Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»
консультация
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_-_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 149.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Подготовила: воспитатель
Коткова Наталья Геннадьевна
Надым
«Нравственно - патриотическое воспитание младших дошкольников»
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
В воспитательно-образовательном процессе, мы уделяем большое внимание комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно - патриотического воспитания.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
- Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности, привязанности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование гендерной, семейной принадлежности.
- Формирование элементарных представлений о том, что хорошо и что плохо, доброжелательного отношения друг к другу.
- Формирование чувства любви к своему родному краю, на основе приобщения к родной природе, к культуре, к традициям.
- Создавать условия для воспитания у детей чувства любви к Родине, к окружающей природе.
Содержание работы с детьми:
• «Наша дружная семья»
• «Наш любимый детский сад»
• «Труд взрослых»
• «Моя родная станица» (Моя малая родина)
• «Природа родного края»
• «Родная культура»
• «Родная страна»
«Наша дружная семья»
Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. У него воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях.
«Наш любимый детский сад»
Детский сад - дружеское сообщество сотрудников, детей и родителей цель которого, воспитать духовно развитых людей с твердыми нравственными устоями (доброта, доброжелательность, милосердие, сочувствие). Формируем у детей положительное отношение к детскому саду. Обращаем их внимание на красоту и удобство оформления группы, что в группе все сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада - воспитатель, няня, повар и др. Знакомим детей с территорией детского сада, подчеркивая её красоту и удобство, весёлую окраску строений. Обращаем внимание детей на зелёные насаждения, на их разнообразие и красоту. Рассказываем детям о том, что взрослые многое сделали для них, заботятся о детях и всё, что их окружает нужно беречь.
«Труд взрослых»
Детей младшей группы, прежде всего, знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Знакомят также с трудом медицинской сестры, повара. Кроме этого, в течение года следует познакомить детей с трудом шофера, дворника. Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение. Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.
«Моя родная станица» (Моя малая родина)
Знакомство со станицей начинаем с близлежащих домов, улиц. Наблюдение проводим непосредственно возле территории дошкольного учреждения.
Мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут.
В течение года знакомим детей с достопримечательностями родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями.
Основная задача - показать красоту родного города и вызвать восхищение детей.
«Природа родного края»
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети второй младшей группы получают элементарные сведения о природе на уровне участка детского сада.
«Родная культура»
Знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ. Формируем у детей общие представления о народной культуре, её богатстве и красоте.
«Родная страна»
Основная задача в работе по знакомству детей второй младшей группы с родной страной - вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая этим, что наша страна красивая и большая. Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной стран.
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
• специально организованные занятия
• беседы
• наблюдения
• чтение художественной литературы
• сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры
• тематические праздники, развлечения
• целевые прогулки, экскурсии
Формы и методы патриотического воспитания дошкольников в группе.
Работа по патриотическому воспитанию проводится в группе каждый день, она систематична, интегрирована в различные виды деятельности пронизывает все сферы жизни детей.
В течение всего года с детьми проводятся беседы: «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Я и мое имя», «Что значит любить родителей», «Как зовут маму, папу, сестренку…», «Какие они…», беседы с детьми о папах в преддверии праздника Дня защитника Отечества, беседы о мамах к 8 марта.
Предлагаем деткам сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад» и др.
С детьми проводятся дидактические игры: «Чья мама?», «Вежливые слова», «Полное и неполное имя», «Ласковые слова для мамы», «Чей малыш?»
В конструировании детям предлагается различный конструктор, схемы построек по теме «Семья»: «Построй свой дом», «Мебель для матрёшки» и т. д.
Кроме этого, знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке.
Мы читаем деткам русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя» и т. д. Знакомим детей с продуктами народно – прикладного творчества (гжель, хохлома, жостов, дымка, каргополь и т. д.)
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга. Закрепляем полученные знания в игре: «Что такое хорошо и что такое плохо».
Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и удивительного мира насекомых.
Мы постоянно проводим наблюдения, которые развивают интерес к природе, учим замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни даём детям разнообразные знания о природе нашей страны. Во время прогулок, экскурсий показываем очарование пейзажа, учим ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, относиться к природе родного края.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"
В копилку старшего воспитателя.Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....
Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5143395","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"250","style":"width: 106px; height: 150px;","width":"176"}}]]О важности приобщения ре...
Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»
Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»...
Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым...
Консультация для воспитателей НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для воспитателейНРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федераци...
Консультация для воспитателей "Особенности экологического воспитания младших дошкольников"
В консультации указываются методы и приемы, а также формы работы по ознакомлению детей младшего возраста с природой....
Консультация для воспитателей. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Воспитатель: Мышанская Н.В.
Консультация для воспитателей.«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».Цель: создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, т...