Методическая разработка на тему: "Монтессори-пособия для использования в детском саду"
методическая разработка

Митюшева Анна Владимировна

В данной методической разработке рассмотрены игры и упражнения с использованием  Монтессори-пособий в условиях современного детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx265.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Монтессори -пособия для использования в детском саду»

Упражнение "Различения размеров - розовая башня"

1. Наша работа...

Материал: розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжелое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика - 10 см.
Прямая цель: формирование понятий "большой" - "маленький".
Косвенная цель: развитие моторики, координации движений умения упорядочивать предметы.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Место для работы - ковер, на котором лежат в беспорядке кубики. Ковер должен отличаться по цвету от материала. Воспитатель берет одной рукой самый большой куб и ставит его перед ребенком, берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый. Младшие дети берут большой куб обеими руками. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети учатся различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни. Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Мы можем руками провести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз. После этого ребенку становится понятной закономерность изменения величин. Башню разбирают кубик за кубиком. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается весь ход упражнения. Оно закончено, когда материал возвращен на свое место.

Контроль за ошибками: если заданный порядок построения башни не соблюден, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.
Дальнейшие упражнения: - вариации основного упражнения в вертикальном и горизонтальном направлениях:

* кубики нужно так поставить друг на друга или положить друг за другом, чтобы угол и две стороны каждого кубика совпали. Самый маленький кубик ставится на образовавшееся свободное место. Самый маленький кубик можно считать воплощенной мерой изменения величин;
* кубики так раскладывают один за другим, чтобы последующий меньший куб приставлялся к середине грани предыдущего поочередно то слева, то справа от ее средней линии. При этом будет понятна статистическая закономерность;
* кубики ставятся друг за другом по диагонали;
* изменение заданного порядка 10-1 с учетом гармонии, в вертикальном и горизонтальном направлениях; 10-5-9-4-8-3-7-2-6-1 или 10-1-9-2-8-3-7-4-5-6. Через подобную закономерность ребенок может найти много вариаций работы с материалом.
* Ряд кубиков прерывают, вынимая их него один кубик, и ребенку становится очевидной дисгармония.
* Башня строится с закрытыми глазами.
* Комбинационные игры с Коричневой лестницей, Красными штангами, Коричневой лестницей и Красными штангами одновременно.

Словесный урок: большой - маленький, большой - больше - самый большой маленький - меньше - самый маленький, самый большой - самый маленький, больше, чем - меньше, чем. Этот раздел типичен для всех материалов, где составляются какие-либо ряды.
1-я ступень: воспитатель выбирает из 10 кубиков самый большой и самый маленький. Понятие будет выработано при помощи трехступенчатого урока. Самый поразительный контраст наиболее эффективен. Остальные кубики остаются на своем месте, чтобы внимание ребенка было направлено только на эти два кубика. Учитель берет самый большой куб, обхватывает его и говорит: "Из этих двух вот этот большой". Затем он берет самый маленький в руку, говорит:" Из этих двух кубиков вот этот маленький". Так как понятие "большой - маленький" необходимо для дальнейшей работы, продемонстрировать его на других кубиках.
2-я ступень: После того, как на 1-й ступени учитель назвал ребенку сопоставление размеров, он может теперь углубить понятие "большой - маленький". В большинстве случаев переход от 1-й ко 2-й ступени происходит немедленно. Он просит ребенка: "Дай мне из этих двух большой куб! Дай мне маленький кубик!" При этом он пробует использовать возможно большее количество вариаций с другими парами кубиков.
3-я ступень: Когда ребенок совершенно уверен в выборе куба, можно перейти к 3-й ступени. Теперь ребенок должен быть в состоянии назвать, большим или маленьким является один куб по сравнению с другим. Перед ребенком ставят пару кубиков и спрашивают: "Какой этот кубик?" Ребенок отвечает: "Большой". - "А этот кубик" - "Маленький!" "Большой - больше - самый большой". "Маленький - меньше - самый маленький".
Из 10 кубиков учитель выбирает 3 самых больших (1-я ступень). Наименьший из них сравнивает с очевидно меньшим четвертым кубом. Показывает на большой куб и говорит: "Этот большой!" Затем указывает на следующий по величине и говорит: "Из трех этот - самый большой!" Так же прорабатывается понятия "маленький - меньше - самый маленький". 2-я и 3-я ступени урока могут относиться только к предметам, выбранным в порядке увеличения их размеров. Они исходят из основного предмета, в данном случае куба, называемого "большим". Назвать отдельный куб можно, лишь сравнивая друг с другом 3 куба. Учитель просит ребенка расположить кубики по возрастанию или убыванию размеров. "Самый большой - самый маленький". При составлении ряда из нескольких кубиков нужно словесно выделить два внешних кубика. "Из кубиков вот этот - самый большой, а этот - самый маленький!" Ребенок выбирает в другом гармонично построенном ряду наибольший и наименьший кубики. "Больше, чем - меньше, чем. В дальнейшем основываются на точном названии величины куба внутри некоторого ряда, например, 10. Учитель берет куб 5 и сопоставляет его с другими кубиками ряда: "Этот меньше, чем те!" При этом он указывает на кубы 6, 7, 8, 9, 10. "Он больше, чем эти!" При этом он показывает на кубы 4, 3, 2, 1.
Применение:
· предложить найти кубы равного размера;
· перенос понятия "большой - маленький" на предметы;
· предложить найти градации величин других предметов.


