ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
Современный детский сад, должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.В этой статье отражены возрастные особенности развития эмоциональности дошкольников, задачи развития эмоциональной сферы ребенка и личности в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника.
Человек в течение жизни получает большое количество эмоциональных впечатлений, среди которых немало отрицательных, пугающих. Социальная среда должна не уберегать от конфликтов и стрессов, а строить и развивать эмоциональную сферу человека. Растущая и развивающаяся личность должна иметь возможность соотносить свои эмоциональные переживания с эмоциональными переживаниями близкого окружения, развивать и корректировать свою эмоциональную сферу.
Поэтому дошкольное образовательное учреждение, являющееся начальным звеном системы народного образования, имеет свою специфику, определяемую не только возрастными возможностями, но и условиями жизнедеятельности в них детей. Современный детский сад, должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника
Задачи эмоционального развития:
1.Научить ребенка отождествлять свои переживания и чувства с конкретными словами.
2. Научить ребенка управлять своими эмоциями.
3. Определять эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать.
4. Ответственно поступать в ситуациях нравственного выбора.
Эмоция . Это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.
Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции выражается оценка события, явления.
Эмоции могут служить способом познания мира, общения с другими, кроме того, они насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний.
Эмоциональный мир дошкольника. Дошкольник – это человек с богатым
и разнообразным эмоциональным миром, его переживания связаны с отношением в кругу близких.
Условия развития эмоциональной сферы дошкольника
→ Детский коллектив ( А.В.Запорожец)
→Семейное воспитание
→Специально организованная деятельность
→Игра, насыщенная переживаниями
Составляющие эмоционального интеллекта: самосознание; самоконтроль;
эмпатия; мотивация; навыки отношений .
Значение эмоционального развития для формирования полноценной личности.
Несформированность эмоциональной сферы и неправильное эмоциональное развитие влечет за собой физические и психические проблемы.
Ребенок тревожен, замкнут, малообщителен, агрессивен.
Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.
С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.
Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживается взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер его психического развития.
Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.
Основную роль в развитии чувств ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения.
Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста они ещё не могут управлять своими эмоциями, переживаниями
- они осваивают социальные формы проявления чувств
- чувства и эмоции у них становятся более разумными и произвольными
- у дошкольников начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).
Возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Малыш в возрасте от года до 3 лет
- У него отсутствует эмпатия (мысленный перенос себя на место другого человека)
- Эмоциональные реакции связаны с его желаниями
- Не умеет выбирать и принимать решения
- Эгоцентризм
- Зарождение самосознания (малыш начинает узнавать своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я»
- Завышенная самооценка (Я — хороший)
- Для ребенка важна оценка взрослого, реакция на него
- Малыш не умеет видеть последствия действий
Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему)ребенку, агрессия к окружающим.
Все это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессии объяснять и показывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации.
Понимание взрослыми эмоциональной жизни ребенка, соучастие в ней создает основу его психологического здоровья и зрелости.
Ребёнок 4-5 лет – это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций.
- Его чувства и переживания связаны, по большей мере с атмосферой в семейном кругу.
- Новые умения и интересы способствуют проявлению разнообразных эмоций.
- Усложняется гамма эмоций и чувств.
- Дошкольник уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику.
В возрасте 4-6 лет эмоциональная сфера ребёнка характеризуется:
- Более спокойным эмоциональным фоном восприятия проявлением эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция».
- Более управляемыми эмоциональными процессами.
- Развитием эмоционального предвосхищения (ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят).
- Появлением новых мотивов для деятельности ,появлением аффективных реакций.
- Способностью оценивать своё поведение.
Компоненты успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника:
- Правильная организация режима ребёнка, комфортная для него.
- Активизация двигательной деятельности малыша, его физического развития (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки).
- Игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные и проч.).
- Знакомство с искусством и самостоятельное творчество.
- Чтение и обсуждение сказок.
- Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).
- Организация совместной деятельности.
- Задания с использованием наглядного материала.
Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребёнка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Малыш реагирует на окружающий мир с посредством эмоций. Поэтому нужно развивать эмоциональную сферу ребёнка с раннего возраста с помощью разных видов воздействия, отдавая предпочтение игровым методам.
А знаете ли вы, что если человек эмоционально благополучен, то у него высокая самооценка, он ориентирован на достижение целей, не имеет проблем в общении, может легко строить и поддерживать отношения. То есть, эмоциональное благополучие - это гарант успешности ребёнка в будущем. Зависит эмоциональное благополучие ребёнка не от его врождённых особенностей, а от оптимальной системы воспитания в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-123881-1350123804.jpg)
Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-106703-1382356409.jpg)
Консультация для родителей "Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
«Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»...
"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/11/picture-449125-1523437774.jpg)
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РИТМИКИ
Ритмика является одним из средств эмоционального развития детей, где ритмические упражнения имеют огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоцио...
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций н...
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.
Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...