Великие полководцы России.
методическая разработка (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познания и коммуникации" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие в рамках программы патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по патриотическому воспитанию | 34.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в области «Познания и коммуникаций».
«Великие полководцы России».
Составитель: Потапова И. Ю., воспитатель ОВПН 3-11 лет,
ГБУ СОН «ЦСПС и Д» Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.
Предварительная работа к образовательной деятельности:
1. Рассматривание изображений, иллюстраций, портретов.
2. Чтение:
- Алексеев С., Рассказы о Суворове, М., «Детская литература», 1986 г.
- Лермонтов М.Ю., «Бородино».
- Алексеев С.П., Рассказы о маршале Жукове», «Дрофа Плюс», 2007 г.
3. Словесные игры: «Подбери синонимы».
Защитник Отечества – воин, солдат, богатырь, боец.
Отечество – Родина, Отчизна.
Храбрый солдат - мужественный, смелый, отважный, благородный, доблестный, бесстрашный.
4. Заучивание крылатых фраз и выражений:
- Александр Невский «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
- А.В.Суворов:
«Горжусь, что я русский»;
«Мы русские, и потому победим»;
«Скорость нужна, а поспешность вредна»;
«Тяжело в учении – легко в бою»;
«Ученье – свет, а не ученье – тьма»;
«Солдату надо быть здоровым, храбрым, твердым, решительным, правдивым, благочестивым».
5. Рассматривание изображений воинов, воинов-богатырей, военной техники, военной формы, оружия различных исторических эпох.
6. Лепка – военная техника.
7. Заучивание стихов.
.8. Изготовление открыток.
9. Просмотр художественных фильмов «Александр Невский», «Суворов».
Основная цель:
Дать первоначальные знания о великих полководцах России – Александр Невский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков;
закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества, воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам. Формировать представления о лучших мужских качествах. Воспитывать желание быть защитниками Отечества, служить в Армии. Начало формирования понятия исторического времени и исторической роли личности.
Задачи:
Познавательные и развивающие:
Формировать и развивать знания об историческом и героическом прошлом страны;
Развивать память и пространственно-временные представления;
Формировать знания о родах войск (пехота, конница, артиллерия), вооружении, действиях.
- Воспитательные и речевые
- Обогащать словарь детей: мужество, справедливость, воля, смелость, сила духа, доброта, артиллеристы, булава, палица, кольчуга, шлем, латы, пехота, конница, гусары.
- Воспитывать любовь к родной стране, Родине. Поддерживать интерес детей к истории своей страны.
- Воспитывать гордость за подвиги своих соотечественников.
- Воспитывать благородные чувства: честь, достоинство, уважение, правдивость, справедливость.
Наглядный и дидактический материал, оборудование, используемые в организованной деятельности.
- Подборка слайдов по теме, видео, и аудио сопровождение.
- Фотографии, письма, подлинные вещи времен ВОВ из семейного архива воспитателя.
- Изображения солдат русской армии различных эпох для создания коллажа.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, рассказывание.
Наглядные: рассматривание видеоматериалов, иллюстраций, портретов полководцев.
Практика: изготовление коллажа «Защитники Отечества различных эпох».
Ход занятия:
(Дети под музыку «Служить России» заходят в помещение и встают у стульев, садятся).
Воспитатель: -Скоро мы будем праздновать День Защитника Отечества. Ребята, а что такое Отечество?
Ответ детей: -Отечество – это дом, город, в котором мы живём, наша страна – Россия.
Воспитатель: - Как еще можно назвать Отечество?
Ответ детей: - Можно назвать Родиной, Отчизной.
Воспитатель: -- Россия, Русь – это наша Родина.. Русь! Короткое слово, которое пришло к нам из седой древности и осталось с нами. Но Отчизну надо уметь защищать.
-В конце седого февраля
Встречаем праздничную дату.
Гордится русская земля
Своим защитником - солдатом.
И сегодня мы познакомимся с Великими защитниками России, с Великими полководцами.
(Демонстрация слайда 1. Изображение русского воина – богатыря).
- Ребята, посмотрите внимательно на изображение, как вы думаете, кто здесь изображен?
Ответ детей: -Здесь изображен древнерусский воин-богатырь.
Воспитатель: - А почему вы решили, что это воин?
Ответ детей: - Воины для своей защиты надевали металлические рубахи – кольчуги, шлемы, использовали щиты. Бились они мечами, копьями, булавами, кинжалами, топорами, пускали стрелы из лука.
Воспитатель: - Правильно, молодцы.
- Действительно, так выглядели русские воины в эпоху Александра Невского.
(слайд 2 «Александр Невский на коне»).
- Именно его и изобразил художник.
- Ребята, а каким был Александр Невский?
Ответ детей: - Он был сильным, смелым, решительным, справедливым, умным.
Воспитатель: -Александр Ярославович родился в княжеской семье 30 мая 1220 г. Князь - это почетный титул, который передается по наследству от отца к сыну. Когда Александру исполнилось 4 года, он был совсем маленьким мальчиком, его посвятили в воины: опоясали мечом, посадили на коня, а в руки дали лук и стрелы. С этого дня маленького Александра стали обучать военному искусству, владеть мечом, биться секирой и палицей. Отец наказывал Александру защищать русские земли. И вот более 750 лет назад собрал Александр войско, чтобы отразить шведских завоевателей. Здесь на наших землях, где река Ижора впадает в Неву, князь Александр одержал победу над шведским войском, не дал шведам завоевать русские земли. За эту победу Александра прозвали Невским.
- Ребята, вспомните крылатое выражение, которое принадлежит Александру Невскому.
Ответ детей: -«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
(слайд 3: изображение иконы Святого Александра Невского)
Воспитатель: - Александр Невский еще много побед одержал ради своей Отчизны. За подвиги князь был причислен к лику святых. Икона святого есть в каждом православном храме.
(слайд 4: изображение ордена Александра Невского).
- В годы Великой Отечественной Войны был учрежден орден Александра Невского. Этим орденом награждали за победы в боях командиров Красной армии.
(слайд 5: портрет А.В. Суворова).
Воспитатель: -Наследником великих побед Александра Невского над иноземными врагами был великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Через более 500 лет Суворов приумножил славу русского воинства: он провел 60 победоносных битв, и был произведен в звание генералиссимуса – высший военный чин.
(слайд 6: А.В. Суворов у военных карт).
-Ребята, как вы думаете, а каким человеком был Суворов.
Ответ детей: -Он был умным, целеустремленным, он очень хотел служить России, любил свою Родину.
Воспитатель: -Вспомните, как себя воспитывал, готовил к военной службе Суворов.
Ответ детей: - Он закалялся, тренировался, делал зарядку.
Воспитатель: - Какую науку создал А.В. Суворов?
Ответ детей: -Он создал науку побеждать.
Воспитатель: - Ребята, вспомните знаменитые изречения А.В. Суворова.
Ответ детей: -«Скорость нужна, а поспешность вредна»;
«Тяжело в учении – легко в бою»;
«Ученье – свет, а не ученье – тьма»;
«Солдату надо быть здоровым, храбрым, твердым, решительным, правдивым, благочестивым».
(слайд 7. «Суворов среди солдат»).
Воспитатель: - Суворов с огромным уважением относился к простым солдатам. Вспомните, как называл Суворов солдат?
Ответ детей: - Он называл их «чудо – богатыри».
(проводится динамическая пауза – речь с движением).
- Ах, суворовцы! – маршируют на месте
Чудо-богатыри!
Саблями сражаются, - махи руками
В горы поднимаются, - высоко поднимают, согнутые в коленях ноги
Из пушек стреляют, - с усилием выбрасывают руки вперед (имитация бокса)
Врага побеждают. - приседание
Враг разбит. – бег на месте
Враг бежит. - бег на месте
Воспитатель: -А как солдаты называли А.В. Суворова?
Ответ детей: - Они называли Суворова «отец наш».
Воспитатель: - В дальних походах полководец делил с солдатами кров и еду. Весь мир был удивлен его храбростью и искусством воевать.
(слайд 8: Вид памятника А.В. Суворову в Санкт-Петербурге).
- За великие заслуги перед Россией А.В. Суворову был воздвигнут памятник. Этот памятник стоит в нашем городе. Посмотрите, скульптор изобразил полководца в виде бога войны Марса.
-«Среди балтийских солнечных просторов
Над широко распахнутой Невой,
Как бог войны, встал бронзовый Суворов
Виденьем русской славы боевой» - эти стихи написал в годы Великой Отечественной Войны поэт Всеволод Рождественский.
(слайд 9: Изображение ордена Суворова).
- В годы Великой Отечественной Войны был учрежден орден Суворова, которым награждали армейские соединения за победы в сражениях.
(слайд 10: Портрет М.И. Кутузова).
- После А.В. Суворова, во главе русской армии встал М.И. Кутузов. Посмотрите внимательно на портрет. Кутузов участвовал во многих сражениях, был ранен, потерял глаз.
(слайд 11: Кутузов среди солдат и офицеров).
- Благодаря умелому руководству Кутузова, русская армия победила французов во главе с Наполеоном. Ребята, посмотрите внимательно на военную форму и вооружение того времени. Чем были вооружены солдаты?
Ответ детей: - Солдаты были вооружены саблями, ружьями, мушкетами.
(слайд 12: Памятник М.И. Кутузову у Казанского Собора).
Воспитатель: - В нашем городе стоит памятник великому полководцу. Он похоронен в Казанском Соборе.
(слайд 13: Изображение ордена Кутузова).
-Также в годы Великой Отечественной Войны был учрежден орден имени М.И. Кутузова.
-Ребята, предлагаю вам из предложенных иллюстраций, выбрать изображения воинов различных эпох: А. Невского, Суворова, Кутузова.
(Дети выполняют задание на магнитной доске). Коллаж «Защитники Отечества разных эпох».
Воспитатель: - Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
-Через более 100 лет после войны с Францией для нашей страны наступило новое испытание. Тогда на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война, которая продолжалась 4 года. И в этой войне наша страна победила, освободила многие страны от фашизма. Во многом эта победа состоялась благодаря умелому руководству великих полководцев того времени. Одним из которых был Г.К. Жуков.
(слайд14: Портрет Г.К. Жукова).
«Великий полководец русский,
Сильнейший духом человек.
Таким он в памяти народной
Навек останется, навек».
-Ребята, посмотрите внимательно на портрет Г.К. Жукова, как вы думаете, каким он был человеком.
Ответ детей: - Он был смелым, решительным, ответственным, был профессионалом.
Воспитатель: Жуков был талантливым военным командиром: он был автором многих победоносных сражений в Великой Отечественной Войне. Он командовал Ленинградским фронтом, и благодаря его умелому руководству, враг не смог захватить наш город. За заслуги перед Отечеством Г.К. Жуков был награжден многими орденами и званиями, среди которых и звезда героя, орден Суворова. Г.К. Жуков – легендарный полководец, прошедший путь от простого солдата до маршала.
(слайд 15: Г.К. Жуков принимает парад).
Именно ему было поручено принимать парад Победы.
-Ребята, глядя на этот портрет, какие чувства у вас возникают?
Ответ детей: - Гордость за подвиги наших соотечественников, уважение к военным, желание быть защитником своей Родины.
(слайд 16: Памятник Г.К. Жукова в Санкт-Петербурге).
Воспитатель: -В Санкт-Петербурге, в парке Победы, на аллее героев стоит памятник Г.К. Жукову.
-Теперь я предлагаю посмотреть на экспонаты нашего минимузея. Здесь представлены подлинные вещи времен Великой Отечественной Войны: солдатская гимнастерка, ордена и медали, также представлена книга воспоминаний Г.К. Жукова.
(Детям предлагается подойти к стенду и рассмотреть предметы. Дети живо обсуждают увиденное. Затем предлагается сесть на места).
Воспитатель: -Ребята, сегодня вы узнали некоторые страницы военной истории Отечества, познакомились с великими полководцами прошлого России.
- А теперь, ребята, давайте посмотрим на современную армию России.
(17: Демонстрируется видеоряд о современной Российской Армии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Вопрос на засыпку" Великие люди России
Аналог телевизионной игры. Материал предназначен для детей подготовительной группы. Цель: Формировать у детей образа героя, защитника своего государства, привитие любви к Отечеству....
"Полководцы России"
Описание знаменитых полководцев России...
Презентация "Великие полководцы России!"
Презентацию можно использовать в НОД, в проектах, беседах с дошкольниками о людях, прославивших наше Отечество с давних времён до настоящих дней. Детям полезно будет узнать о том, что наша Родин...
Проект " Моя Россия". блок 8. " Великие люди России".
Блок 8. « Великие люди России».Цель: Расширить кругозор детей о своей родине и способствовать формированию познавательного интереса к истории своей страны. Познакомить с великими людьми России.Задачи:...
Великие полководцы России
В данной презентации представлены фотографии с кратким описанием о каждом полководце....
Конспект НОД по окружающему миру "Знакомство детей с великим полководцем А.В. Суворовым " в подготовительной группе
Знакомство детей с А.В.Суворовым...
Презентация "Памятники великим полководцам в Санкт-Петербурге"
Презентация знакомит детей старшего дошкольного возраста с великими полководцами и памяниками, установленными в Санкт-Петербурге....