Проект "Сказкотерапия"
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия
Актуальность сказкотерапии заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Сказкотерапия – это, прежде всего, язык, на котором можно вести беседы с душой человека.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Цель: изучить и апробировать метод сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Раскрыть значение сказок в жизни ребенка, описать типологию сказок.
Охарактеризовать метод сказкотерапии, сформулировать особенности работы с детьми по сказкотерапии.
Классифицировать сказки по проблемным направленностям.
Гипотеза исследования:
При использовании метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста происходит нормализация эмоционального фона воспитанников, поиск путей решения внутренних проблем детей и способов разрешения различных ситуаций.
Продукт: картотека терапевтических сказок с иллюстрациями, по проблемным темам, использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Психотерапевтические сказки
Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.
Что такое сказкотерапия? Особенности работы с детьми по сказкотерапии
Сказкотерапия – это процесс поиска глубинных смыслов и верных связей между событиями и поступками посредством сказки.
Сказка помогает найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить его первые трудности. Часто ведь получается так, что напрямую выяснить, что тревожит ребенка, не получается. И часто, когда взрослые заводят разговоры о страхах и проблемах ребенка, дети замыкаются и всячески стараются уйти от ответов. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь.
Бывает и так, что ребенок и рад бы рассказать, что его тревожит, но не может, потому что сам не понимает, в чем же заключается причина его тревог и беспокойства. Процесс сказкотерапии позволяет осознать и увидеть свои проблемы, актуализировав их.
Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок почувствует поддержку и неравнодушие взрослых. А это в непростые моменты его жизни ему очень необходимо. Вот далеко неполный перечень актуальных психологических проблем, в решении которых ребенку может помочь сказкотерапия:
- Трудности в общении с людьми.
- Повышенная агрессивность, демонстративность, неуправляемость.
- Повышенная чувствительность или обидчивость.
- Заторможенность и расторможенность.
- Застенчивость, чувство неполноценности.
- Неумение быть самим собой.
- Самые разные страхи и тревоги, в том числе, детская ревность.
- Специфические возрастные проблемы детей (свои для каждого конкретного возраста).
В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.
От взрослого требуется выполнение следующих условий:
- При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
- Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо педагога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
- Нельзя допускать затянувшихся пауз.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
- Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
- Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями.
И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого… Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки… Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Диагностика
В результате наблюдений и бесед выяснилось, что некоторые дети:
- боятся темноты;
- переживают из-за расставания с мамой;
- не уверены в себе;
- не самостоятельны;
- испытывают трудности в общении со сверстниками;
- страдают чувством неполноценности;
- негативно относятся к членам семьи из-за ревности;
- имеют плохой аппетит.
Приложение:
«Терапевтические сказки» по направленностям:
- Страх расставания с мамой. Адаптация в ДОУ.
- Несамостоятельность, неуверенность в себе
- Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.
- Негативные чувства (ревность, обида и пр.) к родителям.
- Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.
- Плохой аппетит.