Рабочая программа "Юный шахматист" для детей от 4 до 7 лет
рабочая программа
Настоящая дополнительная программа по раннему обучению детей от 3 до 7 лет азам шахматной игры «Юный шахматист» (далее Программа) имеет социально-педагогическую направленность, разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённому приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155, зарегистрированному в Минюсте России 14 ноября 2013 года, регистрационный номер №30384.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..."
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность.
Образовательная деятельность по обучению воспитанников игре в шахматы будет осуществляться в форме групповых занятий в свободное от реализации основной образовательной программы время.
Срок реализации программы 3 года.
Количество занятий – 1 раз в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_shahmaty_33.docx | 189.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«Детский сад №10 «Дубравушка»
ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4- 7 ЛЕТ
«ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
Срок реализации 3 года
Разработчик воспитатель:
Караваева Т.А.
Нягань 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Описание программы
- Календарно-тематическое планирование 1 год обучения 4-5 лет
- Календарно-тематическое планирование 2 год обучения 5-6 лет
- Календарно-тематическое планирование 3 год обучения 6-7 лет
- Методика обследования уровня развития умений и навыков детей
Список используемой литературы
1 Паспорт программы
Наименование Программы | Рабочая программа для детей от 4 до 7 лет |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ - Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" - СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО). - Устав МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка» Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Срок реализации Программы – 2021 -2022 учебный год. |
Организация исполнитель программы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Нягань «Детский сад 10 «Дубравушка» (МБДОУ МО г.Нягань Дубравушка») Улица Интернациональная, 12, Нягань, Тюменская область, ХМАО-Югра |
Целевая группа | Воспитанники средней, старшей и подготовительной к школе группе. |
Форма | Подгрупповая |
Основные разработчики Программы | Зам. заведующий по УВР Гаврущенко О.В., воспитатель Караваева Т.А. |
Сроки реализации Программы | 3 года |
Цель Программы | Обучение детей игре в шахматы, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. |
Задачи Программы | Образовательные: - формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы; - способствовать освоению детьми основных шахматных понятий; - познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры; - обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной партии; - учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию; Развивающие: - личностное и интеллектуальное развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста; - развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно; - развивать психические процессы дошкольников (мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение); - способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; Воспитывающие: - воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений. |
Ожидаемые результаты | - Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка; развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. - Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. - Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). - Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. |
2 Пояснительная записка
Настоящая дополнительная программа по раннему обучению детей от 3 до 7 лет азам шахматной игры «Юный шахматист» (далее Программа) имеет социально-педагогическую направленность, разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённому приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155, зарегистрированному в Минюсте России 14 ноября 2013 года, регистрационный номер №30384.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..."
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность.
Образовательная деятельность по обучению воспитанников игре в шахматы будет осуществляться в форме групповых занятий в свободное от реализации основной образовательной программы время.
Срок реализации программы 3 года.
Количество занятий – 1 раз в неделю
Продолжительность:
- средняя группа (от 4 до 5 лет) -20 минут
- старшая группа (от 5 до 6 лет) - 25 минут
- подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) – 25-30 минут
Общее количество занятий в год – 33
3 Актуальность программы
Все увеличивающиеся информационные потоки – знамение нашего времени. Новая информация, которая крайне тяжело усваивается взрослыми людьми, легко и непринужденно входит в непосредственную жизнь ребенка. Современный ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального развития, логического мышления, развития познавательных функций.
ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент непременно соседствует с игровой оболочкой.
Новые образовательные программы и технологии для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике получается более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.
Но, в настоящее время прослеживается тенденция уменьшения дополнительного образования для способных и одаренных детей, тем самым невостребованными остаются быстро приобретаемые в процессе современной жизни способности малышей.
Программа по раннему обучению дошкольников 3-7 лет азам шахматной игры «Юный шахматист» - решает проблему невостребованности возросших умственных способностей малышей и дает возможность получения элитного, т.е. максимально качественного образования на дошкольной ступени.
Цель программы - раннее обучение азам шахматной игры.
Задачи:
- Развивать интеллектуальные и личностные качества детей;
- Содействовать полноценному гармоничному развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- Создать обогащенную предметно-пространственную среду, способствующую развитию активности ребенка в шахматной игре и других видах деятельности, проявлению у него любознательности и творчества;
- Организовать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми, направленное на естественную адаптацию и социализацию в современной социокультурной среде;
- Обучить дошкольников элементарной шахматной игре;
- Развивать стремление к познанию.
4 Описание программы
Программа «Юный шахматист» разработана на основе ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. Мозаика- Синтез, 2014 г.
