Консультация Формирование уверенного поведения у детей дошкольного возраста
консультация
Развитие эмоциональной сферы предполагает принятие себя как достойного уважения человека, и уже в детском возрасте необходимо способствовать формированию у ребенка положительной, стабильной самооценки, уверенности в собственных силах. Только в этом случае ребенок сможет устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с окружающими и доверять себе.
Самооценка ребенка начинает формироваться на бессознательном уровне с 1,5 – 2 лет. В 3 года формируется осознание своего «Я», и ребенок уже может ответить на вопрос «Какой ты?». Да 7 лет самооценку ребенка формируют значимые для него взрослые люди, и она является «зеркальной».
Для развития положительной самооценки необходимо, чтобы ребенок был окружен безусловной любовью и получал положительное подкрепление в общении (Семенова Е.М.,2002). Пониженная самооценка может проявляться в постоянной тревожности, боязни услышать о себе что–либо неприятное, в ранимости, колебании настроения, в острой реакции на замечания взрослых и критику сверстников. А поскольку ведущая мотивация детей дошкольного возраста – «хочу быть хорошим», дети с заниженной самооценкой часто ощущают дискомфорт, находятся в состоянии внутриличностного конфликта. Это в свою очередь ведет к повышению уровня тревожности. Однако и завышенная самооценка может стать причиной межличностных конфликтов. Расхождение между самооценкой ребенка и оценкой его окружающими, между уровнем самооценки ребенком и уровнем его (или родительских) притязаний может привлечь за собой повышение агрессивности поведения, проблемы в общении с детьми и взрослыми. Именно поэтому так важно в дошкольный период способствовать формированию адекватной самооценки ребенка, чувства уверенности в своих силах, принятию ребенком себя.
Предлагаемые занятия направлены на формирование у детей чувства уверенности в себе. Условно их можно разделить на игры, которые помогают ребенку:
- почувствовать себя сильным, могущественным;
- найти себе положительные качества, принять себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uverennogo_povedeniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 96.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель Башкина Н.А.
МБДОУ «Детский сад №1» п. Палатка
Формирование уверенного поведения у детей дошкольного возраста
Развитие эмоциональной сферы предполагает принятие себя как достойного уважения человека, и уже в детском возрасте необходимо способствовать формированию у ребенка положительной, стабильной самооценки, уверенности в собственных силах. Только в этом случае ребенок сможет устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с окружающими и доверять себе.
Самооценка ребенка начинает формироваться на бессознательном уровне с 1,5 – 2 лет. В 3 года формируется осознание своего «Я», и ребенок уже может ответить на вопрос «Какой ты?». Да 7 лет самооценку ребенка формируют значимые для него взрослые люди, и она является «зеркальной».
Для развития положительной самооценки необходимо, чтобы ребенок был окружен безусловной любовью и получал положительное подкрепление в общении (Семенова Е.М.,2002). Пониженная самооценка может проявляться в постоянной тревожности, боязни услышать о себе что–либо неприятное, в ранимости, колебании настроения, в острой реакции на замечания взрослых и критику сверстников. А поскольку ведущая мотивация детей дошкольного возраста – «хочу быть хорошим», дети с заниженной самооценкой часто ощущают дискомфорт, находятся в состоянии внутриличностного конфликта. Это в свою очередь ведет к повышению уровня тревожности. Однако и завышенная самооценка может стать причиной межличностных конфликтов. Расхождение между самооценкой ребенка и оценкой его окружающими, между уровнем самооценки ребенком и уровнем его (или родительских) притязаний может привлечь за собой повышение агрессивности поведения, проблемы в общении с детьми и взрослыми. Именно поэтому так важно в дошкольный период способствовать формированию адекватной самооценки ребенка, чувства уверенности в своих силах, принятию ребенком себя.
Предлагаемые занятия направлены на формирование у детей чувства уверенности в себе. Условно их можно разделить на игры, которые помогают ребенку:
- почувствовать себя сильным, могущественным;
- найти себе положительные качества, принять себя.
Занятие 1. «Уверенность и причины неуверенности»
Цель – формирование реалистичной самооценки и самопринятия, стабилизация эмоционального состояния.
Материалы: корона, «трон» (высокий красивый стул), лист бумаги формата А4, цветные карандаши.
Ритуал приветствия
Дети соединяют кисти рук, накладывают ладони одного ребенка на тыльную сторону кисти руки другого и образуя круг. Нижняя и верхняя – ладони ведущего. Все вместе произносят «Здравствуйте!».
Разминка – игра «Капитан»
Выбирают водящего, который на время покидает игровую комнату. Дети договариваются, кто из них будет капитаном. Капитан выполняет различные действия (хлопает в ладоши, приседает ит.п.), все дети в точности должны повторять за ним движения. Вернувшийся водящий, внимательно наблюдая за группой, должен угадать, кто же капитан.
