Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»
консультация

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rk7P9AQjjIJer7C-Ih03SQoaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

                                                                                                    Подготовила: воспитатель

                                                                            Коткова Наталья Геннадьевна

Надым

«Нравственно - патриотическое воспитание младших дошкольников»

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

В воспитательно-образовательном процессе, мы уделяем большое внимание комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно - патриотического воспитания.

Задачи патриотического воспитания дошкольников:

  1. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности, привязанности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование гендерной, семейной принадлежности.
  2. Формирование элементарных представлений о том, что хорошо и что плохо, доброжелательного отношения друг к другу.
  3. Формирование чувства любви к своему родному краю, на основе приобщения к родной природе, к культуре, к традициям.
  4.  Создавать условия для воспитания у детей чувства любви к Родине, к окружающей природе.

Содержание работы с детьми:

• «Наша дружная семья»

• «Наш любимый детский сад»

• «Труд взрослых»

• «Моя родная станица» (Моя малая родина)

• «Природа родного края»

• «Родная культура»

• «Родная страна»

«Наша дружная семья»

Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. У него воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях.

«Наш любимый детский сад»

Детский сад - дружеское сообщество сотрудников, детей и родителей цель которого, воспитать духовно развитых людей с твердыми нравственными устоями (доброта, доброжелательность, милосердие, сочувствие). Формируем у детей положительное отношение к детскому саду. Обращаем их внимание на красоту и удобство оформления группы, что в группе все сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада - воспитатель, няня, повар и др. Знакомим детей с территорией детского сада, подчеркивая её красоту и удобство, весёлую окраску строений. Обращаем внимание детей на зелёные насаждения, на их разнообразие и красоту. Рассказываем детям о том, что взрослые многое сделали для них, заботятся о детях и всё, что их окружает нужно беречь.

«Труд взрослых»

Детей младшей группы, прежде всего, знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Знакомят также с трудом медицинской сестры, повара. Кроме этого, в течение года следует познакомить детей с трудом шофера, дворника. Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение. Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.

«Моя родная станица» (Моя малая родина)

Знакомство со станицей начинаем с близлежащих домов, улиц. Наблюдение проводим непосредственно возле территории дошкольного учреждения.

Мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут.

В течение года знакомим детей с достопримечательностями родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями.

Основная задача - показать красоту родного города и вызвать восхищение детей.

«Природа родного края»

Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети второй младшей группы получают элементарные сведения о природе на уровне участка детского сада.

«Родная культура»

Знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ. Формируем у детей общие представления о народной культуре, её богатстве и красоте.

«Родная страна»

Основная задача в работе по знакомству детей второй младшей группы с родной страной - вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая этим, что наша страна красивая и большая. Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной стран.

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

• специально организованные занятия

• беседы

• наблюдения

• чтение художественной литературы

• сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры

• тематические праздники, развлечения

• целевые прогулки, экскурсии

Формы и методы патриотического воспитания дошкольников в группе.

Работа по патриотическому воспитанию проводится в группе каждый день, она систематична, интегрирована в различные виды деятельности пронизывает все сферы жизни детей.

В течение всего года с детьми проводятся беседы«Моя семья»«Праздники в моей семье»«Я и мое имя»«Что значит любить родителей»«Как зовут маму, папу, сестренку…»«Какие они…», беседы с детьми о папах в преддверии праздника Дня защитника Отечества, беседы о мамах к 8 марта.

Предлагаем деткам сюжетно-ролевые игры«Семья»«Детский сад» и др.

С детьми проводятся дидактические игры«Чья мама?»«Вежливые слова»«Полное и неполное имя»«Ласковые слова для мамы»«Чей малыш?»

В конструировании детям предлагается различный конструктор, схемы построек по теме «Семья»«Построй свой дом»«Мебель для матрёшки» и т. д.

Кроме этого, знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке.

Мы читаем деткам русские народные сказки «Гуси-лебеди»«Колобок»«Репка»«Теремок»«Три медведя» и т. д. Знакомим детей с продуктами народно – прикладного творчества (гжель, хохлома, жостов, дымка, каргополь и т. д.)

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо»«Мы - друзья»«Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга. Закрепляем полученные знания в игре«Что такое хорошо и что такое плохо».

Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и удивительного мира насекомых.

Мы постоянно проводим наблюдения, которые развивают интерес к природе, учим замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни даём детям разнообразные знания о природе нашей страны. Во время прогулок, экскурсий показываем очарование пейзажа, учим ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, относиться к природе родного края.

Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"

В копилку старшего воспитателя.Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5143395","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"250","style":"width: 106px; height: 150px;","width":"176"}}]]О важности приобщения ре...

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»

Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»...

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым...

Консультация для воспитателей НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для воспитателейНРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ          В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федераци...

Консультация для воспитателей "Особенности экологического воспитания младших дошкольников"

В консультации указываются методы и приемы, а также формы работы по ознакомлению детей младшего возраста с природой....

Консультация для воспитателей. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Воспитатель: Мышанская Н.В.

Консультация для воспитателей.«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».Цель: создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, т...