Проект "Мой дом - моя крепость"
проект (младшая группа)

Федорова Елена Николаевна

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание рабочей программы дошкольного образования «Детство» включен цикл занятий «Я. Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся традиций, прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную, традиции семьи. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, традиций семьи, установления контакта с её членами, согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Мой дом – моя крепость», которая поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому, познакомиться с разнообразием семейных традиций.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_dom_-_moya_krepost.docx186.32 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты

(МБДОУ «Детский сад № 34» г. Воркуты)

«Челядьöс 34 №-а видзанiн «Соловушка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.

                 --------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тел. (82151) 2-41-48, e-mail: mbdou34@rambler.ru

Детско-родительский проект

Тема проекта: «Мой дом – моя крепость»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Группа: I младшая группа

Срок реализации: с 01.02.2022 по 25.02.2022

                                   

                                                                                                     

                                                                               

                                                                                             Воспитатели: Ашурбекова Р.М.

                                                                                                                                                    Федорова Е. Н.

г. Воркута

2022 г.

Паспорт

детско-родительского проекта

Структура

Содержание

Тема

«Мой дом – моя крепость»

Адресация проекта

Воспитатели I младшей группы, дети I младшей группы, родители воспитанников группы (законные представители)

Руководитель проекта

Ашурбекова Раида Мажлумовна

Федорова Елена Николаевна

Участники проекта

Воспитатели I младшей группы, дети I младшей группы, родители воспитанников группы (законные представители)

Возраст воспитанников

2-3 года

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта: игровой, практико-ориентированный, информационный

по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой

по продолжительности: краткосрочный (с 01.02.2022 по 25.02.2022)

по профилю знаний: монопроект

по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Цель педагогов: формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи,

семейным ценностям. 

Цель, поставленная перед детьми: воспитывать уважение к семейным традициям; обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие грамматического строя речи; развитие творческих способностей.

Цель, поставленная перед родителями (законными представителями): помочь в обеспечении информацией, фотоматериалами; повышение интереса родителей к совместной деятельности с детьми.

Задачи проекта

1. Повышение престижа семьи;

2. Развитие интереса к семейным традициям;

3. Формирование элементарных знаний о правах человека;

4. Обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи, творческих способностей;

5. Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

Ресурсы проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

1. Иллюстрации на тему «Моя семья», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье»

2. Беседы «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители», «Как мы отдыхаем».

3. Картотека игр-ситуаций на тему «Моя семья».

4. Дидактические игры «Моя квартира», «Кому, что нужно для работы», «Сложи картинку», «Кто старше? Кто младше?».

5. Словесные игры «Назови ласково», «Кем быть», «Закончи предложение».

6. Подвижные игры «Колпачок», «Каравай», «Птички в гнездышках», «Найди свое место».

7. Пальчиковые игры «Семья», «Помощники».

8. Трудовая деятельность «Помоги другу», «Мои помощники».

9. Детская литература для чтения детям «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди».

10. Просмотр мультфильмов «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Цветик-семицветик» В. Катаев.

11. Рисование «Моя семья», лепка «Бусы для мамы», конструирование «Мамины косички», изготовление подарков для пап к 23 февраля, изготовление подарков для мам к 8 марта.

12. Консультации для родителей «Что такое «Семейные традиции», «Какие бывают семейные традиции».        

Требования к уровню подготовленности педагогов:

Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог или специально подготовленный педагог, обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагогов: 

систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов:

1. Перспективный план

2. Картотека игр-ситуаций на тему «Моя семья»

3. Дидактические разработки, учебное пособие

2. Папки-передвижки для родителей по теме.

3. Книга «Семейные традиции нашей группы».

Результат деятельности детей и родителей (законных представителей):

1. Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.

2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

3. Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей.

4. Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.

5. Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, проекты.

  Продукты деятельности детей и родителей (законных

  представителей):

  1. Рисунки «Моя семья»

2. Фотоколлажи для создания книги «Семейные традиции нашей группы».

