в самовыражении, более творческими, более открытыми и контактными, у них совершенствуется речь, улучшается взаимопонимание.
Младшие дошкольники умеют:
• Использовать в общении друг с другом диалог.
• Выбирать для себя персонажей и исполнять их роли.
• Применять способы театрализации: использовать жесты, позы, голос, мимику, телодвижения.
• Учатся самостоятельно сочинять истории и сказки.
• Развивается речь: становиться более четкой дикция, используются скороговорки.
В процессе театрализованных игр:
- Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
- Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Усидчивость.
- Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, рече двигательного.
- Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
- Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
- Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
- Происходит коррекция поведения.
- Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
- Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
- Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Заключение
В заключении отметим, что театрализованная деятельность может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.
Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей.
А это того стоит!
Перечень литературных источников
1. Андронычева Н.А. Театр на столе (для детей раннего дошкольного возраста) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://doshkolnik.ru/teatr/5764.html.
2. Борисова Л. Организация настольного театра или «Сказка на столике» [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-nastolnogo-teatra-ili-skazka-na-stolike.html.
3. Котельникова Е.Ю. Игры на действия с воображаемыми предметами методическая разработка по развитию речи [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/03/25/podvizhnye-igry-na-deystviya-s-voobrazhaemymi-predmetami.
4. Матвеева М. Игра-превращение. Вторая младшая группа Развитие речи во второй младшей группе[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/igra-prevraschenie-vtoraja-mladshaja-grupa.html.
5.М. Н. Маханева («Театрализованные занятия в детском саду») Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/03/19/m-d-mahaneva-teatralizovannye-zanyatiya-v-detskom-sadu.
6. Савина Е. Н. Методы и приёмы театрализованной деятельности в детском саду [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/-metody-i-priyomy-teatralizovanoi-dejatelnosti-v-detskom-sadu.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по сенсорному развитию детей 2 младшей группы. ( 3 - 4 года).
Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специальног...
Картотека игр по сенсорному развитию детей второй младшей группы (3-4 года)
laquo;Укрась бабочку»«Почини одежду зайчатам»«Большие и маленькие мячики».Игры с бельевыми прищепками Игра-шнуровка «Светофор», «Мишка»...
Картотека игр по сенсорному развитию детей второй младшей группы (2-3 года)
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе,...
Картотека игр по сенсорному развитию детей второй младшей группы (3-4 года)
Картотека игр по сенсорному развитию детей второй младшей группы (3-4 года)...
Картотека игр по сенсорному развитию детей второй младшей группы (3-4 года)
Картотека игр по сенсорному развитию детей второй младшей группы (3-4 года)...
Картотека игр по сенсорному развитию детей второй младшей группы (3-4 года)
laquo;Укрась бабочку»Цели:Учить детей группировать предметы по цвету.Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький.Развивать мелкую моторику.Матери...
Картотека игр по сенсорному развитию детей 2 младшей группы. (3 - 4 года).
laquo;Укрась бабочку»Цели: Учить детей группировать предметы по цвету.Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику...