Консультация Формирование уверенного поведения у детей дошкольного возраста
консультация

Башкина Надежда Александровна

Развитие эмоциональной сферы предполагает принятие себя как достойного уважения человека, и уже в детском возрасте необходимо способствовать формированию у ребенка положительной, стабильной самооценки, уверенности в собственных силах. Только в этом случае ребенок сможет устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с окружающими и доверять себе.

Самооценка ребенка начинает формироваться на бессознательном уровне с 1,5 – 2 лет. В 3 года формируется осознание своего «Я», и ребенок уже может ответить на вопрос «Какой ты?». Да 7 лет самооценку ребенка формируют значимые для него взрослые люди, и она является «зеркальной».

Для развития положительной самооценки необходимо, чтобы ребенок был окружен безусловной любовью и получал положительное подкрепление в общении (Семенова Е.М.,2002). Пониженная самооценка может проявляться в постоянной тревожности, боязни услышать о себе что–либо неприятное, в ранимости, колебании настроения, в острой реакции на замечания взрослых и критику сверстников. А поскольку ведущая мотивация детей дошкольного возраста – «хочу быть хорошим», дети с заниженной самооценкой часто ощущают дискомфорт, находятся в состоянии внутриличностного конфликта. Это в свою очередь ведет к повышению уровня тревожности. Однако и завышенная самооценка может стать причиной межличностных конфликтов. Расхождение между самооценкой ребенка и оценкой его окружающими, между уровнем самооценки ребенком и уровнем его (или родительских) притязаний может привлечь за собой повышение агрессивности поведения, проблемы в общении с детьми и взрослыми. Именно поэтому так важно в дошкольный период способствовать формированию адекватной самооценки ребенка, чувства уверенности в своих силах, принятию ребенком себя.

Предлагаемые занятия направлены на формирование у детей чувства уверенности в себе. Условно их можно разделить на игры, которые помогают ребенку:

  • почувствовать себя сильным, могущественным;
  • найти себе положительные качества, принять себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\картинки\narodnie-igri-detym.jpg

Воспитатель Башкина Н.А.

МБДОУ «Детский сад №1» п. Палатка

Формирование уверенного поведения у детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы предполагает принятие себя как достойного уважения человека, и уже в детском возрасте необходимо способствовать формированию у ребенка положительной, стабильной самооценки, уверенности в собственных силах. Только в этом случае ребенок сможет устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с окружающими и доверять себе.

Самооценка ребенка начинает формироваться на бессознательном уровне с 1,5 – 2 лет. В 3 года формируется осознание своего «Я», и ребенок уже может ответить на вопрос «Какой ты?». Да 7 лет самооценку ребенка формируют значимые для него взрослые люди, и она является «зеркальной».

Для развития положительной самооценки необходимо, чтобы ребенок был окружен безусловной любовью и получал положительное подкрепление в общении (Семенова Е.М.,2002). Пониженная самооценка может проявляться в постоянной тревожности, боязни услышать о себе что–либо неприятное, в ранимости, колебании настроения, в острой реакции на замечания взрослых и критику сверстников. А поскольку ведущая мотивация детей дошкольного возраста – «хочу быть хорошим», дети с заниженной самооценкой часто ощущают дискомфорт, находятся в состоянии внутриличностного конфликта. Это в свою очередь ведет к повышению уровня тревожности. Однако и завышенная самооценка может стать причиной межличностных конфликтов. Расхождение между самооценкой ребенка и оценкой его окружающими, между уровнем самооценки ребенком и уровнем его (или родительских) притязаний может привлечь за собой повышение агрессивности поведения, проблемы в общении с детьми и взрослыми. Именно поэтому так важно в дошкольный период способствовать формированию адекватной самооценки ребенка, чувства уверенности в своих силах, принятию ребенком себя.

Предлагаемые занятия направлены на формирование у детей чувства уверенности в себе. Условно их можно разделить на игры, которые помогают ребенку:

  • почувствовать себя сильным, могущественным;
  • найти себе положительные качества, принять себя.

        

Занятие 1. «Уверенность и причины неуверенности»

Цель – формирование реалистичной самооценки и самопринятия, стабилизация эмоционального состояния.

Материалы: корона, «трон» (высокий красивый стул), лист бумаги формата А4, цветные карандаши.

Ритуал приветствия

Дети соединяют кисти рук, накладывают ладони одного ребенка на тыльную сторону кисти руки другого и образуя круг. Нижняя и верхняя – ладони ведущего. Все вместе произносят «Здравствуйте!».

Разминка – игра «Капитан»

Выбирают водящего, который на время покидает игровую комнату. Дети договариваются, кто из них будет капитаном. Капитан выполняет различные действия (хлопает в ладоши, приседает ит.п.), все дети в точности должны повторять за ним движения. Вернувшийся водящий, внимательно наблюдая за группой, должен угадать, кто же капитан.

