Технология "ТРИЗ" в ДОУ
консультация
Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ.
Ст.группа Земляничка МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» г.Якутска.
Воспитатель: Григорьева Яна Владимировна.
ТРИЗ - Эта теория была придумана советским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером, Михаилом Наумовичем Шустерман.
Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.
Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения
Основные методы триз
Метод проб и ошибок – способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях;
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей;
Морфологический анализ – метод решения задач;
Мозговой штурм – способ коллективного поиска решений для самых разных задач;
Метод контрольных и наводящих вопросов – позволяет генерировать новые идеи и решения;
Синектика – система креативного мышления, основанная на аналогиях;
Системный анализ – научно- методологическая дисциплина;
Метод противоречий – ситуация, когда должны удовлетворятся противоположные требования;
Ресурсы – ресурсов природы и техники и способов их использования.
Что нам дает использование технологии ТРИЗ?
Развитие творческого мышления.
Развитие логического мышления.
Развитие воображения.
Развитие внимания.
Развитие речи.
ТРИЗ для дошкольников
Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями.
Все занятия и игры предлагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
В каких образовательных областях можно использовать элементы ТРИЗ.
Познавательно-речевом развитии.
Коммуникативно-личностном развитии.
Художественно-эстетическом развитии.
Физическом развитии.
Цель Триз
Не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм.
Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
ТРИЗ и развитие речи детей. Дидактические принципы.
Принцип свободы выбора – в любом обучающем ими управляющем действии предоставить ребенку право выбора. Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами(не имеющими единственно правильного решения).
В условие творческого задания необходимо разные варианты решения. Принцип обратной связи – воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности - творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, чтобы позволять максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Принцип деятельности - в любое творческое задание включать практическую деятельность.
Принцип приросообразности обучения – обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребенка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учет возрастного и индивидуального подхода.
Положительные стороны ТРИЗ
У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности; ТРИЗ помогает формировать диаметрику логику, способствует продолжению застенчивости, радости. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_triz_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti_dou.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ.
Ст.группа Земляничка МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» г.Якутска.
Воспитатель: Григорьева Яна Владимировна.
ТРИЗ - Эта теория была придумана советским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером, Михаилом Наумовичем Шустерман.
Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.
Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения
Основные методы триз
Метод проб и ошибок – способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях;
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей;
Морфологический анализ – метод решения задач;
Мозговой штурм – способ коллективного поиска решений для самых разных задач;
Метод контрольных и наводящих вопросов – позволяет генерировать новые идеи и решения;
Синектика – система креативного мышления, основанная на аналогиях;
Системный анализ – научно- методологическая дисциплина;
Метод противоречий – ситуация, когда должны удовлетворятся противоположные требования;
Ресурсы – ресурсов природы и техники и способов их использования.
Что нам дает использование технологии ТРИЗ?
Развитие творческого мышления.
Развитие логического мышления.
Развитие воображения.
Развитие внимания.
Развитие речи.
ТРИЗ для дошкольников
Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями.
Все занятия и игры предлагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
В каких образовательных областях можно использовать элементы ТРИЗ.
Познавательно-речевом развитии.
Коммуникативно-личностном развитии.
Художественно-эстетическом развитии.
Физическом развитии.
Цель Триз
Не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм.
Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
ТРИЗ и развитие речи детей. Дидактические принципы.
Принцип свободы выбора – в любом обучающем ими управляющем действии предоставить ребенку право выбора. Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами(не имеющими единственно правильного решения).
В условие творческого задания необходимо разные варианты решения. Принцип обратной связи – воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности - творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, чтобы позволять максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Принцип деятельности - в любое творческое задание включать практическую деятельность.
Принцип приросообразности обучения – обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребенка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учет возрастного и индивидуального подхода.
Положительные стороны ТРИЗ
У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности; ТРИЗ помогает формировать диаметрику логику, способствует продолжению застенчивости, радости. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.