Отчет по теме самообразования «Сказка как средство духовно – нравственного воспитания ребенка».
методическая разработка

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах; о доброте, милосердии, справедливости. Понаблюдав за деятельностью детей группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_skazke.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

«Сказка как средство духовно – нравственного воспитания ребенка».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах; о доброте, милосердии, справедливости. Понаблюдав за деятельностью детей группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказка прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: формирование нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредствами народных сказок

А для достижения цели определила следующие задачи:

1. Побуждать интерес к сказкам.

2. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

В процессе реализации плана самообразования по данной теме нами была изучена методическая литература и проведено анкетирование родителей по теме «Ребенок и книга». В основном все родители читают ребенку книги дома регулярно и по просьбе самого ребенка, и по своей инициативе. Прочитанное обсуждают с малышом. В каждой семье у ребенка есть домашняя библиотека. В основном это сказки, рассказы и стихи. Энциклопедии есть у 25% опрошенных. По-мнению родителей, дети предпочитают слушать сказки и стихи. В библиотеку родители с детьми не ходят.

В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными и зарубежными сказками, также есть «Центр ряженья», в котором имеются маски и одежда для самостоятельной игры.

В течение года было организовано чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.

Во время слушания сказок мы наблюдали за реакцией детей и это показало, что эмоциональное впечатление детей включает в себя элементы осознания сюжета, правильной оценки событий, понимая характера героев, хотя в начале не все дети вели себя, как подобает при коллективном слушании.

Некоторые дети были невнимательны, другие мешали слушать. Поэтому от занятия к занятию мы стремились разнообразить приемы активизации внимания и виды деятельности детей в «сказочном царстве».

Мной активно использовалась драматизация по сказке.

В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Драматизация содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность, уверенность в своих силах и даже смелость. В таких случаях ребёнок-дошкольник исполняет роль сказочного персонажа, хотя я практикую и роль рассказчика. У детей роль рассказчика-ведущего вызывает чувство гордости и ответственности.

К продуктивным методам деятельностного принципа я отношу рисование, аппликации, лепка, а также прослушивание музыкальных произведений. Использование различных форм работы со сказкой создают живой интерес к сказке, что благотворно сказывается на формировании личностных качества дошкольника.  

Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок. Так, при совместном рисовании на тему «Моя любимая сказка», дети показывали свои рисунки, называли и пересказывали сказку Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых ск Как пример, такими дидактических играми могут служить игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие.

Также в течение года проводились дидактические игры на материале известных детям произведений. Дети учились пересказывать фрагменты прочитанного, закрепляли их названия.

В течении года был проведен ряд бесед направленных на раскрытие смысла различны нравственных качеств личности. Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давала ребятам высказаться. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Повысился уровень развития диалогических формы речи, улучшилась культура речевого общения. Лексический запас детей обогатился новыми словами и словосочетаниями. Использование сказок, интересных форм взаимодействия с детьми способствовало улучшению зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, воображения, образного мышления, навыков импровизации. Успешным фактором в ходе системы работы развитию диалогической речи посредством сказок стало вовлечение педагогического коллектива и родителей в процесс формирования коммуникативных навыков.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. В результате формирующего этапа, целью которого была: формирование нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредствами народных сказок, дети научились:

– применять полученные навыки доброжелательности, чуткости, деликатности, терпимости, в играх и в повседневной жизни;

– воспитывать в себе потребность вежливого отношения в общении со сверстниками и взрослыми;

На следующий год я решила продолжить работу по самообразованию по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

В результате мои воспитанники знают сюжеты из многих сказок. Дети научились выделять сюжет сказки, а также выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершённых сказочными героями. 
И что очень важно, мои воспитанники становятся добрее и внимательнее к окружающим, более отзывчивыми.

На основе вышеперечисленных результатов я могу сделать вывод о том, что мой творческий подход и педагогическое мастерство позволяют реализовать поставленные цели и задачи в работе по данной теме, и в перспективе помогут мне достичь более высокой результативности в дальнейшем.

При работе над темой самообразования нами были составлены картотеки подвижных игр и физкультминуток по мотивам русских народных сказок для детей младшего дошкольного возраста.

Очень интересно прошла театрализованная постановка «Путаница» по сказкам Чуковского

Я считаю, что в результате продельной работы есть положительные результаты:

- дети с вниманием слушают, рассуждают, анализируют содержание сказки.

- дети стремятся пересказывать услышанное содержание, произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.

- чувствовали и понимали эмоциональное состояние героя; вступали в ролевое взаимодействие с персонажами. Проявляли инициативу для экспериментирования одного и того же образа.

- поддерживали интерес к театрализованной игре путём приобретения игровых умений.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. В результате формирующего этапа, целью которого была: формирование нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредствами народных сказок, дети научились:

– применять полученные навыки доброжелательности, чуткости, деликатности, терпимости, в играх и в повседневной жизни;

– воспитывать в себе потребность вежливого отношения в общении со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе

Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"  в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...

Самообразование. Тема: "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника"

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, способство...

Тема по самообразованию "Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников"

Тема по самообразованию "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"...

Самообразование " Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников" младшая группа

Н.А Рубакин: "Всякое настоящее образование добывается толко путем самообразования"...

План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, спосо...

Самообразование воспитателя по теме "Авторская сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

К.И.Чуковский:"Цель сказочника заключается в том, чтобы какой угодно ценой воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям д...