Консультация для педагогов. "Театр скороговорок".
консультация (старшая группа)
Скороговорки очень полезная и необходимая для развития ребёнка вещь. Какую же пользу несут в себе эти небольшие, порой нелепые и смешные фразы? Пользу от проговаривиния скороговорок трудно переоценить и учить скороговорки нужно с раннего детсва. В первую очередь они используются для тренировки дикции не только у детей, но и у взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_skorogovorok.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Театр скороговорок.
Традиционно в работе с детьми дошкольного возраста скороговорки используются как эффективное средство для развития чёткой дикции, фонематического слуха (звуковую ткань многих скороговорок составляют акустически близкие звуки), речевого дыхания, качества речевого голоса (силы, высоты, звучности, выносливости). Возможности скороговорок значительно шире. В них, конечно, нет таких глубоких мыслей, как в пословицах и поговорках, но всегда есть материал для шутки и забавы.
Поэтому скороговорки можно использовать как средство развития воображения ребёнка, умения понять забавную ситуацию и передать её выразительно и чётко, превращая таким образом скороговорку в театральную миниатюру, при использовании которой можно и нужно развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения.
В работу со скороговоркой можно вносить элементы психогимнастики, что позволяет учить ребёнка использовать выразительные движения (мимику и пантомимику), различать и воспроизводить эмоциональные состояния, доступные возрасту (грусть, радость, удивление, страх, и т.д.), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера и в различных жизненных ситуациях.
Правила, которыми можно пользоваться при работе со скороговорками
- Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговаривалочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
- В скороговорке не должно быть звуков, которые ребёнок произносит дефектно. Это обязательное условие!
- Работу нужно начинать с лёгких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
- Обязательно объяснять ребёнку значения непонятных слов.
Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить её смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократные повторения текста.
Скороговорка особенно эффективна, если её проговорить несколько раз. Короткую скороговорку можно повторять целиком, например: «Мам, мёду б нам». Вот как можно обыграть эту скороговорку.
Представь, что я мама-медведица, а ты один из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай… Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази её ещё раз.
В длинных скороговорках логичнее повторять только два-три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями.
Уточка-вертихвосточка (сложенными вместе ладонями делать колебательные движения вправо-влево)
Ныряла да выныривала,
Ныряла да выныривала,
Ныряла да выныривала (движения ладонями вверх-вниз)
Да и не вынырнула (удручённо развести руки в стороны)
Шалила, потому и не вынырнула.
Водолаз нырнул (присесть, соединить руки над головой)
Да с уточкой и вынырнул (радостно встать, вытянув руки перед собой).
Иногда для уточнения мысли можно менять порядок слов в скороговорке:
Аня нынче нянина,
Нина няня Анина,
Нина няня Анина,
Аня нынче нянина.
Смысловая направленность некоторых скороговорок позволяет начинать произнесение медленно, постепенно убыстряя темп.
Маланья-болтунья молоко болтала-болтала (далее с нарастающим ускорением),
Болтала-болтала, болтала-болтала, болтала-болтала
Да не выболтала (разочарованно).
Наш Полкан из Байкала лакал
Полкан лакал (с ускорением),
Лакал… да и не вылакал.
Дети, особенно имеющие речевые нарушения, часто испытывают трудности, осваивая скороговорки. Чтобы облегчить им эту деятельность, можно использовать следующие приёмы:
1.Проговорить скороговорку очень медленно, беззвучно артикулируя.
2.Проговаривать скороговорку и на каждое слово подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мяч из руки в руку; отбивать его от стены или от пола.
3.Научить ребёнка воспринимать и воспроизводить слогоритмический рисунок скороговорки. Пример.
- Слоги в слове звучат неодинаково. Один слог всегда звучит сильнее, как будто по нему голосом ударили. Он называется ударным. Послушай, как я проговорю и прохлопаю скороговорку: У пенька опятьпять опят: ххХ хХХ хХ (х – слабый хлопок, Х – сильный хлопок). Попробуй и ты прохлопать и проговорить эту скороговорку медленно, одними губами, без голоса. А теперь быстрее и с голосом.
4.Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный или массажный мяч на каждый ударный слог.
5.На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щётке (У ёлки иголки колки). Руки попеременно менять.
Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» - кто быстрее, не сбиваясь, проговорит скороговорку. Только надо помнить, что одновременное увеличение быстроты проговаривания и силы голоса вредит чёткой дикции.
У иркутского поэта Ю. Черных есть замечательное стихотворение «Егоркины скороговорки».
Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки.
За его скороговорки
Я поставил бы пятёрки!
Повторяйте, детвора:
Посреди двора дрова.
Жук над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.
В перелеске перепел
Перепёлку перепел.
Мышь шуршит у шалаша,
Векше шишку шелуша.
Лилии полили ли
Иль увяли лилии?
Аня нынче нянина,
Нина няня Анина.
Мамами любимы мы
Самыми любимыми.
То-то буду я в восторге,
Если вы, как я Егорке,
За его скороговорки
Мне поставите пятёрки!
Взяв за основу это стихотворение, мы делаем театральную миниатюру с куклами.
Ведущий (это может быть Петрушка)
Как на горке, на пригорке
Стоят резвые Егорки!
Куклы (появляются из-за ширмы одна за другой)
Раз Егорка!
Два Егорка!
Три Егорка!
И так далее, но не более семи детей-исполнителей.
Ведущий.
Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки.
За его скороговорки
Я поставил бы пятёрки!
Повторяйте, детвора…
1-й Егорка.
Посреди двора дрова.
А далее могут быть использованы любые скороговорки в зависимости от изучаемых звуков и речевых возможностей детей. В заключение ведущий говорит:
То-то был бы я в восторге,
Если б вы, как мы с Егоркой,
Все его скороговорки
Повторили на пятёрки!
И тут приходит очередь зрителям (это могут быть другие дети или родители) говорить скороговорки.
Многолетний опыт показывает: скороговорки могут стать эффективным средством развития не только дикции, но и творческих способностей, если работать над ними весело и с фантазией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей " Театр скороговорок ".
Скороговорки - эффективное средство для развития дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, выразительных средств голоса....
Консультация для педагогов "Театр - как средство формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
Театр, важный фактор патриотического воспитания личности ребенка. Он воздействует на эмоциональную сферу ребенка и меняет его внутренний мир. Поэтому театр можно использовать как средство в формирован...
Консультация для педагогов "Театр для дошкольников"
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные пос...
Консультация для педагогов «Театр из бросового материала»
Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей -длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах...
Консультация для педагогов "Театр кукол и игрушек в детском саду"
quot;Театр кукол и игрушек в детском саду"...
Консультация для педагогов ТЕАТР
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству....