ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Илюшникова Виктория Матвеевна

Современный детский сад, должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.В этой статье отражены возрастные особенности развития эмоциональности дошкольников, задачи развития эмоциональной сферы ребенка и личности в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника. 

  Человек в течение жизни получает большое количество эмоциональных впечатлений, среди которых немало отрицательных, пугающих. Социальная среда должна не уберегать от конфликтов и стрессов, а строить и развивать эмоциональную сферу человека. Растущая и развивающаяся личность должна иметь возможность соотносить свои эмоциональные переживания с эмоциональными переживаниями близкого окружения, развивать и корректировать свою эмоциональную сферу.

Поэтому дошкольное образовательное учреждение, являющееся начальным звеном системы народного образования, имеет свою специфику, определяемую не только возрастными возможностями, но и условиями жизнедеятельности в них детей. Современный детский сад, должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника

Задачи эмоционального развития:

1.Научить ребенка отождествлять свои переживания  и чувства с конкретными словами.

2. Научить ребенка управлять своими эмоциями.

3. Определять эмоциональное состояние других людей и адекватно на него  реагировать.

4. Ответственно поступать в ситуациях нравственного выбора.

Эмоция . Это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции выражается  оценка события, явления.

 Эмоции могут служить способом познания мира, общения с другими, кроме того, они насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний.

Эмоциональный мир дошкольника. Дошкольник – это человек с богатым

и разнообразным эмоциональным миром, его переживания связаны с отношением в кругу близких.

Условия развития эмоциональной сферы дошкольника

→ Детский коллектив ( А.В.Запорожец)

→Семейное воспитание

→Специально организованная деятельность

→Игра, насыщенная   переживаниями

Составляющие эмоционального интеллекта: самосознание; самоконтроль;

эмпатия; мотивация; навыки отношений .                

Значение эмоционального развития для формирования полноценной личности.

Несформированность эмоциональной сферы и неправильное эмоциональное развитие влечет за собой физические и психические проблемы.

Ребенок тревожен, замкнут, малообщителен, агрессивен.

Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.

С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.

Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживается взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер его психического развития.

 Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.

Основную роль в развитии чувств ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Особенности развития эмоциональной сферы  детей дошкольного возраста    они ещё не могут управлять своими эмоциями, переживаниями

  • они осваивают социальные формы проявления чувств
  • чувства и эмоции у них становятся более разумными и произвольными
  • у дошкольников начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).

Возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Малыш в возрасте  от года до 3 лет

  • У него отсутствует эмпатия (мысленный перенос себя на место другого человека)
  • Эмоциональные реакции связаны с его желаниями
  • Не умеет выбирать и принимать решения
  • Эгоцентризм
  • Зарождение самосознания (малыш начинает узнавать своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я»
  • Завышенная самооценка (Я — хороший)
  • Для ребенка важна оценка взрослого, реакция на него
  • Малыш не умеет видеть последствия действий

Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему)ребенку, агрессия к окружающим.

    Все это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессии объяснять и показывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации.

Понимание взрослыми эмоциональной жизни ребенка, соучастие в ней создает основу его психологического здоровья и зрелости.

Ребёнок 4-5 лет – это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным  спектром эмоций.

  • Его чувства и переживания связаны, по большей мере с атмосферой в семейном кругу.
  • Новые умения и интересы  способствуют проявлению разнообразных эмоций.
  • Усложняется гамма эмоций  и чувств.
  • Дошкольник уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику.

В возрасте 4-6 лет эмоциональная сфера ребёнка характеризуется:

  • Более спокойным эмоциональным фоном  восприятия проявлением эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция».
  • Более управляемыми эмоциональными процессами.
  • Развитием эмоционального предвосхищения (ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят).
  • Появлением новых мотивов для деятельности ,появлением аффективных реакций.
  • Способностью оценивать своё поведение.

Компоненты успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника:  

  • Правильная организация режима ребёнка, комфортная для него.
  • Активизация двигательной деятельности малыша, его физического развития (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки).
  • Игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные и проч.).
  • Знакомство с искусством и самостоятельное творчество.
  • Чтение и обсуждение сказок.
  • Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).
  • Организация совместной деятельности.
  • Задания с использованием наглядного материала.

       Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребёнка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Малыш реагирует на окружающий мир с посредством эмоций. Поэтому нужно развивать эмоциональную сферу ребёнка с раннего возраста с помощью разных видов воздействия, отдавая предпочтение игровым методам.

А знаете ли вы, что если человек эмоционально благополучен, то у него высокая самооценка, он ориентирован на достижение целей, не имеет проблем в общении, может легко строить и поддерживать отношения. То есть, эмоциональное благополучие - это гарант успешности ребёнка в будущем. Зависит эмоциональное благополучие ребёнка не от его врождённых особенностей, а от оптимальной системы воспитания в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

      Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Эмоциональные процессы явля...

Консультация для родителей "Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

«Влияние музыки на психо-эмоциональное  развитие детей дошкольного возраста»...

"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РИТМИКИ

Ритмика является одним из средств эмоционального развития детей, где  ритмические упражнения имеют огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоцио...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.

Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...