Педагогический опыт по теме: Развитие детской инициативы и самостоятельности посредством игры с неоформленным материалом.
статья (старшая группа)
Проблема формирования у детей инициативности и самостоятельности была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в ФГОС дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polzuetsya_ogromnoy_populyarnostyu_sredi_nashih_vospitannikov_i_neoformlennyy_material.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №31 «Аленушка» города Лесосибирска»
Педагогический опыт по теме: Развитие детской инициативы и самостоятельности посредством игры с неоформленным материалом.
Автор: воспитатель первой квалификационной категории Стаханова Ю.С.
Лесосибирск 2019
Актуальность.
Проблема формирования у детей инициативности и самостоятельности была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в ФГОС дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Современное общество нуждается в активной, самостоятельной, адаптивной, творческой, инициативной личности. Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению. Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, деятельность и поведение других детей. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Начиная работу по развитию детской инициативы, мы ставили перед собой следующую цель: создание условий для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. И использовали следующие задачи: развивать и направлять любую детскую инициативу. Развивать способность детей действовать по внутреннему побуждению, самостоятельно организовывать игру и игровое пространство, подходить творчески к продуктивной деятельности, удовлетворять потребность в содержательном общении со всеми участниками образовательного процесса, способствовать развитию умения находить занятие соответствующее собственному желанию.
Методы, использованные нами при работе: наглядные, словесные, практические.
Приемы: сбор природного, бросового материала, его классификация и использование в разных видах деятельности: выкладывание узоров из различных материалов, создание поделок, использование неоформленного материала в сюжетно-ролевых и социоиграх.
Решая поставленные задачи, мы открыли для себя важного помощника – им оказался неоформленный материал.
Неоформленный материал – это бросовый, природный, лоскутки ткани, пустые коробки и т.д. то, что можно использовать в игре в качестве предметов - заместителей. В нашей группе, для удобства работы, мы разложили его по разным коробкам. Различные отрезы тканей и ленточки хранятся в большом деревянном сундуке. Неоформленный материал раз в неделю, вместе с детьми, мы перебираем, выбрасывая все ненужное и добавляя, что-то новое.
Неоформленный материал развивает исследовательские и творческие способности детей, развивает инициативу и самостоятельность, воображение и фантазию.
Инициативность детей в использовании неоформленного материала часто протекает в продуктивной деятельности. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок – все это активно помогает ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы. Ребята, работая с неоформленным материалом, считают себя изобретателями. Он всегда под рукой, ничего не стоит, выбросить его не жалко. А изготовить из него можно все, что угодно: и продукты в магазин, и кровать, костюм и даже машину времени.
Также мои воспитанники инициировали использование неоформленного материала в качестве ландшафта для сюжетно-ролевой игры: расстеленный на полу отрез ткани, с нарисованными морскими животными (ненужная штора для ванны), превращается в подводное царство, по которому разъезжают разные (чаще сказочные) транспортные средства, да и просто проплывают люди, звери, птицы.… Использование неоформленного материала позволяет разнообразить сюжеты игровой деятельности. Пользуясь отрезами тканей, в сюжетно-ролевой игре, ребята, проявляя инициативу, придумали закреплять их при помощи прищепок, ленточек, зажимов для волос и больших деревянных кубиков. Неоформленный материал позволяет повысить интерес современных дошкольников к забытым подвижным играм. Например: «Рыбаки и рыбка» - несколько детей растягивают отрез ткани, поднимают его на уровне талии, в центр «моря» кидают мяч. Задача игроков, приподнимать и опускать ткань так, чтобы мяч «рыбка» подкатилась именно к нему. Победителем оказывается тот игрок, у которого в руках оказался мяч «рыбка».
Детям очень нравится работать с неоформленным материалом и ребята стали приносить из дома пустые коробочки, баночки, ленты, футляры от шоколадных яиц, пробки, губки. Во время прогулок и экскурсий самостоятельно собирали шишки, листья, сухие веточки и многое другое, рассказывая окружающим, как они будут все это использовать.
Таким образом, использование неоформленного материала оказывает значительное влияние на развитие у детей инициативы и самостоятельности. Это проявляется в выборе видов деятельности, изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, создании поделок и «изобретений». Ребята самостоятельно выбирают участников для игры и общения, учатся договариваться между собой, учитывая интересы и чувства других. Отмечается повышение уровня развития воображения, любознательности и творческой активности воспитанников.
Список литературы:
1.Жукова О.Г. Предметно-пространственная среда. М.: Аркти, 2007.
2.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. / Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.
3.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка/ Сост.Т.И. Тарабарина.-Ярославль:Академия развития, 1997.-224с.
4. Давыдова Г. Поделки из бросового материала. Выпуск 3 – «Скрипторий 2003», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности дошкольников"
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных....
Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.
Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....
Развитие детской инициативы и самостоятельности в играх с театральными куклами.
quot; Научить ребенка -это создать ему условия для создания полного овладениия своими собственными способностями"....
Развитие детской инициативы и самостоятельности посредством конструктивно-модельной деятельности. (На основе материала Гаджибековой Т.А.)
Изучение опыта коллег в рамках темы самообразования...
Презентация "Развитие детской инициативы и самостоятельности при работе с бросовым материалом "Волшебные коробки"
Приобщение детей к изготовлению различных предметов из коробок, активные игры с ними — важный шаг в получении ими умений преобразовать бросовый материал в полезные и нужные вещи....
План самообразования учителя-дефектолога Степановой О.Ф. на 2023-2024 учебный год «Развитие детской инициативы и самостоятельности в игре с использованием игрового пособия "Дары Фребеля"»
План самообразования учителя-дефектолога Степановой О.Ф.на 2023-2024 учебный год«Развитие детской инициативы и самостоятельности в игре с использованием игрового пособия "Дары Ф...
Проект «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становле...