Основная часть

Ведущий предлагает детям побеседовать о том, что такое уверенность, как это понятие понимают дети. Для чего нужно быть уверенным? В каких жизненных ситуациях необходима уверенность? В процессе беседы ведущий подводит детей к пониманию того, что значит быть уверенным в себе: веришь в себя, не бояться трудностей в решении различных жизненных вопросов. Таким образом, уверенность тесно связана с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью.

Сказка «Верь в себя» (модификация О. В. Хухлаева).

В одном дворе жил мальчик Витя. Ему очень хотелось иметь много друзей, быть сильным, смелым. Но на самом деле он был большим трусишкой, а самое главное – он не верил в себя. Но однажды с ним произошло удивительное происшествие. Он гулял у речки , около которой собрались уже несколько ребят. Ему не терпелось познакомиться со всеми и найти себе друзей. Он подошел к ним и спросил: «Можно я буду играть с вами?» все остановились, повернулись к нему, посмотрели на него и отвернулись. А самый старший мальчик сказал: «Ты маленький, а мы – большие и с малышней не играем».

Витя ушел и заплакал. «Я маленький и ни на что не гожусь, - думал мальчик, - и ни кому не нужен». Вдруг он услышал, как кто – то зовет его на помощь. Он огляделся по сторонам и увидел, что в реке барахтается незнакомый мальчишка. Витя оглянулся. Ребята стояли как вкопанные и смотрели, как тонет мальчик.

Витя, не думая об опасности, бросился на выручку, и вытащил мальчугана. Все окружили спасенного мальчика. Витя же остался в стороне. Вдруг он услышал: «Что же ты грустишь, ведь ты хоть и маленький, но в твоей груди бьется доброе и смелое сердце. Будь самим собой, и все захотят с тобой дружить». Витя обернулся и увидел одного из взрослых ребят, который не хотел с ним играть, вскоре у мальчика появилось много друзей, он перестал стесняться. И хотя он был маленьким, но был остроумным и веселым. С ним было интересно играть. И вскоре у него появилось много друзей, которые любили его таким, какой он есть. Просто он в трудную минуту говорил себе: «Верь в себя – и ты победишь!».

Игра «Волшебный стул» (И.В. Шевцова).

Взрослый по очереди рассказывает об именах детей в группе. Тот ребенок, про чье имя рассказывают, становится «королем». На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Имена тревожных детей лучше называть в середине игры.

Рисунок

Детям выдают листы бумаги формата А4, цветные карандаши и предлагают создать рисунок на тему «Портрет моего хорошего Я»

Каждому ребенку выдают заранее приготовленный лист бумаги, оформленный как рамка для фотографии. Ребенок берет этот лист и с помощью взрослого записывает на нем свои положительные качества. После занятия он уносит этот лист с собой, чтобы показать его маме.

Обратная связь

Что запомнилось на занятии? Что нового узнали? С каким настроением уходите?

Ритуал прощания

Дети и ведущий образуют круг из ладошек, и все вместе говорят «До свидания!»        

Занятие 2. «Умение говорить «нет!»»

Цель – развитие социальных умений и навыков, положительной «Я» - концепции, умения сказать «нет».

Ритуал приветствия

Дети соединяют кисти рук, накладывают ладони одного ребенка на тыльную сторону кисти руки другого и образуя круг. Нижняя и верхняя – ладони ведущего. Все вместе произносят «Здравствуйте!».

Разминка – игра «Здравствуйте» (К. Фопель)

Взрослый просит детей рассчитаться на «один – два – три». Когда группа рассчитается, ведущий просит всех, кому выпал первый номер, соединить руки за головой (на шее). Все вторые номера ставят руки на талию, а третьи – прикасаются к коленкам.

Инструкция: «Сейчас все участники будут ходить по комнате и приветствовать друг друга только локотками. При этом надо говорить окружающим добрые приветственные слова. Постарайтесь сосчитать, сколько раз вы поздороваетесь с представителями разных категорий (первыми, вторыми и третьими номерами)».

Обсуждение: с кем удобнее было здороваться?

  • Сколько раз поздоровались с представителями разных категорий?
  • Что помешало выполнить задание – посчитать?
  • Что было труднее всего?
  • Когда люди испытывают подобные трудности?
  • Кому легче было наладить взаимодействие – первому или третьему номеру?

Основная часть (Н.В.Плотников)

Ведущий говорит детям, что в жизни – как взрослых, так и детей – есть случаи, когда мы соглашались что- то сделать, хотя нужно было отказаться, и потом об этом жалели. Далее все вместе вспоминают разные ситуации, когда дети не смогли ответить «нет»:

  • ты побоялся потерять друга или испортить с ним отношения;
  • устал спорить с дедом;
  • боялся остаться один, без друзей;
  • не любишь конфликтовать (и т.п.).

Ведущий подводит детей к мысли: умение отказать очень важно для жизни. Такой поступок требует отваги, потому что, возможно, друзья, знакомые ребята некоторое время могут на нас сердиться из-за нашего отказа. Стараться всем понравиться – неплохо, но лучше стараться понравиться прежде всего самому себе. Это позволяет защитить себя и своих близких от опасности.

Ведущий вместе с детьми обсуждает правила отказа:

  • выразить свою позицию сразу, уверенно;
  • не допускать слов «посмотрим», «там видно будет»;
  • говорить спокойно;
  • использовать вариант «заигранной пластинки» (да, ты прав, но нет»).

Проигрывание ситуаций «Умение сказать «нет»»

Ситуации: «Уйти с незнакомцем из садика покататься на машине» или «Взять чужую игрушку из шкафчика».

Вопросы для обсуждения

  • Легко или трудно было говорить «нет"?
  • Что помогла справиться с заданием?
  • Где и как еще можно использовать эти умения?

Игра «Мышь и мышеловка»

Все встают в круг, плотно прижимаются к друг другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это «мышеловка». Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из «мышеловки»: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы, но выбраться из создавшейся ситуации.

Обратная связь

Что запомнилось на занятии? Что нового узнали? С каким настроением уходите?

Ритуал прощания

Дети и ведущий образуют круг из ладошек, и все вместе говорят «До свидания!»        

Задание 3. «Быть уверенным в себе – это здорово!»

Цель – повышение самооценки детей, развитие умения принимать решение в сложных ситуациях, развитие воображения, умение свободно двигаться, приобретение навыка публичных выступлений.

Материалы: различные предметы для игры «Дедушка Мазай».

Ритуал приветствия

Дети соединяют кисти рук, накладывают ладони одного ребенка на тыльную сторону кисти руки другого и образуя круг. Нижняя и верхняя – ладони ведущего. Все вместе произносят «Здравствуйте!».

Разминка – игра «Отгадайка»

Дети сидят на стульях, а ведущий предлагает отгадать, о ком он говорит.

  • Кто всегда очень вежливый с другими?
  • Кто самый веселый?
  • Кто самый серьезный?
  • Кто самый добрый?
  • Кто лучше всех убирает игрушки?(и т.п.)

Важно, чтобы каждый ребенок услышал о себе что – нибудь хорошее.

Основная часть

Ведущий говорит о том, что время от времени каждый из нас испытывает неприятные чувства и старается от них защититься. Но если мы будем защищаться от этих чувств слишком часто, то чувства выйдут из под контроля и возьмут над нами верх. А это не придаст нам уверенности в себе и вовсе не поможет решить наши проблемы.

Затем ведущий предлагает детям превратится в маленьких актеров и поиграть.

Игра «Говорящие ботинки» (модификация игры А. Джонеса).

Дети садятся в круг на стульях или на полу. Взрослый задает им вопросы и первый отвечает: «Если бы ваши ботинки умели говорить, что бы они сказали о каждом из вас?» - и бросает мяч любому ребенку, готовому ответить на вопрос. Далее мяч возвращается к взрослому. Ответ может быть примерно таким: «Что я умею быстро бегать. Что я люблю гулять по лужам. Что я аккуратный, вытираю их…»

После того как несколько детей дадут ответ, взрослый меняет вопрос: «Если бы ваше пальто умело говорить, чтобы оно сказало о вас?» (И т.п.). Взрослый поощряет любые позитивные ответы детей. Если ребенок дает негативный ответ, взрослый задает примерно следующий вопрос: «А что ты должен сделать, что бы твои ботинки не говорили о тебе это?»

Игра «Врасти в землю» (Н.Л.Кряжева)

Взрослый вспоминает вместе с детьми героев литературных произведений, фильмов, телепередач, которые демонстрируют уверенное поведение. Желательно рассказать о тех преимуществах, которые люди получают благодаря уверенной позиции в жизни.

Содержание игры. Попробуй сильно  -сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее крепко дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это – поза уверенного человека. Запомни свои ощущения в этой позе уверенности.

Рекомендации. На первых этапах взрослый подходит к каждому ребенку, помогая зафиксировать внимание на мышечных ощущениях и на эмоциональном состоянии.

Предложите ребенку закончить предложения: «Я хочу…», «Я умею…», «Я смогу…», «Я добьюсь…»

Обратная связь

Что запомнилось на занятии? Что нового узнали? С каким настроением уходите?

Ритуал прощания

Дети и ведущий образуют круг из ладошек, и все вместе говорят «До свидания!»        

Литература

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоциональное мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
  2. Кулагина И.Ю. возрастная психология. – М., 1996.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. игры для хорошего настроения. – СПб.,2011.
  4. Плотникова Н.В. Игры на развитие уверенности в себе. Набор развивающих карточек. – СПб., 2012.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб., 2000
  6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему «Я»: как сохранить психологическое здоровье школьников. – М., 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....

«Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Помещаю свой опыт работы в помощь другим педагогам. Этот материал я использовала на конкурсе "Воспитатель года"...

Условия формирования полоролевого поведения у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Проблема гендерной...

"формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

       Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопаснос...

Консультация «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»

laquo;Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания» -  В. А. Сухомлинский....

Консультация для педагогов «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»...

Игры и упражнения на повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, отработку навыка уверенного поведения у детей дошкольного возраста

Основная цель деятельности педагогического коллектива - создание единого образовательного пространства для разностороннего развития личности ребенка. Предложенные игры снимают барьер общения через пов...