Картотека подвижных игр для детей раннего возраста.
картотека (младшая группа)

Елисова Анастасия Анатольевна

Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ребенка. В них детям приходится проделывать разнообразные движения: ходить в разных условиях, бегать, прыгать, бросать, лазать. Выполняя данные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.
 

В играх детям приходится согласовывать свои движения с движениями других детей, выполнять несложные правила, например, выполнять движения в соответствии с текстом игры, убегать только после определенных слов. Это дисциплинирует малышей, воспитывает выдержку, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_podvizhnyh_igr_dlya_detey_1_ml_gr.doc919 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАИНЬКА

   Эта игра коллективная. Чтобы начать игру, необходимо с помощью считалки выбрать одного из участников: он будет исполнять роль «заиньки».

   Остальные играющие должны взяться за руки, образовав круг. «Заинька» встает в центр круга. Дети начинают водить хоровод вокруг «заиньки» и петь песню:
  Заинька, у ворот, из ворот,
  Серенький, у ворот, из ворот.
  Вот так, вот так из ворот!
  Заинька, войди в огород,
  Серенький, войди в огород.
  Вот так, вот так в огород!
  Заинька, сорви цвет, сорви цвет,
  Серенький, сорви цвет, сорви цвет.
  Вот так, вот так сорви цвет!
  Заинька, попляши, попляши,
  Серенький, попляши, попляши.
  Вот так, вот так, попляши!

   «Заинька» в это время слушает песню и движениями изображает ее содержание.

ПТИЧКИ

   Задачи. Обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения со взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.

   Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек. 

   Содержание игры. Дети изображают птичек. Взрослый обозначает гнезда для них. По сигналу взрослого «Птички захотели полетать!» птички вылетают из гнездышек, машут крыльями, приседают, клюют зерна, летают по всему обозначенному участку. По сигналу «Птички, в свои гнездышки!» птички занимают свои гнезда.

   Примечание: Вначале взрослый проделывает все действия вместе с детьми. Когда дети запомнят игру, взрослый может с помощью слов руководить действиями детей.

ПТИЧКА

   Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.

   Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточках.     Взрослый поет:

   Села птичка на окошко.                                    

   Посиди у нас немножко,                                      

   Посиди, не улетай,

   Улетела птичка – ай!

   После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.

ЗАШАГАЛИ НОЖКИ ПО ДОРОЖКЕ

   Задачи. Упражнять детей самостоятельной ходьбе; учить ходить в одном направления; вызывать удовольствие от общения со взрослыми; вселять уверенность в свои возможности.

   Содержание игры. Взрослый встает на расстоянии 1,5-2 м от ребенка (затем расстояние можно увеличить) и ласково манит его к себе со словами:

   Зашагали наши ножки                                           

   Прямо по дорожке, топ-топ.                                  

   Вот как мы умеем, топ-топ.                                   

   Ну-ка, веселее, топ-топ.     

   Это наши ножки, топ-топ,

   Шагают по дорожке.

 

ПОПАДИ В ОБРУЧ

   Задачи. Учить бросать в цель, выдерживать направление броска; вызывать удовольствие от выполненного движения.

   Содержание игры. Взрослый размещает обруч на расстоянии 1 -1,5м в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Детям предлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять его и опять бросить.

МЕДВЕДЬ И ДЕТИ

   Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей.

   Содержание игры. Роль медведя исполняет помощник воспитателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:

   Мишка по лесу гулял,                                                

   Мишка деточек искал,                                              

   Долго, долго он искал,

   Сел на травку, задремал.

   Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет.

   Стали деточки плясать,                                             

   Стали ножками стучать.                                            

   Мишка, Мишка, вставай,

   Наших деток догоняй.

   Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.

КОЛОКОЛЬЧИК

   Задачи. Учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.

   Содержание игры. Взрослый привлекает внимание детей звучанием колокольчика, показывает его детям, звенит им и быстро прячет за спину (повторяет это несколько раз). Дети могут приговаривать: «Динь-динь». Затем взрослый бежит в противоположную сторону, звеня колокольчиком и напевая: «Я бегу, бегу, бегу, в колокольчик я звеню». Добежав до противоположной стороны комнаты, взрослый быстро поворачивается, садится на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда ко мне бегите, колокольчик мой найдите».

