Волонтеры-студенты за безопасную езду
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Волонтеры-студенты автотранспортного колледжа помогают младшим друзьям освоить безопасную езду на своем первом транспорте-велосипеде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_dlya_volonterov.docx | 94.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
Сценарный план состоит из обучающего профилактического группового занятия, рассчитанного на 45-50 мин, проводимого в игровой форме. Волонтеры-студенты автотранспортного колледжа помогают младшим друзьям освоить безопасную езду на своем первом транспорте-велосипеде.
Цель:
Формирование у детей 5–8 лет навыков безопасного поведения при использовании велосипеда и осознанного применения знаний систем его оснащения и о защитной экипировке.
Методические указания по реализации сценарного плана:
Сценарный план рассчитан на возрастную категорию 5–8 лет и разработан для проведения на базе Центров профилактики детского дорожно- транспортного травматизма. Все элементы реализуются в игровой форме при непосредственном контакте с детьми и предполагают 100%-ый охват всех участвующих. Кроме того, вовлечение родителей может значительно повысить эффективность ожидаемого результата.
В рамках реализации сценарного плана дети должны познакомиться с правилами перемещения на трёх- и двухколёсном транспорте в соответствие с их возрастной группой, предназначением и видами защиты, оснащением велосипеда для безопасного передвижения на нём. Занятия проводит педагог- инструктор. Контроль полученных знаний и навыков осуществляется двухступенчато: в виде предварительного опроса на знание основных правил дорожного движения и после освоения курса в форме индивидуального опроса.
Техническое сопровождение:
Линейка 40 см – 2 шт.
Планшет – 1 шт. Зарядка – 1 шт.
Флипчарт – 1 шт. Маркеры – 1 комплект Проектор – 1 шт.
Слайд с изображением автомобиля:
• Автомобиль заведён, из трубы виден дым
• Ярко светятся фонари или фары
• В автомобиле есть люди
• Колеса повернуты в сторону дороги
Карточки с изображением знаков дорожного движения:
Реквизит для магнитной доски Велосипед и защита
(Педагог-инструктор дополняет макет световозвращающими элементами.) Макет велосипедиста ростовой магнитный – 1 шт.
Макет велосипеда ростовой магнитный – 1 шт. Макет шлема – 1 шт.
Макет налокотников - 1 шт. Макет наколенников – 1 шт. Макет перчаток – 1 шт.
Макет зажимов для штанов – 1 шт.
Макет световозвращающих наклеек на велосипедиста – 1 комплект Макет клаксона – 1 шт.
Макет катафотов – 1 комплект
Макет фликеров на спицы колеса – 2 комплекта Макет фонаря и фары – 1 комплект
Шлем велосипедный – 1 шт. Налокотники – 1 шт.
Наколенники – 1 шт. Зажим на штаны – 1 шт.
Задачи:
1. Информационно-просветительские:
- познакомить детей с первоначальными знаниями о правилах безопасного поведения в городской среде;
- научить различать дорожные знаки, обеспечивающие безопасное движение велосипедистов;
- познакомить с системой оснащения велосипеда с позиции безопасности.
2. Воспитательные:
- воспитать навыки личной безопасности при перемещении на трёх- и двухколёсном транспорте;
- воспитать личность безопасного типа;
- сформировать положительную установку на потребность в передаче полученных знаний ребёнком своим родителям и друзьям;
- воспитать уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.
3. Развивающие:
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать у детей умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- выработка у детей качественно новых двигательных навыков координирования своих движений с движениями других людей и перемещением предметов;
- выработать навык применения защитной экипировки при использовании велосипеда;
- научить безопасному перемещению на трёх- и двухколёсном транспорте.
План-сценарий занятия:
Этап I. Знакомство с группой детей (3-5 мин)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сегодня мы с вами проведем
интереснейшее занятие, на котором будем учиться, играть, проводить эксперимент. Вы должны узнать много нового, полезного и интересного о том, как можно обезопасить себя при перемещении на велосипеде, и что необходимо делать для того, чтобы ваша прогулка была безопасной.
Этап II. Предварительный опрос (7 мин)
1. Правила дорожного движения нужно знать только водителям, а остальным они совершенно ни к чему, правильно?
