Консультация для родителей "Гендерное воспитание"
консультация (средняя группа)
«С чего начинается гендерное воспитание»
Все родители еще до рождения ребенка определяют цвет одежды, коляски, белья. Вот, пожалуй, с этого и начинается гендерное воспитание. Ученые пришли к выводу, что ориентироваться только на биологический пол нельзя, в связи с этим ввели понятие «гендер» (означает род). Само по себе это понятие подразумевает под собой традиционное воспитание мальчиков и девочек, особенности поведения мальчиков и девочек, особенности психологии в соответствии с полом. В основе такого разделения по признакам пола лежит психофизиология. Родители сами с самого раннего детства приводят в действие механизм гендерного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_chego_nachinaetsya_gendernoe_vospitanie.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«С чего начинается гендерное воспитание»
Все родители еще до рождения ребенка определяют цвет одежды, коляски, белья. Вот, пожалуй, с этого и начинается гендерное воспитание. Ученые пришли к выводу, что ориентироваться только на биологический пол нельзя, в связи с этим ввели понятие «гендер» (означает род). Само по себе это понятие подразумевает под собой традиционное воспитание мальчиков и девочек, особенности поведения мальчиков и девочек, особенности психологии в соответствии с полом. В основе такого разделения по признакам пола лежит психофизиология. Родители сами с самого раннего детства приводят в действие механизм гендерного воспитания. Итак, девочки. С самого детства девочки проявляют «материнский инстинкт», выражающийся в интересе к куклам, к другим малышам, к коляскам. Их прежде всего, интересует человек, его взаимоотношения с другими людьми. Для них характерно проявление интереса к быту (посуда, мебель, еда). Так сложилось, что девочки больше общаются с мамами, сильнее привязаны к ним. У них сильнее развито непроизвольное внимание, они легче поддаются внушению, они поддаются эмоциям. Родители покупают им «девчачьи» игрушки: куклы, посудка, коляски, мебель. Тем самым, развивая в них то, что уже заложено природой.
Представители мужского пола обладают большей физической силой, выносливостью, стойкостью. С детства они больше привязаны к отцам, от них перенимают мужские качества. Мальчишки больше интересуются машинками, гонками, солдатиками, воинами и др. С детства они видят, как папы выполняют мужскую работу по дому: чинят, забивают гвозди, меняют водопровод и так далее. Непроизвольно весь труд разделяют на мужской и женский. Сами родители учат мальчишек быть защитником для сестры, мамы, подруги. Родители покупают мальчикам машинки, автодороги, детские строительные инструменты, воинов и так далее, что само по себе приводит к разделению в воспитании. В обществе так сложилось, что существует воспитание мальчиков и девочек, особенности поведения и отношения.
Именно с раннего детства, с подбора цвета белья и покупки игрушек, с выбора игр начинается гендерное воспитание. Многие родители сами того не подозревая используют основы гендерного воспитания. именно с семьи все и начинается.
Судить о том хорошо это или плохо, нужно это или нет судить каждому родителю, но факт, что такие элементы гендерной педагогики существуют, отрицать никто не станет. Так сложилось исторически, это прочно засело в сознании человечества и изменить это не в силах никто.
«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».
От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.
Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу "так, как воспитывали меня".
Рекомендации по воспитанию девочек:
Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.
У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.
Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.
Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.
Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.
Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!
Рекомендации по воспитанию мальчиков:
Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.
Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.
Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).
Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.
Формировать в мальчиках чувство ответственности.
Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.
Интерес детей к половым (сексуальным) вопросам
Этапы развития сексуальности у детей и подростков
Маленькие дети интересуются гениталиями. Пугаться этого не следует. Детям просто интересно знать, что скрыто под одеждой. Никакой «сексуальной озабоченности» в этом нет. Интерес к гениталиям у маленьких детей чисто познавательный. При этом ребенок начинает понимать, что у тех детей, которых называют мальчиками, под одеждой скрыто одно, а у девочек – другое. Дети также видят, что мальчики и девочки мочатся по-разному. Детское любопытство направлено на выяснение причин появления детей на свет и изучение половых признаков (строение тела, половых органов и т. д.). Дети рассматривают половые органы и демонстрируют их друг другу, играют в доктора чаще в дошкольном возрасте, но иногда даже в 11—12 лет.
Если родители обеспокоены таким любопытством ребенка, они могут сами рассказать, чем мальчики отличаются от девочек. В противном случае интерес к разглядыванию гениталий может стать чрезмерным. Очень важно предоставить ребёнку информацию в той форме и в том объеме, который он способен воспринять в соответствии со своим возрастом. Две крайности таковы: первая - это когда в ответ на вопрос ребёнка (к примеру) "а откуда берутся дети?" родители покупают энциклопедии и атласы по соответствующей теме и начинают усиленно просвещать своего ребёнка (хотя в этом он совсем в данный момент и не нуждался). Вторая крайность - это демонстрирование смущения и молчание в ответ (в лучшем случае) или фразы типа "мал ещё" (в худшем случае). Адекватной реакцией родителя в ответ на такой вопрос ребёнка могла бы быть демонстрация заинтересованности любознательностью ребенка, демонстрация спокойствия и дача информации, достаточной для утоления познавательного интереса ребёнка (к примеру, ответ типа "ты сначала рос в животике у мамы, а потом выпрыгнул оттуда"). Таким образом из психосексуального воспитания следует исключить любые крайности. Огромный вред может нанести избыточная информация, в равной степени как и недостаточная. Что самое главное для родителей и педагогов, так это определить «зону охвата» подобных тем, соразмерно развитию личности ребенка, которая будет доступна для понимания в данном возрасте.
