Воспитательский час "Герои космоса"
материал (средняя группа)
Цель: формировать представление детей об освоении космического пространства, о первых космонавтах.
Задачи:
- формировать представления об истории покорения космоса;
- обобщать знания детей о космонавтах, первыми освоивших космическое пространство.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«День космонавтики. Герои космоса»
Цель: формировать представление учащихся об освоении космического пространства, о первых космонавтах.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления об истории покорения космоса;
- обобщать знания учащихся о космонавтах, первыми освоивших космическое пространство.
Коррекционно-развивающие:
- корректировать и развивать внимание, память, речь детей путём беседы о Космосе и космонавтах;
- развивать умение высказывать своё мнение и делать выводы по теме.
Воспитательные:
- воспитывать желание быть сильным, здоровым, выносливым;
- развивать интерес к чтению литературы о космосе и космонавтах.
Ход беседы:
Вступительное слово воспитателя.
-. Ребята, все вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает праздник - День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
Воспитатель: Назовите планеты солнечной системы. Сколько их?
Ответы детей.
9 планет- Юпитер, Венера, Плутон, Меркурий, Марс, Земля, Сатурн, Нептун, Луна.
Беседа об истории покорения космоса.
Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.
С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
(Показать фотографию Земли из космоса.)
Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.
Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не останавливались на достигнутом, их манил космос.
В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.
Эстафету у Циолковского принял С. П. Королёв. Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.
В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий.
- Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник.
- Как он называется? (Луна)
- Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.
- Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны? (Дети отвечают)
Вывод: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.
Основоположники космонавтики - Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев.
Эти два человека положили начало освоению космоса, (Показать их портреты.)
Воспитатель: А ведь первыми в космос полетели не люди, а кто?
Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.
Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру.
Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.
Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.
Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.
На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.
Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. Кто полетел к планетам первый?
Воспитатель:
А 12 апреля 1961 года в космос полетел гражданин СССР - Юрий Алексеевич Гагарин {портрет).
Сообщение о Ю.А.Гагарине:
Имя этого человека известно во всем мире. С детства Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда Юре было 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось ютиться в землянке. Войну Гагарин пережил и в 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище. Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут (1 час 48 минут). Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.
Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее! Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!
Воспитатель: А каких героев космонавтов вы ещё знаете?
Ответы воспитанников: Герман Титов, Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Савицкая, Николаев, Рюмин,
Воспитатель. А как вы думаете, космонавт - это мужская профессия? (Выслушиваются ответы детей.)
Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это - Валентина Николаевна Терешкова (портрет).
Свой космический полёт Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Старт произошёл на Байконуре не с «гагаринской» площадки, а с дублирующей. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.
Воспитатель: А кто первым вышел в открытый космос?
А впервые вышел в открытое космическое пространство известный космонавт - Алексей Леонов.
Космонавт пробыл в открытом космосе, 12 минут 9 секунд и удалялся от корабля на расстояние до 5 м – на всю длину фала – «пуповины», связывавшей его с кораблем. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое – до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу, благополучно.
В космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком.
Воспитатель:
Освоение космического пространства
После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.
Первыми космонавтами были летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы. И условия работы космонавтов стали иными. В одном из своих рассказов космонавт Николаев вспоминает: «В своем первом полете в космос я даже побриться не мог, а вот уже в космической ракете "Салют" была даже настоящая баня».
Сегодня работа в космосе - это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи.
Вывод: Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.
- А что они там делают?
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют космический дом, проводят много разных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.
- Космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за крылья? Для чего они нужны?
Крылья космической станции – это солнечные батареи. Они ловят солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает и питает все научные приборы.
Рефлексия: Что вы запомнили из сегодняшнего занятия?
Что узнали нового?
Что бы хотели узнать ещё?
Вопросы для закрепления.
1. Женщина – первая полетевшая в космос? ( В. Терешкова)
2. Кто был первым человеком, полетевшим в космос? (Ю. А. Гагарин)
3. Кто совершил первым выход в открытый космос? (А. А. Леонов)
4. Космонавт полет, которого продолжался 1 сут. 1 ч. 18 мин. ( Г. Титов)
5. Первая собака, полетевшая в космос? (Лайка)
6. Как называется костюм у космонавта? (Скафандр.)
7.Как называется место старта космического корабля? (Космодром.)
8. Почему космонавты не едят ложкой? (Им мешает невесомость.)
9. Какой самый быстрый вид транспорта? (Ракета.)
10.Назовите дату первого в мире полета человека в космос?
а) 4 окт.1957 б) 1 мая 1964 в)12 апр.1961
11. Что сказал Гагарин при старте.
а) «До свидания!» б) «Взлетаю!» в) «Поехали!»
12. Как назывался космический корабль, на котором он совершил первый в мире полет в космос?
а) «Восток» б) «Север» в) «Запад»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательский час по личностному развитию на тему: "Здравствуйте вам"
Беседа с детьми...
Воспитательский час по личностному развитию на тему:«Здравствуйте Вам!»
Воспитательский час по личностному развитию на тему:«Здравствуйте Вам!»...
Воспитательские позиции.
В презентации предоставлен анализ позиции воспитателя. Указаны основные принципы работы и какие результаты мы при этом получаем....
Воспитательская работа
Воспитательская работа...
воспитательское занятие на тему "Насекомые"
Обобщение и систематизация знаний детей о насекомых...
Воспитательский час «Гаджеты в жизни подростка»
Довести до сведения воспитанников информацию о вредном влиянии современной техники (телевизора, компьютера, сотовых телефонов) на организм человека;Рассказать о правилах безопасности пользования соотв...
Воспитательский час (для детей с ОВЗ) "Волшебные слова"
Раскрыть понятие, «волшебные слова», что такое вежливость . Формировать у учащихся навык культурного поведения, формировать культуру общения между детьми....