2. Все знают, что «красный свет – дороги нет», а на зелёный сигнал светофора можно начинать движение. А вот что нужно делать на жёлтый свет?
3. Что нужно сделать, прежде чем переходить улицу?
4. Что на дороге предупреждает нас об опасностях или подсказывает, на что нужно обратить внимание?
5. Знаете ли вы, что есть специальные знаки для велосипедистов?
6. Можно ли переезжать пешеходный переход на велосипеде?
7. Можно ли двигаться на велосипеде по большим дорогам с интенсивным движением наравне с автомобилями?
Дети отвечают, инструктор помогает и направляет, когда это необходимо.
По первому вопросу: нет, не правильно! Пешеход, велосипедист – такие же участники движения. Поэтому правила они должны знать очень хорошо.
По второму вопросу: на жёлтый сигнал светофора движение запрещено. Нужно дождаться зелёного света!
По третьему вопросу: посмотреть налево, убедиться, что близко нет машин, и начать движение. Дойдя до середины улицы, нужно посмотреть направо и, убедившись в отсутствии машин, закончить переход.
По четвёртому вопросу: об опасностях нас предупреждают дорожные знаки, они же могут подсказать, на что обращать внимание.
По пятому вопросу: да, есть специальные знаки. Их несколько. Они подсказывают, где может ехать велосипедист, а где – нет.
По шестому вопросу: переходить можно, только спешившись с велосипеда. Его нужно везти рядом.
По седьмому вопросу: есть возрастные ограничения, есть запреты в зависимости от возраста и вида дороги.
Этап III. Обучающий (30-35 мин)
Инструктор:
-– Молодцы! Теперь я убедился в том, что вы уже многое знаете из правил дорожного движения.
А скажите мне, какие виды двухколёсного транспорта вы знаете? (Дети отвечают. Инструктор при необходимости помогает:
велосипед, ролики, скейтборды, сигвеи.)
Правильно! Велосипеды, ролики, скейтборды, сигвеи давно вошли в жизнь людей. Их используют как для передвижения, так и для занятий спортом и просто для удовольствия. Мы не должны забывать, что это всё средства передвижения, а значит, могут нести не только удовольствие и пользу, но и опасность. Поэтому мы должны хорошо знать, как правильно и безопасно ими пользоваться.
Скажите, а на чем умеете кататься вы?
(Дети отвечают.)
А знаете ли вы, где для вас кататься безопасно? (Дети отвечают.
Инструктор при необходимости помогает.)
Правильно. Дорога – не место для игр. Кататься вам можно только по двору, на стадионе, в парке или на специально предусмотренных для этого площадках.
Давайте рассмотрим правила перемещения на двухколёсном транспорте на примере велосипеда:
- управлять велосипедом необходимо всегда двумя руками. Так вы сможете легче контролировать траекторию движения вашего велосипеда.
Часто можно видеть, как на одном велосипеде едут двое, а то и больше человек. Как вы думаете, это безопасно? (Дети отвечают.)
- Ездить на велосипеде с кем-то возможно, только если на велосипеде есть дополнительное сидячее место.
- Выбирайте места для катания таким образом, чтобы дорога была от вас как можно дальше. Потому что ваше появление на проезжей части станет для водителя неприятной неожиданностью. Даже если водитель успеет вас заметить, он может не успеть остановить автомобиль!
Давайте проведем маленький эксперимент. Как вы думаете, можно ли мгновенно остановиться? Например, сможет кто-то из вас пробежать несколько шагов и остановиться в момент, когда я хлопну в ладоши? Давайте попробуем.
По моей команде вы начинаете бежать и, как только я хлопну в ладоши, пытаетесь остановиться. (Дети выполняют задачу. Необходимо чтоб ребёнок набрал небольшую скорость. Важно, чтобы инструктор был готов поймать ребёнка в случае падения.)
Ну что, удалось ли остановиться сразу? (Дети отвечают.)
В тот момент, когда вы хотели остановиться, как будто какая-то сила подталкивала в спину. И пришлось сделать ещё пару шагов. Какой вывод мы с вами можем сделать? Совершенно верно – невозможно сразу остановиться, особенно если двигаешься со скоростью.
Теперь давайте решим ещё одну задачку. Нам нужно перейти дорогу с велосипедом. Как же это сделать? (Дети отвечают.)
Молодцы. Сначала мы находим пешеходный переход. Пересекая дорогу, необходимо спешиться и везти велосипед рядом. Если вы едете, то, во-первых,
можете помешать пешеходам, а во-вторых, в случае появления автомобиля не сможете от него увернуться. Почему? Потому что водителю необходимо успеть среагировать на опасность. Даже люди с хорошей реакцией могут не успеть остановиться. И не забудьте рассказать об этом своим родителям.
Теперь мы проведем ещё один весёлый эксперимент. У кого из вас самая быстрая реакция? Мне нужны четыре участника. (Инструктор предлагает детям пройти простой опрос.)
Вариант 1 (простой): Инструктор берет линейку двумя пальцами у максимального значения и опускает её вниз. Участник располагает свою руку в другом конце линейки таким образом, чтоб она проходила между пальцами в районе минимальных значений. Тренер просит поймать линейку. Он отпускает ее без предупреждения, а участник ловит. Затем записывает значение на доске. Задание проходят все четыре участника.
Вариант 2: На планшете, используя программу для замеров времени реакции, проводим это задание для четырёх участников. Значения записываем на доске.
Итак, какой вывод мы сделаем? Каждому человеку необходимо время на реагирование. Не стоит думать, что в момент, когда вас заметили, транспортное средство мгновенно начнет тормозить. Более того, чем внезапнее появилась опасность, тем позже на неё среагируют.
Важно запомнить места, где вас могут не заметить:
• Вас скрывает автомобиль
• Вас скрывают кусты
• Пересечения тротуара с дорогой
• Поворот проезжей части
• Вы резко меняете направление движения
Часто встречаются ситуации, когда есть необходимость разъехаться с пешеходами или припаркованными автомобилями.
Когда вы едете навстречу пешеходу, тогда в разъезде участвуют оба участника движения. Снизьте скорость, ведь пешеход тоже должен понять, как вам безопасно разъехаться. Если вы едете быстро, то времени для принятия решения может быть недостаточно. Следите за действиями пешехода, старайтесь разъехаться со стороны, где больше всего свободного места. Но помните, что необходимо при этом посмотреть по сторонам. Ведь объезжая одного пешехода, можно нечаянно задеть другого.
Если вы приближаетесь к пешеходу со спины, то будьте особенно внимательны. Пешеход вас не видит, и вам принимать решение, как безопасно с ним разъехаться. Снизьте скорость и предупредите пешехода издалека клаксоном. Или просто попросите пропустить вас.
Давайте вспомним про передвижение во дворе. Ведь там обычно много припаркованных автомобилей.
Дети, скажите, чем опасны припаркованные автомобили? (Дети отвечают.)
Правильно. А ещё водитель или пассажиры могут внезапно открыть дверь и задеть вас. Поэтому старайтесь держаться от них подальше.
(Инструктор показывает фотографию припаркованного автомобиля с признаками начала движения.)
Так же внезапно автомобиль может поехать. Но есть признаки, которые помогут вам вовремя среагировать:
• Автомобиль заведён, из трубы виден дым
• Ярко светятся фонари или фары
• В автомобиле есть люди
• Колеса повёрнуты в сторону дороги
Если вы наблюдаете хотя бы один из признаков, вам необходимо убедиться, что автомобиль останется стоять в момент вашего проезда мимо него.
При движении старайтесь распределить своё внимание между направлением движения и окружением. Раз в пять секунд осматривайтесь. Это позволит быстрее найти сложные места и их объехать. Будьте наблюдательными, это значительно повысит вашу безопасность.
При движении старайтесь всегда ехать так, чтобы было место для безопасного поворота.
Дети, скажите, зачем нам необходимы знаки дорожного движения?
(Дети отвечают.)
Знаки – это подсказки для участников дорожного движения. Они позволяют заранее понять и оценить дорожную ситуацию.
(Демонстрируются карточки с изображениями знаков.)
Рекомендация преподавателю: при проведении опроса стремиться добавить ситуативные задачи. Пример: при выезде из парка (А) на улицу (Б) можно встретить подобную ситуацию…
Дети, какой из знаков регулирует движение велосипедиста? 1.
