Консультация для педагогов «Демонстрационные и раздаточные материалы по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»
консультация

Мясникова Елена Сергеевна

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Вознесенского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Консультация для педагогов

«Демонстрационные и раздаточные материалы по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Мясникова Елена

Сергеевна

р.п. Вознесенское, 2021

Введение

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников - это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие представлений о времени; измерение и некоторые меры; доли; сравнение предметов.

Современные требования математической подготовки детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС:

• Обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников.

• Повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми (осознанность, умение их использовать при решении практических задач).

• Формирование математических представлений, но и базовых математических понятий.

• Ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы и т.п.)

• Создание благоприятных условий для развития математических способностей ребенка.

• Развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений.

• Повышение уровня познавательной активности на занятиях по математике.

• Достижение высокого уровня готовности к изучению математике в школе.

• Овладение предметами учебной деятельности на занятиях по математике.

• Организация обучения детей с учетом индивидуальных способностей и др.

Современные средства математического развития и обучения детей дошкольного возраста.

В дидактике особое место отводится средствам обучения и их влиянию на результат обучения. Дидактические средства являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Средства обучения являются источниками получения информации. Следует различать понятия «наглядность» и «дидактические средства».

Дидактические средства – более широкое понятие. Сюда входят совокупности предметов, явлений, знаки, модели, действия, слово.

Функции дидактических средств: реализуют принцип наглядности; переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму; способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий; увеличивают объем самостоятельной деятельности детей; интенсифицируют процесс обучения.

Группы дидактических средств:

  • комплекты наглядного дидактического материала
  • оборудование для самостоятельных игр и занятий
  • занимательный математический материал
  • пособия для воспитателя: учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.)
  • познавательные книги для детей, рабочие тетради

Характеристика комплекта наглядного дидактического материала.

Обучение детей математике основывается на конкретных образах и представлениях в силу наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления. Поэтому большую роль играют наглядные дидактические средства.

Наглядность в математике характеризуется следующими особенностями:

  • внимание обращается только на те особенности демонстрируемых материалов, которые являются объектом изучения в математике;
  • постепенно наблюдается ослабление конкретного: натуральный предмет → изображение предмета в виде картинки → черточка → число; геометрическая фигура → абстрактный образ → схема, график, чертеж.

Виды наглядности:

  • натуральная наглядность;
  • изобразительная наглядность (картинки, рисунки, таблицы, экранные наглядные пособия, модели предметов);
  • математическая наглядность (числовые фигуры, линии, стрелки, чертежи, диаграммы, схемы, знаки, графики, цифры, модели геометрических фигур и др.).

Традиционно комплект наглядного дидактического материала делится на два вида: демонстрационный (предназначен для показа всей группе детей) и раздаточный (предназначен для работы одного ребёнка, индивидуально).

К первому относятся: крупные игрушки, полочки для показа предметов, крупные плоскостные изображения, фланелеграф, магнитная доска, мультимедийная установка, мольберт, доска меловая, картины, таблицы крупные, крупные модели геометрических фигур, карточки с цифрами, знаками крупные, измерительные приборы (часы, весы, счеты), календари, слайды, ТСО, tv – программы и др.

Ко второму относятся: мелкие предметы, мелкие плоскостные изображения, карточки, наборы геометрических фигур в пеналах, цифры мелкие, счетные палочки, перфокарты, рабочие листы, тетради и др.

К наглядному материалу предъявляют ряд требований. Он должен соответствовать возрасту детей; в нем должны быть хорошо выражены особенности предметов; изображения не должны изобиловать деталями; наглядность должна быть привлекательной для детей, безопасной, устойчивой, прочной; отличаться разнообразием. Хранить дидактические средства необходимо отдельно от других предметов и игрушек. При демонстрации их необходимо размещать на уровне глаз детей.

Оборудование для самостоятельных игр и занятий:

  • некоторые дидактические средства, применяемые на занятиях
  • дидактические игры (настольно-печатные и с предметами)
  • обучающие и развивающие игры
  • шашки, шахматы
  • занимательный математический материал
  • отдельные дидактические средства: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, кубики с цифрами и знаками и др.
  • книги с учебно-познавательным материалом для чтения и рассматривания иллюстраций.