Аннотация

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание рабочей программы дошкольного образования «Детство» включен цикл занятий «Я. Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся традиций, прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную, традиции семьи. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, традиций семьи, установления контакта с её членами, согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Мой дом – моя крепость», которая поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому, познакомиться с разнообразием семейных традиций.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Этапы работы над проектом

I этап – погружение в проект

1. Выбор направления работы - определение темы, цели;

2. Определение системы задач;

3. Создание методической базы.

 II этап - организация деятельности

1. Создание перспективного плана;

2. Накопление ресурсов;

3. Координация действий участников проекта.

III этап – осуществление деятельности

1. Проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом;

2. Работа с родителями детей (анкетирование, консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком);

3. Итог, анализ работы.

IV этап – оформление

педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия;

дети и родители (законные представители): выставка детско-родительских рисунков «Моя семья», книга «Семейные традиции в нашей группе»)

V этап – презентация

1. Окончательное оформление проекта;

2. Презентация на уровне МБДОУ.

Пояснительная записка

Семья – это источник первичного воспитания и образования ребёнка.

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

            Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

Цель проекта – формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи, семейным ценностям.

Задачи проекта:

1. Повышение престижа семьи;

2. Развитие интереса к семейным традициям;

3. Формирование элементарных знаний о правах человека;

4. Обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи, творческих способностей;

5. Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

Мотивация – наблюдения и беседы с детьми показали нам, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья – моя крепость», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Проведя индивидуальную работу с родителями (беседы про семью, семейные традиции и реликвии) мы пришли к выводу, что не все родители понимают, что такое семейные традиции. Родители мало рассказывают своим детям о бабушках и дедушках, кем они работали, чем занимались. Мало читают русские народные сказки.

На втором этапе мы разработали перспективный план по данной теме на основе программы «Детство» с учетом возрастных особенностей и уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную, литературную деятельность, физическую и трудовую деятельность.

Разработали комплекс игр-ситуаций «Моя семья», беседы «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители», «Как мы отдыхаем».

Изготовили необходимые методические пособия: дидактические игры «Моя квартира», «Кому, что нужно для работы», «Сложи картинку», «Кто старше? Кто младше?».

Для реализации проекта было необходимо создать развивающую среду.  В ходе проекта пополнили центр «Книги» и «Театра» новой художественной детской литературой. Нами был подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. Организовали детско-родительскую выставку рисунков «Моя семья», выставку коллажей «Семейные традиции нашей семьи».

Совместно с детьми выработали план действий:

1. Постановка проблемы.

2. Определение предстоящей деятельности.

        

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где и как найдем ответы на вопросы?

Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру.

Где работают родители?

Кем работали бабушка и дедушка?

Кто самый главный в семье?

Что такое традиции?

Зачем празднуют день рождения?

Спросить у мамы, папы.

Спросить у воспитателя

Спросить у друзей

Прочитать в книгах

Посмотреть в компьютере с мамой

При реализации следующего, III этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме. Реализовалась следующая непосредственно образовательной деятельность по познанию «Моя семья» с просмотром мультфильмов «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Цветик-семицветик» В. Катаев, коммуникация рассматривание и беседа по картине «Моя семья», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», театральная деятельность показ сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь». Успешность развития дошкольников при знакомстве с понятием «Семья. Семейные традиции» становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту: по художественной деятельности, на занятии по физической культуре.

2) в совместной и самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали книги, иллюстрации по данной теме, играли в дидактические игры «Моя квартира», «Кому, что нужно для работы», «Сложи картинку», «Кто старше? Кто младше?», словесные игры «Назови ласково», «Кем быть», «Закончи предложение», пальчиковые игры «Семья», «Помощники», подвижные игры «Колпачок», «Каравай», «Птички в гнездышках», «Найди свое место».

3) для работы с родителями воспитанников подобрали информацию в родительский уголок консультации для родителей «Что такое «Семейные традиции», «Какие бывают семейные традиции». Провели анкетирование «Традиции моей семьи».        

4) Совместно с родителями каждый из воспитанников создал страничку книги – фотоколлаж «Семейные традиции нашей группы», нарисовали рисунки «Моя семья».

На следующем IV этапе оформили продукты проектной деятельности:

- педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия;

- дети и родители (законные представители): выставка детско-родительских рисунков «Моя семья», книга «Семейные традиции в нашей группе»).

На заключительном V этапе выступили с презентацией проекта для коллег.

Вывод - внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Осуществление проекта обеспечило самореализацию родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Активизировал и обогатил педагогические знания и умения родителей. Повысил психолого-педагогическую культуру родителей.

        

Приложение 1.

Анкета для родителей «Семейные традиции».

Уважаемые родители!

В каждой семье есть определённые традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребёнка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.

1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

- да, обязательно;

- возможно, если они сами сложились;

- нет, это пережиток прошлого.

2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?

- дни рождения членов семьи;

- дни поминовения усопших;

- коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;

- религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.);

- государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.);

- день создания семьи;

- профессиональные праздники;

- оформление фотоальбомов;

- воскресные семейные обеды;

- проведение семейных советов;

- другое………………………………………………………………………………….

3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

- спорт;

- рыбалка;

- домашние животные;

- шитьё,

- рукоделие;

- чтение;

- компьютерные игры;

- музыка;

- коллекционирование;

- другое…………………………………………………………………………………

4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребёнка?

- спорт;

- рыбалка;

- домашние животные;

- шитьё,

- рукоделие;

- чтение;

- компьютерные игры;

- музыка;

- коллекционирование;

- другое……………………………………………………………………………………

5. Какой труд объединяет вашу семью?

- работа на даче;

- уход за домашними животными;

- индивидуальная трудовая деятельность;

- общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;

- другое…………………………………………………………………………………….

6. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием ребёнка?

- мама;

- папа;

- бабушка;

- дедушка;

- прабабушка;

- няня (гувернантка);

- другие………………………………………………………………………………………

7. Организуете ли вы специально деятельность ребёнка?

- совместное чтение;

- прогулки на природе;

- обучение рукоделию;

- развивающие игры;

- занятия спортом;

- наш ребёнок самостоятельный, сам находит себе дело;

- специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;

- другое……………

Приложение 2.


Традиции семейного воспитания

(консультация для родителей)

Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи — все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет им сердце вдали от родного дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи — воскресные чаепития у одной или другой мамы, празднование дней рождения членов семьи, с подготовкой представлений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности.

Традиции — лучший воспитатель ребенка. Поскольку они дают самое главное ребенку — уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях, соберется, и будут все вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.

Создание семейных традиций — это работа. Их не надо много. Несколько самых интересных традиций можно смело ввести в повседневность вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем. Преемственность поколений — это такая гарантия, что в минуты, когда родители будут нуждаться в помощи своих детей, они ее получат. «Возврат» родительских вложений обеспечивается не только созданием и поддержанием семейных традиций. Если в семье царит дух взаимоуважения, если взрослые почитают своих родителей и формируют у ребенка уважение к дедушкам и бабушкам, то более надежное «вложение» чувств трудно себе представить. Ну, а если ребенок растет в атмосфере неуважения к старшему поколению, то пусть родители себя не утешают тем, что уж к ним-то их кровиночка будет относиться иначе. Они, дескать, заслужили хорошее отношение. Здесь работает «закон обратной отдачи». Что вложил, то и получил!

Традиции семейного воспитания в каждый семье свои. В нынешнее время возрос интерес к традициям семейного воспитания, а также к национальным традициям. Это напрямую связано не просто с ростом национального самосознания, но и также с тем, что человек является отражением той культуры, в которой он был воспитан. Мировоззрение, привычки, поведение, способы взаимодействия с окружением и многое другое является результатом прямого влияния традиций, обычаев, норм и ценностей того маленького социума, которое окружало человека с момента появления на свет.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции семейного воспитания, приспосабливаясь к условиям нынешней жизни, постоянно меняются. Без изменений остаётся лишь их назначение в обществе: они призваны укреплять родственные связи и отношения, они являются механизмом передачи важных личностных и социальных качеств человека таких как: сострадание, любовь, доброта, взаимопонимание, готовность помочь близкому человеку.

Основа традиций семейного воспитания - ценность семьи, которая и определяет смысл и суть поведения человека. В случае если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружению, то он не просто проявляет сострадание, уважение в общении с членами своей семьи, но и чувствует проблемы людей, животных, переживает даже за судьбу литературных героев.

В традициях семейного воспитания отражаются культурные, этнические, религиозные особенности семьи, определенная профессиональная принадлежность. Базис традиции составляет определенная идея, ценность, опыт данной семьи. Как многофункциональны нормы, а также ценности конкретной семьи, так и разнообразны воспитательные традиции. В случае если в семье, к примеру, традиции празднования дня рождения реализуется в детском празднике с поздравлениями, подарками, весёлыми играми, то и радостные воспоминания сохранится на долгие годы не просто для виновника торжества, но и для всех участвующих. Данная традиция семейного воспитания - базис настоящих и будущих радостей, она призывает к добру, активно стимулирует элементы творчества. А вот в случае, если день рождения – повод для очередного взрослого застолья, выяснениями отношений, за которыми о ребёнке забывают полностью, то данная модель поведения становится причиной сегодняшних и будущих потрясений ребёнка.

Обогащение семейных традиций способствует организации жизнедеятельности семьи как отдельного социального института, тем самым обеспечивая рост взаимопонимания, в особенности между родителями и детьми, помогает совершенствовать сам процесс воспитания в семье.

В семьях нынешнего времени возрос интерес к собственному происхождению, что и выражается в традициях семейного воспитания, которые связаны с экскурсом в родословную семьи. Существенно разнообразнее становится традиция проведения досуга: поездки за город, путешествия, посещение музеев, спортивные развлечения и т. д.

Семейные традиции многофункциональны, насыщены, по этой причине на их фоне социальное развитие ребёнка идёт существенно успешнее.

Начинать приобщение к культуре следует именно с представлений об окружении. Народ является неиссякаемым источником духовных ценностей. Существует огромное множество загадок, сказок, скороговорок в народном творчестве, и все они преследуют конкретные воспитательные цели. Погружение в традиционную фольклорную среду также является одним из факторов воспитания. Фольклор не просто лишь знакомит с окружающим миром, но и внушает ценные нравственные правила, а также нормы поведения, и делается это в насыщенной эмоциональной форме, которая понятна и доступна. Одним из ценных средств передачи традиций семейного воспитания являются песни, они впитали в себя высшие ценности нации, ориентированные лишь на добро и счастье человека. Трепетно передаваемые по роду традиции исполняют роль исторической памяти, налаживая и укрепляя связь поколений. Масленица, Рождество, Пасха- наиболее любимые народные и семейные торжества. Фактически во всех торжествах важна совместная деятельность детей со взрослыми, выражается это и в общем веселье, и в том, что каждый вносит что-то свое в организацию торжества.

Приложение 3.

Как создать семейные традиции для счастливой жизни

(материал для папки-передвижки)

Семейные традиции и обычаи приносят огромную пользу: они укрепляют ваши семейные узы, делают жизнь в кругу родных насыщенной и интересной, украшают детство и создают прекрасные воспоминания на долгие годы.

Предлагаем вам несколько примеров семейных традиций, которые вы можете использовать в своей семье или на их основе создать собственные. 

Традиции на каждый день 

Какие бывают семейные традиции? Это небольшие действия, которые создают ощущение единства в семье, чувство, что родные рядом и всегда поддержат друг друга. Сейчас очень сложно приобщить детей и подростков проводить время в домашнем кругу, когда есть интернет, компьютер, смартфон. Повседневные действия этой категории призваны собирать членов семьи вместе на короткий момент, обновляя родственные связи ежедневно. 

«Секретное рукопожатие»

Так издавна узнавали друг друга члены общин, организаций или кланов. Семейное рукопожатие гораздо важнее, чем просто знак того, что вы, например, «из семьи Петровых». Это ощутимое доказательство поддержки и тепла близких людей. Сложить по-особому пальцы, тряхнуть руками три раза, прихлопнуть ладонями…

Такое секретное рукопожатие придаст уверенность во время ответственного шага, когда близость родителей особенно важна — на свадебной церемонии, получения диплома и даже в трудные минуты жизни. 

«Кушаем вместе»

В семейной традиции русского народа принято кушать вместе: это и обычай большого обеденного стола, и особая посуда для взрослых и детей, и семейная супница, из которой мама насыпает порцию любимого блюда. Необязательно каждый раз садиться есть всем одновременно, но один из приёмов пищи должен быть совместным.

Решите, как будет удобней в вашем лучше — это будет завтрак, обед или ужин, перекус на кухне или полноценное застолье в гостиной. Введите правила: никаких мобильных, телевизора, возможно, вы захотите наложить табу на некоторые темы за столом.

Хорошие привычки легко закрепить, если их будут выполнять все без исключения: 

  1. мыть руки перед едой;
  2. опрятно одеваться к столу;
  3. ухаживать за столом за бабушкой и дедушкой;
  4. соблюдать этикет;
  5. помогать маме убирать посуду. 

Взрослые, разумеется, подают пример детям, старшие — младшим. За едой обычно рассказывают хорошие новости, обсуждают планы на будущее и делятся впечатлениями о произошедшем за день.

Похвала и благодарность тому, кто приготовил вкусную еду, тоже может стать обязательным пунктом обеда. В некоторых семьях принято молиться перед едой — короткую молитву произносит вслух глава, чаще всего отец, но может быть старший сын, мать. 

«Семейные объятия»

Психологи советуют родителям почаще обнимать своих детей, чтобы те росли спокойные и уверенные в собственных силах. По мере взросления, особенно в подростковом возрасте, дети начинают тяготиться «телячьими нежностями» заботливой матери или сестры, но если превратить объятия в традицию, то это станет ещё одним источником внутренней силы и поддержки.

Вместо обычной ласки можно обняться и сказать что-нибудь вроде «Раз! Два! Три! Мы вместе!». Сначала это звучит натянуто, но если с детства приучить детей к таким проявлениям единства, это будет воспринято на ура и в старшем возрасте. 

«Сказка на ночь»

Некоторые традиции семейного воспитания важны для развития личности ребёнка. Дети, чьи родители баловали их чтением на ночь, более успешны в учёбе и лучше заводят друзей в школе, чем их сверстники, лишённые этой чудесной традиции. Подбирайте сказочные истории по возрасту, садитесь на постель к малышу и с душой читайте ему по несколько страниц каждый вечер.

Слушание развивает внимание, успокаивает нервную систему и вселяет умиротворение в детские сердца. Прекрасные воспоминания о сказке на ночь заставляют многих взрослых возвращаться к этому обычаю, когда они создают свои семьи, так что это по-настоящему действенный способ создать связь поколений. 

«Вечерняя прогулка»

В некоторых семьях есть возможность спокойно прогуляться перед сном, чтобы выбросить из головы все проблемы, накопившиеся за день, и приготовиться к ночному отдыху. Это очень здоровая привычка, которую можно воспитывать с детства. Удобная одежда и обувь, пять минут на сборы — и вы уже ведёте неторопливую беседу на свежем воздухе. 

Еженедельные традиции 

Целью может быть провести вместе немного больше времени, чем обычно, чтобы поддержать в доме атмосферу любви и тепла. Откажитесь от соблазна устраивать разборы полётов — критика и тон инспектора тут неуместны. 

«Воскресный завтрак»

Что сделает его особенным? Другая, более нарядная посуда, блюда, любимые вашими домочадцами и требующие больше времени на приготовления, долгожданные новости и важные решения, которых с нетерпением ждут дети.