Упражнение "Различие размеров - Коричневая лестница"

https://rosopeka.ru/upload/iblock/099/66b16ca9_bce0_11e8_91b1_000c2947c8e8_15be63a8_bd83_11e8_91b1_000c2947c8e8.resize2.jpg

Материал: коричневая лестница состоит из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см.
Прямая цель: формирование понятия "толстый - тонкий".
Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Рабочее место - ковер, на котором в беспорядке лежат призмы. Материал должен четко выделяться по цвету на фоне ковра. Учитель охватывает рукой самую толстую призму, кладет ее перед ребенком, берет следующую, более тонкую, и кладет ее точно перед первой, так чтобы длинные стороны обеих призм соприкасались друг с другом. Так призмы прикладываются друг к другу одна за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Через охватывание рукой или руками ребенок "понимает" различие величин. Возникает ступенчатая структура - лестница. Можно провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенью или наоборот. Таком образом ребенок понимает закономерность изменения величин. Лестница разбирается призма за призмой. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается ход упражнения. Оно полностью закончено, когда материал снова возвращен на место. Контроль над ошибками: если заданный порядок построения лестницы не соблюдается, то ошибку можно увидеть и ощутить руками.
Дальнейшие упражнения: 
* лестница строится по тому же закону, как и прежде, но начиная с самой тонкой призмы; - призмы нужно так положить друг за другом, чтобы они соприкасались квадратными сторонами;
* упорядочить призмы, ставя их вертикально и соблюдая тот же закон построения ряда;
* призмы кладут друг за другом так, чтобы следующая более тонкая призма доходила до середины грани предыдущей, располагая из попеременно то слева, то справа от средней линии грани предшествующей призмы.
* Изменение заданного порядка призм 10-1 с учетом гармонии в вертикальном и горизонтальном направлениях: 10-5-9-4-8-3-7-2-6-1 или 10-1-9-2-8-3-7--4-6-5. Через такие закономерности ребенок может найти много вариаций работы с материалом.
* Построение лестницы, если мера изменена. Например, пусть порядковой мерой является призма 2: 10-8-6-4-2 и 1-3-5-7-9. Порядковая мера - призма 3, тогда возможны лестницы: 1-4-7-10 или 3-6-9 (другими словами, меняется "шаг" лестницы);
* ряд призм 10-1 прерывают, вынимая из него какую-либо призму, ребенок должен указать, в каком месте гармония нарушена. Если устный урок уже прошел, то ребенок может объяснить взаимосвязь с другими призмами; - лестницу можно построить с закрытыми глазами;
* комбинационная игра с Розовой башней, с Красными штангами, с Розовой башней и Красными штангами одновременно. Устный урок. Он состоит в назывании различий: толстый - тонкий, толстый -толще -самый толстый, тонкий - тоньше - самый тонкий, самый толстый - самый тонкий, толще, чем - тоньше, чем.
*
Применение: перенос понятия "толстый - тонкий" на другие предметы; - измерить и сравнить толщину предметов одинаковой формы, например, карандашей, книгу.

Упражнения "Различие размеров - Красные штанги"

https://montessori-piter.ru/generic/catalog/263/36_image.jpg

Материал: 10 красных деревянных штанг. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой.

Прямая цель: Формирование понятий "длинный - короткий".
Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур, подготовка к работе с числовыми штангами.
Возраст: около трех лет.


Как работать с материалом. Штанги лежат в беспорядке на ковре. Ковер должен достаточно отличаться по цвету от материала. Воспитатель берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы и кладет у верхнего края ковра. Он проводит правой рукой по всей длине штанги. Затем он берет более короткую штангу и кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы штанг лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, учитель проводит рукой по ступенькам получившейся лестницы. Так ребенок интуитивно постигает различие длин. Перед тем, как ребенок повторит упражнение, штанги нужно снова разложить поодиночке в беспорядке на ковре. Контроль за ошибками: равномерность ряда нарушена (визуальный контроль). Правильность промежутков между длинами ступеней "лестницы" проверяется самой короткой штангой (механический контроль).

Дальнейшие упражнения:


* упорядочивание штанг в виде ступенчатой фигуры;
* данное приращение длин штанг нужно измерить самой короткой штангой; - упорядочивание штанг в обратной последовательности;
* штанги кладут друг за другом так, чтобы конец следующей более короткой штанги находился на середине предыдущей, попеременно то слева, то справа от нее; - штанги кладут друг на друга, чтобы получилась стена;
* штанги упорядочивают, складывая друг на друга "крестом". Стараясь сбалансировать штанги, ребенок обращает внимание на их центр;
* штанги упорядочивают с закрытыми глазами;
* заданный порядок 10-1 меняют, учитывая гармонию: 10-5-9-4-8-3-7-2-6-1 или 10-1-9-2-8-3-7-4-6-5. Через такую закономерность можно найти множество различных вариантов работы с материалом;
* из ряда, упорядоченного 110-1, вынимают одну штангу, а остальные сдвигают, закрывая промежуток. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Это упражнение проводится как игра партнеров; - если устный урок уже проведен, ребенок может объяснить соотношения между штангами (смотрите устный урок);