В программе использовались материалы следующих авторов, как: Сухин И.Г. «Шахматы первый год, или Учусь и учу» пособие для учителя, Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» , Костенюк Н.П., Костенюк А.К. «Как научить шахматам». Игры и упражнения по шахматам, которые предлагают авторы данных методик, реализуются на занятиях, в свободное от занятий время и в работе с родителями и построена на поэтапном введении в свободную детскую деятельность тематических образовательных ситуаций:
1 этап – презентация;
2 этап – совместная деятельность взрослого и ребенка;
3 этап – самостоятельная деятельность детей.
Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта обучения игре в шахматы и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Сам курс максимально простой и учитывает возрастные особенности детей: в неделю вводится не более одного нового понятия.
Образовательная деятельность по обучению воспитанников игре в шахматы, осуществляемая в ходе режимных моментов строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Планируемые результаты освоения программы
Воспитанники должны:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- различать называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление об элементарных правилах игры;
- играть малым числом фигур;
- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
- владеть основными шахматными терминами;
- правильно применять элементарные правила игры;
- иметь представление о некоторых тактических приемах.
Методическое обеспечение программы
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Методы организации учебно-воспитательного процесса
- создание детских объединений внутри коллектива – групп консультирования, имеющих более высокий разряд над младшими;
- связь с общественными организациями.
Условия для реализации программы:
Оборудование, материалы.
Для кружка необходимы: столы и стулья, комплекты шахмат и досок, шахматные часы.
5 Календарно-тематическое планирование 1 год обучения 4-5 лет
№ занятия | Тема | Программные задачи | Методические приёмы, рекомендации | |
Сентябрь | ||||
1-3 | Шахматные фигуры | Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. | Чтение сказки «Карандаш рисует шахматные фигуры». Беседа по содержанию сказки. В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная: Чтение повести Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 12): Игры-задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 13): для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Запретная фигура», «Угадай-ка», «Пирамида», «Прятки», «Догонялки», «Школа», «Полна горница». Для проведения групповых занятий игры -задания: «Кто быстрее?», «На стуле», «Над головой», «Ряд», «Белые и черные»,«Что общего?», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка». | |
Октябрь | ||||
4-5 | Шахматная доска | Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Учить пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. | Чтение рассказов «Удивительные клетки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 16), «Шахматная беседка», «Линии» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 7, стр. 11). Для закрепления пройденного материала детям предлагают следующие занятия: из кубиков двух цветов выложить фрагмент шахматной доски, обращая внимание на чередование светлых и темных кубиков; вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел клетки, расположенные в шахматном порядке; раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только черным); правильно положить шахматную доску между вами или между куклами; В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. продолжать играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 13). | |
6-7 | Шахматная доска Проспекты, улицы, переулки шахматной доски | Продолжить знакомить детей с шахматным королевством. Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль» | Игры-задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 13): для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Запретная фигура», «Угадай-ка» | |
Ноябрь | ||||
8-9 | Шахматная доска | Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. | Чтение рассказа «Диагональ», (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 15). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. продолжать играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 13). | |
10-11 | Шахматные фигуры | Познакомится с шахматными фигурами, с терминами белые и черные | Чтение рассказа «Чудесные фигуры», (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 20). В течение недели с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. продолжать играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 26): «Кубик», «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Запретная фигура», «Поиграем - угадаем», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Шахматный теремок», «Шахматная репка», «Шахматный колобок», «Белые и черные». | |
12 | Шахматные фигуры | Продолжать знакомить с шахматными фигурами, с терминами белые и черные | В течение недели с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. продолжать играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 26): «Школа», «Цвет», «Пирамида», «Догонялки». «Прятки», «Над головой», «На стуле», «Убери такую же», «Полна горница». | |
Декабрь | ||||
13 | Начальное положение | Познакомить ребенка о количестве боевых единиц, участвующих в шахматном сражении, научить расставлять на шахматной доске начальное положение (начальную позицию). Дать представление о первой и второй горизонтали. Выучить правило: «Ферзь любит свой цвет». | Чтение рассказа «Ворота Кассии» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 32). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. продолжать играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 32): «Мешочек», «Да и нет», «Мяч», «Многофигурный кубик», «Шахматные классики». Вылепить из пластилина все шахматные фигуры и правильно расставить их в начальном положении; нарисовать в тетради в клеточку шахматную доску с фигурами, готовыми к сражению; выложить из кубиков с рисунком шахматных фигур начальное положение (или заполнить первую и вторую горизонтали). | |
14 | Белая ладья | Формировать представлений о шахматной фигуре «Ладья» | Чтение рассказа «Белая ладья» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 18). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. продолжать играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 21): «На одну клетку»; «Через клетку»; «Через две клетки»; «Большой прыжок»; «Поворот»; «Задача направления»; «Туда-сюда»; «Длинный ход»; «По всем углам»; «На одну клетку», «Поворот», «Задача направления», «Туда- сюда», «По всем углам» | |
15 | Черная ладья | Закрепить представления о шахматной фигуре «Ладья», отработка практических навыков | Чтение сказки «Бить или не бить». Беседа по содержанию сказки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 22): В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная: (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 25); чтение рассказа «Я - ладья» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 33), выполнение заданий «Загадки из тетрадки (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 37) | |