Первый знак "Велосипедная дорожка"
Обозначает дороги, по которым может ехать велосипед. Второй знак "Пешеходная дорожка"
Обозначает места, где могут совместно передвигаться и пешеходы, и юные велосипедисты.
Третий знак «Ограничение минимальной скорости»
Относится к автомобилям, он разрешает ехать со скоростью не менее 50
км/ч.
2.
Первый знак «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещённым движением»
Этой дорожкой могут пользоваться и пешеходы, и велосипедисты. Второй знак «Конец велосипедной дорожки»
Место, где велодорожка заканчивается. Третий знак «Круговое движение»
Предназначен для автомобилей и информирует водителей об организации движения на перекрёстке в виде круга.
3.
Первый знак «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения»
Часто при организации совместных маршрутов полоса для движения велосипедистов отделяется от дорожки для пешеходов. Но если вам меньше 7 лет, вы движетесь с пешеходами. Данный знак говорит об окончании этой дороги.
Второй знак «Движение на велосипедах запрещено»
Обозначает те места, где движение для всех велосипедистов запрещено.
Третий знак «Пересечение с велосипедной дорожкой или велопешеходной дорожкой»
Знак обращен к водителям и предупреждает о пересечении с велопешеходной дорожкой.
Молодцы. Теперь мы с вами знаем все знаки, которые необходимо знать юному велосипедисту.
А теперь ответьте мне на такой вопрос: кому хоть раз приходилось падать с велосипеда или роликов? (Дети отвечают.)
Представьте себе ситуацию, когда на полу много подушек и вам предстоит упасть в них. Но вот если подушки убрать и вас встретит твёрдый асфальт, ситуация сразу меняется. Можно упасть довольно больно и получить травму. А мы ведь не хотим этого, правда?
Падение всегда происходит внезапно! Но к этому можно быть готовым. Если правильно использовать защитную экипировку: шлем, наколенники, налокотники, перчатки.
Давайте поиграем ещё в одну игру. Помогите мальчику правильно приготовиться к поездке.
Игра
Инструктор предлагает участникам закрепить на магнитной доске необходимые части защиты, комментируя каждый элемент:
Необходимость использования шлемов. Значительная часть травм при падении с велосипедов приходится на голову. При падении, даже опираясь на руки, человек не может удержать голову. Шлем велосипедиста имеет строго определенную форму, он изготовлен из прессованного пенопласта. В момент падения он смягчает удар за счет внутренней деформации.
!!! Шлем необходимо менять после каждого падения. Это одноразовая защита, в случае повторного падения уровень защиты головы крайне низок.
При падении велосипедист неосознанно выставляет вперёд руки. Поэтому, чтобы защитить руки, используются специальные перчатки с закрытой ладонью и налокотники.
Ноги велосипедиста защищают наколенники. Наиболее эффективными считаются удлинённые версии с защитой голени.
Важно, что все элементы защиты подбираются под конкретного человека. Шлем имеет размер и регулировку. После настройки ремня шлема он не должен стеснять движения или придавливать подбородок. При этом шлем должен надёжно удерживаться на голове за счёт формы.
Перчатки подбираются по размеру таким образом, чтоб защищающие элементы располагались в правильном положении и не стесняли движение. По аналогии подбираются и наколенники. Необходимо помнить, что у последних есть возможность регулировки.
Также для лучшей защиты и исключения вероятности попадания штанов во вращающиеся детали можно использовать зажимы для брюк.
Выбирая одежду для прогулки на велосипеде, стоит остановиться на зауженных, эластичных и закрытых моделях.
Теперь мы с вами знаем, что необходимо надевать, чтобы не получить травмы при падении. А ещё необходимо помнить, что водителям сложно увидеть велосипедиста в вечернее и ночное время суток. Поэтому всегда необходимо иметь на своей одежде световозвращающие элементы, которые помогут водителю увидеть вас заблаговременно.
Инструктор дополняет макет световозвращающими элементами. Здорово, ребята! Теперь велосипедист готов к поездке!
Но готов ли к поездке наш велосипед?