*
упорядочить штанги, приставляя каждую следующую к правому углу предыдущей;
* упорядочивание штанг при измененной мере, то есть с измененным "шагом" лестницы при порядковой мере 2. Например: 2-4-6-8-10;
* ребенку показывают штангу. Он оценивает ее длину, касаясь штанги рукой через промежутки, тренируется глазомер;
* складывая друг с другом соответствующие штанги, получить соответствующие штанги одинаковой длины;
* построить равносторонний пятиугольник, используя все штанги;
* измерить штангами длину. Этим подготавливается дальнейшая работа со стандартными единицами измерения.

Комбинационные игры: с Розовой башней, с Коричневой лестницей, с Розовой башней и Коричневой лестницей одновременно. Устный урок. Он посвящен названиям различий: длинный - короткий, длинный - длиннее - самый длинный, короткий - короче - самый короткий, самый длинный - самый короткий, длиннее, чем - короче, чем.
Применение: · перенос понятия "длинный - короткий" на другие предметы;
· нахождение предметов равной длины;
· измерение и сравнение длин предметов одинаковой формы, например, ниток, картонных катушек.

Упражнения "Различие размеров и формы- Геометрические тела"

http://ae01.alicdn.com/kf/HTB1iu68bh_rK1RkHFqDq6yJAFXay.jpg

10 объемных тел: куб, четырехгранная призма, трехгранная призма, четырехгранная пирамида, трехгранная пирамида, шар, эллипсоид, овоид, цилиндр, конус. В комплект также входят 3 деревянные подставки для шара, эллипсоида и овоида.

Геометрические тела – развивают у ребенка сереогностическое чувство (способность распознать форму путем движения мускулов руки, при ощупывании контура предмета). Косвенно происходит подготовка к изучению математики.

Возраст от 3-х лет.

Материал: Корзина, платок, 9 синих геометрических тел: шар, эллипсоид, яйцо, цилиндр, пирамида, конус, параллелепипед, куб, трехгранная призма. Ящик с дощечками в форме оснований перечисленных геометрических тел: 3 квадрата, 2 круга, 2 прямоугольника, 1 равносторонний треугольник 1 равнобедренный треугольник.

Прямая цель: обратить внимание на геометрические тела и их характерные особенности.

Косвенная цель: подготовка к стереометрии.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель выбирает различные тела, например, шар, конус, куб. Он поворачивает их в руках и старается со всей очевидностью показать различия между ними, катая и опрокидывая их. Нужно обратить внимание на искривленные и плоские поверхности. Постепенно в упражнение включаются все тела.

Контроль над ошибками происходит при работе над материалом.

Устный урок. Катать - опрокидывать. Целесообразно провести этот устный урок перед дальнейшими упражнениями.

Дальнейшие упражнения:

  • тела лежат в накрытой корзине, ребенок засовывает в нее руку, ощупывает какое-либо тело, говорит, катается это тело или опрокидывается, и вытаскивает его наружу
  • ребенок закрывает глаза, учитель дает ему какое-либо тело, ребенок ощупывает его и возвращает учителю, который кладет его среди других тел (ребенок открывает глаза и должен теперь без ощупывания вновь узнать это тело)
  • ребенок формирует множество (группы) тел, которые только катаются, которые могут стоять, которые могут стоять и кататься (игра, в которой проясняются представления о множествах - разделяющее множество!

Применение:

  • ребенок ищет предметы из своего окружения, которые катаются или опрокидываются, и упорядочивает их в соответствии с этими свойствами
  • на двух ковриках лежит каждый раз по одном геометрическому телу

Ребенок ищет предмет похожей формы:

  • на шар похожи мяч, бусина, клубок пряжи
  • на куб - детский кубик, какой-нибудь ящик

Как работать с материалом. Для введения дощечек, имеющих форму оснований геометрических тел, учитель берет дощечки из ящика и кладет из на стол. Он выбирает какое-либо геометрическое тело, сравнивает его нижнее основание с дощечками и подбирает соответствующую ему дощечку. Точно так же он поступает со всеми остальными геометрическими телами. Три дощечки остаются лишними, так как одно геометрическое тело может иметь различные основания. Их нужно затем дополнительно расположить около соответствующих тел.

Контроль над ошибками. Дощечки, повторяющие форму оснований тел, и соответствующие основания тел должны совпадать.

Устный урок. Названия различных тел сообщают на трехступенчатом уроке. Начинают с известных тел, например, с шара, куба.

Дальнейшие упражнения:

  • поставить на одно основание все тела, которые ему соответствуют
  • найти множество тел с прямоугольным основанием или боковой гранью (игра, в которой проясняются представления о множествах)
  • найти тело с прямоугольной и квадратной боковыми гранями
  • построить ряд из всех тел так, чтобы два стоящие рядом тела имели что-нибудь общее
  • тела раздают детям, один ребенок произносит их названия, другие дети приносят тела
  • тела, названия которых известны ребенку, кладут в корзину и накрывают платком, ребенок ощупывает тело, называет его и вынимает из корзины
  • назвать тело и найти его в закрытой корзине

Применение. Два коврика. На каждом лежит одно геометрическое тело, например, цилиндр и куб. Ребенок выбирает похожие тела из Монтессори-материалов и упорядочивает их. Ребенок обнаруживает, что в Монтессори-материалах часто встречаются геометрические тела.

