Консультация для педагогов "Организация сюжетно-ролевой игры" (08.04.22)
консультация
Конультация для педагогов содержит: структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, приемы их реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_s-r_igra.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов "Организация сюжетно-ролевой игры"
Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента метода:
своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры.
Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр.
Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая
- формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми
- создание условий для самостоятельной детской игры.
Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер:
это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации;
это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры | Приемы |
1.Распределение ролей 1.1 Создание воображаемой ситуации | - введение оригинальных персонажей в игру - сюрпризный момент (внесение новой игрушки) -«говорящая предметно- игровая среда» (расстановка кукольной мебели, посуды наводит на мысль поиграть в «Дом») - рассказ-напоминание о том, куда ходили (на экскурсию, в театр, в гости) - рассматривание фото, иллюстраций, картинок с играми детей -создание игровой (воспитывающей) ситуаций - моделирование ситуаций «проживания» - разговор по телефону, интервью (например с целью обучения ролевому диалогу) Приемы распределения ролей - на роль назначается воспитатель (он знает способности детей) - воспитатель спрашивает у детей- кто больше подходит для роли- дети сами выбираю ребенка на роль (в случае, если он не справляется, игра перестает существовать) |
1.2 Обсуждение сюжета | - обсуждение замысла игры/ролевого поведения -объединение в сюжет разных по тематике событий - поощрение + убеждение (разъяснения, беседы, приемы, подсказка). В ходе убеждения необходимо подобрать аргументы, почему именно так нужно делать. Помощь взрослого: - помощь воспитателя для объединения в игре - напоминание более подходящей игры для событий, установление их последовательности, планирование хода игры, последовательности действий - распределение ролей, согласование замысла |
1.3 Обсуждение правил игры | - участие в сговоре детей - разъяснение - предложение новой темы - договор о совместных действиях - договор о ролях |
2. Игровые действия (дети распределяют , взятые на себя роли взрослых и отношения между ними) | - смена ролей по ходу игры воспитателем, детьми («Давай, я как будто буду зайчиком, а потом лисичкой») - создание проблемных ситуаций для смены ролей - совмещение ролей -увеличение количества ролей - включение педагога в игру, принятиена себя роли (главной или второстепенной)- часто, но по необходимости - показ игровых действий воспитателем - показ образца речевого диалога - показ ролевого диалога в игре - демонстрация образцов игрового поведения - использование телефонного разговора для появления новой роли для ребенка- через акцент на ролевом диалоге - вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога) - создание игровой (воспитывающей) ситуаций - наблюдение за игрой детей (в индивидуальной работе ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей) - побуждение к высказываниям - импровизация - разговор по телефону, интервью - прием арттерапии (воспитание средствами искусства- рисование, танец, жестовое пение) |
3. Игровое употребление предметов | Приемы к игровому употреблению атрибутов -показ действия с атрибутами - показ взрослым наиболее удобного размещения и использования атрибутов, оборудования - помощь в изготовлении необходимых атрибутов (прием сюжетосложения) - внесение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящики с условными и реалистичными игрушками и атрибутами); тематические игровые уголков , характерные для младшего и среднего возраста- «Больница», «Парикмахерская», и т.д., где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста - включение в среду «игрушек- полуфабрикатов» для изготовления самоделок - моделирование (старший возраст) -макетирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью"
В консультации представлены некоторые аспекты ознакомления детей с социальной действительностью...
Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра"
Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период разв...
Консультация На тему: «Сюжетно – ролевая игра с детьми младшего дошкольного возраста»
Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для кажд...
Консультация для родителей "Сюжетно-ролевые игры детей 5-6 лет дома".
1.Что такое сюжетно-ролевые игры?2.Какие игровые действия можно выполнять с детьми дома.3.В какие с\р игры можно играть с детьми дома и зачем....
Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра в семье"
Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра в семье"...
Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра в семье"
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме: Сюжетно-ролевая игра в семье"...
Консультация для воспитателей. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у дошкольников
Сюжетно-ролевая игра как основа развития речи у детей. Игру принято называть «спутником детства». В игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и ...