Проект "Супермаркет"
проект (подготовительная группа)

Милохова Елена Петровна

ИГРА-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В.А.

Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное, становится выносливее и смелее. Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия. Ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни. Трудно спорить с тем, что в основе всестороннего развития человека лежит здоровье. Именно для успешного будущего наших детей в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильные представления о здоровом образе жизни. И в этом первым помощником является сюжетно – ролевая игра. «Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе», - говорил А.С. Макаренко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание проекта  

1.       Введение

  1.     Актуальность проекта  
  2.     Проектная идея
  3.     Краткая характеристика проекта

1.4     План реализации проекта        

2.       Практическая часть

2.1     Продукты проекта

2.2     Ожидаемые результаты

3.       Вывод

          Список используемой литературы      

Приложение          

                             Паспорт проекта сюжетно-ролевой игры

                                                «Супермаркет»        

Наименование проекта

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Тип проекта

Коллективный, игровой.

По составу участников проект

Комплексный (воспитанники– педагоги – родители (законные представители)

По количеству

Групповой (26 воспитанников) 

По продолжительности проект

Краткосрочный.

Срок реализации проекта: 09.11.2020-13.11.2020

По характеру контактов проект

Внутри Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Шатлык» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

По характеру участия воспитанника  в проекте

Участник от зарождения идеи до получения результата

По содержанию

Интегративный

По виду проект

Познавательный, творческий.

Организация

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение  Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Шатлык» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Заведующий

Антонова Светлана Анатольевна

Разработчик проекта

Е.П. Милохова воспитатель

Участники проекта

Воспитанники, педагоги, родители (законные представители).

Степень распространения проекта

Данный проект адресован воспитанникам, педагогам дошкольных    образовательных учреждений, родителям.

Объект проекта

Процесс развития сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».

Предмет проекта

Предметом проекта является организация работы по развитию сюжетно – ролевой игры в подготовительной группе.

Гипотеза проекта

Если в сюжетно-ролевой игре «Супермаркет» будут активно использоваться разнообразные формы и методы по обогащению представлений об окружающем мире, то игра будет более успешной.

Методы исследования

        

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе используются  методы и приемы: игры, беседы, обобщение, обыгрывание ролей, наблюдение, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, продуктивная деятельность.

Место исследования  

Групповая комната.

Цель проекта

Формирование у воспитанников умения развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.

   Задачи проекта

Образовательные задачи:

- познакомить воспитанников с сюжетно- ролевой игрой «Супермаркет»;

с экономическими понятиями: «деньги», «товар»;

- способствовать формированию умений у воспитанников распределять роли, создавать  необходимые условия для игры;

-привлечь внимание родителей к сюжетно-ролевым играм.

 Развивающие задачи:

- развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;

- обогащать и расширять словарный запас детей, развивать диалогическую речь;

- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

- формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих.

Воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры;

- воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем, уважительное отношение к людям разных профессий.

Руководство проектом

Подготовку и проведение проекта сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» осуществляет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Шатлык» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

-Подбор методической литературы, наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, подбор информации для родителей.

-Разработка тем и содержания бесед, ООД, подбор художественной литературы по теме проекта, подбор иллюстративного материала на темы: “Овощи”, “Фрукты”, “Магазин”,

дидактических игр.

-Рассматривание иллюстраций с различными ситуациями в магазине. 

- Подготовка атрибутов к игре (совместно с детьми и родителями) и бейджиков для работников супермаркета.

- Беседа с родителями о предстоящей игре, привлечь родителей к оформлению сюжетно-ролевой игры «Супермаркет», экскурсия в супермаркет совместно с ребенком.

Основной этап

- Беседы с детьми (с рассматриванием иллюстраций): «Что такое  супермаркет и кто работает в нем?», «Магазин. «Фрукты и овощи».

- Чтение стихотворения О. Емельяновой «Магазин игрушек», В. Берестов «В магазине игрушек», Л.Н. Толстой «Косточка».

-Игровая ситуация «Что нужно продавцу, директору, грузчику. охраннику».

-ООД «Зайчик с морковкой».

-Отгадывание загадок про фрукты, овощи, профессии и т.д.

-Дидактические игры: «Наоборот», «Угадай, где продаются», «Назови профессии», «Правила гигиены».

-Исследовательская деятельность (что нужно, чтобы купить игрушку?)

-Беседа на тему: «Поведение в общественных местах», «Что такое касса?» «Правила работы с кассой».

-Беседы с родителями: «Как привить ребенку дисциплину», «Создаем условия для игры в супермаркет дома».

-Обыгрывание действий продавца, кассира, покупателя, администратора(директора), охранника.

-Ситуация общения: «Зачем нужны деньги».

-Организация игрового пространства.

Заключительный этап

-Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет».

Разыгрывание сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».

-Повторение правил поведения в общественных местах.

-Создание альбома «Наш супермаркет»

Ожидаемые результаты

У воспитанников в ходе реализации данного проекта формируется и развивается ролевое поведение: развертывание детьми в самостоятельной игровой деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, парное ролевое взаимодействие со сверстником, взрослым, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

У родителей в ходе реализации данного проекта появляется стремление поддержать интерес детей к сюжетно-ролевым играм.

У воспитателей в ходе реализации данного проекта повышается профессиональная компетенция, совершенствуется умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр, способствующий развитию самодеятельных игр детей.

                                                   Введение

ИГРА-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В.А.

Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное, становится выносливее и смелее. Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия. Ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни. Трудно спорить с тем, что в основе всестороннего развития человека лежит здоровье. Именно для успешного будущего наших детей в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильные представления о здоровом образе жизни. И в этом первым помощником является сюжетно – ролевая игра. «Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе», - говорил А.С. Макаренко.

                                           1.1 Актуальность

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возникает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности: доброты, доброжелательности, речевой культуры, во взаимоотношениях людей.  Именно сюжетно-ролевая игра обладает огромным развивающим значением для ребенка-дошкольника. В ней интенсивно формируются все психические процессы, развивается личность ребенка. В сюжетно-ролевой игре происходит социальное развитие ребенка, ребенок учится ориентироваться в мире людей, выяснять их взаимоотношения, изображать их жизнь и труд, она позволяет ребенку хотя бы понарошку, на время стать взрослым. Путь развития сюжетно-ролевой игры - это совместная игра воспитателя с детьми, как носителя жизненного и игрового опыта, это создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в самодеятельной игре.

Проект направлен на воспитание ребенка, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеющего разными формами и видами игры, различающему условную и реальную ситуации, умеющему подчиняться разным правилам и социальным нормам, умеющему распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать, проект позволит детям лучше понять современные финансово-денежные отношения, научит детей расплачиваться в магазине и получить «опыт» работы продавцом.

1.2 Проектная        идея.

В рамках недели сюжетно-ролевой игры появилась идея проведения сюжетно-ролевой игры «Супермаркет», через которую воспитанники приобщаются к социальной, окружающей действительности.  

1.3 Краткое содержание проекта.

Наименование проекта: Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

По продолжительности проект: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 09 ноября 2020г – 13 ноября 2020г.

По виду проект: познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Гипотеза проекта: если в сюжетно-ролевой игре «Супермаркет» будут активно использоваться разнообразные формы и методы по обогащению представлений об окружающем мире, то игра будет более успешной.

Цель проекта: формирование у воспитанников умения развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

- познакомить воспитанников с сюжетно- ролевой игрой «Супермаркет»;

с экономическими понятиями: «деньги», «товар»;

- способствовать формированию умений у воспитанников распределять роли, создавать необходимые условия для игры;

-привлечь внимание родителей к сюжетно-ролевым играм.

 Развивающие задачи:

- развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;

- обогащать и расширять словарный запас детей, развивать диалогическую речь;

- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

- формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих.

Воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры;

- воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем, уважительное отношение к людям разных профессий.

               Этапы работы над проектом:

  • Подготовительный этап
  • Основной этап
  • Заключительный этап

                   

      1.4 План реализации проекта.        

п/п

Мероприятие

Цель

Ответственные

Сроки проведения

1 этап-подготовительный

1

2

3

4

5

Подбор методической литературы, наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, подбор информации для родителей.

Разработка тем и содержания бесед, ООД, подбор художественной литературы по теме проекта, подбор иллюстративного материала на темы: “Овощи”, “Фрукты”, “Магазин”,

дидактических игр.

Рассматривание иллюстраций с различными ситуациями в магазине. 

Подготовка атрибутов к игре (совместно с детьми и родителями) и бейджиков для работников супермаркета.

Беседа с родителями о предстоящей игре, привлечь родителей к оформлению сюжетно-ролевой игры «Супермаркет», экскурсия в супермаркет совместно с ребенком.

Создание условия для демонстраций, и практической деятельности Изучение литературы по теме проекта.

 

Вовлечение  родителей  в  педагогический   процесс  детского сада.

Педагог

Педагог

Педагоги, родители.

Педагог,

родители

Ноябрь

Ноябрь

                                                    2 этап-основной

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Беседы с детьми (с рассматриванием иллюстраций): «Что такое  супермаркет и кто работает в нем?», «Магазин. «Фрукты и овощи».

Чтение стихотворения О. Емельяновой «Магазин игрушек», В. Берестов «В магазине игрушек», Л.Н. Толстой «Косточка».

Игровая ситуация «Что нужно продавцу, директору, грузчику. охраннику».

ООД «Зайчик с морковкой».

Отгадывание загадок про фрукты, овощи, профессии и т.д.

Дидактические игры: «Наоборот», «Угадай, где продаются», «Назови профессии», «Правила гигиены».

Исследовательская деятельность (что нужно, чтобы купить игрушку?) Беседа на тему: «Поведение в общественных местах», «Что такое касса?» «Правила работы с кассой».

Беседы с родителями: «Как привить ребенку дисциплину», «Создаем условия для игры в супермаркет дома».

Обыгрывание действий продавца, кассира, покупателя, администратора(директора), охранника.

Ситуация общения: «Зачем нужны деньги».

-Организация игрового пространства.

дать представление о супермаркете, о профессиях, работающих в супермаркете

формирования интереса к художественному произведению.

расширение представлений о профессиях людей, работающих в супермаркете.

развитие речи, мышления,

 развитие умения находить (подбирать) противоположные по смыслу слова, развитие умения детей соотносить название магазина с товарами.

знакомство с кассой, с правилами работы с кассы.

повышение компетентности родителей в воспитании детей.

создание условий для обыгрывания, формирование умения играть сообща, дружно.

знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «товар», формирование знания детей о том, для чего нужны деньги.

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Ноябрь

                                                       3 этап-заключительный

        

1

2

3

Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Разыгрывание сюжетно-ролевой игры «Супермаркет». Повторение правил поведения в общественных местах. 

Создание альбома «Наш супермаркет»

Формирование у воспитанников умение развивать сюжет на основе полученных знаний, воспитывать уважительное отношение к труду работников супермаркета.

Педагог

Ноябрь

                                        2. Практическая часть.

В ходе реализации проекта на первом этапе (подготовительном) проводился сбор художественной литературы по теме: подобраны стихотворения, загадки дидактические игры, проводилась беседа с родителями о предстоящей игре, с целью привлечения родителей к оформлению сюжетно-ролевой игры «Супермаркет», проводилась экскурсия в супермаркет родителей с ребенком. Рассматривали с воспитанниками иллюстрации с различными ситуациями в магазине. Готовили атрибуты к игре (совместно с детьми и родителями). Работа с воспитанниками проводилась с учетом образовательных направлений: познавательное, социально-коммуникативное, речевое физическое, художественно-эстетическое.  На основном этапе проводилась организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Зайчик с морковкой», проводились дидактические игры «Наоборот», «Угадай, где продаются», «Назови профессии», «Правила гигиены»  Проводились беседы с родителями на тему: «Как привить ребенку дисциплину», «Создаем условия для игры в супермаркет дома». Дети знакомились экономическими понятиями: «деньги», «товар», сформированы знания детей о том, для чего нужны деньги и как ими пользоваться. Воспитанники постоянно имели возможность наблюдать, как играют другие их сверстники, старались помогать друг другу.   Проводились беседы: «Что такое супермаркет и кто работает в нем?», Поведение в общественных местах», «Что такое касса?» «Правила работы с кассой».  Создавались условия для обыгрывания, вместе с детьми готовили игровое пространство Работа дополнялась просмотром картин, иллюстраций о работе супермаркета, чтением художественной литературы, отгадыванием загадок о овощах и фруктах, о профессиях и т. д., в результате чего происходит первоначальная оценка воспитанников деятельности взрослых, они больше говорят о деятельности супермаркета.   На заключительном этапе проводилась сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», повторили правила поведения в общественном месте, вместе создавали альбом «Наш супермаркет». Дети с большой радостью играли в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет», они были инициативны, активно распределяли роли между собой и соблюдали правила игры, старались самостоятельно разрешать конфликтные ситуации в ходе игры.              

                                          2.1 Продукт проекта.

  • Разыгрывание сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».  
  • Создание альбома «Наш супермаркет».        

         

                      2.2 Ожидаемые результаты.

У воспитанников в ходе реализации данного проекта формируется и развивается ролевое поведение: развертывание детьми в самостоятельной игровой деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, парное ролевое взаимодействие со сверстником, взрослым, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

У родителей в ходе реализации данного проекта появляется стремление поддержать интерес детей к сюжетно-ролевым играм.

У воспитателей в ходе реализации данного проекта повышается профессиональная компетенция, совершенствуется умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр, способствующий развитию самодеятельных игр детей.

                                                      3.Вывод

Осуществление проекта сюжетно – ролевой игры «Супермаркет» позволило реализовать ряд следующих задач. Проект способствовал возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам. Дети научились самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли. Они самостоятельно старались разрешать конфликтные ситуации, которые возникали в ходе игры. Проявляли организаторские способности, умело планировали игру, создавали игровую обстановку. Дети познакомились с экономическими понятиями: «деньги», «товар». Игра способствовала развитию диалогической речи, у детей обогатился и расширился словарный запас, пополнились знания о трудовых действиях работников супермаркета.

В перспективе я продолжу работу в данном направлении и следующая запланированная сюжетно-ролевая игра «Школа», в подготовительной группе эта игра особенно актуальна, она направлена на развитие интереса к школе, положительного отношения к учебе и будущей социальной роли ученика.

 

         Список используемой литературы 

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Н.Ф Губанова «Игровая деятельность в детском саду» 2008г.
  3. Н.В. Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры» 2016г.
  4. Е.А. Алябьева «Поиграем в профессии»