Например, за воскресным завтраком можно объявить, куда семья отправится отдыхать в этом году, кого из родственников будут принимать в доме на Новый год и прочие, обязательно хорошие новости. 

«Поход за покупками»

Всем известно, что делать закупки на неделю непросто, поэтому мама может подключить к этому процессу всех домашних. Это и помощь, и возможность принять участие в выборе меню на следующую неделю, и отличная практика для детей, которым нужно понемногу учиться вести хозяйство и рассчитывать бюджет. Если у ребёнка есть собственные наличные деньги, помогите им выбрать покупку, но не давите психологически — свободный выбор всё же за ним. 

«День футбола»

Или другого вида спорта. Детям легче будет определиться с выбором спортивных увлечений, если они с детства занимались с родителями на регулярной основе. Ожидание выходных и обязательного похода на футбольное поле, беговую дорожку или теннисный корт заставляет малышей и подростков сосредоточиться на семье вместо сомнительных занятий на улице в подворотне.

Простые спортивные костюмы, кроссовки и инвентарь (мяч, секундомер, ракетки и т.п.) — это всё, что нужно для семейного мероприятия. 

Другие семейные ценности и традиции 

Подумайте, как семья может проявить участие в школьных делах, успехах в карьере, особенных днях и праздничных датах каждого члена семьи. 

«Семейный фотоальбом»

Возможно, вы не задумывались, но у нашего, русского народа, особенно принято фотографироваться на память.

Приложите усилия, чтобы оформить и сохранить приятные моменты жизни: 

  1. фото в первый день в школе;
  2. фото с родственниками из других городов, которые приехали в гости;
  3. групповое фото всей семьёй, где у каждого члена есть своё особое место;
  4. снимки с соревнований, конкурсов, награждений;
  5. старые фотографии поколения дедушек и бабушек. 

«Маленькие праздники»

Вечеринки по поводу событий, определяющих будущее кого-то из членов семьи, очень важны. Устраивайте небольшие праздники с простым угощением, обязательно собирайте всех вместе, без отговорок, когда случается нечто замечательное: поступление в институт, назначение на работе, победа на конкурсе, сдача экзаменов, помолвка и т.п. 

«Вместе вне дома»

Отличной традицией могут быть семейные походы по родным местам, совместное наблюдение грандиозных явлений — затмения или звездопада. Местные празднества многие семьи любят посещать всем составом (парад, городская или сельская ярмарка, народное гуляние). 

Прежде чем начать воплощать идеи, прочтите несколько советов, которые помогут вам успешно создать новые семейные традиции: 

  • Пройдясь по списку идей, не пугайтесь, что должны воплотить их все. В этом деле качество важнее количества, и если вам удастся завести по одной традиции из каждой категории, считайте, что вы достигли цели;
  • Не спешите отбрасывать некоторые идеи под тем предлогом, что «это глупо» или «это не сработает». Некоторые идеи, которые не слишком привлекательны для взрослых, понравятся детям, делайте скидку на возраст и детские интересы.
  • Подберите примеры, которые хотите использовать, в соответствии со своими предпочтениями — составом семьи, бытовыми условиями, верованиями и пр. 

И помните: чтобы какое-то действие стало традицией, его нужно повторять регулярно. Очень легко позабыть о принятом решении из-за стресса на работе ил усталости. Прилагайте все усилия, тогда традиция окрепнет и сможет поддерживать вас долгие годы.

Приложение 4.

Конспект беседы «Моя семья»

Цель: обобщение представлений о семье и родственных отношениях.

Задачи: - расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях: какие бывают семьи, и кто чем занимается дома;

- формировать навыки диалогической речи: уметь слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них;

- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство любви и уважения к членам своей семьи.

Словарная работа: члены семьи, любовь, уважение и забота к друг другу;

Материал: семейные фотографии детей.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковых игр "Моя семья", "Кто живет в семье"; чтение и рассказывание сказок "Три медведя", "Гуси-лебеди", "Волк и семеро козлят"; сюжетно-ролевые игры: "Дом", "Семья".

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем все в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: А теперь тихо садимся на свои места. Сели правильно, руки полочкой, спинки выпрямили, ноги вместе.

-Ребята, я приготовила для вас загадку, а вы попробуйте ее отгадать

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. семья.

- Правильно! Ребята, а как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья - это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.

Воспитатель: Правильно. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.

Воспитатель: Вы сегодня принесли фотографии своей семьи из вашего семейного фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье и мы послушаем ваши рассказы.

(Желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Я хвалю ребят за интересные рассказы, при затруднении помогаю наводящими вопросами, обращаю внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи веселые, улыбаются, значит любят друг друга).

Воспитатель: Молодцы, хорошие и интересные получились у вас рассказы, но не все ребята смогли рассказать, а мне хочется услышать от всех, какая у вас семья. Поэтому, предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется "Какая у вас семья?" И поможет нам в игре волшебный мячик.

Ребята, встаньте все в кругу, а я с мячиком встану в центр круга. Я брошу одному из вас мяч и спрашиваю: - Какая у вас семья? Тот, кто поймает мяч, должен будет ответить на вопрос. Например, моя семья дружная. (большая, маленькая, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая)

(Если дети затрудняются подобрать прилагательное, применяю метод прямой подсказки, например: -А если у вас в семье много людей. большая; -А если у вас все живут дружно. дружная; -А если в семье все друг о друге заботятся. заботливая.)

Воспитатель: Молодцы, вижу, замечательные у вас семьи. А еще мне хочется узнать, кто чем занят в вашей семье. Поэтому предлагаю вам поиграть в игру "Кто, что делает в нашей семье?".

Я задаю одному из вас вопрос, например: -Что делает твоя мама (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), Тот, кто поймает мячик должен ответить на него, например: моя мама моет посуду. (гладит, стирает, готовит, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги, проверяет уроки, ходит в магазин за покупками, учит уроки, ухаживает за цветами, вытирает пыль, играет, читает, мастерит.)

Воспитатель: Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье. Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья очень нужна каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас пройдем в нашу художественную мастерскую, и каждый из вас нарисует свою семью, а вечером вы подарите свои рисунки родителям.

 Беседа «Что такое традиции и традиции моей семьи»

 Задачи:

1. Формировать представление о семье

2. Воспитывать уважение и любовь к своей семье

3. Изучение семей и традиций семьи

Оборудование: Фотографии семьи и рисунки детей, на которых нарисованы традиции, конверт с письмом и картинкой, смайлы (зеленое- веселое, желтое- равнодушное, красное- печальное, недовольное, картонный дом.

Предварительная работа: составление рассказов по картинке на тему «Семья», рассматривание семейных фотографий, рисование семьи, лепка семьи, чтение рассказов, стихотворений на данную тему, сюжетно- ролевые и настольные игры.

Ход беседы:

1. Организационный момент

- Ребята, сейчас я под дверью нашей группы нашла письмо, которые адресовано нам от девочки Маши. Давайте его прочитаем.

Воспитатель достает из конверта картинку с изображением семьи (вывешивает на доску) и письмо.

- Посмотрите, Маша нам отправила фотографию. Кто изображен на этой фотографии? (взрослые, дети, родители, сын, дочь). А как одним словом можно назвать? (Семья). И еще она написала стихотворение Олега Бундур. Я сейчас вам его прочитаю, а вы мне потом ответите, о чем же это стихотворение.

Семья (Олег Бундур)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

- Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (О семье)

- Правильно! Для автора семья - это что? (Ответы детей по стихотворению)

- Молодцы! А для вас, что такое семья? (Ответы детей)

- Хорошо! Кто мне скажет, о чем мы сегодня с вами поговорим? (О семье)

- Правильно, о семье, но и о традициях, которые существуют в вашей семье. И Маше очень интересно услышать о вашей семье, и какие у вас есть традиции. Потом мы с вами напишем ей ответное письмо и вышлем фотографии с вашими семьями.

2. Основная часть

- Семья - это самое дорогое, самое важное, что есть у человека в жизни!

- Из чего может состоять семья, как вы думаете? (Папа и мама, сестренки и братики, бабушки и дедушки)

- Молодцы! Вот посмотрите на Машину фотографию. Маша живет с мамой Ириной и папой Сашей. У нее есть сестричка Соня, а также с ней живет бабушка Люда и дедушка Миша. Бабушка и дедушкой на пенсии. Сестричка ходит в школу, в третий класс. Мама работает поваром, а папа водителем. Но, а Маша ходит в садик. У них в семье есть традиция, отмечать День Рождения в кругу семьи, каждые выходные ходить в парк, наслаждаясь красотой природы и свежим воздухом, печь пироги и ватрушки. А летом они ездят всей семьей на море отдыхать.

- Теперь расскажите, из каких членов семьи состоит Машина семья? (ответы детей)

- А, какие традиции у них существуют? (Ответы детей)

- Правильно! А кто хочет рассказать по фотографии и рисунку о своей семье? (Рассказывают 4-5 человек)

- Спасибо! Молодцы!

- Чей рассказ вам больше всего понравился, и почему? (Ответы детей)

- Теперь скажите, чем похожи все семьи, о которых рассказывали? Чем отличаются? (Ответы детей)

Воспитатель с детьми кратко обсуждают, а также, какие семейные традиции существуют.

- Ребята, а существует ли такая традиция, как собираться в кругу семьи на активный (спортивный) отдых для здоровья (например: зимой на лыжах, на коньках; летом сплавляться, ходить в походы?

- А у вас есть такие традиции? Какие? (Ответы детей)

- Вы знаете, у Маши в семье, есть традиция делать каждое утро зарядку. И сейчас мы с вами попробуем тоже сделать ее.

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (Ответы детей)

- Сейчас мы с вами и проверим, как вы знаете.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

- Молодцы! Правильно! Хорошо, вы знаете членов семьи.

- А какая ваша семья? (Ответы детей)

3. Итог беседы

- Теперь, скажите, чтобы семья была дружной, что нужно делать? Какими нужно быть? (Ответы детей)

- О чем мы напишем Маше в нашем письме?

- Сейчас посмотрите на доску, что вы видите на ней? (Домик)

- У вас есть на столах смайлы, какие они цветом? (Зеленый, желтый, и красный).

- Если вам понравилась наша беседа, то прикрепите на домик зеленый смайл, если же не очень понравилось, то желтый, если вам беседа была не интересна, то красный.

Дети берут смайлы и прикрепляют их на домик. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-презентация "Петропавловская крепость"

Представляю занятие - презентацию на тему "Петропавловская крепость". Использую её на занятиях по ознакомлению детей с историей и культурой Санкт Петербурга. Для уменьшения размерв файла все фотографи...

"Флажки для снежной крепости"

Конспект занятия по художественному творчеству. Рисование тушью по ткани...

"История Крепости Оскол"

НОД в форме беседы с детьми подготовительной группы  " Истории возникновения города Старого Оскола"...

Занятие с детьми разновозрастной группы "Мой дом - моя крепость"

ЗЩанятие знакомит детей с значением выражения "Мой дом - моя крепость", с тем, что делает дом человека крепостью, с разными видами жилья человека в различных местах обитания. Во время занятия педагог ...

Сценарий выпускного "Наша крепость- Детский сад"

Сценарий выпускного праздника  в детском саду "Наша крепость-Детский сад". Был разработан воспитателями: Иноземцевой Мариной Алексеевной, Цыцыревой Елены Андреевны.В мае 2012 года был успешно про...

Экскурсия по Петропавловской крепости

У самых вод раскастистой Невы, лицом к лицу с нарядною столицейТемнеет в грозной памяти молвы, гранитный вал с внушительною спицей.С. Андреевский  Работа с родителями:Консультации для ...

Плавание крепость здоровья

Консультация для педагогов и родителей...