Как понять своего ребенка
методическая разработка (средняя группа)
К нам на почту воспитателей приходит от вас много вопросов: Почему ребенок поступает именно так?
Почему на наши слова или действия он реагирует каким-то странным, совершенно неведомым для нас образом?
Почему его поведение нас иногда так раздражает?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Как понять своего ребенка
К нам на почту воспитателей приходит от вас много вопросов: Почему ребенок поступает именно так?
Почему на наши слова или действия он реагирует каким-то странным, совершенно неведомым для нас образом?
Почему его поведение нас иногда так раздражает?
- Проанализировав причины возникновения ваших проблем, я поняла, что в основном – это незнание родителей, как себя вести в той или иной ситуации, ведь самое важное в общении с ребенком - это постараться его понять. Но именно это у нас получается с трудом.
- И сегодня на очередном заседании нашего клуба мы постараемся найти универсальные способы общения, которые помогли бы лучше понять нашего ребенка, помогли бы найти пути взаимодействия со своим ребенком и пригодились бы в любой ситуации.
- У вас на столах лежат карточки-подсказки, на которых обозначен тот или иной родительский секрет (опыт) из копилки полезных родительских советов. Ваша задача: выбрать любой понравившийся вам совет-высказывание и постараться убедить нас в истинности этого высказывания, поделиться своим опытом, если такой есть.
Как можно меньше запретов!
Сравним две ситуации:
Так: "Надо надеть пальто и эту шапку. На улице холодно!"
Или так: "Ты хочешь, чтобы в такую холодную погоду, когда дует сильный ветер, тебе на улице было тепло?"
Так: "Надо убрать в комнате! Скоро придут гости и увидят, какой тут беспорядок!"
Или так: "Ты хочешь, чтобы гости увидели, как красиво и чисто в твоей комнате? Тогда убери, пожалуйста, вот эти игрушки. И у вас с ребятами еще будет место для игр".
Так: "Надо чистить зубы по утрам!"
Или так: "Хочешь, мы вместе будем чистить зубы, чтобы они были крепкими и здоровыми?"
Давайте подумаем, чем можно это слово заменить и стоит ли вообще запрещать:
- рисовать можно на старых обоях, а когда ребенок подрастет, их поменять;
- плеваться можно, если это никому не мешает, хотя и некрасиво;
- в стенку стучать можно, но не в позднее время;
- визжать и кричать дурным голосом можно. Но не стоит. А если уж так хочется покричать, можно посидеть и внимательно послушать - интересно, насколько хватит ребенка?
Всегда можно объяснить то, что запрещаешь. Исключение составляет только запрет, который нужно дать немедленно, иначе это приведет к трагическим последствиям. Например: нельзя перебегать дорогу перед машиной. Кстати, и этот запрет можно заменить другим словом. Например: "Стоп!".
Рассказывайте о том, что вы сейчас чувствуете.
- Часто ли вы озвучиваете свои эмоции?
- Часто ли говорите своим детям о том, что чувствуете?
- Какими словами вы рассказываете детям о том, что вас раздражает?
- Объясняете ли причину вашего дискомфортного состояния?
Не высказывая вслух, не озвучивая того, что нас беспокоит, мы накапливаем раздражение, обиду, скрытую агрессию. Точно так же поступает и ребенок.
Выход только один. Учиться самим и показывать пример того, как можно разговаривать о том, что тебя беспокоит.
Рассмотрим ситуацию:
Маша сильно разбила коленку. Пришлось очищать ранку от крови и песка. Девочка громко рыдала. Рядом находились несколько взрослых, которые говорили: "Подумай о том, как ты, должно быть, ударила этот гадкий, старый камень", "Пустяки, не стоит плакать, пойдем возьмем аптечку".
- Какие ошибки допустили взрослые?
(Они не дали ребенку полностью пережить боль, озвучить свои эмоции). Почему?
(Родителям тяжело смотреть на плачущего ребенка, "забалтываем" ребенка - лишь бы быстрее замолчал!
-Как бы вы поступили в этой ситуации?
Мы не стали бы скрывать правду и дали бы девочке возможность выплакаться: "Я понимаю, насколько тебе больно, а может быть, и страшно. И если тебе нужно сейчас поплакать, ты можешь сделать это".
Дело в том, что переживания, в которых мы отдаем себе отчет, проходят быстрее и лучше, чем те, существование которых мы отрицаем.
Доверяйте своему ребенку!
Ваш ребенок ждет от вас взрослого подхода, т.е. чтобы его воспринимали адекватно его возрасту:
- вместо того чтобы сюсюкать с ребенком, разговаривайте с ним человеческим языком;
- вместо того чтобы отвечать на его вопросы и все разжевывать, сами задавайте вопросы и давайте время на размышление;
- вместо того чтобы развлекать его, позвольте самому выбрать себе занятие;
- вместо того чтобы решать за него, предоставьте это дело ему.
Чтобы сориентироваться в том, насколько можно доверять своему ребенку, перед каждой ситуацией выбора задайте себе несколько вопросов:
Например: Я не могут позволить ему брать нож и резать им.
Почему я не доверяю своему ребенку? Он может порезаться. Он еще маленький!
Что мне мешает ему доверять? Страх за него. Я беспокоюсь, что он может поранить себя.
Чему мой ребенок сможет научиться благодаря моему доверию? Он, наконец, попробует взять нож, может быть, порежется, но сможет доказать себе, что у него получилось.
Как мне подстраховаться, доверяя ему что-то новое? Я могу объяснить ему,
Спокойствие, только спокойствие!
«+»
- вы получаете время для обдумывания ситуации;
- вы не выглядите в глазах ребенка орущим монстром;
- вы начинаете уважать себя за ваше спокойствие и усилия, которые для этого потребовались;
- для мужа и детей вы начинаете олицетворять спокойную гавань, куда хочется приходить, возвращаться;
- вы способны трезво мыслить, потому что вас не захлестывают в этот момент эмоции.
Увидьте в детях самих себя
Хотите отругать сына или дочку? Остановитесь и подумайте, хотели бы вы услышать в свой адрес, то, что собираетесь сейчас сказать своему ребенку?
«Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой!» Представьте себе, что это вы ошиблись, провинились, набедокурили – и постарайтесь понять свое чадо, отнеситесь с терпением.
Ищите творческие пути общения.
Ведущий вид деятельности – игра. Не убирает игрушки- задумайте сказочный сюжет.
Ситуация с блузой и фломастерами.
Помните, дорогие родители, что научить свое чадо чему-то ценному для жизни вы можете только в состоянии Взрослого. Но для этого нужно учиться видеть все три свои состояния: капризный Ребенок, приказывающий Родитель и адекватный Взрослый.
Попробуйте составить свой список "нельзя", а рядом с ним список слов, которыми можно заменить это традиционное запрещение. И вы с удивлением заметите, что очень мало ситуаций, в которых стоит употреблять это слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как понять своего ребенка?» Тренинг для родителей детей раннего возраста
«Как понять своего ребенка?»Тренинг для родителей детей раннего возраста Оптимальное количество участников — 10–15 человек. Все члены группы имеют право на свободное уча...
Беседа с родителями.-как лучше понять своего ребенка.
Я провела психологический тест "Моя семья" с детьми 5-6 лет в детском саду с З.П.Р. После анализа теста, я бы хотела дать несколько советов родителям.Для лучшего понимания своих дете...
Цикл статей для родителей: «Воспитанием дитя, занимайтесь не шутя». Статья: Умение понять своего ребенка.
Мир детства - мир взрослых. Два взгляда на жизнь...
Как понять своего ребенка?
Консультация для родителей...
"Как понять своего ребенка"
Понять человека — значит увидеть причины его поступков, мотивы, побудившие его действовать определенным образом. Понимаем ли мы своих детей? Чтобы научиться этому, необходимо перестать предъявлять к д...
Родительское собрание «Как понять своего ребенка»
Как понять своего ребенка...
Консультация для родителей "Как понять своего ребенка"
В консультации даны советы о том, как найти правильный подход к своему ребенку, учитывая индивидуальные особенности восприятия и переработки информации, свойственные только ему....