   Ребенок, прибежавший раньше других и нашедший колокольчик, звонит и отдает его взрослому. Игра повторяется. Взрослый дает возможность всем позвонить в колокольчик.

ДОЖДИК

   Задачи. Обогащать двигательный опыт детей; вызывать желание играть со взрослыми; поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы.

   Содержание игры. Дети сидят на стульчиках (это домики детей), положив ладошки под щечку. Воспитатель говорит:

   Дождик, дождик,                                                        

   Хватит тебе, дождик, лить,                                        

   Сидят дома деточки,                                                   

   Словно птички в клеточке.                                         

   Солнышко, солнышко,

   Посвети немножко,

   Выйдут детки погулять,

   Станут бегать и играть.

   Дети встают и бегают по группе, хлопают в ладошки, топают ножками, прыгают или делают пружинку, подражая взрослому и проявляя свою самостоятельность. На слова воспитателя «Опять пошел дождь» дети бегут в домики.

ПЕРЕДАЙ МЯЧ

   Задачи. Учить передавать мяч двумя руками и принимать его; развивать внимание; поддерживать самостоятельность в действиях.

   Содержание игры. Дети встают в круг и по сигналу взрослого передают мяч соседу, называя его имя. Когда дети овладеют движением, можно регулировать темп словами: «Миша, быстро передай мяч Вове» и т.д.

ПУЗЫРЬ

   Дети вместе со взрослым встают лицом в круг, взявшись за руки.    Воспитатель говорит:

Надувайся, пузырь,                                   

Оставайся такой,

Надувайся большой,                                 

Да не лопайся.

   Дети, постепенно отходя назад, расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» дети опускают руки и произносят звук «ш-ш-ш».

ГУСИ

   Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с движениями рук; вызывать потребность к подражанию, получать удовольствие от совместных действий.

   Содержание игры. Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди говорят:

   Взрослый. Гуси-гуси!

   Дети. Га-га-га!

   Взрослый. Есть хотите?

   Дети. Да-да-да!

   Взрослый. Идите ко мне!

   Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш».

АВТОМОБИЛИ

   Задачи. Учить двигаться, сохраняя направление; выполнять действия в разных условиях; поддерживать интерес к движениям; развивать внимание, умение действовать в коллективе; закреплять представления о цвете, форме предмета; вызывать чувство радости от общения со взрослыми и со сверстниками.

   Материал: Нагрудные эмблемы с изображением машин (по числу играющих), дорожки разного типа, круги, квадраты, треугольники из картона (гараж).

   Содержание игры. Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой – гаражи. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге, соблюдая элементарные правила (ехать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга). По сигналу взрослого «Автомобили», в гараж!» дети меняют направление и едут в гараж.

   Варианты игры.

   1. Автомобили могут ехать по мосту (доске, лежащей на полу), по извилистой дорожке, по мягкой дорожке (болото) и т.п.

   2. У каждого автомобиля может быть свой гараж в виде круга, треугольника, квадрата. Гараж может быть обозначен цветным флажком, в этом случае дети запоминают, какой формы или цвета их гараж.

ПОЕЗД

   Задачи. Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности в свои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

   Содержание игры. Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый – паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».

   Варианты игры

   1. Роль паровоза выполняет ребенок.

   2. Детям предлагают выйти на остановку, где они играют, собирают цветы и т.п.

   3. Игра может проводиться под пение следующей песенки:

   Вот поезд наш едет,                                             

Колеса стучат,                                                       

А в поезде этом                                                      

Ребята сидят.                                                          

   Чу-чу-чу, чу-чу-чу!                                                

Бежит паровоз

Далеко-далеко.

Ребят он повез

   Приехали в лес,

Остановка опять

Вставайте, ребята,

Идите гулять!

   После этих слов дети разбегаются по группе или участку. По сигналу взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики.

ЧАСИКИ

   Скрестив ноги, ребенок сидит с прямой спиной, руки на коленях. По сигналу взрослого он покачивает головой вперед-назад, вправо-влево, произнося: «Тик-так, тик-так». Взрослый выполняет действия вместе с детьми.

ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ

   Задачи.  Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности; развивать равновесие; укреплять стопу; учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения; поощрять самостоятельность, поддерживать уверенность в своих действиях.

   Материал. Дорожки разной длины (1 – 2,5м) и ширины (15 – 30 – 60см); мягкая, твердая, извилистая дорожка длиной 2м, шириной 30 – 40см.

   Содержание игры. Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения  в соответствии с текстом:

   По ровненькой дорожке,                            

По ровненькой дорожке (идут по дорожке.)

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два.

   По камешкам, по камешкам,                       

По камешкам, по камешкам, (прыгают.)

Раз-два, раз-два.

   По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом, 

В нем мы живем (останавливаются).

   Вариант игры. Вместо ровной дорожки можно взять извилистую, короткую, длинную, узкую, широкую, мягкую, твердую дорожку.  Тогда в соответствии с качеством дорожки меняется текст, например: «По мягкой дорожке шагают наши ножки…» и т.д.

ДОГОНИ МЯЧ

   Задачи. Совершенствовать бег в разном направлении; вызывать оживление, радость у ребенка; поощрять самостоятельность.

   Содержание игры. Взрослый бросает мяч и говорит: «Раз, два, три, беги!» Ребенок должен побежать только после слова «беги» и догнать мяч. Взрослый бросает мяч в разных направлениях.

КУРЫ И КОШКА

   Задачи. Совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.

   Содержание игры. Дети изображают курочек. Роль кошки исполняет помощник воспитателя. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки.   Определяет место, где живут курочки и где они будут прятаться от кошки. Затем воспитатель произносит следующие слова:

   Выходите, курочки,                                                 

   Собирайте крошки,                                                  

   Жучков, паучков

   На зеленой дорожке.

   Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают. Воспитатель продолжает:

   Куры крыльями махали:                                          

   Ко-ко-ко, ко-ко-ко!                                                    

   Куры клювиком стучали:

   Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

   Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося «Тук-тук-тук!»

   Вдруг появляется кошка (помощник воспитателя):

   Выйду, выйду на дорожку,                                     

   Мяу-мяу-мяу!                                                           

   Там, где куры ищут крошки,

   Мяу-мяу-мяу!

   Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!» - и убегают в свои домики.

   Вариант игры.

   Задачи. Совершенствовать умение подлезать под веревку, натянутую на высоте 30-35см от пола. Куры должны подлезать под нее.

ЗАИНЬКА

   Задачи. Приучать детей слушать пение, понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии  с ее текстом; вызывать подражание взрослому.

   Содержание игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:

   Заинька, топни ножкой,                       Вот так, топни ножкой,

   Серенький, топни ножкой!                  Вот так, топни ножкой!

   (Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе)

   Заинька, бей в ладоши,                        Вот так, бей в ладоши,

   Серенький, бей в ладоши!                   Вот так, бей в ладоши!

   (Дети хлопают в ладоши)

   Заинька, повернись,                            Вот так, повернись,

   Серенький, повернись!                       Вот так, повернись!

   (Дети поворачиваются 1-2 раза, руки держат на поясе)

   Заинька, попляши,                              Вот так, попляши,

   Серенький, попляши!                         Вот так, попляши!

   (Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может)

   Заинька, поклонись,                           Вот так, поклонись,

   Серенький, поклонись!                      Вот так, поклонись!

   (Дети кланяются, разводя руки в стороны)

   При проведении игры количество куплетов можно сократить, особенно тогда, когда игра еще недостаточно знакома детям.   Вначале можно взять только первый, второй и четвертый куплеты. В дальнейшем дети исполняют все пять куплетов. Кроме того, когда малыши хорошо будут знать содержание песенки, можно выбрать одного ребенка – Заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту песенки.

   Роль Заиньки нужно поручить смелому и активному ребенку, который не будет смущаться, выполняя движения.

   Песню воспитатель должен петь не очень быстро, но и не медленно, так, чтобы пение соответствовало темпу движений детей.

ПОГРЕМУШЕЧКА, ИГРАЙ

   Задачи. Развивать умение бегать; учить действовать в соответствии со словами текста, развивать внимание; вызывать положительные эмоции.

