Статья на тему "Структура дидактической игры"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Подробно рассмотрены структурные компоненты дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_didakticheskoy_igry.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура дидактической игры
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней всегда прослеживается структура, то есть все элементы, описывающую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Как правило, в дидактической игре выделяют следующие структурные компоненты [4]:
- дидактическая задача (обучающая и игровая),
- содержание игры,
- игровые правила,
- игровые действия,
- окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные компоненты. Для детей обучающая задача формулируется воспитателем и представляется им как игровая. Это и есть цель обучения и воспитания детей [5]. Подбор познавательных задач для дидактических игр происходит согласно разделам программы и с учетом возрастных особенностей детей. Существование дидактической задачи особо отмечает направленность обучающего характера игры на формирование познавательной деятельности дошкольников. В отличие от постановки задачи в организованной деятельности (занятия) в дидактической игре она является и как игровая задача самого ребенка, побуждает желание и необходимость решить ее, активизирует игровые действия. Игровая задача чаще заложена в самом названии игры, например, «Продолжи предложение», «Какой формы», «Кто в каком домике живет» [4].
Дидактическая задача осуществляется в течение всей игры посредством решения игровой задачи и игровых действий, а итог ее выполнения наблюдается в финале. Именно при этом условии дидактическая игра может реализовать функцию обучения и, тем самым, будет развиваться игровая деятельность.
В основе дидактических игр может быть вся окружающая действительность (игры: «Съедобное - несъедобное», «Ползает - не ползает», «Кто как поет», «Узнай время года», «Живые слова», «Чудесный мешочек» и т.д.) [1].
Игровые правила реализуют игровое содержание, а так же делают игру доступной. Их содержание и направленность через игровые задачи и игровые действия даёт толчок познавательной активности. В дидактической игре правила определяет педагог, что помогает ему управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно сдерживают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи. Правилами определено, что и как должен делать ребенок в игре, указывая путь к достижению дидактической задачи
Правила игры выполняют следующие функции [6]:
1) Обучающая – заключена в раскрытии правил, помогающих детям определить свои действия; соотнося с игровыми действиями, усиливают их роль и уточняют способ выполнения. Правила формируют познавательную деятельность детей: подумать, рассмотреть, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.
2) Организующая - определяет план, порядок и взаимоотношения детей - участников в игре.
3) Дисциплинирующая - в правилах предусмотрено, какие действия можно выполнять игрокам и какие нельзя и почему. В некоторых играх существуют правила, которые запрещают какие-либо действия и обговаривается наказание за неисполнение.
Следование правилам в процессе игры приводит к необходимости проявления усилий, освоения способов общения в игре и вне игры и возникновения не только знаний, но и разнообразных чувств, а также накопления положительных эмоций и усвоения традиций.
Игровые действия - это принцип игры, способ выражения инициативы ребенка в игровой задаче [4]. Чем разнообразнее игровые действия, тем более интересна игра для ребенка и сама игра, и тем успешнее решаются познавательные и игровые цели. Игровые действия должны вызвать у детей радостные переживания, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным. При этом условии того, что детей следует учить игровым действиям, тогда игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется с помощью пробного хода в игре, то есть педагог показывает первое действие. Игровые действия не всегда носят видимый характер - это умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, сравнения, наблюдения, иногда припоминания ранее усвоенного, обдумывания. По своему составу они все отличаются и продиктованы уровнем информативного содержания и задачей, поставленной игрой возрастными различиями детей. В разных дидактических играх игровые действия различны и реализуемы через различные формы игровых приемов. Игровые действия - это не всегда физические внешние деяния, это и сложные умственные упражнения, проявившие себя в ходе адресно-направленного восприятия, наблюдения, сравнения, повторения ранее усвоенного в процессе игр, - умственные осмысленные действия, выраженные в процессах мышления.
В разных дидактических играх игровые мероприятия отличаются по их целенаправленности и по отношению к участникам игры. В играх, в которые вовлечены дети и выполняют примерно равнозначные роли, игровые действия одинаковы для всех. А при разделении в игре детей на группы игровые действия в игре различны.
Подведение результатов проводится сразу по окончании игры. Форма посдчетов результатов игры может быть различной: подсчет условных баллов, похвала конкретному участнику, определение лучшего игрока - ребёнка, победителя, общий подсчет результатов по реализации поставленной задачи. Дидактические игры применяются как в организованной деятельности воспитанников, так и в самостоятельной игровой деятельности детей. Считаясь плодотворным средством обучения, дидактическая игра может быть составной частью занятия [3]. Если дидактическая игра организуется в свободное время детей, то в финале можно просто подвести итог, или использовать такие виды деятельности, как изобразительную, конструирование и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры [2].
Дидактические игры используются во всех разделах программы. Обучающие игры воспитатель планирует на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, во время занятий. Соблюдение принципов обучения – есть необходимое условие применения дидактических игр [1].
Итак, дидактическая игра– это вариант игры с правилами, специально создаваемых педагогом с целью обучения и воспитания дошкольников. Дидактическая игра представляет собой сложный педагогический процесс, который является средством всестороннего воспитания личности ребенка через игровые методы обучения, формы обучения, а также самостоятельной игровой деятельностью. Структура дидактической игры:: дидактическая задача (игровая и обучающая); содержание игры; игровые правила (правила выполняют функции: обучающая, организующая, дисциплинирующая); игровые действия; окончание игры; подведение итогов.
Список литературы
- Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова. - М., 1972 – 240с.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. / Н.П.Аникеева., кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 144с.
- Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. Москва: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева. – М.: Просвещение, 1973. – 110с.
- Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популяр. пособие для родителей и педагогов / Е. В. Карпова. - Ярославль: Акад. развития, 1997. - 237 с. : ил.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...
Статья на тему "Дидактические игры на развитие фонематического слуха"
В статье раскрыта актуальность темы развития фонематического слуха у детей, особое значение дидактических игр в этой работе. Произведена подборка конкретных дидактических игр....
Статья на тему : "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста."
В данной статье приведена классификация дидактических игр, дано их подробное описание :характерные особенности, дидактические задачи,правила, игровое действиеи т.д....
Статья на тему: Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. П...
Статья на тему «Дидактические игры и их роль в развитии познавательных интересов старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Чумак Елена Вячеславовна
Статья на тему «Дидактические игры и их роль в развитии познавательных интересов старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Чумак Елена Вячеславовна Глубокий анализ педагогической и психол...
Статья для педагогов Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста на восприятие цвета
laquo;Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих ми...
Статья на тему:«Дидактические игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей с ТНР»
В данной статье подобраны игры и упражнения разного уровня сложности (для детей от 3 до 8 лет), которые направлены на формирование у детей грамматически правильной речи,расширение словаря, развитие ло...