Январь | ||||
16 | Слон | Познакомить с шахматной фигурой «Слон», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. | Чтение рассказа «Совсем этот слон на слона не похож» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 47). В течение недели с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 51), продолжать играть в дидактические игры. | |
17-18 | Слон | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – слон. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Чтение рассказа «Белый слон» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 30). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная, играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 31): выкладывать с детьми из кубиков косую дорожку - диагональ; раскрашивать в клетчатой тетради черную диагональ из двух, трех, четырех клеток; «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления», «Туда- сюда», «Длинный ход». | |
Февраль | ||||
19-20 | Слон | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – слон. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Чтение рассказа «Слон против слона» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 33). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная, играть с детьми в дидактические игры | |
21-22 | Ладья против слона | Отрабатывать практические навыки игры ладьей; учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику | В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная, по отработки навыков игры с разных позиций «Слон против ладьи» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 39). | |
Март | ||||
23-24 | Ферзь | Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» | Чтение рассказа «В гостях у ферзя» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 61). В течение недели с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 63), продолжать играть в дидактические игры. | |
25-26 | Ферзь | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ферзь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Чтение рассказа «Белый ферзь», «Черный ферзь» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 46; 48). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная, играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 47): «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления», «Туда-сюда», «Длинный ход», «Прямо и наискосок». Выполнение практических заданий (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 49) | |
27 | Ферзь против ладьи и слона | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ферзь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Чтение рассказа «Ферзь против ладьи и слона» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 52). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 56) | |
Апрель | ||||
28-29 | Король | Познакомить с шахматной фигурой «Король», местом коня в начальном положении, ходами короля, взятием. | Чтение рассказа «Белый король» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 60). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 61) и играть дидактические игры «Поворот», «Задача направления», «Туда-сюда», «По всем углам», «Прямо и наискосок». | |
30-31 | Король | Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Король» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. | Чтение рассказа «Куда идет король» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 101). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 105), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания. | |
Май | ||||
32-33 | Повторение | Повторение раннее изученного | Выполнение практических заданий, дидактические игры. |
6 Календарно-тематическое планирование 2 год обучения 5-6 лет
№ занятия | Тема | Программные задачи | Методические приёмы, рекомендации |
Сентябрь | |||
1 | Повторение | Повторение раннее изученного | Выполнение практических заданий, дидактические игры. |
2-3 | Пешка | Познакомить с местом пешки в начальном положении, основными понятиями. | Чтение рассказа «Белая пешка», «Превращение пешки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 68). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 69) и играть дидактические игры: «Чемпион», «Кто первый?», «На второй и третьей». «Весь отряд — восемь в ряд». |
Октябрь | |||
4-5 | Пешка | Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Чтение рассказа «Игра продолжается» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 77). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 78) |
6-7 | Пешка | Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое .мнение. | Чтение рассказа «Детский сад «Чудесная пешка» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 87). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 89), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания. |
Ноябрь | |||
8-9 | Ферзь, король, ладья и слон против пешки | Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость, сообразительность речь. | Чтение рассказа «Игра продолжается» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 82). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 84) |
10-11 | Конь | Познакомить с местом коня в начальном положении, основными понятиями. | Чтение рассказа «Белый конь», «Конь против коня» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 92, 95). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 93, 97) |
12 | Конь | Продолжать знакомить детей с конем. Отрабатывать умение «сражаться конями». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Чтение рассказа «Белый конь, черный конь» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 73). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 77), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания. |
Декабрь | |||
13-15 | Ферзь, ладья и слон против коня | Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. | Чтение рассказа «Ферзь, ладья и слон против коня» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 102). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 104) |
Январь | |||
16 | Король и пешка против коня | Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. | Чтение рассказа «Король и пешка против коня» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 112). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 113) |
17-18 | Шах | Формировать представление о позиции «шах». Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. | Чтение рассказа «Шах», «Ставим шах» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 121, 125). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 122, 127) |
Февраль | |||
19-20 | Шах | Закрепить представления детей о позиции «шах», развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей. | Чтение рассказа «Не иди король под шах», «Защита от шаха» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 128,131). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 130, 132) |
21-22 | Шах | Закрепить представления детей о позиции «шах», развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей. | Чтение рассказа «Умный шах» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 133). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 135) |
Март | |||
23-24 | Шах | Закрепить представления детей о позиции «шах», развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей. | Чтение рассказа «Ковер-самолет» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 115). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 125), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания. |
25-26 | Мат | Формировать представления о том, что мат – цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. | Чтение рассказа «Мат» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 136). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 138) |
27 | Конь, пешка и король дают мат в один ход | Закрепить представления детей о позиции «мат». Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность. | Чтение рассказа «Мат» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 145). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 147) |
Апрель | |||
28-29 | Мат и пат | Формировать представлений о положении «пат», выделение отличий пата от мата. | Чтение рассказа «Мат и пат» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 126). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 131), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания. |
30-31 | Помогите Юре решить трудные задачки | Закреплять знания детей, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. | Чтение рассказа «Помогите Юре решить трудные задачки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 139). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 150), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания. |
Май | |||
32 | Начальное положение | Отрабатывать практические навыки. | Чтение рассказа «Начальное положение» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 155). В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 157) |
33 | Повторение | Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта. Отрабатывать практические навыки. | Практические навыки |
7 Календарно-тематическое планирование 3 год обучения 6-7 лет
№ занятия | Тема | Программные задачи | Методические приёмы, рекомендации |
Сентябрь | |||
1 | Повторение | Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта. | Практические навыки. |
2-3 | Провести турнир на лучшего игрока | Закрепить знания почему слонов надо быстрее выводить в центр. Развивать сообразительность, находчивость. | Практические навыки. |
Октябрь | |||
4-5 | Тренировочная шахматная партия | Игра всеми фигурами. Овладение элементарными основам шахматной игры. Воспитание морально - волевых качеств ребят. | Практические навыки. |
6-7 | До свидания шахматная страна | Закрепление полученных знаний | Чтение рассказа «До свидания шахматная страна» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 150). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 166), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания. |
Ноябрь | |||
8 | Практические навыки: лучший ход белых | Закреплять элементарные основы шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Практические навыки |
9 | Практические навыки: лучший ход чёрных | Закрепить элементарные основы шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Практические навыки |
10-12 | Шахматная партия | Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода" |
Декабрь | |||
13-14 | Шахматная партия | Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. |
15 | Шахматная партия | Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. |
Январь | |||
16 | Шахматная партия | Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. |
17-18 | Первые ходы | Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле. | Игры в парах. |
Февраль | |||
19-22 | «Турнир» с участием детей и взрослых» | Закреплять знания игры в шахматы. | Соревнование. |
Март | |||
23-27 | Практические навыки | Закреплять элементарные основы шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Практические навыки |
Апрель | |||
28-29 | Шахматный праздник | Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Развивать логическое мышление. Внимание умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. Знакомство детей с историей возникновения шахмат, интересными фактами из жизни шахматистов. | Практические навыки |
30-31 | Шахматный праздник | Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Развивать логическое мышление. Внимание умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. Знакомство детей с историей возникновения шахмат, интересными фактами из жизни шахматистов. | Практические навыки |
Май | |||
32-33 | Шахматная партия | Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. |
8 Методика обследования уровня развития умений и навыков детей
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
Ф.И. ребёнка | знать | уметь | |||||||
Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль | Название шахматных фигур и их отличия | Правила хода, взятие каждой фигуры | Ориентировка на шахматной доске | Играть каждой фигурой | Правильно располагагь доску | Правильно располагать фигуры | Умение перемещать фигуры | Решать простые шахматные задачи | |
Требования к уровню подготовки воспитанников
Должны знать:
- Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - Правила хода, взятие каждой фигуры.
Должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
- Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- Правильно располагать фигуры перед игрой;
- Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- Решать простые шахматные задачи.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
Список используемой литературы:
1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 2018;
2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 2020;
3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 2015;
4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2019;
5. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2019;
6. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2015;
7. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2019;
8. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2016;
9. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 2017;
10. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 2021;
11. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2021;
12. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2020;
13. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 2018;
14. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 2019;
15. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2018;
16. Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика, 2021
Интернет-ресурсы
1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей обшеразвивающей направленности детей четвертого года жизни.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет на 2016-2017 уч. год
Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, является частью Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образо...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...