   Содержание игры. Взрослый поет песню. Дети выполняют движения с погремушками по показу взрослого:

   1. Динь, динь, динь-динь-дон,

Всюду слышен перезвон.

Погремушечка играет,

Всех ребяток забавляет.

   2. Тук, тук, попляши,

Пусть посмотрят малыши.

Погремушка, играй,

Всех ребяток забавляй.

   3. Динь, динь, высоко,

Будет слышно далеко.

Погремушечка играет,

Наших деток забавляет.

   4  Погремушка не звени,

Тише, тише, отдохни.

Погремушка, не играй,

Не играй и отдыхай.

   5. Динь-динь, побежим,

Погремушкой позвеним,

Погремушечка, играй,

Наших деток забавляй.

   6. Нет, нет, не звенит,

Где-то спряталась. молчит.

Погремушка, не шути,

Где же нам тебя найти?

   7. Повторение 1-го куплета.

ВОРОНЯТА

   Задачи. Упражнять в беге; развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.

   Материал. Шапочки или эмблемы с изображением воронят, игрушка-собачка.

   Содержание игры. Дети изображают воронят. Взрослый показывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят), в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнездышки, а взрослый читает стихи:

   Воронята крепко спят,                                          

   Все по гнездышкам сидят,                                   

   А проснутся на заре,

   Будут каркать во дворе.

   В соответствии с текстом воронята присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:

   Полетели, полетели,                                                

   Воронята полетели,                                                 

   Кар-кар, кар-кар!                                                     

   Вышла Таня на дорожку,                                        

   Воронятам сыплет крошки.

   Воронята прилетели,

   Все до крошки поклевали.

   Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

   Клювами стучали.

   Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук!»

   Взрослый берет собачку и говорит:

   Тузик по двору гулял,

   Вороняток испугал:

   «Ав-ав, ав-ав!»

   Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.

НАЙДИ ПРЕДМЕТ

   Воспитатель прячет предмет (флажок, мяч, куклу и т.п.), предварительно рассмотрев его с детьми. Дети ищут спрятанный предмет по всей группе. Ребенок, нашедший предмет, получает право его спрятать.

   Вариант игры. Дети сидят на стульчиках. Один ребенок водит.  Он отворачивается к стене, а воспитатель прячет куклу. Затем говорит:

   Кукла Таня убежала,

   Вова, Вова (имя водящего ребенка), поищи,

   Поискать ее нам надо,

   С нашей Таней попляши.

   Ребенок находит куклу и пляшет с ней, а все дети хлопают в ладоши.

ПТИЧКИ И АВТОМОБИЛЬ

   Задачи. Совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сигнал; побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

   Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек, эмблемы автомобиля, скамейка, кубы или другие предметы.

   Содержание игры. Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет взрослый. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу взрослого «Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги.

   Вариант игры: Одна часть детей размещаются на одной стороне группы, площадки – это птички. На другой стороне размещается другая часть детей – это автомобили. Взрослый говорит: «Птички летят!» - птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.

  Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.

ЗАЙЧИК  БЕЛЕНЬКИЙ

   Задачи. Обогащать двигательный опыт, учить действовать по слову взрослого; закреплять знания о цвете, форме; развивать внимание; поддерживать интерес к движениям; побуждать к самостоятельному выполнению движений; вызывать положительные эмоции.

   Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), флажки разного цвета или круги, квадраты  из плотного картона или линолеума.

   Содержание игры. Дети изображают зайчиков и занимают свои домики, которые можно обозначить кружками, квадратами, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики выполняют движения руками в соответствии со словами:

   Зайка беленький сидит, 

(Дети присаживаются на корточки в свободном построении и шевелят руками, изображая ими уши зайца.)

Он ушами шевелит.            

Вот так, вот так                    

Он ушами шевелит.

   Зайке холодно сидеть,         

Надо лапочки погреть.                 

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

(Дети хлопают в ладоши.)

Надо лапочки погреть.                 

   Зайке холодно стоять,                   

Надо зайке поскакать          

Скок, скок, скок, скок,

(Дети прыгают на месте).

Надо зайке поскакать.

   Кто-то зайку испугал,          

Зайка прыг… и убежал.

(Взрослый хлопает в ладоши. Зайки бегут в свои домики.)

      Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли свои домики.