Основная часть
Ведущий предлагает детям побеседовать о том, что такое уверенность, как это понятие понимают дети. Для чего нужно быть уверенным? В каких жизненных ситуациях необходима уверенность? В процессе беседы ведущий подводит детей к пониманию того, что значит быть уверенным в себе: веришь в себя, не бояться трудностей в решении различных жизненных вопросов. Таким образом, уверенность тесно связана с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью.
Сказка «Верь в себя» (модификация О. В. Хухлаева).
В одном дворе жил мальчик Витя. Ему очень хотелось иметь много друзей, быть сильным, смелым. Но на самом деле он был большим трусишкой, а самое главное – он не верил в себя. Но однажды с ним произошло удивительное происшествие. Он гулял у речки , около которой собрались уже несколько ребят. Ему не терпелось познакомиться со всеми и найти себе друзей. Он подошел к ним и спросил: «Можно я буду играть с вами?» все остановились, повернулись к нему, посмотрели на него и отвернулись. А самый старший мальчик сказал: «Ты маленький, а мы – большие и с малышней не играем».
Витя ушел и заплакал. «Я маленький и ни на что не гожусь, - думал мальчик, - и ни кому не нужен». Вдруг он услышал, как кто – то зовет его на помощь. Он огляделся по сторонам и увидел, что в реке барахтается незнакомый мальчишка. Витя оглянулся. Ребята стояли как вкопанные и смотрели, как тонет мальчик.
Витя, не думая об опасности, бросился на выручку, и вытащил мальчугана. Все окружили спасенного мальчика. Витя же остался в стороне. Вдруг он услышал: «Что же ты грустишь, ведь ты хоть и маленький, но в твоей груди бьется доброе и смелое сердце. Будь самим собой, и все захотят с тобой дружить». Витя обернулся и увидел одного из взрослых ребят, который не хотел с ним играть, вскоре у мальчика появилось много друзей, он перестал стесняться. И хотя он был маленьким, но был остроумным и веселым. С ним было интересно играть. И вскоре у него появилось много друзей, которые любили его таким, какой он есть. Просто он в трудную минуту говорил себе: «Верь в себя – и ты победишь!».
Игра «Волшебный стул» (И.В. Шевцова).
Взрослый по очереди рассказывает об именах детей в группе. Тот ребенок, про чье имя рассказывают, становится «королем». На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Имена тревожных детей лучше называть в середине игры.
Рисунок
Детям выдают листы бумаги формата А4, цветные карандаши и предлагают создать рисунок на тему «Портрет моего хорошего Я»
Каждому ребенку выдают заранее приготовленный лист бумаги, оформленный как рамка для фотографии. Ребенок берет этот лист и с помощью взрослого записывает на нем свои положительные качества. После занятия он уносит этот лист с собой, чтобы показать его маме.
Обратная связь
Что запомнилось на занятии? Что нового узнали? С каким настроением уходите?
Ритуал прощания
Дети и ведущий образуют круг из ладошек, и все вместе говорят «До свидания!»
Занятие 2. «Умение говорить «нет!»»
Цель – развитие социальных умений и навыков, положительной «Я» - концепции, умения сказать «нет».
Ритуал приветствия
Дети соединяют кисти рук, накладывают ладони одного ребенка на тыльную сторону кисти руки другого и образуя круг. Нижняя и верхняя – ладони ведущего. Все вместе произносят «Здравствуйте!».
Разминка – игра «Здравствуйте» (К. Фопель)
Взрослый просит детей рассчитаться на «один – два – три». Когда группа рассчитается, ведущий просит всех, кому выпал первый номер, соединить руки за головой (на шее). Все вторые номера ставят руки на талию, а третьи – прикасаются к коленкам.
Инструкция: «Сейчас все участники будут ходить по комнате и приветствовать друг друга только локотками. При этом надо говорить окружающим добрые приветственные слова. Постарайтесь сосчитать, сколько раз вы поздороваетесь с представителями разных категорий (первыми, вторыми и третьими номерами)».
Обсуждение: с кем удобнее было здороваться?
- Сколько раз поздоровались с представителями разных категорий?
- Что помешало выполнить задание – посчитать?
- Что было труднее всего?
- Когда люди испытывают подобные трудности?
- Кому легче было наладить взаимодействие – первому или третьему номеру?
Основная часть (Н.В.Плотников)
Ведущий говорит детям, что в жизни – как взрослых, так и детей – есть случаи, когда мы соглашались что- то сделать, хотя нужно было отказаться, и потом об этом жалели. Далее все вместе вспоминают разные ситуации, когда дети не смогли ответить «нет»:
- ты побоялся потерять друга или испортить с ним отношения;
- устал спорить с дедом;
- боялся остаться один, без друзей;
- не любишь конфликтовать (и т.п.).
Ведущий подводит детей к мысли: умение отказать очень важно для жизни. Такой поступок требует отваги, потому что, возможно, друзья, знакомые ребята некоторое время могут на нас сердиться из-за нашего отказа. Стараться всем понравиться – неплохо, но лучше стараться понравиться прежде всего самому себе. Это позволяет защитить себя и своих близких от опасности.
Ведущий вместе с детьми обсуждает правила отказа:
- выразить свою позицию сразу, уверенно;
- не допускать слов «посмотрим», «там видно будет»;
- говорить спокойно;
- использовать вариант «заигранной пластинки» (да, ты прав, но нет»).
Проигрывание ситуаций «Умение сказать «нет»»
Ситуации: «Уйти с незнакомцем из садика покататься на машине» или «Взять чужую игрушку из шкафчика».
Вопросы для обсуждения
- Легко или трудно было говорить «нет"?
- Что помогла справиться с заданием?
- Где и как еще можно использовать эти умения?
Игра «Мышь и мышеловка»
Все встают в круг, плотно прижимаются к друг другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это «мышеловка». Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из «мышеловки»: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы, но выбраться из создавшейся ситуации.
Обратная связь
Что запомнилось на занятии? Что нового узнали? С каким настроением уходите?
Ритуал прощания
Дети и ведущий образуют круг из ладошек, и все вместе говорят «До свидания!»
Задание 3. «Быть уверенным в себе – это здорово!»
Цель – повышение самооценки детей, развитие умения принимать решение в сложных ситуациях, развитие воображения, умение свободно двигаться, приобретение навыка публичных выступлений.
Материалы: различные предметы для игры «Дедушка Мазай».
Ритуал приветствия
Дети соединяют кисти рук, накладывают ладони одного ребенка на тыльную сторону кисти руки другого и образуя круг. Нижняя и верхняя – ладони ведущего. Все вместе произносят «Здравствуйте!».
Разминка – игра «Отгадайка»
Дети сидят на стульях, а ведущий предлагает отгадать, о ком он говорит.
- Кто всегда очень вежливый с другими?
- Кто самый веселый?
- Кто самый серьезный?
- Кто самый добрый?
- Кто лучше всех убирает игрушки?(и т.п.)
Важно, чтобы каждый ребенок услышал о себе что – нибудь хорошее.
Основная часть
Ведущий говорит о том, что время от времени каждый из нас испытывает неприятные чувства и старается от них защититься. Но если мы будем защищаться от этих чувств слишком часто, то чувства выйдут из под контроля и возьмут над нами верх. А это не придаст нам уверенности в себе и вовсе не поможет решить наши проблемы.
Затем ведущий предлагает детям превратится в маленьких актеров и поиграть.
Игра «Говорящие ботинки» (модификация игры А. Джонеса).
Дети садятся в круг на стульях или на полу. Взрослый задает им вопросы и первый отвечает: «Если бы ваши ботинки умели говорить, что бы они сказали о каждом из вас?» - и бросает мяч любому ребенку, готовому ответить на вопрос. Далее мяч возвращается к взрослому. Ответ может быть примерно таким: «Что я умею быстро бегать. Что я люблю гулять по лужам. Что я аккуратный, вытираю их…»
После того как несколько детей дадут ответ, взрослый меняет вопрос: «Если бы ваше пальто умело говорить, чтобы оно сказало о вас?» (И т.п.). Взрослый поощряет любые позитивные ответы детей. Если ребенок дает негативный ответ, взрослый задает примерно следующий вопрос: «А что ты должен сделать, что бы твои ботинки не говорили о тебе это?»
Игра «Врасти в землю» (Н.Л.Кряжева)
Взрослый вспоминает вместе с детьми героев литературных произведений, фильмов, телепередач, которые демонстрируют уверенное поведение. Желательно рассказать о тех преимуществах, которые люди получают благодаря уверенной позиции в жизни.
Содержание игры. Попробуй сильно -сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее крепко дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это – поза уверенного человека. Запомни свои ощущения в этой позе уверенности.
Рекомендации. На первых этапах взрослый подходит к каждому ребенку, помогая зафиксировать внимание на мышечных ощущениях и на эмоциональном состоянии.
Предложите ребенку закончить предложения: «Я хочу…», «Я умею…», «Я смогу…», «Я добьюсь…»
Обратная связь
Что запомнилось на занятии? Что нового узнали? С каким настроением уходите?
Ритуал прощания
Дети и ведущий образуют круг из ладошек, и все вместе говорят «До свидания!»
Литература
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоциональное мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
- Кулагина И.Ю. возрастная психология. – М., 1996.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. игры для хорошего настроения. – СПб.,2011.
- Плотникова Н.В. Игры на развитие уверенности в себе. Набор развивающих карточек. – СПб., 2012.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб., 2000
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему «Я»: как сохранить психологическое здоровье школьников. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....
«Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»
Помещаю свой опыт работы в помощь другим педагогам. Этот материал я использовала на конкурсе "Воспитатель года"...
Условия формирования полоролевого поведения у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Проблема гендерной...
"формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопаснос...
Консультация «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»
laquo;Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания» - В. А. Сухомлинский....
Консультация для педагогов «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»...
Игры и упражнения на повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, отработку навыка уверенного поведения у детей дошкольного возраста
Основная цель деятельности педагогического коллектива - создание единого образовательного пространства для разностороннего развития личности ребенка. Предложенные игры снимают барьер общения через пов...