В своем психосексуальном развитии ребёнок проходит ряд стадий. При этом следует понимать, что половое развитие и психосексуальное развитие не являются синонимами. Термин «половой» отражает любые свойства, связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термин «сексуальный» – только те свойства и отношения, которые касаются генитально-эротической сферы, то есть сексуальное влечение и поведение.
Половое развитие – это формирование вторичных половых признаков, развитие репродуктивных органов, формирование способности к деторождению. Оно запрограммировано генетически и происходит без нашего участия.
Психосексуальное развитие – это формирование полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), половой роли, адекватной направленности полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения, формирование сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания. Понятия половое развитие и психосексуальное развитие соотносятся как категории формы и содержания. Половое развитие дает материальную основу репродукции (форма), а психосексуальное развитие – духовную основу (содержание).
Родившийся ребенок, естественно не знает, к какому полу он относится, и осознание своей половой принадлежности идет постепенно, под воздействием, в первую очередь, имени (мужского или женского), которое ребенок получает в зависимости от гражданского пола, одежды, которую он носит, игр, в которые он играет, и, что очень важно, от поощрения или наказания, если его внешний облик или форма поведения не соответствуют общепринятому стандарту для данного пола. Первые 1,5-2 года авторитет родителей в первую очередь матери, чрезвычайно высок. «Мама сказала» - и это не подлежит сомнению во всех случаях, в то числе когда ребенку отвечают, кто он: мальчик или девочка. В отношении имени не рекомендуется давать детям имена, которые могут носить как девочки, так и мальчики (это может запутать ребёнка в осознании своего пола - "Саша", "Женя" и т. п.)
В дошкольном возрасте наступает понимание разницы между девочками и мальчиками, осознавание себя как девочки или мальчика. Ребенок сам видит разницу в одежде, телосложении, походке, актах мочеиспускания, улавливает разный тембр голоса, и делает вывод, что весь окружающий мир делиться на мужчин и женщин, ищет свое место в этом мире. Если еще в 2-3 года ребенка можно уговорить стать на один день лицом другого пола, то уже к 4-5 годам сделать это становится все труднее и даже невозможно. За этот срок жизни практически все дети удовлетворяют свое естественное детское любопытство, направленное на исследование всего того, что его окружает. Невольно он обращает внимание и на свое тело, его строение и предпринимает попытки сравнивать свое тело с телом сверстников, не пропуская детали. Рано или поздно возникает потребность изучить особенности строения тела лица противоположного пола, и, как правило, это осуществляется с 2-х до 4-5 лет. Причем чем позже это будет сделано, тем больше вероятность эмоционально-негативной оценки увиденного, как чего-то постыдного и грязного.
Как факт экспериментирования со своим телом и утверждения себя в выбранной роли следует рассматривать и так называемые сексуальные игры детей, более правильно называемые как ролевые игры с сексуальным содержанием. Трех-пяти летние дети играют в «доктора», «маму и папу» и т.п., где присутствует обследование тел, что очень волнует родителей, наблюдающих интимные игры своих детей. Обычно после 5-6 лет, если ребенок уже «проиграл», эти игры и удовлетворил свои глубоко интимные чувства, интерес к обнаженному телу проходит, по крайней мере, до пубертатного возраста. Если же такого экспериментирования не произошло, возможна фиксация на этой тематике в более старшем возрасте (в частности, в младшем школьном возрасте сверстники называют таких детей "сексуально озабоченными" - такие дети, не проиграв возрастные роли в полагающемся дошкольном возрасте, "отыгрывают" их на следующем возрастном этапе.
Другой причиной, заставляющей родителей не спать ночами и обращаться к врачам за помощью, является детский онанизм. Сексопатологическая практика показывает, что мастурбация – это удел детей робких, легко ранимых, впечатлительных и главное – одиноких, несмотря на возможное присутствие родственников. Именно поглаживание себя в области тех или иных эрогенных зон, ребенок находит удовлетворение от недостатка тепла, внимания любви, самых близких ему людей, и в первую очередь – матери. Врачи поэтому все чаще находят, что детская мастурбация – это не болезнь самого ребенка (хотя и не всегда), а показатель неблагополучия в эмоционально-психических взаимоотношений в семье, где растет данный ребенок. Поэтому первой реакцией родителя на замеченную мастурбацию детей может быть анализ своего отношения к ребенку и пересмотр этого отношения в сторону увеличения внимания, ласки и заботы по отношению к нему. Ну а если вы застали своего дошкольника за этим делом - тогда просто (без крика и паники) объясните ему примерно следующее: что трогать без нужды нельзя, т. к. она может тогда заболеть, и будет больно писать. И тут же отвлекитесь на другие интересные ребёнку темы - предложите вместе поиграть во что-нибудь интересное. А главное - увеличьте долю внимания, ласки и проявлений заботы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителелей "Воспитание сказкой или сказочное воспитание"
" Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество ,верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно отстоять эти истоки, и они забьют жи...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в ...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...
консультация по экологическому воспитанию для родителей «Воспитание любви к природе»
консультация по экологическому воспитанию для родителей «Воспитание любви к природе»...
Консультация по музыкальному воспитанию «Воспитание ребёнка средствами музыки»
Информация для родителей....
консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"
консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее....