Проект "Сказкотерапия"
материал (средняя группа)

Тимошенко Ирина Николаевна

Важность сказкотерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_skazkoterapiya2.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия

Актуальность сказкотерапии заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.

Сказкотерапия – это, прежде всего, язык, на котором можно вести беседы с душой человека.

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Цель: изучить и апробировать метод сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Раскрыть значение сказок в жизни ребенка, описать типологию сказок.

Охарактеризовать метод сказкотерапии, сформулировать особенности работы с детьми по сказкотерапии.

Классифицировать сказки по проблемным направленностям.

Гипотеза исследования:

При использовании метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста происходит нормализация эмоционального фона воспитанников, поиск путей решения внутренних проблем детей и способов разрешения различных ситуаций.

Продукт: картотека терапевтических сказок с иллюстрациями, по проблемным темам, использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Психотерапевтические сказки

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

Что такое сказкотерапия? Особенности работы с детьми по сказкотерапии

Сказкотерапия – это процесс поиска глубинных смыслов и верных связей между событиями и поступками посредством сказки.

Сказка помогает найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить его первые трудности. Часто ведь получается так, что напрямую выяснить, что тревожит ребенка, не получается. И часто, когда взрослые заводят разговоры о страхах и проблемах ребенка, дети замыкаются и всячески стараются уйти от ответов. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь.

Бывает и так, что ребенок и рад бы рассказать, что его тревожит, но не может, потому что сам не понимает, в чем же заключается причина его тревог и беспокойства. Процесс сказкотерапии позволяет осознать и увидеть свои проблемы, актуализировав их.

Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок почувствует поддержку и неравнодушие взрослых. А это в непростые моменты его жизни ему очень необходимо. Вот далеко неполный перечень актуальных психологических проблем, в решении которых ребенку может помочь сказкотерапия:

  • Трудности в общении с людьми.
  • Повышенная агрессивность, демонстративность, неуправляемость.
  • Повышенная чувствительность или обидчивость.
  • Заторможенность и расторможенность.
  • Застенчивость, чувство неполноценности.
  • Неумение быть самим собой.
  • Самые разные страхи и тревоги, в том числе, детская ревность.
  • Специфические возрастные проблемы детей (свои для каждого конкретного возраста).

В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

От взрослого требуется выполнение следующих условий:

  • При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
  • Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо педагога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
  • Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

  • Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
  • Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями.

И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого… Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки… Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Диагностика

В результате наблюдений и бесед выяснилось, что некоторые дети:

-  боятся темноты;

- переживают из-за расставания с мамой;

- не уверены в себе;

- не самостоятельны;

- испытывают трудности в общении со сверстниками;

- страдают чувством неполноценности;

- негативно относятся к членам семьи из-за ревности;

- имеют плохой аппетит.

Приложение:

«Терапевтические сказки» по направленностям:

  • Страх расставания с мамой. Адаптация в ДОУ.
  • Несамостоятельность, неуверенность в себе
  • Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.
  • Негативные чувства (ревность, обида и пр.) к родителям.
  • Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.
  • Плохой аппетит.