РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ младшей разновозрастной группы МКДОУ Малышевский детский сад на 2021 –2022 учебный год.
рабочая программа (младшая группа)

Зотова Галина Владимировна

Принято.                                                                                  Утверждаю:

на заседании педагогического совета                                     заведующий МКДОУ

МКДОУ Малышевский детский сад                                       Малышевский детский сад

Протокол №                 от                                                                                        /И. Н. Хохлова     Приказ №           от        20      г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

младшей разновозрастной группы МКДОУ Малышевский детский сад

на 2021 –2022 учебный  год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

imageimageс.Малышевка  2021

 

                 Содержание

 

 

Целевой раздел

 

 

1.Пояснительная записка

 

 

 

 

1.1Особенности организуемого воспитательного                         процесса             образовательной организации

 

3

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_progr_vospit_ml.gr_21-22g.docx90.32 КБ

Предварительный просмотр:

Принято.                                                                                  Утверждаю:

на заседании педагогического совета        заведующий МКДОУ

МКДОУ Малышевский детский сад        Малышевский детский сад

Протокол №         от                                  /И. Н. Хохлова     Приказ №         от         20         г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

младшей разновозрастной группы МКДОУ Малышевский детский сад

на 2021 –2022 учебный  год.

с.Малышевка  2021

                 Содержание

Целевой раздел

1.Пояснительная записка

1.1Особенности организуемого        воспитательного        процесса        образовательной организации

3

     1.2.Цель и задачи воспитания

5

     1.3.Виды, формы и содержание деятельности

6

     1.4. Планируемые результаты воспитания детей

6

        2.Содержательный раздел

   2.1Модуль «Трудовое воспитание и ранняя профориентация»

9

  2.2. Модуль «Патриотическое воспитание»

9

  1.  Модуль «Конкурсное движение»

11

  1.  Модуль «Волонтерское движение»

12

   2.5 Модуль «Основы здорового образа жизни»

12

 2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников в процессе реализации программы воспитания

13

    3.Организационный раздел

3.1 Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ,

осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования

18

  3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания  

19

   3.3 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

21

   3.4.Календарный план воспитательной работы(приложение 1)

22

1. Особенности воспитательного процесса в детском саду

Одной из важных проблем дошкольного образования является развитие новых подходов к воспитанию и образованию детей. Таким подходом может стать модель организации воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Настоящая рабочая программа воспитания разработана в целях формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с:

-Конституцией Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1, п.4;

-Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. № 1155;

-Указом Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

-Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

-примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г. № 2/20 http://form.instrao.ru;

Программа воспитания гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Программа воспитания опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе непрерывной образовательной деятельности, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.

Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется  как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).

Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле (часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.)

Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы  и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.

Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа. Модули - это конкретные воспитательные практики, которые реализуются в дошкольном учреждении. Каждый из модулей ориентирован на задачи, поставленные в Программе воспитания.

-

Цель и задачи воспитания

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации, обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона

«Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304-ФЗ).

Исходя из данного определения сформулирована общая цель воспитания в ДОУ: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально- культурных традиций.

Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:

  • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
  • формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  • организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
  • объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества;

-установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.

  • формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  • организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
  • объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества;

-установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.

Виды, формы и содержание деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ

  1. становление личности в духе патриотизма и гражданственности;
  2. социализация и духовно-нравственное развитие личности;
  3. бережное        отношение        к        живой        природе,        культурному        наследию        и народным традициям;
  4. воспитание        у        детей        уважения        к        труду        и        людям        труда,        

трудовым достижениям;

Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы, утверждаемом ежегодно на предстоящий учебный год на основе направлений воспитательной работы, установленных в настоящей рабочей программе воспитания.

Планируемые результаты освоения программы

Для достижения личностных результатов выпускника ДОУ

к окончанию  у ребенка должны быть сформированы следующие качества:

Портрет ребенка

Планируемые результаты

1.1. Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким.

  • имеет первоначальные представления о нормах, ограничениях и правилах, принятые в обществе;
  • проявляет эмоциональное отношение к семье;
  • проявляет интерес и желание участвовать в семейных праздниках и мероприятиях, организуемых

в образовательной организации.

2.1.   Доброжелательный    по   отношению к другим людям, эмоционально отзывчивый,    проявляющий     понимание и сопереживание (социальный интеллект).

  • способен понять и принять, что такое

«хорошо» и «плохо», что можно делать, а что нельзя в общении со взрослыми;

  • совместно взаимодействует с одним или несколькими детьми;
  • способен не мешать другим в играх и быту.
  1. Способный к простейшим моральным оценкам и переживаниям (эмоциональный интеллект).
  2. Способный осознавать   первичный

«образ Я», осознавать себя представителем определенного пола.

  • доброжелателен, проявляет сочувствие, доброту;
  • испытывает чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых;
  • способен к проявлению настойчивости;
  • способен к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении с взрослыми

и сверстниками, к инициативе в игре, в творчестве, в различных видах

деятельности;

  • проявляет независимость, позицию

«Я сам!».

  1. Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.
  2. Эмоционально отзывчивый к красоте.
  3. Проявляющий желание заниматься художественным творчеством.
  • проявляет интерес к познанию окружающего мира;
  • эмоционально реагирует на доступные произведения русского народного творчества;
  • эмоционально воспринимает произведения искусства, музыки, народного творчества;
  • проявляет интерес к художественно- творческой деятельности (рисованию,

лепке, конструированию и т.д.);

  • эмоционально реагирует на красоту в природе, быту и т.д.

5.1. Владеющий устными средствами вербального и основами невербального общения.

владеет речью, способен позитивно общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств

общения.

6.1. Обладающий элементарными представлениями об особенностях гигиены, самообслуживания.

  • выполняет действия

по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложиться спать и т.д.;

  • стремится быть опрятным, проявлять нетерпимость к неопрятности (грязные руки, грязная одежда и т.д.);
  • выражает желание в физической активности: подвижных играх, совместных с взрослыми делах;
  • способен к самообслуживанию (одевается, раздевается и т.д.), самостоятельно, аккуратно,

не торопясь принимает пищу;

  • соблюдает гигиенические процедуры (чистит зубы, умывается и т.д.);
  • соблюдает элементарные правила

безопасности в быту, в ОО, на природе.

  1. Имеющий элементарные представления о труде взрослых.
  2. Способный к самостоятельности при совершении элементарных трудовых

действий.

  • поддерживает порядок в быту, после игр и т.д.;
  • выполняет элементарные трудовые поручения;
  • стремится к самостоятельности

в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Содержательный раздел

Модуль «Трудовое воспитание и ранняя профориентация»

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

  • воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
  • формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
  • развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
  • содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая.

Модуль «Патриотическое воспитание»

Гражданское воспитание включает:

  • создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
  • развитие культуры межнационального общения;
  • формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
  • воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
  • развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

  • разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

  • создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
  • формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
  • повышение качества проведения образовательной деятельности, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно- политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
  • развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

  • эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
  • создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации

  • увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
  • создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
  • развитие музейной и театральной педагогики;
  • поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
  • создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
  • повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
  • создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

Модуль «Конкурсное движение»

Для каждого учреждения важным фактором является участие в конкурсном движении. Конкурсы могут быть организованны для педагогов ДОУ, для детей, родителей, а также совместные конкурсы для родителей и детей. Это могут быть конкурсы – выставки поделок, рисунков, фотоконкурсы, различных направлений и тематик.

Так же конкурсы могут быть как очными, так и заочными.

Цель деятельности педагога: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий, проводимых в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду. Мы стараемся подобрать виды и темы конкурсов так, чтобы каждый родитель мог найти здесь интерес для себя и своего ребенка.

Направления деятельности воспитателя по реализации задач воспитания:

-установление партнѐрских взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками;

-поддержка детской инициативы и самостоятельности;

-добровольное участие детей в конкурсах;

-поиск новых увлечений и раскрытие способностей.

Формы организации конкурсного движения для решения воспитательных задач: конкурсы детского творчества, смотры-конкурсы, фестивали, разработка и защита проектов, соревнования.

Модуль «Волонтерское движение»

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

  • развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
  • развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
  • расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно- нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
  • содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
  • оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Экологическое воспитание включает:

  • развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
  • воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

Модуль «Основы здорового образа жизни»

Физическое        воспитание        и        формирование        культуры        здоровья включает:

  • формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

  • формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
  • создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
  • развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек;
  • предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
  • использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
  • содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на нее определенное влияние.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый        подход к процессу воспитания ребенка;
  • открытость        дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное        доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение        и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный        подход к каждой семье;
  • равно        ответственность родителей и педагогов.

Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение        психолого- педагогической поддержки семьи в вопросах воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи:

1/ Формирование психолого-педагогических знаний родителей; 2/ Приобщение родителей к участию жизни ДОУ;

3/ Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

4/ Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система взаимодействия с родителями включает:

  • ознакомление        родителей с результатом работы ДОУ на общих родительских собраниях,        анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
  • ознакомление                родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое,        психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие        в составлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы        родительского комитета;
  • целенаправленную        работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных        формах;
  • обучение        конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах        детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых        занятиях.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в четырех направлениях:

- работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями);

  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
  • вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом;
  • участие в управлении образовательной организации.

В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогу.

Основные направления взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят свой вклад в организацию образовательного процесса.

Особая помощь от родителей ожидается в создании групповой библиотеки, поскольку обмен книгами между семьями обогатит каждого из детей данной группы и создаст между детьми микроклимат, необходимый для общения их друг с другом.

Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям, только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных областей. Особо важная задача — формирование физического и психического здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и конференции.

Родительские собрания проводятся четыре раза в год. Каждое родительское собрание важно начинать с открытого просмотра детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми могут быть их дети. Организация уголка для родителей. В родительском уголке помещаются экстренная информация краткого содержания, а также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы детей, раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста.

Совместная деятельность. Родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в амплификации его развития как неповторимой индивидуальности.

Занятия с участием родителей. Подготовка и организация выставок совместных работ детей и родителей. Ежемесячные посиделки с родителями. Ничто так не сближает, как совместное дело. Родители приходят в группу со своим  делом: шитье кукольной одежды, постельного белья, вязание рукавичек, изготовление полочки, ящика для рассады, стульчика для Мишки и т.д.

С младшей группы родители — активные участники любого детского праздника, особенно приветствуется и поощряется присутствие их на празднике, посвященном дню рождения ребенка, когда они готовят подарки для всех детей: показ театра, исполнение музыкальных или поэтических произведений и др. Родители участвуют в подготовке и проведении конкурсов, соревнований,

выставок, праздников, досугов; выпускают газеты, журналы; участвуют в конференциях с докладами, пишут статьи из опыта воспитания ребенка в семье.

Доброжелательность между детьми — это всегда следствие взаимоотношений между родителями, поэтому с первых собраний: «Первый раз в детский сад», «Наши дети уже выросли», «Малыш уже творит» особое значение придается созданию положительной атмосферы во время беседы (чашка чая, негромкая музыка, угощение). Но самое главное — каждый родитель слышит про своего ребенка что-то только позитивное, им демонстрируется динамика восхождения малышами к успешным продуктам их детской деятельности. Так, например, в день занятия продуктивной деятельностью работы детей родителям не показываются. Ведь причины неудач малышей разные (младше возраст, отстает физически от ровесников, имеет особенности в развитии, отсутствовал в период обучения, отдыхая с родителями, и т.п.). После занятия воспитатель с каждым малышом проводит беседу, подводит к самооценке продукта и вызывает желание сделать новый вариант. И только, когда все участники достигнут программного успеха, работы выставляются для родителей. При этом все варианты подготовки тоже прикрепляются к итоговому продукту. Так родители видят, как воспитатель содействовал их ребенку в овладении данной деятельностью, он открывает, что его малыш — молодец. Уходит почва для конкуренции или огорчений от неудач малыша. Усиливается чувство любви в семье. Ребенок развивается от успеха к успеху и именно тогда, когда его любят и в него верят.

Наиболее востребованной формой работы с родителями является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье:

  • уголок для родителей (содержит материалы информационного характера - правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье);
  • разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы);
  • информационные        листки        (объявления        о        собраниях,        событиях,        экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т.д.);
  • папки–передвижки (формируются по тематическому принципу) и другие.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

  • тематические выставки;
  • соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
  • консультации музыкального руководителя;
  • семейные спортивные встречи;
  • открытые занятия для просмотра родителей;
  • родительская гостиная, клуб;
  • конкурс семейных талантов;
  • портфолио семейного успеха;
  • день открытых дверей;
  • сайт ДОУ.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:

  • Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
  • Это учет индивидуальности ребенка;
  • Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже

в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка;

  • Это укрепление внутрисемейных связей;
  • Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
  • Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

  • Воспитатели должны ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
  • При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
  • Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
  • Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов
  • семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Планируемый результат

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения, в свою очередь, заручатся пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется

это взаимодействие. Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании

ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный

подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Таким образом, использование разнообразных форм работы

с семьями воспитанников ДОО даст положительные результаты: поменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся

активными участниками всех дел ДОО и незаменимыми помощниками воспитателей.

Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании

ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

.

Организационный раздел

Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ, осуществляющим образовательный процесс на уровне дошкольного образования

Программа воспитания ДОУ обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:

  • создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в нем готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами

и регулярно воспроизводить наиболее ценные для детского сада воспитательно  значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования;

  • обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно- пространственной среды;
  • оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
  • современный уровень материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
  • наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
  • учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах:

  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка;
  • создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого,  без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников;
  • системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.

Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания

Материально-техническое обеспечение и оснащенность ДОУ предназначены для обеспечения эффективного наполнения воспитательного процесса. Сегодня качество

дошкольного образования – приоритетное направление образовательной политики государства.

Наполнение предметно-развивающей среды соответствует стандартам и отвечает всем требованиям безопасности. Материально-техническая база ДОУ – это важное звено в цепи обеспечения высокого качества образования. Каждая из составляющих ее частей оказывает непосредственное влияние на развитие ребенка.

Если оснащение детского сада соответствует требованиям ФГОС, процесс  воспитания будет максимально продуктивным и эффективным.

Наименование

Основные требования

Группа

Групповые помещения оснащены детской

мебелью, игрушками и пособиями отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников .  Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них

является игра;

Участок детского сада

Участок для прогулки, прогулочная веранда,  ограждение.

Материалы и оборудование для двигательной активности   включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия;

 для катания, бросания и ловли; для ползания

и лазания; для общеразвивающих упражнений;

Методические пособия

Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»; «День Победы». Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества».

Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах».

Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три поросенка». Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Ознакомление с предметным окружением и социальным миром

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года)

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года).

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

Традиции в нашем детском саду направлены, прежде всего, на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов. Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.

Ежедневные традиции: воспитатель лично встречает родителей и каждого ребенка. Здоровается с ними. Выражает радость по поводу того, что они пришли. Можно сказать, что его прихода с нетерпением ждут другие дети. С приходом последнего ребенка воспитатель приветствует всех детей. Выражает радость по поводу того, что все дети собрались вместе. Желает им весело и интересно провести время. Обсуждает содержание их совместной деятельности на текущий день. В процессе обсуждения учитывает пожелания и предложения детей. В конце дня все вместе кратко подводят итог прожитого дня. Обращает внимание

на детские работы, выполненные в процессе свободной самостоятельной деятельности. Побуждая детей к дальнейшему совершенствованию этих работ. Затем каждому ребенку предоставляется возможность сказать о себе что – либо хорошее.

Еженедельные традиции: Воспитатель выражает радость по поводу встречи с детьми. Рассказывает, как он провел выходные дни или о чем – то новом, интересном. Затем выслушивает всех детей, желающих поделиться своими впечатлениями. Воспитатель рассказывает, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе. В конце разговора всех ждет сюрприз. В дальнейшем сюрпризы могут быть подготовлены самими детьми. Воспитатель и младший воспитатель, общаясь друг с другом и ненарочито комментируя свои действия, демонстрируют детям образцы этикета.

Воспитатель поощряет общение между детьми, поддерживает начатую кем – то беседу, развивает затронутую в ней тему. Разговор взрослых может незаметно перейти в игру. Взрослые должны составить детям компанию в их развлечениях.

Ежемесячные традиции: театральное развлечение.

Ежегодные традиции:

Количество праздников самостоятельно определяется педагогами, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей, и по необходимости, сокращено и дополнено другими событиями.

Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные:

  • окружающей природе: акция «Покормим птиц», «Осень», «Весенняя капель» «День птиц»;
  • миру искусства и литературы «День книги»;
  • традиционным для семьи, общества и государства праздничным

событиям: «Новый год», «День матери», «День семьи», «Праздник всех женщин»;

Календарный план воспитательной работы

Календарный план воспитательной работы МКДОУ Малышевский детский сад младшая разновозрастная группа на 2021-2022 учебный год

Цель воспитания в ДОУ: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально- культурных традиций.

Основные задачи:

  • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;

-формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;

  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  • организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;

воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и

  • идеалов, прав свободного человека;
  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
  • объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества;

-установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.

Календарный план воспитательной работы  составлен в соответствии с рабочей программой воспитания  с конкретизацией форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых педагогами детского сада в 2021-2022 учебном году.

Календарный план воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского сада в соответствии с рабочей        программой        воспитания.(Приложение1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателей старшей группы «Теремок» общеразвивающей направленности на 2021 - 2022 учебный год

Рабочая программа по развитию детей старшей  группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлени...

Рабочая программа воспитателей старшей группы «Теремок» общеразвивающей направленности на 2021 - 2022 учебный год

Рабочая программа по развитию детей старшей  группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлени...

Рабочая программа воспитателей подготовительной группы "Б" общеразвивающей направленности на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа воспитателей подготовительной группы "Б" общеразвивающей направленности на 2021-2022 учебный год...

Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе МКДОУ Малышевский детский сад на 2020 – 2021 учебный год

Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе МКДОУ Малышевский детский сад на 2020 – 2021 учебный год...

Рабочая программа воспитателя разновозрастной группы (3-7 лет) на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа воспитателяразновозрастной группы (3-7 лет)на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа воспитателя старшей группы комбинированной направленности № 12, на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада, в соответствии с введением в действие Федеральных госу...

Рабочая программа воспитателей старшей группы "А" общеразвивающей направленности на 2021-2022 уч.год

Рабочая программа старшей "А" группы составлена на основе ООП МДОУ "Детский сад "Беоснежка" г. Надым...