Медведь и пчелы
Материал. Шестигранный заборчик.
Ход игры. Заборчик, стоящий на участке, изображает улей, в котором живут «пчелы» (дети). Воспитатель в роли медведя прячется за дерево или куст.
«Пчелы» вылетают из улья собирать мед. Они летают по участку и жужжат. Вдруг появляется «медведь». Он ходит, переваливаясь с ноги на ногу, принюхивается к меду. «Пчелы» при его появлении залетают в улей (в шестигранник, а «медведь» подходит к улью и пытается зачерпнуть лапой мед. «Пчелы» жужжат, жалят медведя (стараются дотронуться до руки воспитателя, когда он просовывает ее между перекладин). Воспитатель делает вид, что пчелы его ужалили, трясет «лапой» и убегает. Пчелы снова вылетают за медом, и игра повторяется.
Правила игры. При появлении медведя улетать в улей (бежать к заборчику-шестиграннику, а когда он уходит, вылетать за медом. Летать по всей площадке и не толпиться возле заборчика.
Указания к игре. «Медведь» должен прятаться подальше от улья, чтобы малыши не боялись бегать по всей площадке. Чтобы приучать их быть смелее и бегать подальше от улья, можно в противоположной от шестигранника стороне площадки (приблизительно в 25—30 шагах) нарисовать на земле сад (прямоугольник, куда «пчелы» прилетают за медом.
Медведь должен дать пчелам возможность спрятаться в улье – его движения неторопливые, спокойные, ярко рисующие образ косолапого мишки-лакомки.
6. Пузырь
Ход игры. Дети стоят тесным кругом и «надувают пузырь» : наклонив голову, дуют в кулачки, составленные один под другим – трубочкой. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а потом, снова наклоняясь, произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою трубку (действие повторяют всего 2—3 раза). При каждом раздувании дети делают шаг назад, будто пузырь немного надулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой…
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Пока дети произносят текст, образуется большой растянутый круг. Воспитатель говорит, что пузырь получился красивый, большой, и отправляется проверять, хорошо ли надут пузырь, прочный ли он (он соединяет при этом руки своих ближайших соседей и заходит в круг). Воспитатель дотрагивается до каждой пары соединенных рук и в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Воздух, выходи». Все дети, не отпуская рук, сбегаются к центру, произнося «тс…тс…». Затем пузырь снова надувают, и игра повторяется сначала.
При повторении можно заканчивать игру иначе. Можно сказать: «Лопнул пузырь». Тогда дети разрывают сцепленные руки и присаживаются на корточки, произносят «хлоп!» и делают хлопок руками. Воспитатель отправляется чинить пузырь: он обходит детей и дотрагивается до каждого, ребенок, до которого дотронулся воспитатель, встает и подходит к центру. Постепенно снова образуется маленький круг, и можно начинать игру сначала.
Указания к игре. Эта игра особенно хорошо проходит в смешанной группе, где имеются более старшие дети, или в тех случаях, когда к малышам приходят в гости дети старшей группы и играют вместе.
Можно играть и с одними малышами, но это не та игра, с которой следует начинать первые коллективные игры с правилами.
Лучше познакомить малышей с игрой, начиная ее с маленькой группой во время прогулки и затем постепенно охватывая остальных детей (движение назад в круге малышей обычно затрудняет – они рвут круг, и стройность игры нарушается).
7. Мячик
Ход игры. Игра проводится зимой на улице с отдельными детьми, которые хотят согреться.
Ребенок, изображая мяч, прыгает на месте на двух ногах, а воспитательница, делая над его головой движения ладонью вверх и вниз, приговаривает:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой…
Не угнаться за тобой…
После этих слов мячик убегает, а воспитатель или тот, кого он назовет, его ловит. Если играют несколько детей, они становятся вокруг мячика и прыгают вместе с ним. Когда мячик убегает, дети его ловят. Кто первый поймает, становится мячиком и идет в середину круга.
Указания к игре. Играть можно и без ловли, тогда воспитатель использует другие слова:
Серый мячик из резинки
Скачет, скачет без запинки.
Низко, низко, низко, низко,
От земли совсем уж близко!