Эти средства помещаются в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляются. К ним необходимо обеспечить свободный доступ детей.

Занимательный математический материал.

Занимательный математический материал – это математические развлечения, игры, логические игры, задачи и упражнения, дидактические игры и упражнения, Занимательность математическому материалу придают элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь-то шахматы или самая элементарная головоломка.

Особое значение для развития интереса к математике, математических способностей имеет занимательный математический материал. Он позволяет решать серьезные учебные задачи в увлекательной форме, предупредить интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Он должен быть разнообразным и использоваться систематически.

К занимательному математическому материалу относятся:

  • геометрические конструкторы: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и др.
  • головоломки из объемных фигур: «Змейка Рубика», «Кубик Рубика», «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и т.п.
  • логические упражнения типа «Продолжи ряд», «Недостающая фигура», «Преобразование слов» и т.д.
  • задачи на нахождение признаков сходств и отличий
  • лабиринты
  • упражнения на распознавание частей в целом, восстановления целого из частей
  • задачи-головоломки с палочками
  • загадки, стихи и другой литературный материал с математическим содержанием и многое другое.

Познавательные книги для детей, рабочие тетради.

Познавательная книга является своеобразным учителем, выступает «наглядной опорой» деятельности и обеспечивает активизацию интереса детей к информации, представленной в ней. Часто такие книги адресованы родителями и используются в семье в процессе и совместной деятельности воспитателя и детей.

В познавательной книге возможно представление математического содержания в наглядной форме:

  • в литературном сюжете, посредством ярких образов — персонажей, через создание проблемных ситуаций, к решению которых можно привлечь детей;
  • изобразительными средствами (иллюстрации), что вызывает эмоциональность, доминирование наглядно-образного мышления, предпочтение игровой деятельности.

Условно можно выделить: 1) книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников; 2) книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.

К первой группе: книг относятся различные альбомы (например, «Формы», «Противоположности»), познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации.

Альбомы для детей раннего и младшего возраста направлены на обогащение сенсорных впечатлений и наглядное представление осваиваемых эталонов (формы, цвета). Основная задача детей — рассмотреть изображения, соотнести, например, форму предмета и геометрическую фигуру, запомнить слова (вверху — внизу, большое — маленькое).

Для детей более старшего возраста (5—7 лет) используются различные познавательные книги энциклопедического характера (например, «Как измеряли время раньше?»), которые позволяют расширить и углубить представления дошкольников о средствах и способах измерения, нумерации и т. п. Как правило, в данных энциклопедиях информация представлена в занимательной форме; книги содержат иллюстрации и образные примеры, рассчитанны на «зону ближайшего развития», вызывают познавательный интерес дошкольников. Представление информации по главам обеспечивает лимитирование времени и содержания занятий с детьми.

В ряде книг новая информация представлена в занимательной форме — сюжета сказки, истории (В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей»; Л. А. Левинова, К. А. Сапгар «Приключение Кубарика и Томатика, или Веселая математика»; Ж. Житомирский, Л. Шеврин «Математическая азбука»). Как правило, в данных книгах присутствуют «сквозные» персонажи, участвующие во всех эпизодах и близкие опыту детей; сюжеты и эпизоды часто аналогичны детской жизнедеятельности или повторяют сюжетные линии известных детям произведений. Идентификация детей с персонажами вызывает эмоциональные переживания и желание помочь персонажу (подсказать, решить задачу, вместе с ним узнать что-то новое и т. п.). Содержание, как правило, структурировано по главам, которые моделируют последовательность занятий с детьми.

Ко второй группе можно условно отнести разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми последовательности заданий (3. А. Серова «Знакомлюсь с математикой. Пособие для подготовки детей к школе»). Подобные пособия и книги также могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Для создания мотивации и активизации интереса детей к выполнению заданий используются персонажи. Как правило, задания в таких книгах представлены в порядке усложнения. Также в книгах второй группы учитываются необходимость тактильно-двигательного обследования и значение практических действий в познании; предусматриваются дорисовывание элементов, соединение по линиям, выкладывание образов из геометрических фигур, которые прилагаются к книге; приводятся некоторые игры (игры типа крестов; игры с обручами и т. п.).

Часто в данных книгах используют различные символы — подсказки действий (нарисовать, закрасить, вырезать, решить и т. п.), что позволяет детям, не умеющим читать, ориентируясь на символы, понять содержание задания.

Обобщенный анализ данных позволяет выделить ряд требований к книге математического содержания:

  • она должна быть доступной по содержанию, представлениям и форме;
  • соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т. п.);
  • иметь педагогическую ценность и позволять решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в единстве;
  • содержать усложняющееся и последовательно представленное математическое содержание; обеспечивать «зону ближайшего развития»;
  • способствовать формированию реалистичных представлений об объектах мира;
  • быть красочной; содержать интересный сюжет или задания, ориентированные на имеющийся опыт детей;
  • представлять содержание разделами (главами, страницами) для эффективной организации деятельности детей;
  • предусматривать различные по содержанию задачи (дорисовать, придумать самостоятельно, проанализировать образец и т. п.) и вариативные задания (усложняющиеся аналоги).

Основная функция рабочих тетрадей заключается в активации самостоятельного выполнения заданий математического содержания; упражнении в умениях; развитии логических операций. Например, к образовательной программе «От рождения до школы» разработаны рабочие тетради для разных возрастных групп (Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. «Математика для малышей: Младшая группа, средняя группа», «Математика для дошкольников: Старшая группа, подготовительная к школе группа.» Дарьи Денисовой и Юрия Дорожина); к программам «Игралочка», «Раз - ступенька, два - ступенька» представлены цветные рабочие тетради с большим количеством разнообразных заданий; широко используются тетради к другим программам (Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математическая тетрадь для дошкольников»; Соловьева Е. В. «Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста»); к программе «Детство» («Математика — это интересно», сост.: 3. А. Михайлова, И. Н. Чеплакшина, Н. Н. Крутова, Л. Ю. Зуева)

Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом).

Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т. п.), что соответствует возрастным возможностям.

В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.

Использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятия только на основе их применения. Тетради могут являться одним из средств, применяться на некоторых занятиях, составлять основу организации некоторых заданий или использоваться в совместной и самостоятельной деятельности.

Выбирая тетрадь, следует учитывать: цели и задачи образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников; соответствие возрасту детей; возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий и т. п.).

В младшей группе используются книги-игрушки («Книжки-малышки», «Книжки-раскладушки», книги-сюрпризы), основная функция которых заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (прежде всего цвета, формы, размера). В таких книгах, как правило, представлены эталоны цвета, формы, размера; также посредством образов и слов демонстрируются их проявления. В группе детского сада организуется совместное рассматривание книг (не ограниченное временем занятие). Педагог обращает внимание на значимые свойства (форму, размеры), называет их словом, активизирует называние проявлений свойств детьми. Как правило, в данных книгах предусматриваются вопросы к детям, возможность практических действий (дотронуться, провести пальцем и т. п.) или используется «синтез искусств» (красочное изображение дополняется стихотворением, игрой-изображением).

Особый интерес у детей проявляется к так называемым «универсальным» множествам — логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера. В данном возрасте возможно использование специальных альбомов, в которых предусматривается накладывание блоков (палочек) на цветное изображение (альбом-игра «Блоки Дьенеша для самых маленьких (2—3 года)», сост. Б. Б. Финкельштейн; альбом-игра «Дом с колокольчиком. Палочки Кюизенера», сост. Б. Б. Финкельштейн и др.). Работа с альбомами активизирует игру с соответствующими материалами. Альбомы могут быть помещены в предметно-развивающую среду и использоваться для рассматривания в индивидуальной и подгрупповой работе несколько раз.

Применение рабочих тетрадей в младшей группе детского сада, как правило, ограничено. Тетрадь рекомендуют разбирать на рабочие листы, которые выдаются детям по мере освоения материала. Это связано с тем, что ценность практических действий с предметами, опыт обследования объектов, организация деятельности детей с предметными множествами важнее, чем работа с тетрадями.

В средней группе сохраняется тенденция использования альбомов и книг для рассматривания. Такие книги должны быть яркими, представлять различные варианты проявления свойств, отношений, активизировать процесс их сравнения детьми. Желательно, чтобы книги и альбомы позволяли организовать различные практические действия детей (выложить в определенном порядке, вставить в прорези, наложить на картинку и т. п.).

Для активизации интереса детей к данным книгам следует использовать методические моменты (сюрпризное внесение; предварительное рассматривание; привлечение детей к оформлению «уголка» и определению месторасположения книг; выставка любимых книг; использование книг в совместной и индивидуальной деятельности).

Для средней группы также рекомендуют расшивать рабочие тетради на листы. Их хранение может быть обыграно — листы хранятся в подписанных (промаркированных картинкой) файлах в специально отведенном месте; дошкольникам сообщается, что им предстоит играть и заниматься с рабочими листами, сообщаются правила (аккуратно обращаться и т. п.).

В старшем дошкольном возрасте расширение самостоятельности детей, их познавательных интересов, а также освоение ими средств и способов познания определяет возможность более широкого использования познавательной литературы (детских энциклопедий) и рабочих тетрадей.

Возможна организация совместного еженедельного чтения книг с обсуждением их содержания (например, в четверг во второй половине дня проводится «вечер Кубарика и Томатика» (читается очередная глава и проводится обсуждение)).

Некоторые главы и разделы познавательных детских энциклопедий могут предварять освоение определенных тем на занятиях.

Книги с заданиями, направленными на развитие умений и действий, должны располагаться в «уголке книги» (или «уголке познавательного развития»). У детей должна быть возможность воспользоваться ими в любой момент.

Для активизации интереса детей к книгам можно использовать следующие методы и приемы. 

• Коллекционирование интересных познавательных книг. Педагог привлекает внимание детей к идее сбора интересных книг, из которых они могут узнать много нового и необычного; сообщает о начале коллекционирования, правилах оформления и организации «уголка». Каждая новая приносимая книга рассматривается совместно с детьми, включается в коллекцию. Время от времени в «уголке» проводятся занятия, досуги, выставки с использованием пополняемой коллекции. Данное коллекционирование эффективно в том случае, если книги используются в деятельности детей, если в ходе занятия или совместной деятельности создаются ситуации, требующие активизации информации, представленной в книгах (например, нужно узнать, что такое косая сажень (пуд, миля, пядь); в каких единицах измеряли время раньше и т. п.).

• Организация занятий и совместной деятельности по методу проекта, построенного на основе данной познавательной энциклопедии, книги.

• Придумывание продолжения сюжетов книг, новых эпизодов, зарисовка интересных моментов в альбомах.

• Использование данных книг в условиях семьи (посредством создания библиотеки, которой могут воспользоваться родители в выходные дни).

• Организация экскурсий в детские библиотеки, сопровождающихся рассматриванием каталогов и выставок книг, беседами с библиотекарями и читателями; это позволит обогатить опыт дошкольников, вызвать у них интерес к познавательной книге, воспитывать ценностное отношение к книге как средству познания и «сохранения культурных ценностей».

• Использование детских журналов и газет с познавательной информацией и заданиями.

Для развития «читательской культуры» необходимо напоминать старшим дошкольникам правила пользования книгой, отмечать ценность представленной в ней информации. Полезно обсудить отношение людей к книге в целом и к книге познавательного характера в частности.

Так как рабочие тетради подразумевают выполнение заданий (закрашивание, дорисовывание), не следует предлагать детям выполнять задания в уже кем-то раскрашенной тетради. Материалы, которые вызвали интерес у большей части детей группы, следует размножать в виде рабочих листов, заготовок. «Заполненные» листы и тетради могут выступать своеобразной подсказкой для других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении ...

«Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

   Чтобы воспитатели могли подготовить наглядный материал по формированию элементарных математических представлений  с учетом требований, они должны понимать, какими доступн...

Консультация для педагогов «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему: «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста».

Математическое развитие дошкольника – это те количественные и качественные изменения в познавательной деятельности детей, которые происходят в результате формирования элементарных математических...

«Демонстрационные и раздаточные материалы по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

laquo;Демонстрационные и раздаточные материалы по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»      Формирование элементарных ма...

Консультация для воспитателей «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста».

Математическое развитие дошкольника – это те количественные и качественные изменения в познавательной деятельности детей, которые происходят в результате формирования элементарных математических...

2022.Консультация для педагога по теме «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

Роль демонстрационного и раздаточного материала по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста...