Консультация для педагогов "Организация сюжетно-ролевой игры" (08.04.22)
консультация

Конультация для педагогов содержит: структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, приемы их реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_s-r_igra.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов "Организация сюжетно-ролевой игры"

   Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

   Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

   Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента метода:

своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры.

Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр.

   Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

   На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая

   - формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми

   - создание условий для самостоятельной детской игры.

   Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер:

   это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации;

   это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих  взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение и   формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры

Приемы

1.Распределение ролей

1.1 Создание воображаемой ситуации

- введение оригинальных персонажей в игру

- сюрпризный момент (внесение новой игрушки)

-«говорящая предметно- игровая среда» (расстановка кукольной мебели, посуды наводит на мысль поиграть в «Дом»)

- рассказ-напоминание о том, куда ходили (на экскурсию, в театр, в гости)

- рассматривание фото, иллюстраций, картинок с играми детей

-создание игровой (воспитывающей) ситуаций

- моделирование ситуаций «проживания»

- разговор по телефону, интервью (например с целью обучения ролевому диалогу)

Приемы распределения ролей

- на роль назначается воспитатель (он знает способности детей)

- воспитатель спрашивает у детей- кто больше подходит для роли- дети сами выбираю ребенка на роль (в случае, если он не справляется, игра перестает существовать)

1.2 Обсуждение сюжета

- обсуждение замысла игры/ролевого поведения

-объединение в сюжет разных по тематике событий

- поощрение + убеждение (разъяснения, беседы, приемы, подсказка). В ходе убеждения необходимо подобрать аргументы, почему именно так нужно делать.

Помощь взрослого:

- помощь воспитателя для объединения в игре

- напоминание более подходящей игры для событий, установление их последовательности, планирование хода игры, последовательности действий

- распределение ролей, согласование замысла

1.3 Обсуждение правил игры

- участие в сговоре детей

- разъяснение

- предложение новой темы

- договор о совместных действиях

- договор о ролях

2. Игровые действия (дети распределяют , взятые на себя роли взрослых и отношения между ними)

- смена ролей по ходу игры воспитателем, детьми («Давай, я как будто буду зайчиком, а потом лисичкой»)

- создание проблемных ситуаций для смены ролей

- совмещение ролей

-увеличение количества ролей

- включение педагога в игру, принятиена себя роли (главной или второстепенной)- часто, но по необходимости

- показ игровых действий воспитателем

- показ образца речевого диалога

- показ ролевого диалога в игре

- демонстрация образцов игрового поведения

- использование телефонного разговора для появления новой роли для ребенка- через акцент на ролевом диалоге

- вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

- создание игровой (воспитывающей) ситуаций

- наблюдение за игрой детей (в индивидуальной работе ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей)

- побуждение к высказываниям

- импровизация

- разговор по телефону, интервью

- прием арттерапии (воспитание средствами искусства- рисование, танец, жестовое пение)

3. Игровое употребление предметов

Приемы к игровому употреблению атрибутов

-показ действия с атрибутами

- показ взрослым наиболее удобного размещения и использования атрибутов, оборудования

- помощь в изготовлении необходимых атрибутов (прием сюжетосложения)

- внесение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящики с условными и реалистичными игрушками и атрибутами); тематические игровые уголков , характерные для младшего и среднего возраста- «Больница», «Парикмахерская», и т.д., где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста

- включение в среду «игрушек- полуфабрикатов» для изготовления самоделок

- моделирование (старший возраст)

-макетирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью"

В консультации представлены некоторые аспекты ознакомления детей с социальной действительностью...

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра"

Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника      Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период разв...

Консультация На тему: «Сюжетно – ролевая игра с детьми младшего дошкольного возраста»

Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для кажд...

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевые игры детей 5-6 лет дома".

1.Что такое сюжетно-ролевые игры?2.Какие игровые действия можно выполнять с детьми дома.3.В какие с\р игры можно играть с детьми дома и зачем....

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра в семье"

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра в семье"...

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра в семье"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста  по теме: Сюжетно-ролевая игра в семье"...

Консультация для воспитателей. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как основа развития речи у детей.     Игру принято называть «спутником детства». В игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и ...