Проект "Бережливость"
проект (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 20"
Проект
«Бережливость»
в старше – подготовительной группе
общеразвивающей направленности
Подготовила Н.Т. Ефанова
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Заволжье 2019г.
Актуальность.
Сегодня в ведущих отраслях экономики реализуются мероприятия по повышению производительности труда на основе внедрения бережливых технологий. Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить так называемые «издержки» — непрофильную работу сотрудников, и в результате — повысить производительность труда, теперь применяются не только в государственных учреждениях образования, но и в частных школах, и даже в детских дошкольных учреждениях.
Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.
В процессе внедрения принципов бережливых технологий в образовательную деятельность ДОУ по-новому организуется рабочее пространство кабинетов, групп, рекреационных зон, разрабатываются инструкции по работе с электронными ресурсами для воспитателей, педагогов – специалистов и родителей.
Анализ образовательной ситуации в ДОУ, особенностей микросоциума, потребностей и возможностей воспитанников, их родителей, педагогического коллектива предполагает организацию бережливого производства в игровой и познавательной деятельности.
Система бережливых технологий в ДОО подразумевает воспитание бережливых и
экономных детей не с помощью запретов и нравоучений, а вовлечение взрослых и воспитанников в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализовать поставленную цель и задачи поможет организация проектной деятельности по группам.
Методика работы в рамках проекта разрабатывается с учетом возрастных и психологических особенностей детей, условий РППС. Внедрение бережливых технологий приведет в целом к системному, эффективному воздействию и улучшению образовательного процесса в ДОО, позволит всесторонне выявить недочеты и устранить потери, как у работников, так и у воспитанников ДОО. В группах детского сада появятся элементы применения визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников, такие как: разметки на столах, на дверях в коридорах, система пространственной навигации (указатели), система стандартизации ежедневных операций в режиме работы коллектива и режима дня воспитанников детского сада (будут разработаны алгоритмы ежедневных действий детей), будет создана креативная среда с использованием системы 5 S в работе групповых ячеек (надписи на шкафах и т.д.).
Цель проекта:
повышение эффективности и улучшение качества образовательных услуг в ДОУ путем внедрения «бережливых технологий» в организационную образовательную деятельность через формирование бережливого мышления и бережливого отношения к окружающим предметам и вещам у детей дошкольного возраста и взрослых.
Задачи проекта:
- создать соответствующие условия в группе по внедрению бережливых технологий и стандартизировать ежедневные операции деятельности детей и взрослых;
- формировать у детей прочные навыки и умения действовать по алгоритмам во время режимных моментов и дежурства по занятию;
- развивать стремление самостоятельно пользоваться алгоритмами;
- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе с различными материалами;
- воспитывать у детей умение работать в коллективе.
Участники проекта:воспитанники старше – подготовительной группы, воспитатели.
Продолжительность проекта: краткосрочный,
с 2 сентября по 2 ноября 2019 года.
Методология проекта:
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
1-й подготовительный этап (картирование процессов)
(2 сентября – 12 сентября)
Алгоритмы дежурства по занятиям
Алгоритм умывания Алгоритм заправления кровати
Деятельность педагога:
- Беседы с детьми «Уроки бережливости»
- Подбор наглядной информации.
- Подборка материалов и оборудования для создания и проведения проекта.
- Составление алгоритмов мытья рук, алгоритма дежурства по занятию лепка, дежурство по занятию рисования, дежурство по занятию аппликация, алгоритм заправления кровати.
Подборка художественной литературы
и мультфильмов:
«Маша - растеряша»,
К.И. Чуковский «Мойдодыр»,
«Федорино горе»;
мультфильмы: «Мойдодыр», смешарики «Ёжик и здоровье», «Федорино горе», «Пластиковая ворона», «Петух и краски»,
«Мудрые советы тетушки Совы», «Как Маша поссорилась с подушкой».
Деятельность детей:
- Рассматривание иллюстративного материала.
2-й основной этап (практический).
13 сентября – 30 октября
дата | пособие | деятельность педагога | практическая деятельность детей |
13. 09 - 19.09 | алгоритм мытья рук (приложение № 1) | Разработка алгоритма мытья рук (в умывальной комнате). Беседа «Помощница – Вода», «Экономим воду», «Круговорот воды в природе». Чтение К. Чуковского «Мойдодыр», «Про микробов». Просмотр мультфильмов: «Мойдодыр», Смешарики «Ёжик и здоровье». | Разучивание графических изображений алгоритма. Игра «Выстрои алгоритм». Игра «Круговорот воды в природе». |
20.09 – 27.09 | алгоритм дежурства по занятию лепка (приложение № 2) | Разработка алгоритма дежурства по занятию лепка(находится на внутренней стороне дверцы шкафа зоны продуктивной деятельности). Беседа «Аккуратность». Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона». | Разучивание графических изображений алгоритма. Рисование и выкладывание алгоритма. |
28.09 – 03.10 | алгоритм дежурства по занятию рисование (приложение № 3) | Разработка алгоритма дежурства по занятию рисование (находится на внутренней стороне дверцы шкафа зоны продуктивной деятельности). Беседа «Порядок на рабочем месте». Просмотр мультфильма «Петух и краски». | Разучивание графических изображений алгоритма. Рисование и выкладывание алгоритма. |
04.10 – 14.10 | алгоритм дежурства по занятию апплика ция (приложение № 4) | Разработка алгоритма дежурства по занятию аппликация (находится на внутренней стороне дверцы шкафа зоны продуктивной деятельности). Беседа «Техника безопасности на занятии». Просмотр мультфильмов: «Мудрые сказки тётушки Совы», Смешарики «Азбукабезопасности». | Разучивание графических изображений алгоритма. Рисование и выкладывание алгоритма. |
15.10 – 28.10 | алгоритм заправле ниякровати (приложение № 5) | Разработка алгоритма заправления кровати(находится на спинке кровати). Беседа «Учимся правильно заправлять кровать». Просмотр мультфильма «Как Маша поссорилась с подушкой». | Разучивание графических изображений алгоритма. |
3 этап – заключительный
(29 октября - 2 ноября)
Деятельность педагога:
- Защита проекта на педагогическом совете «Обогащение социального опыта дошкольников через культорологический подход в образовании».
- Размещение данного проекта в социальной сети работников
образования https://nsportal.ru/efanova-natalya-timofeevna Ефанова Наталья Тимофеевна.
Деятельность детей:
- Участие в итоговой беседе с детьми о проделанной работе.
- Участие в презентации проекта «Проект «Бережливость»».
Ожидаемые результаты:
- алгоритм «Мытье рук»;
- алгоритм «Заправление кровати»;
- алгоритм «Дежурство по занятию лепка»;
- алгоритм «Дежурство по занятию рисование»;
- алгоритм «Дежурство по занятию аппликация»;
- сокращение временных затрат при выполнении режимных моментов.
Ресурсное обеспечение
- Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
- Методический инструментарий: перспективное планирование работы, дидактические игры.
- Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат, проектор, интерактивная доска.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательную деятельность, эффективно развивает творческое и познавательное мышление и навыки детей дошкольного возраста, и привлекает родителей
(законных представителей) воспитанников для пополнения развивающей предметно – пространственной среды группы и знаний дошкольников.
Воспитанник: участвует в трудовой деятельности, действует согласно разработанным алгоритмам.
Риски: болезни детей, педагогов, отсутствие материальных ресурсов (неисправность) и другие непредвиденные обстоятельства.
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Приложение № 3.
Приложение № 4.
Приложение № 5.