Упражнения "Различие размеров и формы- Биноминальный куб"

https://www16.cok-satanlarpazar.co/img/p/1/28995-large_default.jpg


Ребенок собирает биноминальный куб, сравнивая грани призм и кубиков, прикладывая их один к другому: красный – к красному, синий -  к синему, черный – к черному. Чтобы получился исходный куб, ребенку приходится подбирать эти призмы и кубики еще и по размеру. Он вынужден тщательно анализировать собственные действия, что наилучшим образом способствует развитию детского мышления. Конкретное представление алгебраической формулы (a + b) в квадрате.

Возраст от 4 лет.

Упражнения "Развитие слухового восприятия- Шумовые коробочки"

https://tdkarusel.ru/upload/resize_cache/iblock/f33/476_476_1fd2ac76a9f0159ab38dfce38f11f9870/f3311aecf4538f8905a0aaabfc33ad81.jpg

Две деревянные фанерные коробочки с синей и красной крышками, в каждой из которых находятся по 6 цилиндров. Крышки цилиндров соответствуют цвету крышек коробочек. При встряхивании цилиндры издают различные шумы.

Материал предназначен для развития слухового восприятия. Ребенок учится составлять пары одинаковых шумов. Происходит пробуждение акустического внимания. Косвенно происходит подготовка к музыкальным занятиям, к работе в тишине. 

Возраст от 3-х лет.

Материал: Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой.

Прямая цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.

Косвенная цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка обучают технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к действию. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками - с другой стороны. Так достигается более высокая концентрация. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой. Выполнение задания. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Учитель продолжает, пока все коробочки не будут спарены. Учитель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним. Установление заключительной ситуации носит характер побуждения. С нетренированным ребенком упражнение ограничивают двумя, тремя или четырьмя парами.

Контроль над ошибками: акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек.

Дальнейшие упражнения: - отмечают одну коробочку. Ребенок выбирает из другой серии коробочку с таким же шумом; - ребенок ставит серии коробочек на двух разных столах, берет одну коробочку, трясет ее и ставит немного в стороне от серии. С помощью слуховой памяти он находит на другом столе подходящую коробочку и упорядочивает их. Эту игру можно также провести как игру партнеров друг с другом; - коробочки одной серии раздают шести детям. Учитель трясет какую-либо коробочку из другой серии. Ребенок, который держит коробочку с тем же шумом, приносит ее учителю; - все 12 коробочек раздаются. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается найти ребенка, у которого коробочка шумит так же; - учитель выбирает из какой-либо серии коробочку с самым тихим, самым громким и промежуточным шумом. Он ставит их друг рядом с другом на стол. Добиваясь отчетливого звучания и сравнивая шумы, демонстрирует градации громкости. Следующие упражнения являются упражнениями на составление рядов. Прежде всего он ищет самый громкий, затем самый тихий шум и определяет средний, сравнивая его с двумя первыми шумами. Постоянное сравнение важно для понимания задачи. Оно предотвращает чисто механическое упорядочивание. Учитель проверяет еще раз, мешает коробочки снова и предлагает ребенку повторить показанное упражнение. Если ребенок научился классифицировать 3 коробочки, то можно одну за другой ввести остальные. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребенка; - градация другой серии и сравнение ее с первой серией.

Трехступенчатый урок.

1-я ступень. "Дай мне коробочку с тихим шумом!"

2-я ступень. "Дай мне коробочку с громким шумом!" Перед ответом ребенок проверяет шумы коробочек, снова сотрясая их. "Какой этот шум? Какой тот шум?"

3-я ступень. Учитель выбирает другую пару и говорит: "Дай мне из этих двух коробочку с громким шумом". Отсюда ребенок должен узнать относительность понятий громкий - тихий. Он ставит коробочки друг рядом с другом напротив всех остальных и повторяет упражнение. Громкий - громче - самый громкий. Тихий - тише - самый тихий. Учитель выбирает коробочки с тремя самыми громкими шумами. Самый тихий из них он сравнивает с каким-либо шумом, который явно тише (последний выбирается из трех оставшихся коробочек). Он трясет обе коробочки по очереди и говорит: "Этот громкий!" (1-я ступень). Он оставляет коробочку с более тихим шумом в сторону. Теперь он сравнивает первую коробочку с остальными двумя и говорит: "Этот громче. Этот самый громкий!" Вторая и третья ступени урока могут относиться только к возрастанию форм. Они исходят из основной формы, которая выражает понятие громкий в сравнении с предшествующей коробочкой с несколько отличной громкостью. Назвать другие шумы можно только через сравнение с первым шумом. Подобным же образом вводятся понятия: тихий - тише - самый тихий. Громче, чем - тише, чем. Учитель выбирает три коробочки. Он сравнивает средний шум с двумя другими шумами. Он говорит: "Этот громче, чем этот. Этот тише, чем этот".

Контроль над ошибками:

  • построение ряда от громкого к тихому шуму
  • построение ряда от тихого к громкому шуму
  • построение ряда, начиная со среднего шума
  • в ряду две коробочки меняются местами друг с другом

Ребенок должен найти ошибку и восстановить нарушенный порядок.

Упражнение можно также провести как игру партнеров, - коробочки расставляют по комнате. Учитель трясет какую-либо коробочку и просит ребенка принести ту, шум которой тише или громче; - коробочки раздают шести детям. Ребенок, у которого коробочка с самым громким шумом, встает. Ребенок, шум коробочки которого несколько тише, встает рядом. Упражнение продолжается, пока не будет таким образом выстроен весь ряд.

Устный урок. Громкий - тихий. Учитель берет две коробочки с контрастирующими шумами, трясет их одну за другой и говорит: "Из этих двух шумов этот - громкий, а этот - тихий!"

Применение: - игра, в которой ребенок с завязанными глазами должен угадать голос другого; - игра, в которой нужно угадать направление, откуда исходит звук; - ребенок издает шум руками, ногами или ртом. Другой ребенок должен угадать, чем именно первый издал шум. Ответ можно дать также через подражание. Эти упражнения дают возможность расширить словарный запас и узнать слова: шептать, прищелкивать, скрипеть, свистеть; - учитель берет вещи из различных материалов. Он или ребенок с помощью этих вещей издают шум или звук. Другой ребенок должен угадать, чем и как произведен этот шум или звук.

Упражнения "Различие размеров - Блоки с цилиндрами – вкладышами»

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/2973589/2/700-nw.jpg

Комплект состоит из 4 блоков выполненных из бука.

Размеры каждого блока: длина 46 см, высота 7 см, ширина 8 см

Ребенок учится зрительно воспринимать величину предмета, находить пары: цилиндр – отверстие в блоке. Косвенно происходит развитие моторики, подготовка пальцев к письму, создается сенсорная база для последующего ознакомления ребенка с понятием «большой-маленький», «высокий-низкий», «толстый-тонкий».

Возраст от 3-х лет.

Материал: 4 деревянных блока натурального цвета с углублениями для 10 деревянных цилиндров. У каждого цилиндра есть кнопка, за которую можно его держать. Четыре блока различаются друг от друга следующим образом:

Блок А: цилиндры изменяются в одном направлении - по размеру. Диаметр у всех них остается одним и тем же, высота равномерно уменьшается.

Блок В: цилиндры изменяются в двух направлениях. Высота остается постоянной, диаметр (ширина и глубина) равномерно уменьшается.

Блок С: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота и диаметр равномерно убывают.

Блок Д: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота равномерно убывает, а диаметр равномерно увеличивается (ряд с "обратным ходом").

Прямая цель: узнать о различии размеров при неизменной форме. Узнать, как полость и тело соответствуют друг другу.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию карандаша при письме. Создание порядковых структур (представления о порядке) в области размеров предметов.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Блоки включаются в работу по одному. Учитель начинает с блока В. В первый раз рекомендуется взять блок В, так как цилиндры в нем равной высоты, и при вставлении цилиндра в не то отверстие ошибка хорошо видна ребенку. Порядок взаиморасположения учителя и ученика важен. Так ребенок может наблюдать за действием учителя при вынимании и вставлении цилиндров. Учитель берет цилиндр из блока и ставит его на стол перед блоком. При этом он ясно показывает, как нужно охватить кнопку тремя пальцами правой руки (пальцами, которыми пишут). Затем он вытаскивает все цилиндры и ставит их в беспорядке на стол. Если учитель хочет обратить внимание ребенка на углубления в блоке, то вынутый цилиндр лучше всего ставить позади блока. Теперь он берет произвольный цилиндр, внимательно рассматривает его, заглядывает в углубления блока, сравнивает цилиндр и углубления друг с другом и помещает цилиндр в подходящее углубление. Так он поступает со всеми цилиндрами. Ребенок повторяет действия учителя. Точно так же поступают поочередно с другими блоками.

Контроль за ошибками: нарушение гармонии очевидно и осязаемо.

Дальнейшие упражнения:

  • цилиндры стоят перед блоком, ребенок выбирает произвольный цилиндр, чтобы затем вставить его в подходящее углубление
  • выполнение основного упражнения с закрытыми глазами
  • выполнение упражнения одновременно с двумя, а позже с тремя и четырьмя блоками. Важно, чтобы ребенок мог заглянуть во все углубления. Надо даже предоставить возможность найти нужное углубление, переставляя цилиндр из одного углубления в другое
  • ребенок расставляет вытащенные цилиндры, беспорядочно стоящие на столе, в равномерно убывающий или возрастающий ряд
  • повторение упражнения с закрытыми глазами
  • ребенок начинает со среднего цилиндра и продолжает ряд вправо и влево
  • из упорядоченного ряда цилиндров один вынимают, остальные сдвигают, чтобы не оставалось пустого места. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Затем ребенок снова ставит цилиндр на подходящее место в ряду. Ошибку можно распознать при помощи ощупывания пальцами
  • нужно найти одинаковые цилиндры
  • ребенок составляет множество, элементы которого согласуются в каком-то свойстве, например, имеют равную высоту или равный диаметр
  • строятся множества, элементы которых согласуются в двух свойствах, например, имеют равную высоту и равный диаметр. Нужно назвать, в чем именно согласуются эти элементы (смотрите устный урок)
  • ребенок ставит цилиндры некоторого ряда на бумагу, обводит их основание карандашом и сравнивает кружочки друг с другом
  • вставные цилиндры комбинируются с цветными цилиндрами (игра 3.2.5.)

