Проект "Добрый мир".
проект (подготовительная группа)

Николаева Светлана Васильевна

Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_mir_v_rossosh.docx46.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8

Паспорт проекта

 «Добрый мир»

для детей 6-7 лет

                                                                       

                                                                                                                             Автор проекта:

                                                                                      воспитатель Николаева

                                                                                      Светлана Васильевна

                                                                                                        

г. Острогожск

2017г.


Паспорт проекта

Вид проекта: Долгосрочный

Тип проекта: Информационно-творческий.

Участники: Дети 6-7 лет, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Срок реализации: сентябрь 2017г.  – апрель 2018г.

Актуальность и практическая значимость проекта

Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. В настоящее время проблема воспитания душевно, психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро.   Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных направлений работы педагога.  Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека.  Формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).

Вопросами нравственного воспитания занимался К.Д. Ушинский. Он определил принципы воспитания и обучения, где духовное развитие человека достигается благодаря опоре на культурно-исторические традиции народа и особенности его национального характера.

 Мой проект направлен на воспитание гармоничной личности через традиционные праздники нашего народа. И желание привлечь родителей к совместной работе. Помочь им осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями) и что именно родители ответственны за воспитание детей перед обществом, чтобы детки – не стали для них “бедками”.

 Общая перспектива проекта по духовно-нравственному воспитанию как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как детского сада, так и семьи.

Цель: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к культурным ценностям через народные традиции и праздники.

Задачи:

  1. Формировать нравственные потребности, стремления, чувства:
    активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким, взрослым и сверстникам.
  2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  3. Воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству.
  4. Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.  
  5. Развивать творческие способности детей.
  6. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
  7. Развивать музыкальную культуру классической, духовной и народной музыкой.
  8. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
  9. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Предполагаемый результат:

 Реализация проекта позволит сформировать у детей представления:

- о православных праздниках;

- о духовных и нравственных ценностях;

- об истории и культуре своей страны;

- о сострадании, сочувствии, сопереживании;

- о стремлении к добру и неприятии зла.

Продукт проектной деятельности

- Продуктивная деятельность: выставки рисунков, поделок, выполненных детьми и совместно с взрослыми;

- презентация: отчёт о проделанной работе «Итоги проекта «Добрый мир».

Форма итогового мероприятия:

- Создание книги рисунков «Православные праздники».

                                      Этапы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

1.Подготовительный

(информационно-накопительный)

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач.

Изучение опыта работы других дошкольных образовательных учреждений.

Изучение уровня знаний детей по теме.

Изучить методическую литературу по данной теме.  

Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, альбомы, фильмы).

Подбор музыкальных произведений.

Разработать перспективный план реализации основного этапа проекта.

Разработать перспективный план по взаимодействию с родителями.

Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.  

сентябрь

2.Основной (организационно-практический).

Реализации проекта согласно плану мероприятий с   детьми и родителями.

октябрь - апрель

3. Заключительный

Анализ деятельности по реализации проекта.

Презентация и защита проекта.

апрель - октябрь

Принципы реализации проекта:

доступность:

- учет возрастных особенностей детей;

- адаптированность материала.

систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.

наглядность и занимательность:

- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

динамичность:

- интеграция проекта в разные виды деятельности.

дифференциация:

- создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Реализация задач проекта через образовательные области

Образовательная область

Формы и методы работы

Познавательное развитие

Организованная образовательная деятельность, беседы, просмотр  презентаций о православных праздниках, мультфильмов, конструктивная деятельность.

Физическое развитие

Тематические утренние гимнастики, физкультминутки, пальчиковые игры, логоритмика, здоровьесберегающие технологии.

Речевое развитие

Беседы, пересказ, заучивание стихотворений, составление рассказов, сказок. Чтение художественной литературы: рассказов, потешек, закличек, пословиц, поговорок, сказок, считалок, загадок.

Социально – коммуникативное развитие

Экскурсии, прогулки,  сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, игры-забавы, ситуативные разговоры.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование, аппликация, лепка, раскрашивание картинок по темам проекта, рассматривание картин, иллюстраций, оформление выставок детских работ, разучивание песен, колядок,  слушание музыкальных произведений.

Взаимодействие с семьёй

Анкетирование родителей, консультации, беседы, оформление выставок совместных поделок с детьми.

План реализации проекта

Подготовительный этап

Сентябрь

1.Определение темы проекта.

2. Формулировка целей и задач.

3. Мониторинг детей и родителей, проведение родительского собрания и информирование о предстоящей деятельности.

Основной этап

Октябрь

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Сотворение мира и человека».

Презентация «Путешествие в удивительный мир природы».

Беседа «Главная книга мира – Библия».

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие в Виртуальный музей изобразительного искусства. Знакомство с картинами художников – пейзажистов».

Организованная образовательная деятельность по художественному творчеству (рисование акварелью) «Красота родной природы».

Выставка детских рисунков «Картинная галерея».

