Патриотическое воспитание дошкольников
консультация (старшая группа)

Андреева Вероника Анатольевна

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  города Новосибирска
                          «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»

                                        Консультация для воспитателей.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с                 художественной литературой.

                                                                                                 Подготовила: Андреева В.А

                                                 Новосибирск 2022г.

   

                          “Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени  

                             и бережно несущие свой драгоценный груз
                             от поколения к поколению”. 
                                                                                               (Ф.Бекон)                                                                                                                                    

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Все это играет большую роль в становлении личности будущего патриота.

   Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая художественную литературу.
    Подбирая художественные произведения для чтения детям,  прежде всего надо ориентироваться  на возраст детей, доступность и простоту восприятия.
   Художественная литература – это источник познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. У детей развивается память, внимание, речь. Дети учатся мыслить, рассуждать, делают выводы. Они должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого мы знакомим детей с малой родиной – местом, где они живут. Затем мы подводим к пониманию того, что город — часть большой страны, а дети — жители России, ее граждане. Обязательно надо дать детям понятие, кто такой гражданин. Гражданин — житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну).

    В старшем дошкольном возрасте дети всё  больше знакомятся с книгой,  как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома воспитанникам с самого раннего детства. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей в воспитании у детей любви к своему отечеству.
   Интерес у дошкольников вызывают книги, содержащие пословицы, поговорки, сказки и т.д. Устное народное творчество -богатейший материал для патриотического воспитания. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности, а это значит основы  патриотизма.
  Древним жанром устного народного творчества, с которым воспитанников знакомим в старшем дошкольном возрасте, являются былины. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. Так зарождается любовь и уважение к семье и Родине.
Для детей было неожиданностью, что Илья Муромец до свершения подвигов лежал на печи. Мальчишки с большим удовольствием перевоплощаются в богатырей, сражаются с «врагами».

В формировании патриотических чувств особую роль играют русские классики.

В сказках А.С. Пушкина – веками накопленная мудрость, нравственная чистота, жизнь русского народа. Образ жадной, неблагодарной старухи в “Сказке о рыбке” помогает ребёнку разобраться в поступках людей, убедиться в правильности их понимания. Актуальное значение в настоящее время имеют пословицы. Они сохранились до наших дней: “Не садись ни в свои сани”, “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”. Сколько в них мудрости, поучительности!

 А замечательные стихи Пушкина, в которых поэт рисует картины русской природы в разные времена года, воспитывают в детях любовь к родному краю, к своей Родине.

Никто не может представить своего детства без книг К.И. Чуковского. С ранних лет стихи Чуковского приносят детям радость, а его герои остаются в памяти на всю жизнь. Книги детского писателя пронизаны гуманизмом, верой в победу, добро и справедливость, в торжество правды.

Очень осторожно высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство. Его герои – добрый доктор Айболит, Ваня Васильчиков, крокодил, удалой комар вызывают сочувствие у детей, помогают воспитывать в них положительные качества.

Огромную воспитательную ценность имеют книги С.Я. Маршака, оказывая большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Детям очень нравятся книги Маршака.( “Детки в клетке”, “Вот какой Рассеянный”, “Багаж”,  “12 месяцев”)

Никак не обойтись без книг Л.Н. Толстого в дошкольном детстве. По басням и сказкам Толстого дети знакомятся с бытом русского народа, с жизнью народа, с лучшими чертами характера русского человека. Л.Н. Толстой знакомит детей и с героями прошлого, былинными богатырями, которые любили свою Отчизну, защищали её от врагов.

   Помимо народных героев, восхищение, удивление и уважение вызывают у воспитанников рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм в повседневной жизни вдохновляют дошкольников, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.  Детям нравятся произведения таких авторов как Е.Пермяк, Н.Носов, Л.Кассиль, Г.Снегирев, А.Гайдар, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, С.В.Михалков .
  Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне – одна из важнейших составляющих патриотического воспитания. Стихи о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воздействия на сознание ребёнка. Дети знакомятся с подвигами тех, кто подарил нам мир через художественные произведения. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются, впервые осознают жестокость войны.
 Творчество С. В. Михалкова полно оптимизма, любви и жизни к людям, поэтому его стихи патриотичны. Дети знакомятся с героями – защитниками Родины, узнают о победе советских людей над фашизмом, о новых путях-дорогах, проложенных советским народом в послевоенное время, о великих стройках, преображающих лицо страны (“Почётный гражданин”, “Победа”, “Пути-дороги”). Старшие дошкольники с чувством гордости инсценируют отрывки из книги С.В. Михалкова “ Победа”.
   Важно детей знакомить с произведениями о дружбе, о ровесниках, о жизни в детском саду и школе. О семье и родных людях. Очень интересны в этом плане цикл произведений Л.Воронковой «Про Таню и Аленку».  И на таких жизненных примерах дети получают знания. 

Рассказы, басни, сказки пробуждают в детях чувства любви и уважения, милосердия и сострадания к людям, учат быть честными, правдивыми. Изучение литературно-культурного наследия русских классиков порождает в детях чувство гордости за свой народ, за своё Отечество, воспитывает любовь к Родине, делает детей умнее и добрее, сознательнее и отважнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...