Каждый велосипед должен быть оснащён:
- катафотами и световозращающими элементами
- клаксоном
- фарами и фонарями
Инструктор предлагает детям указать на макете велосипеда необходимые элементы пассивной защиты.
Клаксон – не должен иметь резкого звука, это может напугать других. По звуку он должен отличаться от автомобильного, поскольку пешеходы плохо реагируют на автомобильный клаксон, находясь на тротуаре.
Катафоты – нужны так же, как и световозвращающие элементы на вашей одежде. Они помогут водителю раньше увидеть вас. Спереди устанавливается белый отражатель, по бокам и на колёсах – жёлтые, на задней части – красные.
(Дети показывают эти элементы на макете.)
Фонари и фары – для лучшего обнаружения фонарь и фара должны иметь функцию мерцания. Мерцающие огни привлекают внимание в разы сильнее. Спереди устанавливается белая, позади – красная. Направляем фару вниз, таким образом, чтобы она освещала примерно 6–8 метров.
Зеркала – должны быть с наибольшей площадью отражения и располагаться как можно шире. При настройке необходимо расположить зеркала таким образом, чтоб в крае зеркала был виден локоть велосипедиста. Нужно помнить, что при повороте руля картинка смещается в сторону, поэтому контроль зеркала должен осуществляться до поворота руля. Сначала посмотреть, затем повернуть. Это возможно лишь при раннем планировании пути. Поэтому смотреть вдаль особенно важно для велосипедиста.
Настройка сидения. Настраивая высоту сидения велосипеда перед поездкой, необходимо предполагать необходимость быстро спешиться и не получить при этом травму. Высота сиденья настраивается исходя из роста велосипедиста. При настройке необходимо учитывать возможность опереться на ногу в случае остановки. Верхняя точка сиденья должна соответствовать длине ноги, опирающейся на землю стопой. Руки велосипедиста должны быть
в полусогнутом положении, при этом расположены на руле так, чтобы все управляющие элементы были максимально доступны.
Теперь мы с вами узнали, как необходимо оборудовать свой велосипед, чтобы передвижение на нём было безопасным. Обязательно расскажите своим родителям о том, что вы сегодня узнали.
Этап IV. Закрепление и повторение (5 мин)
Сегодня мы с вами узнали много нового и важного для вашей безопасности на дороге в качестве велосипедиста. Давайте ещё раз закрепим то, что мы узнали, ответив на несколько вопросов:
- Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка?
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде?
- С какого возраста можно ездить на велосипеде по улице и держаться за руль только одной рукой?
- Мы едем на велосипеде и нужно перейти дорогу.
- Как это сделать? - Чем должен быть оборудован велосипед для безо- пасной езды?
- Где и какие катафоты устанавливаются на велосипеде?
- Что необходимо иметь каждому велосипедисту, чтобы не получить травмы при падении?
Инструктор-волонтер хвалит всех детей, даёт им позитивную установку на соблюдения правил безопасного поведения на дороге, благодарит за игру и рекомендует делиться полученными знаниями с родителями и друзьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие "Мой друг - велосипед" для родителей и педагогов по обучению детей правилам безопасной езды на велосипеде.
Рекомендации по обучению детей правилам безопасной езды на велосипеде....
Правила безопасности езды на велосипеде для ребенка
Как научить ребенка безопасно ездить на велосипеде....
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙВелосипед — друг, хорошо знакомый с детства. Что может быть проще? Умеешь ездить — садись и езжай! Так и есть, только следует помнить, что ве...
Консультация на тему "Правила безопасной езды на велосипеде"
Консультация на тему "Правила безопасной езды на велосипеде"...
Консультация для родителей.Правило безопасности езды на велосипеде для детей.
Цель:Познакомить детей с правилами для велосипедистов. Важно научить детей соблюдать правило безопасности езды на велосипеде!!! ...
Презентация по ПДД "Безопасная езда на велосипеде"
Презентация в доступной форме расскажет детям о правилах безопасной езды на велосипеде....
Консультация для родителей "Правила безопасной езды на велосипеде для детей"
Консультация для родителей "Правила безопасной езды на велосипеде для детей" Катание на велосипеде требует повышенного внимания и соблюдения следующих правил:1. Дети обязате...