Дидактические игры: «Назови время года», «Знакомство с птицами», «Зоопарк».

Чтение: «Бог создал меня», Е. Королёва «Божий мир»,  К. Д. Ушинский «Рассказы о животных», «Дети в роще», « Как рубашка в поле выросла» (видеорассказ).

Заучивание стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…».

Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского.

Тематические утренние зарядки: «Родная природа», «Птицы».

Собирание пазлов о природе.

Народные подвижные игры: «Горелки», «Я садовником родился…», «Краски», «Городки».

Консультация для родителей «Духовно-нравственное направление воспитательного процесса в образовательном учреждении».

Ноябрь

Беседы: «Защитники земли русской», «О мужестве, героизме, подвиге».

Экскурсия в краеведческий музей им. И.Н.Крамского. Тема: «Острогожск – город-крепость».

 Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «День народного единства» и «Казанской иконы Божией Матери».

Организованная образовательная деятельность по художественному творчеству (аппликации) «Рушник».

Рассматривание картин о богатырях.

Слушание «Богатырских ворот» Мусоргского.

Чтение былин, сказок о русских богатырях, К.Д. Ушинский «Никита Кожемяка», Н. Орлова «Иконка», «Крестик».

Просмотр мультфильмов: «Твой крест», «Пересвет и Ослябля».

Сюжетно-ролевая игра «Богатыри русские».

Тематическая утренняя зарядка: «Богатыри».

Народные подвижные игры: «Ручеёк», «Ловишки», «Гуси…»

Декабрь

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Святой Николай – прообраз Деда Мороза».

Тренинг «Письмо Николаю Чудотворцу».

Дидактические игры: «Шарик с пожеланиями», «Чудесный цветок», «Девочки и мальчики».

Игровое упражнение: «Как сделать так, чтобы добра на планете Земля стало больше».

Чтение: К.Д. Ушинский «Рассказы о временах года», И. Андреева «Пряники для Таниной Ёлки», Н. Орлова «Ёлка».

Рассматривание иллюстраций, картинок о жизни Святого Николая.

Организованная образовательная деятельность по художественному творчеству (лепке) «Украсим нарядную ёлку».

Разучивание песни «Ой, кто любит Николая».

Разучивание колядок, стихов, песен о Рождестве.

Народные подвижные игры: «Карусель», «Жмурки», «Колечко», «Бояре, а мы к вам пришли».

Просмотр мультфильма: «Новогоднее приключение двух братьев».

Январь

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Рождество Христово».

Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, даров волхвов.

Конструирование «Вертеп».

Хороводная игра «Метелица, метелица».

Раскрашивание иллюстраций на рождественскую тематику.

Ручной труд «Украшение Вифлеемской звезды».

Слушание рождественской песни: «Рождество Христово, ангел прилетел».

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Чтение: Л. Медведев «В сочельник», О. Ефремов «Рождество Христово», «Звезда, ведущая в Вифлеем», Н. Орлова «Серебристый колокольчик», «Рождество», «Вода святая», «Ангел».

Просмотр мультфильмов: «Рождество Христово», «Сказка с Ангелом».

Выставка православной детской литературы.

Народные подвижные игры: «Калачи», «Лапта», «Золотые ворота», «Колечко»

Февраль

Беседа «Масленица. Прощёное  Воскресенье».

Развлечение «Народные подвижные игры».

Чтение: А. Пазухин «Из прошлого», Никифоров-Волгин «Кануны Великого поста», И. Шмелёв «Масленица» (отрывок из романа «Лето Господне»),  М. Дружкова «Сказка о добре и зле».

Народные подвижные игры: «Карусель», «Гори-гори ясно!», «Блуждающий мяч», «Царевич – королевич»;

Консультация для родителей о необходимости привлечения детей в народные игры.

Дидактическая игра «Пирамида любви», «Копилка добрых дел», «Послушай сердце»

Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».

Конструирование из различных материалов «Храмы».

Собирание пазлов «Храмы России».

Совместная детско-родительская православная выставка «Храмы родного края»

Март

Беседы: «Какие бывают поступки», «Волшебные добрые слова».

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Острогожск – старинный русский город».

Фотовыставка «Духовное наследие родного края».

Сюжетно-ролевая игра «Строительство храма».

Дидактические игры: «Вежливый мячик», «Кричалки – шепталки – молчалки», «Помоги маме».

Чтение: «Православные загадки»,  Н. Орлова «Добро», «Зло», «Жадность и жалость», «Щедрость», К.Д. Ушинский «Слепая лошадь» (видеорассказ).

Народные подвижные игры: «Заря- заряница», «Кошки – мышки», «Ходил, ходил воробей», «Что купили на ярмарке».

Апрель

Презентации: «Вход Господень в Иерусалим», «Пасха».

Беседа «Внесение благодатного огня со Святой земли».

Развлечение «Пасха».

Просмотр видеофильма «Колокола и колокольный звон».

Экскурсия в Храм города Острогожска, к колоколам.

Просмотр мультфильма «Колокольчик».

Ручной труд «Украшение Пасхального яйца» (использование бисера).

Выставка «Светлая Пасха».

Придумывание сказки со счастливым концом.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (в мини-музее «Русская изба»).

Чтение: Л. Зилов «Легенда о Христовом жаворонке», В. Н. Ладыженский «Христос воскрес! Скворцы поют…», А. Б. Хвольсон «Два окна»,  Н. Орлова «Чистый понедельник», «Щедрость», «Церковь», «Благовест», И. Шестаков «Мы идём в храм».

Заключительный этап

Создание книги рисунков «Православные праздники».

Выводы. (Полученный результат).

В процессе реализации целей и задач проекта, я старалась духовно-нравственное воспитание провести через все образовательные области, используя различные формы и методы. Особое место уделяла знакомству с  элементами народной культуры, произведениям устного народного творчества, овладением родным языком, нравственному, эстетическому воспитанию, ознакомлению с природой, в соответствии с педагогической теорией К. Д. Ушинского.

Великий педагог сказал: «Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями…», поэтому при проведении проекта мы опирались на его мнение. Провели много различных выставок. Одна из них - «Храмы родного края» понравилась детям и заинтересовала родителей. Были представлены очень красивые снимки местных фотохудожников. Ребята стали более внимательными, попадая в разные уголки нашего края, они узнавали знакомые Храмы, замечали новые, задавали интересующие их вопросы. Очень много Храмов дети собрали, используя современные конструкторы из различных материалов. Складывали пазлы на данную тематику, украшали их красивыми рамками. Такие работы были похожи на картины известных художников и очень хорошо дополняли выставку.

Очень впечатлили детей выставки к православным праздникам: «Светлой Пасхе», «Рождеству Христову». Они сами изготовили уникальные поделки, используя очень красивые материалы: бисер, яркие бусинки и другие.

Одной из главнейших в педагогической теории К.Д. Ушинского являлась мысль о народности воспитания. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием. Я решила больше узнать об истории Острогожска, как старинного русского города, украшением, которого были 16 церквей. Узнала много нового и познакомила детей с историей нашего православного города, очень интересными историческими фактами. Одну из исключительно редких по красоте и богатых по убранству церквей посетил Пётр Первый. В некоторых храмах иконы были написаны известными художниками, в том числе и И.Н. Крамским. Одну из сохранившихся и восстановленных церквей мы посетили на Светлой седмице. Детям разрешили позвонить в колокола. Посещение Храма и колокольный звон оставило яркое впечатление у ребят. Один из детей (не крещёный) пообещал, что обязательно сходит с папой в церковь.

Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. Поэтому я старалась привлечь внимание к проекту не только детей, но и  родителей. Возрождение духовной жизни в семье - того общества, у которого можно брать пример, естественным образом впитывать народную культуру, традиции. Было проведено родительское собрание, консультации. Очень большую помощь родители оказали при организации выставок, изготовлении творческих работ. Они сами стали зрителями и посетителями этих выставок. Я считаю, мне удалось привлечь внимание родителей к проекту, потому, что у них появились вопросы, стали   активно включаться  в  деятельность   детского   сада, направленную   на   духовно-нравственное  развитие  детей. Родителям очень понравился проект, участие в нём. Они даже сами предлагали свою помощь, а ведь вначале некоторые родители с осторожностью отнеслись к проекту – смогут ли педагоги правильно объяснить детям основы православной культуры, не будут ли давить на них, оставят ли свободу выбора, ведь некоторые дети в группе были не крещёные.

Я считаю, что проект получился. Дети с удовольствием впитывали новые знания о народной культуре,   общечеловеческих ценностях,  православных  праздниках, посещали очень увлекательные экскурсии, делали поделки, рисовали, играли. У них возник интерес к духовной жизни. Дети стали отзывчивее, добрее, внимательнее друг к другу. У них появлялось желание оказать  помощь, умение просить прощение, прощать обиду, поступать честно. Мне очень понравилось работать в данном направлении. Я узнала много нового и интересного для себя. В дальнейшем собираюсь продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию воспитанников, а так же пополнять свои знания в данной области.

Список литературы.

Л.Л. Шевченко  «Добрый мир». Православная культура для малышей. Методическое пособие. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.

Э. А. Халикова, Н. В. Колебошина «Формирование опыта духовно -  нравственного поведения детей 4-7 лет». Волгоград: Учитель.

С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственно образовательной деятельности». Волгоград: Учитель.

Т. А. Шорыгина «Православные праздники для детей: сценарии и беседы».-М. : ТЦ Сфера, 2001.

О. А. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Детство-пресс,1998.

А.В. Велько «Детям о масленице». Минск: Белорусская Православная Церковь,2016.

Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 7. – С. 50-54.

Коневская Е. М. Формирование морально-ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы // Педагогическое образование и наука. - 2009. - N 6. - С. 31-34.

Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение , 1989.