ПЧЁЛКИ

   Задачи. Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.

   Содержание игры. Дети изображают пчел, они бегают по комнате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Воспитатель-пчела говорит:

                                      Мишка-медведь идет,

                                      Мёд у пчелок унесет,

                                      Пчелки домой!

   Пчелки летят в определенный угол комнаты – улей. Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:

                                      Этот улей – домик наш,

                                      Уходи, медведь, от нас,

                                      Ж-ж-ж-ж!

   Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.

ПРОКАТИ МЯЧ

   Задачи. Учить отталкивать мяч двумя руками, сохраняя направление; закреплять знание цвета; побуждать к самостоятельным действиям; удовлетворять желания ребенка в самостоятельном выборе дорожки и партнера; вызывать чувство удовольствия от выполняемых действий и от общения с другими детьми.

   Материал. Мячи средней величины (по количеству играющих), дорожки разного цвета длиной 1,5-2м.

   Содержание игры. Взрослый предлагает детям взять мячи и прокатить их по дорожке, которая им нравится больше других. Показывает, как надо оттолкнуть мяч, чтобы он катился, а не прыгал. Спрашивает каждого ребенка, по дорожке какого цвета он прокатит мяч. Затем взрослый предлагает детям поиграть, кто с кем хочет. Малыши выбирают партнеров и катают мяч по дорожке друг другу.

МЫШКИ-ТРУСИШКИ

   Задачи. Побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать подражание; поощрять самостоятельность, инициативу детей.

   Содержание игры. Дети изображают мышек-трусишек. На слова взрослого (дети могут повторять) «Вышли мышки как-то раз посмотреть, который час» мышки идут по группе. «Раз-два, три-четыре, мышки дернули за гири» - мышки имитируют движение руками. «Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен), убежали мышки вон» - дети убегают. Дети должны стараться действовать в соответствии со словами взрослого.

КОТ ВАСЬКА

   Задачи. Повысить двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.

   Содержание игры. Дети-мышки сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота Ваську. Он прогуливается перед детьми-мышками, подражая коту (идет на носочках, оглядывается вправо, влево, мяукает).

   Взрослый и дети поют или говорят:

   Ходит Васька беленький,                               А бежит стрелой,

   Хвост у Васьки серенький,                            А бежит стрелой.

   Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него, засыпает. Взрослый и дети поют:

   Глазки закрываются,                                       Зубы у кота –

   Спит иль притворяется?                                 Острая игла.

   Взрослый идет посмотреть, спит ли котик, и приглашает детей-мышек погулять. Мышки подбегают к стулу и скребут по нему.

   Взрослый говорит: 

   Только мышки заскребут,

   Серый Васька – тут как тут.

   Всех поймает он!

   Кот догоняет мышек, а они убегают от него.

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ

   Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную; развивать внимание.

   Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5-10см), расположенные на одной стороне комнаты, площадки.

   Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

   Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!» раскрывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся в гнездышки.

МЫШКИ СПРЯТАЛИСЬ

   Задачи. Развивать мышцы позвоночника и плечевого пояса; побуждать к самостоятельности; развивать подражание; вызывать чувство радости от выполненных движений.

   Содержание игры.  Ставится скамейка, дети изображают мышек, встают на колени за скамейкой на некотором расстоянии от нее. По сигналу взрослого «Кошка спит» они кладут кисти рук и предплечья на скамейку (позвоночник прогибается) и находятся в этом положении 1,5-2с. Затем взрослый дает сигнал: «Кошка проснулась!», мышки опять прячутся за скамейку. Игра повторяется 4-5 раз.

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЛОШАДКУ

   Задачи. Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действовать по сигналу; развивать воображение, подражание.

   Содержание игры. Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик…»гладят, причесывают своих лошадок. На слова « И верхом поеду в гости…» скачут галопом (если еще не умеют, то как могут).    Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый поощряет их.

ПРОПОЛЗИ В ВОРОТИКИ

   Задачи. Учить детей ползать под предметами, не задевая их; побуждать к самостоятельному выполнению движений; поощрять малышей за успешные действия.

   Содержание игры. На расстоянии 4м от детей располагается стойка с подвешенной на уровне роста ребенка сеткой. У стойки на полу лежит большой мат. На расстоянии 2,5м от ребенка располагается дуга – ворота. Взрослый предлагает малышу проползти на четвереньках под дугой, доползти до мяча, поднять его и положить в сетку.

   Вариант игры. Можно расставить двое-трое ворот для включения в игру сразу 2-3 детей.

СНЕЖИНКИ КРУЖАТСЯ

   Задачи. Развивать равновесие; вызывать чувство радости, удовольствия.

   Содержание игры. Дети изображают снежинок. Взрослый говорит: «Все снежинки спустились с неба на землю». Снежинки летают по группе и садятся на корточки. На слова взрослого «Вдруг подул ветер, поднял их в воздух м закружил!» снежинки поднимаются и кружатся вначале медленно. Взрослый говорит: «Но вот ветер дует все сильнее». Дети кружатся сильнее, но каждый в своем темпе. По сигналу взрослого «Вот ветер стал утихать!» замедляют движение и присаживаются на корточки.

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА

   Задачи. Развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять знание цвета; вызывать радость от игры.

   Материал. Гимнастическая палка длиной 1м, к которой привязаны ленточки разного цвета.

   Содержание игры. Педагог показывает детям волшебную палочку с ленточками. Уточняет с детьми, какого цвета ленточки, а затем предлагает поиграть с ними. Воспитатель медленно отходит от детей, пытающихся схватить ленточку. Можно догонять ленточки, передвигаясь на четвереньках. В конце игры педагог высоко поднимает палку и предлагает детям достать ленточки.

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ

   Задачи. Учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.

   Содержание игры. Взрослый читает стихи:

   Мой веселый, звонкий мяч,                            

   Желтый, красный, голубой,

   Ты куда помчался вскачь?                               

   Не угнаться за тобой!

   (С. Маршак)

   Дети имитируют движения мяча, прыгают на месте. на слова «Не угнаться за тобой!» дети бегут от взрослого, который догоняет их.  Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку».

НАЙДИ ДОМИК

Задачи. Закреплять знания детей о форме (круг, квадрат, треугольник); развивать мелкую моторику; поощрять самостоятельность и инициативу.

Содержание игры. Воспитатель готовит фигурки разной формы или с наклейкой соответствующей формы. В начале игры он разбрасывает фигурки по полу и предлагает детям собрать их и разместить по своим домикам. Затем вместе с детьми смотрит, все ли фигурки попали в свои домики. Спрашивает малышей, какая фигурка заняла чужой домик и куда ее надо поместить.

Вариант игры. Воспитатель готовит домики разной формы (из клеенки, плотного картона, линолеума), раздает детям фигурки. Малыши бегают по комнате, резвятся, а по сигналу воспитателя «Все в свои домики!» занимают соответствующий домик. Затем вместе с воспитателем проверяют, все ли заняли свои домики.

КОШЕЧКА

   Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку.   Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову (кошечка пьет молоко). После двух лет можно усложнить игру. Кошечка может проползать между ног взрослого, под стул, взбираться на диван, ложиться, мурлыкать «мур-мур-мур» (кошечка довольна) и т.д.

ЛИСА И ЦЫПЛЯТА

   Задачи. Совершенствовать ходьбу и бег в определенном направлении; развивать внимание; побуждать к самостоятельности; поощрять действия детей, вызывать у них чувство радости от успешных действий.

   Содержание игры.  Дети изображают цыплят, вышедших на прогулку. Цыплята весело бегают, машут крылышками, клюют зернышки. Взрослый говорит, а дети выполняют действия:

   Впереди из-за куста

   Смотрит хитрая лиса (Цыплята настораживаются.)

   Мы лису обхитрим,

   Тихо-тихо убежим (Цыплята бегут на носочках за обозначенную черту.)

   Взрослый следит, чтобы цыплята убегали только после слов «Тихо-тихо убежим».

   Вариант игры.  Во время прогулки цыплята могут прыгать, взбираться на бревнышко, подлезать под веревку, сетку и т.п.

   Иногда дети возбуждаются после проведения подвижных игр с бегом, прыжками. В этом случае целесообразно провести игру малой подвижности, которая успокоит детей, расслабит, приведет их организм в норму.

ПО КОЧКАМ

   Задачи. Совершенствовать умение детей влезать на предметы и спускаться с них (высота предметов увеличивается постепенно: 10-15-20см); поддерживать самостоятельность, интерес к действию.

   Содержание игры.  На полу размещаются 2-3 ящика или куба шириной 40-60см, высотой 5-20см (кочки). Между кочками можно разместить мягкие дорожки или поролоновый мат (болото). Взрослый предлагает детям пойти в гости к мишке или зайчику. Дети отправляются в путь, а на пути встречается болото. Они взбираются на кочки и спускаются с них, таким образом, переходя болото и попадая к мишке или зайчику. С мишкой можно поиграть в догонялки или прятки, а затем вернуться через болото по кочкам домой.

   Правило. С кочки нельзя спрыгивать, надо спокойно спускаться.

МЕДВЕДЬ И ДОБРЫЕ ЗАЙЧАТА

   Задачи. Обогащать двигательный опыт детей (прыжки, бег); побуждать к активным действиям; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками; воспитывать доброжелательность.

   Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчат (по количеству играющих), медведя; скамейка, ширма, большие кубы.

   Содержание игры. Дети изображают зайчат. Они прыгают, бегают под музыку или бубен. Неожиданно появляется медведь. Его роль выполняет взрослый или старший ребенок. Медведь проходит среди зайчат и рычит. Зайчата и воспитатель сочувственно спрашивают медведя:

   Мишка бурый,

   Мишка бурый,

   Отчего такой ты хмурый?

   Мишка отвечает:

   Я медком не угостился,

   Вот на всех и рассердился!

   Зайчата просят его не сердиться, а поиграть с ними в прятки. Они обещают угостить мишку медом. Зайчата прячутся по своему желанию (за ширму, куб, скамейку), воспитатель поощряет их. Мишка после слов «Раз, два, три, четыре, пять, я иду зайчат искать» ходит по группе, ищет зайчат.

   Зайчата могут перебегать по группе с одного места на другое.   После того, как мишка находит их, они угощают его медом.    Медведь благодарит зайчат, и все вместе весело танцуют.

ЗАЙЧИК В ДОМИКЕ

   Задачи. Упражнять детей в прыжках; учить сильно отталкиваться от пола; побуждать действовать по сигналу.

   Содержание игры. Обручи лежат на полу – это домики зайчиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. По сигналу взрослого «Серый волк!» бегут в сои домики. Затем игра продолжается. В игре может участвовать один ребенок или несколько детей. Воспитатель хвалит детей: «Молодцы, зайчата! Все убежали от волка!»

КОШКА И ЦЫПЛЯТА

   Задачи. Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать интерес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.

   Содержание игры. На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый).  Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10см – действуют по своему усмотрению.)

   Курочка квохчет: «Ко-ко, не ходите далеко.» На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:

   На скамейке у окошка                                   

   Улеглась и дремлет кошка.                           

   Кошка глазки открывает

   И цыпляток догоняет.

   На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.

   Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.

   Вариант игры.

   Можно обозначить домики, разнообразные по форме и цвету, которые цыплята должны запомнить и, убегая от кошки, найти именно свой домик.

ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ

   Задачи. Учить катать мяч; познакомить с понятиями «тяжелый» - «легкий»; развивать ловкость.

   Материал. Мячи надувные, легкие диаметром 20-25см; мячи набивные, тяжелые диаметром 20-25см, весом 500г.

   Содержание игры.   Взрослый предлагает детям по очереди взять сначала тяжелый мяч, а потом легкий. При этом он обозначает словами свойство мяча; тяжелый, легкий.

Затем дети садятся около черты, обозначенной взрослым, и катят по очереди мячи, при этом произнося: «Тяжелый мяч, легкий мяч».  Затем бегут за мячами.

          

Картотека подвижных игр

для детей I младшей

группы

                                                        Составитель:

                                                         Елисова А.А.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста

Картотека подвижных игр для детей с полутора до трех лет...

картотека подвижных игр для детей раннего возраста

подвижные игры для детей раннего возраста....

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста

С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У де...

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста

В данном материале вы найдете множество интересных подвижных игр для малышей, которые будут занимательны для них и для вас....

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста.

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста...

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста

