«Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи» семинар-практикум
консультация

Фролова Татьяна Владимировна

Форма проведения: семинар - практикум.

Участники: родители детей младшего дошкольного возраста.

Цель: Повысить компетентность воспитателей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста,

Задачи:

1.Расширить представления воспитателей о работе ДОУ по звуковой культуре речи.

2. Продемонстрировать и закрепить в практической деятельности некоторые методы для развития дыхания.

3.  Побуждать воспитателей использовать полученные практические умения для формирования правильного речевого дыхания, развития мелкой моторики, автоматизации звуков у детей.

4.Познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома.

5. Обучить игровым способам развития речевого дыхания у детей.

6.Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие звуковой культуры речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_zkr_s_roditelyami_mladshaya_2.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей

 «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Форма проведения: семинар - практикум.

Участники: родители детей младшего дошкольного возраста.

Цель: Повысить компетентность воспитателей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста,

Задачи:

1.Расширить представления воспитателей о работе ДОУ по звуковой культуре речи.

2. Продемонстрировать и закрепить в практической деятельности некоторые методы для развития дыхания.

3.  Побуждать воспитателей использовать полученные практические умения для формирования правильного речевого дыхания, развития мелкой моторики, автоматизации звуков у детей.

4.Познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома.

5. Обучить игровым способам развития речевого дыхания у детей.

6.Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие звуковой культуры речи детей.

Ход мероприятия:

Педагог: Задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи- обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие  её связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

В младшем возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: более координированными становятся движения мышц языка, губ, нижней челюсти, принимающих самое активное участие в звукообразовании. (СЛАЙД Недостатки речи)

 Но большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо шапка- сапка),[ ж] на [з] (жук-зук), [ч] на [ц] (чайник- цайник); сонорные согласные  [р], [р']заменяют звуком [л’], реже на [й]: либа, йыба вместо рыба, лепа вместо репа, ляпата, йапата вместо лопата.  (СЛАЙД)

    В детском саду мы уделяем большое внимание работе  по воспитанию звуковой культуры речи . Работа организована по следующим направлениям:

  1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата;
  2. Развитие речевого дыхания;
  3. Развитие слухового восприятия, речевого слуха;
  4. Развитие  различных средств интонационной выразительности.

 Мы приучаем детей вслушиваться в правильную речь взрослых, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Мы воспроизводим с детьми логопедические распевки, а также песенки, исполняемые с различной силой голоса, быстро и медленно (отработка речевого дыхания, силы и высоты голоса, (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Учим детей четко произносить звук, выделять голосом звук в слове, говорить в   нормальном темпе фразу с этим звуком через театрализованную деятельность- инсценировки, в которых дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями. (Инсценировка сказки «Курочка Ряба» с родителями).

Но у наших детей много проблем и мы призываем вас активнее включиться в работу.

Сегодня мы вам поможем освоить некоторые игры, которые помогут ребёнку научить говорить чище, будут способы постановки звуков.

Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Поэтому формирование правильного звукопроизношения напрямую зависит от развития мелкой моторики ребёнка.

1.Самомассаж.

       

Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки - сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Медленно показывайте ребёнку позу кисти руки, при затруднении помогайте своими руками, действуйте совместно. Проговаривайте действия, выполняя движения. Показывайте движения сначала на своей руке, а потом на руке ребёнка.

      Необходимо стараться сохранять приподнятое настроение, стимулировать ребёнка поощрительными высказываниями! Длительность массажа с младшими дошкольниками 5-7 минут.

 При выполнении массажных движений используют движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

Поглаживание -  можно поиграть  в игру «Погладим пушистого кролика» - поочерёдно поглаживать левой рукой правую, а правой рукой левую руку, «Покрасим забор»- поглаживать руку сверху вниз и снизу вверх

Для самомассажа можно использовать массажные шарики, карандаши, орехи, крупные бусы – прокатывание их между ладонями рук.

Шарик наш не отдыхает,

По ладошке он гуляет,  (катание шарика по ладошке в

Вперёд - назад его качу,            разном направлении)

Вправо- влево я верчу. 

 

Также можно использовать для самомассажа - сжимание  и разжимание резиновых или силиконовых игрушек разной плотности, эспандеров.

2.Пальчиковые игры:

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.

Пример, педагог проводит с родителями пальчиковую игру «Мы делили апельсин...», «Этот пальчик в лес пошел…»(Показ слайда)

Развитию мелкой моторики также способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.

3.Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ,  языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома               1.Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

2.Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3.Покажите правильное выполнение упражнения.

4.Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5.Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Педагог проводит с родителями воспитанников несколько артикуляционных упражнений.

Если ваш ребёнок не произносит звук [c], то полезно выполнить следующие упражнения «Заборчик», «Улыбка», «Часики», «Катание шарика»

Родители выполняют упражнения «Улыбочка», «Катание шарика», «Заборчик»  (Слайды Как в группе делают дети)

Педагог: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения.

 

 Упражнение «Заборчик»

Упражнение «Часики» Покачался-покачался

 Упражнение «Качели» И он также покачался.

 Упражнение «Лошадка»

4.Игры на развитие речевого дыхания.

Педагог:.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,  оно создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности

Игры с ватными шариками, «снежинками» и т.д., игра «Бабочка», игра «Вертушка»

Подведение итогов.

Педагог подводит итог семинара. Спрашивает о впечатлениях воспитателей, что

услышали нового, полезного. Будут ли использовать на практике.

Благодарит воспитателей за активное участие в семинаре – практикуме.

(Раздать родителям памятки)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи"

Семинар - практикум для родителей детей средней группы, в котором предлагаются различные упражнения на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, чистоговорки....

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста....

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

19 ноября  2019 года воспитатель  средней группы № 3 Коньшина Н.Р. провела для родителей семинар – практикум «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи» с целью...

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста....

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»...

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря.

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря....