Конспект ОД по экспериментированию
план-конспект занятия

Бурдина Ольга Николаевна

для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu_burdina._.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе

на тему: «В гостях у Феи Волшебства»

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
  • мышление.
  • Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
  • Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде, извержение вулкана, танцующее молоко).

Развивающие:

  • Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
  • Познакомить со свойствами воды.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
  • Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: плакат «Волшебный город», макет вулкана, миска с молоком.

Практические: физминутка, исследование предметов.

Оборудование: свиток с волшебной палочкой, золотой воздушный шар, игрушка Фея цветов, разнос с водой, набор бумажных цветов, мешочек с крупами, сито, миска для просеивания манки, кукла Балерина, молоко, тарелки по количеству детей, пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло, туча, воздушные шары, сода, уксус, пластиковые бутылочки, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, волшебное семя, ведерко с землей, лейка, изображение цветущего дерева, веселые и грустные волшебные человечки.

Ход занятия:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1. Организационный момент

Дети с воспитателем заходят в зал.

Воспитатель обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

В: Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие и большие!

Внимание! Внимание!

Дорогие гости,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроениемВ: – Посмотрите, что это лежит на полу?

(ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю).

В: – Давайте посмотрим, что это. (Это волшебная палочка).

В: - Это же палочка Феи Волшебного города. Наверное, она ее обронила. И теперь не может ее найти. Нам срочно нужно найти ее хозяйку. Согласны? Отправляемся в путь.

-Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (воздушный шарик на полочке или гелиевый). Встаньте в круг вокруг меня, закройте глаза и возьмитесь за руки. (идут по кругу и говорят слова)

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Туда где чудеса волшебные, где превращения интересные.

Закружи нас, заверти и в Волшебный город нас отнеси.

Пока дети произносят слова нужно повесить плакат «Волшебный город».

В: - Ой, ребята, посмотрите вот мы и оказались в Волшебном городе.

В: - Ребята, посмотрите, вот мы и нашли владельца палочки. Фея, не расстраивайся! Мы нашли твою палочку и принесли ее тебе.

Фея радуется.

Фея: - Спасибо, вам ребята. За это я приглашаю вас в путешествие по Волшебному городу.

II.Основная часть.

Фея: - Начнем мы путешествие с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов. Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

(на цветке висят карточки с загадками, воспитатель их зачитывает детям)

Мы несли грибы в корзине
И еще цветочек синий.
Этот синенький цветок
Назывался...

Жёлтым был цветок хорош,
Был на солнышко похож,
Через день стал будто мел,
С ветром в поле улетел. 

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Он похожий на звоночек
Это милый

Цветики – корзинкой,
С желтой серединкой,
Белая рубашка –
Хороша ... ? 

Фея: - За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов дарит вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

В: - Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

1. Опыт «Цветок расцвел»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».

Фея: - Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха)

В: - Я знаю, откуда он взялся. Это феечка, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.

2. Опыт «Поможем Золушке»

(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)

Фея: - Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито.

В: - Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?

Дети: - Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.

Дети просеивают крупы.

Фея: - Ребята, молодцы! Крестная фея будет очень рада. У каждого из Вас обязательно есть какая-то любимая вкусность. Я, например, просто не могу жить без шоколада. А  котик очень любит молоко.

В: - Давайте поговорим немного о молоке.

1. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?

Ответ: из сказок.

2. Кто дает нам молоко?

Ответ: корова, коза.

3. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?

Ответ: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики киты, дельфины.

4. Какое молоко называют «парным молоко»?

Ответ: это молоко, которое только что дала корова.

4. Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?

Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная часть молока из неё просто вытечет.

Фея: - А наше молоко не только умеет « бегать» но еще и «танцует

В:- Так как мы находимся в Волшебном городе, то все здесь волшебное. И даже любимое молоко котика. Я предлагаю, вам подойти к столу и мы будем учиться волшебству.

3.Опыт «Танцующее молоко».

В: - Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «волшебство в молоке».

В: - Почему так получилось, как вы думаете?

Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.

В: - Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)

В: - Мы немного устали. Пора и нам размять свои ножки и станцевать.

Физкультминутка (на экране)

Во время физминутки Фея готовит следующий волшебный уголок.

Фея: - На этом волшебство не заканчивается. Пришла пора заглянуть в гости к волшебнику Громушке - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к нему с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой).

Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан и разноцветные шары. Это напоминание о детстве, все мы в детстве любим шарики. Да только Громушка так занят, что ему просто некогда их надувать.

В: - Но это не беда! Шары сами умеют надуваться. Ребята, Давайте, поможем волшебнику Громушке надуть шары.

4. Опыт «Надувание шарика». В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.

Фея: - Какие вы ребята молодцы! За то, что вы помогли надуть шары, Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

В: - Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

5. Опыт «Извержение вулкана»

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.

Фея: - Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.

В: - Оказывается чтобы, надуть шар и «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.

Фея: Наше путешествие по Волшебному городу подходит к концу.

Сюрприз от феи

В: - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад и прощаться с Феей.

(дети благодарят Фею и прощаются с ней)

В: - Вспомним наши волшебные слова:

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прямо в детский садик, наш родной.

Закружи нас, заверти и в детсад нас отнеси.

В: - Ребята вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего?

В: - А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И какие же слова

Говорим мы уходя?

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...

Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»

Цель занятия:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...

Конспект интегрированного занятия – экспериментирования и рисования на тему:«Круговорот воды в природе»

Цели: -Расширить знания детей о значении воды в жизни человека: Круговорот воды в природе, Источники питьевой воды, Как и почему образуется пар, Как и почему вода превращается в лед - Развивать ...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»

Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»...