Устный урок: Цилиндры

  • Блок А: высокий - низкий, высокий - выше - самый высокий, низкий - ниже - самый низкий, самый высокий - самый низкий, выше чем - ниже, чем
  • Блок В: толстый - тонкий, толстый - толще - самый толстый, тонкий - тоньше - самый тонкий, самый толстый - самый тонкий, толще, чем - тоньше, чем
  • Блок С: большой - маленький, большой - больше - самый большой, маленький - меньше - самый маленький, самый большой - самый маленький, больше, чем - меньше, чем
  • Блок Д: высокий - низкий, толстый - тонкий

Устный урок: Пустоты

  • Блок А: глубокий - мелкий; глубокий - глубже - самый глубокий; мелкий - мельче - самый мелкий; самый глубокий - самый мелкий; глубже, чем - мельче, чем
  • Блок В: широкий - узкий; широкий - шире - самый широкий; узкий - уже - самый узкий; самый широкий - самый узкий; шире, чем - уже, чем
  • Блок С: глубокий - широкий, мелкий - узкий

Перед проведением этого устного урока ребенок должен поработать с Розовой башней и Коричневой лестницей. На этих материалах ребенок сначала может лучше понять различия размеров.

Применение: ребенок ищет другие предметы цилиндрической формы.

Упражнения "Различие веса – Весовые таблички»

https://ae01.alicdn.com/kf/HTB1ChQCRwHqK1RjSZFEq6AGMXXai/Montessori-ocuk-Oyuncaklar-Y-ksek-Kaliteli-Ah-ap-Baric-Tabletler-Kutusu-Erken-ocukluk-E-itimi-Okul.jpg

 В каждом из трех ящиков находится по 7 деревянных табличек, отличных друг от друга по цвету и весу. 

Материал развивает чувство различия веса. Косвенно происходит развитие моторики, координации и контроля движения, подготовка к письму. Приобретаются навыки взвешивания предметов в повседневной жизни. 

Возраст от 3-х лет.

Материал. В ящике с тремя полками находятся 3 серии табличек размером 6 см х 6 см. Каждая серия сделана из дерева одной породы, отличной от пород дерева остальных двух серий. Поэтому они имеют различный вес и различный цвет.

Прямая цель: развитие чувства тяжести.
Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом.
Воспитатель выбирает из самой легкой и самой тяжелой серии некоторое ограниченное количество табличек и кладет их стопкой на стол. Теперь он показывает ребенку, как можно взвешивать таблички. Вытягивает руку немного вперед. Рукой нельзя касаться тела и стола. Кладет одну из табличек на ненапряженные концы пальцев, а рукой и кистью легко двигает вверх и вниз. Затем учитель делает это другой рукой. Таблички нужно очень осторожно класть на кончики пальцев, иначе ощущение тяжести теряется. Теперь ребенок берет в каждую руку по табличке. Он взвешивает их и сравнивает вес. Сначала это происходит с открытыми глазами. Собственно упражнение проводится с закрытыми глазами. Из-за различия пород дерева ребенок может отличить таблички также зрительно. Воспитатель спрашивает ребенка, заметил ли он различие. "Были ли таблички одинаково тяжелыми?"; "Была ли одна тяжелее?" Он предлагает ребенку все таблички одинаковой тяжести складывать вместе. Затем побуждает ребенка взвесить и упорядочить две следующие таблички. Так продолжается до тех пор, пока все таблички не будут рассортированы. Теперь ребенок может провести упражнение с двумя полными сериями.

Контроль над ошибками: через повторное сравнение табличек при помощи взвешивания и визуально.
Дальнейшие упражнения:
* учитель показывает ребенку, как можно взвешивать по несколько табличек одновременно. Каждый раз ребенок сравнивает по равному количеству табличек из каждой серии. Различие веса сильнее и яснее ощутимо;
* ребенок упражняется с двумя сериями, которые имеют меньшее различие, например, с сериями 1-й и 2-ф; с сериями 2-й и 3-й; -освоить среднюю серию. Учитель берет из нее табличку и сравнивает с ней все другие таблички. Более легкие он кладет с одной стороны, более тяжелые - с другой, а равные по весу - посередине.

Устный урок. Тяжелый - легкий. Воспитатель берет одну из легких и одну из тяжелых табличек, взвешивает их на концах пальцев и говорит: "Из этих двух табличек эта легкая, а эта тяжелая". Он дает в руки ребенку таблички и предлагает их взвесить. Затем он говорит: "Какая табличка легкая?"; "Какая табличка тяжелая?" Можно повторить с двумя другими табличками второй серии. Учитель указывает на табличку и спрашивает: "Какая эта табличка? Какая та табличка?" Ребенок называет свойства тяжелый - легкий. Теперь ребенок сравнивает среднюю серию с какой-либо другой и узнает, сто понятия тяжелый - легкий лишь относительны.

Тяжелый - тяжелее - самый тяжелый. Воспитатель кладет на руки ребенку тяжелую и легкую таблички и просит сказать, какая табличка тяжелая. Затем он заменяет легкую табличку на несколько более тяжелую и спрашивает ребенка: "Что теперь тяжелее?" Важно, чтобы упражнение проводилось с различным количеством табличек одной и той же серии. Он кладет на руку много тяжелых табличек одновременно и спрашивает: "Что теперь самое тяжелое?" Он делает это каждый раз с различными стопками тяжелых табличек, пока ребенок не будет уверенно ориентироваться в понятиях тяжелый - тяжелее - самый тяжелый.

Легкий - легче - самый легкий. Учитель кладет ребенку на руки определенное количество - около 6 табличек тяжелой и легкой серии и предлагает через взвешивание определить, какие таблички легкие. Затем он убирает тяжелые таблички и кладет вместо них ребенку на руку около 3 легких табличек. Он спрашивает: "Что легче?" Затем кладет ребенку на руку одну-единственную легкую табличку и предлагает через взвешивание определить, что самое легкое. Повторяет подобные действия, пока ребенок не усвоит понятия легкий - легче - самый легкий.

Применение: - ребенок приносит некоторое множество предметов и ставит их на стол. Выбирает один из них и сравнивает его вес с весом других предметов. Упорядочивает их в соответствии с понятиями легче - тяжелее - одинаковой тяжести. Эти упражнения можно провести с весами:

* ребенок упорядочивает предметы, выстраивая их в ряд. Вес предметов в ряду убывает или возрастает;
* дети взвешивают и определяют, что легче, тяжелее или равного веса. При этом ребенок отчетливо понимает относительность понятий легкий - тяжелый. Ребенок взвешивает на весах отдельные таблички и сравнивает их вес. При этом он кладет их на разные чаши весов;
* ребенок взвешивает таблички с помощью гирь. Он сравнивает вес отдельных табличек. Если может, он записывает их вес; - ребенок кладет на весы одновременно несколько табличек;
* ребенок пытается уравновесить определенное количество табличек одной серии табличками другой серии.

https://kesha.com.ua/image/catalog/products/goods/Takt-42.jpgУпражнения "Сенсорное развитие – Тепловые таблички»

Деревянный (буковый) ящик с 6 парами табличек, изготовленных из материалов с различной теплопроводностью: металл, дерево, мрамор, войлок, стекло, пробка.

Материал предназначен для развития теплового восприятия. Ребенок составляет пары табличек одинаковые по тепловым ощущениям. Косвенно происходит подготовка к тепловым ощущениям в повседневной жизни. 

Возраст от 3-х лет.

Материал: Набор из четырех (возможно, пяти или шести) пар табличек, изготовленных из разного материала: дерево, войлок, камень, металл (возможно, еще стекло и пробка). Таблички лежат в ящике, каждая пара в своем отделении. Таблички имеют одинаковую форму и размер, но отличаются по теплопроводности. А поэтому они на ощупь будут давать разные тепловые ощущения. Цель ПРЯМАЯ. Развитие температурных ощущений. КОСВЕННАЯ. Знакомство с некоторыми физическими свойствами различных материалов. ЗАДАЧА. Подбор пар табличек, которые на ощупь кажутся одинаково теплыми. Презентация 1. Учитель показывает ребенку, как переносят ящик с тепловыми табличками. Ящик ставят на стол. 2. Учитель раскладывает таблички на столе в форме полукруга, а ящик закрывает и убирает на край стола. Таблички лежат вперемешку. Первой кладут деревянную табличку (наиболее приятное ощущение). • Здесь используется не совсем обычное расположение материала. Но таблички отличаются друг от друга не только по вызываемым тепловым ощущениям. Они разные по весу, по качеству поверхности и т.п. Поэтому важно при сравнении их друг с другом в данном упражнении максимально изолировать ощущения тепла. Чтобы ребенок поменьше брал их в руки. 3. Учитель показывает ребенку, как нужно трогать табличку, чтобы почувствовать, какая она теплая (или холодная): основанием ладони, там, где ладонь переходить в запястье. • Поэтому и трогаем мы таблички так, чтобы получить меньше тактильных ощущений и больше тепловых. 4. Ребенок тоже трогает первую табличку. 39 5. Учитель говорит: "Сейчас мы среди всех остальных найдем табличку, которая кажется точно такой же теплой, как эта". И он показывает ребенку, как сравнивают таблички. Сначала правой рукой: первую табличку, потом вторую. Потом левой рукой: первую табличку, потом вторую. Можно одновременно: левой рукой первую табличку, а правой - вторую. • При этом нельзя долго держать руки на табличках, потому что таблички при этом нагреваются и все кажутся одинаково теплыми. 6. Предлагает ребенку тоже сравнить эти две таблички и сделать вывод, одинаковые ли они. 7. Затем первую табличку так же сравнивают с третьей и т.д., пока не найдут табличку, которая кажется такой же теплой. Найденную пару табличек вынимают из общего ряда и кладут рядом друг с другом в центр. • Найденную пару деревянных табличек можно использовать для нормализации рук: после долгого ощупывания разных табличек руки начинают хуже чувствовать, они "замерзают" на металле и камне. Чтобы вернуть им нормальную чувствительность, их можно приложить к щекам, к деревянному столу или к найденным уже деревянным табличкам. 8. Продолжают работу, пока не будут найдены все пары. 9. После подбора всех пар учитель показывает ребенку, как работу проверяют. Для этого сначала еще раз трогают одновременно обе таблички из подобранной пары. Убедившись, что тепловое ощущение от этих табличек одинаковое, их рассматривают. На вид и на ощупь они тоже совсем одинаковые. 10.Таблички в ящик убирают парами. Дальнейшие упражнения 1. Ребенок может повторить работу самостоятельно. 2. Таблички можно трогать другими частями тела: ребром ладони, щекой, локтем… 3. Трогать окружающие предметы и сравнивать их по тепловым ощущениям. 4. Босыми ногами сравнивать тепловые ощущения от полов с разным покрытием. 40 5. Можно сравнить между собой таблички; обсудить материал, из которого они сделаны; подумать, где такой материал можно применить. Контроль ошибок Визуальный

Упражнения "Сенсорное развитие – Шероховатые таблички»

https://www.montessori4you.it/store/wp-content/uploads/2019/11/A080-logo-3.jpg

Деревянный ящик (бук) с пятью парами табличек из сосны с различной степенью шероховатости.

Ребенок находит пары табличек одинаковых на ощупь. Материал служит для развития осязания, тонкой моторики. Косвенно происходит развитие координации движений, навыка самостоятельной углубленной работы, тренировка пальцев рук, подготовка к письму. 

Возраст от 3-х лет.

Цель упражнения:
Развитие осязания путем различения структурных поверхностей и материалов.

Косвенная цель:
Развитие мелкой моторики, подготовка кисти руки к письму.

Материал:
1. Небольшая прямоугольная деревянная досочка. Одна ее половина гладкая, другая покрыта шероховатой бумагой.
2. Такая же по размеру и форме досочка, только шершавые и гладкие полоски чередуются друг с другом.

Презентация:
Педагог кладет на стол досочку. Полностью расслабив кисть одной руки, он проводит пальцами сверху вниз сначала по гладкой, потом по шероховатой поверхности. Повторяет эту презентацию 3-4 раза. Затем педагог предлагает ребенку самостоятельно повторить это упражнение.
Следующий этап: педагог берет вторую досочку и также расслабленно проводит теперь уже указательным и средним пальцами по разным полоскам. Начиная слева медленно переходит от одной полосочки к другой.

Что развивает:
Различение ощущения от гладкой и шероховатой поверхностей.

2. Усложнение. Доска для ощупывания (крупный – мелкий)

Возраст:
2,5-3 года

Цель упражнения:
Развитие осязания путем различения структурных поверхностей и материалов.

Косвенная цель:
Развитие мелкой моторики, подготовка кисти руки к письму.

Материал:
Коробка с небольшими прямоугольными деревянными досочками, которые попарно оклеены 5 видами шершавой бумаги. Совпадающие пары табличек с обратной стороны помечены точками одинакового цвета.

Презентация:
Педагог выбирает одну из досочек и выкладывает ее перед собой. Медленно и тщательно ощупывает ее, и таким же путем ищет среди оставшихся табличек похожую, располагая ее рядом с первой. Потом также наощупь сравнивает и выбирает пары из оставшихся табличек. Затем передает их ребенку, который повторяет это упражнение. Начинать занятие с материалом лучше с небольшого количества пар табличек.
Следующий этап: педагог оставляет только один набор досочек и смешивает их. Задача – найти табличку с самой крупнозернистой поверхностью. Когда она будет найдена, ее откладывают в сторону, и из оставшихся опять выбирают досочку с самой крупнозернистой поверхностью. И так выкладывают ряд из досочек по степени шероховатости от большего к меньшему.

Контроль над ошибками: через визуальный контроль (сравнение цветных точек на обороте).

Упражнение "Составление целого из частей – Строение животного»

5.03.6 Строение черепахи с контуром

Материал выполнен из фанеры 20х20 см. в виде пазлов. В комплект так же входит его контур, выполненный из картона. 

Материал предназначен для изучения строения животного. Яркий наглядный материал побуждает ребенка к многократному составлению целого из частей, а также ребенок выкладывает на контур части животного, сопоставляет их, проговаривая названия. Упражнение способствует развитию речи, формированию целостного восприятия формы, способствует увеличению словарного запаса. 

Возраст от 3-х лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...

Учебно-методическая разработка "Физ. минутки для разминок детей старшей группы детского сада"

Физминутки, для снятия психофизилогического напряжения во время учебной деятельности....

Методическая разработка "Дидактические игры с крупой в подготовительной группе детского сада".

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму ,ознакомление с элементарными геометрическими формами,...

Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»

При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке  раскрывается специфика прое...

Собственная методическая разработка на тему: "Особенности проведения мастер – классов в детском саду".

Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить эффективное проведение мастер – классов в детском саду....

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Методическая разработка на тему:  «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...