Конспект "Добро и зло"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 21" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по духовно – нравственному воспитанию
в старшей группе
Тема: «Добро и Зло»
Составила: воспитатель:
Кофанова
Светлана Николаевна
Гурзуф, 2022
Цель: формирование моральных представлений о добре и зле.
Задачи:
1. Сформировать представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло), показать красоту добрых поступков и не красоту злых, научить правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей.
2.Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло.
3. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям.
3. Закрепление представлений о Добре и Зле с использованием мимики, интонаций, жестов.
4. Анализировать поступки, реальные жизненные ситуации и определять их причину в соответствии с критериями Добра и Зла.
5. Развивать эмоциональный отклик на понятия Добра и Зла путем использования рисунка. Учить выбирать цветовую гамму для отражения понятий добро и зло.
Используемые материалы:
1. Аудиозапись музыкальных отрывков (Вивальди «Времена года. Лето»; Вебер «Фатум»)
2. Сюжетные картинки 8 штук.
3. Набор цветных карточек желтого и коричневого цвета по количеству детей.
4. Игрушки новые и имеющие ненадлежащий вид, по числу детей в группе.
5. Тексты предложений.
6. Цветные карандаши и бумага по количеству детей.
Ход занятия.
1 часть: приветствие
Воспитатель: Ребята! Давайте пожелаем друг другу доброго утра!
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера».
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста.
2 часть: сказка.
Дети сидят за своими столами. Фоном звучит музыка (Вивальди «Времена года. Лето»).
Воспитатель: Ребята, послушайте, какую я сегодня приготовила для вас сказку. А внимательно прослушав ее, вы озаглавите сказку.
Авторская сказка «Добро и зло».
(Чтение сказки происходит под звучащую музыку).
В одном сказочном лесу, в маленьком хорошеньком домике жило Добро. Каждое утро Добро очень любило приводить свой дом в порядок: оно поливало цветы в своем саду, ухаживало за ними, от этого они хорошо росли, улыбались всем окружающим и цвели прекрасными цветами. Добро любило птиц, живущих в лесу, заботилось о них: кормило их зимой, строило для них домики весной. А птицы отвечали ему тем же, они пели Добру свои звонкие и красивые песни, от их песен у всех вокруг было радостное настроение. Добро заботилось не только о цветах и птицах, еще оно очень любило животных и дружило с ними. Добро дружило с солнышком, которое дарило каждый день ему яркий, солнечный желтый цвет.
А недалеко от прекрасного домика Добра, в холодной каменной избушке жило Зло. Оно не любило солнечный, яркий свет и редко выходило на улицу. Зло не дружило с животными, ему не нравилось пение птиц. Растения и цветы не росли возле его дома, Зло их не любило. Жилище Зла окружали засохшие коричневые кусты (тихо звучит «мелодия Зла» - Вебер «Фатум»).
Однажды в этом сказочном лесу произошла история. Маленький бельчонок отстал от мамы и заблудился. Грустный он долго плутал по лесу, пока вдалеке не увидел каменную избушку. Подойдя к ней, он постучал в темное окно, и попросил о помощи. Зло сердитым голосом, отказало бельчонку в помощи и прогнало его вон (мелодия Зла становится громче).
Загрустив еще больше, малыш пошел дальше. Тут навстречу ему выбежало Добро, бельчонок рассказал о своей беде. Добро ответило: «Я знаю, где твоя мама, я сейчас тебя провожу к ней (вновь звучит мелодия Добра). И с этих пор лесные жители, попав в беду, знают к кому им обращаться за помощью.
Воспитатель: Понравилась вам сказка? Как можно озаглавить ее? О каких героях говорилось в этой сказке? Какие поступки Добро совершало в этой сказке? А как музыка могла вам подсказать, что эти поступки совершало Добро? Какая она? Как поступало Зло в этой сказке? Как музыка нам подсказала, что это Зло? Какая она здесь? (слушаются ответы детей). Молодцы, ребята.
3 часть: сюжетные картинки.
Воспитатель: Ребята, вы видите, что на столе у вас лежат карточки жёлтого и коричневого цвета. Я сейчас буду показывать вам картинки с различными ситуациями, а вы подумаете: на картинке изображено Добро или Зло? Если вы считаете, что добро - поднимите карточку желтого цвета, если зло-коричневого.
Детям предлагается 9 сюжетных картинок:
1. О чём задумался мальчик.
2. Случай на улице.
3. Дети поссорились.
4. Мужчина разговаривает с разбившем колено мальчиком.
5. Ребёнок и собака.
6. Встреча весны.
7. Мальчик и собака.
8. Лиса на прогулке.
Во время показа картинок, уточнять у детей, почему ребенок поднял карточку данного цвета. Просить объяснить свой выбор, привести аргументы.
4 часть: игра «Выбери игрушку»
Дети приглашаются на ковер, поиграть, где разложены игрушки. Педагог предлагает из игрушек, выбрать ту, с которой хотелось бы поиграть (предложены игрушки новые и игрушки имеющие неопрятный вид, какие-нибудь дефекты, например, сломано колесо у машинки, или нет руки у куклы). После того как дети выбрали себе игрушки, выяснить, почему выбрал ту или другую игрушку. Спросить, почему есть те игрушки, которые никто не выбрал. Подвести детей к рассуждению о том, что видимо с ними плохо обращались, не по-доброму.
5 часть: упражнение «Незаконченные предложения».
Воспитатель: Ребята, следующее задание. Я буду читать вам незаконченные предложения, а вы должны придумать для них добрый и злой конец.
Детям по порядку читаются не законченные предложения:
1. Девочка нашла котенка…
2. Мальчик нашел забытую игрушку и …
3. Мама заболела и её сын…
4. Старенькая бабушка уронила палочку и…
5. Дети слепили красивого снеговика, а Миша проходя мимо…
6. Все дети убирали игрушки в группе, а Коля в это время…
7. Девочка Таня порезала палец, и её подружка
8. Маленькая девочка потерялась и Света…
Игра “Добро и зло”
Предложить детям встать в круг на ковре.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам с помощью действий или мимики изобразить и задумать Добрый поступок или Злой.
(Кто-то по очереди изображает задуманное, а остальные пытаются угадать задумано Добро или Зло.)
(Садятся на места)
Воспитатель: Ребята, чтобы вырасти хорошим, добрым человеком, нужно каждый день совершать пусть маленькие, но добрые дела. С кем бы вы хотели дружить с добрым или со злым человеком?
-Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в группе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (Ответы детей)
-Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступили с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, - улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.
-Итак, ребята, о каких двух понятиях мы сегодня с вами говорили? Что каждому из вас ближе Добро или Зло? Почему? Какие поступки вам нравится совершать больше? Почему? Почему добрым быть лучше?
5 часть: тематическое рисование.
Воспитатель: Сейчас каждый из вас на листе изобразит, как выглядит для вас Добро и Зло.
(Детям предлагаются цветные карандаши и лист бумаги).
Дети рисуют под музыку Вивальди «Времена года» «Лето»
В конце занятия все работы детей помещаются на мольберт.
Литература:
1.Шорыгина Т.А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.: ТЦ Сфера, 2014
2.Савченко В.И. Беседы с детьми о добре, дружбе и трудолюбии. – М.: ТЦ Сфера, 2018