Адаптация детей к детскому саду
статья (младшая группа)

Что такое адаптация?

Под этим процессом обычно понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду. Основная задача создания эмоционального благополучия детей в период адаптации – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Ведь именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития личности в дальнейшем.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_k_detskomu_sadu.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое адаптация?

Под этим процессом обычно понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

В первую очередь адаптация требует от ребенка огромных энергетических затрат, в результате чего детский оорганизм перенапрягается.

К тому же изменяются жизненные условия, а именно:

  • Отсутсувуют поблизости мама и папа и причие близкие ребенку люди;
  • Необходимо соблюдать четкий дневной распорядок;
  • Нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • Уменьшается количество времения, которое уделяется конкретному ребенку ( педагог общается с 15-20 детьми одновременно)
  • Ребенок вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых

Такое стрессовое состояние, в котором находится ребенок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • Нарушенный сон – ребенок просыпается со слезами, отказывается засыпать
  • Сниженный аппетит или полное его отсутсвие
  • Регрессия психологических умений – ребенок прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить на горшок, «теряет» подобные навыки
  • Снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровестниками,
  • Агрессия или апатия  - деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные выказывают агрессивность
  • Понижение иммунитета -  в период адаптации маленького ребенка в детском саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям

Этапы адаптации

Адаптация детей процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реаций. Конечно, подобное разделение носит условный характер, однако, помогает понять насколько успешным будет привыкание.

Первый этап «Острый» 

Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребенок постоянно возбужден и напряжен, отмечается у ребенка плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Второй этап «умеренный острый»

Выраженность негативных реакций снижается, ребенок приспосабливается к измененившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, норомализация психоэмоциональной сферы. Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап «компенсированный»

В стабилизирующем адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребенок успешно вливается в коллектив. Более того, может приобрести новые умения.

Работа педагога в адаптационный период строится по нескольким направлениям:

  • Взаимодействие в игре

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Для этого подобрана картотека разнообразных видов игр: сюжетные; пальчиковые игры; игры с дидактическими игрушками; игры – забавы, ведь лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Поэтому используются игрушки-забавы, игры-инсценировки, куклы Бибабо, приглашаются гости – зайчики, собачки, лисички и др. Умиротворяющее действие на детей оказывают игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

В адаптационный период фронтальные формы работы с малышами не проводятся, предпочтение отдается индивидуальным формам. Но даже в таких малочисленных подгруппах детей (3-4 малыша) дети не играют вместе, они играют рядом и в качестве партнера по игре выбирают не сверстника, а взрослого.

Рассматривание игрушек, книжек, картинок; наблюдение за объектом природы также вызывает у детей положительные эмоции.

  • В процессе адаптации ребенка также используют такие формы и

способы как элементы телесной терапии (обнять, погладить, подержать на коленях). Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.

  • Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми.

Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы. Не надо забывать, что отдельный вид деятельности будет организовывать с каждым ребенком в течение дня. С Машей мы рассмотрим картинки в книге с утра, а с Ваней (у него короткий дневной сон) после сна, когда все дети спят, а малыш нуждается в вашем внимании.

В заключении хочется сказать, что основная задача создания эмоционального благополучия детей в период адаптации – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Ведь именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития личности в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....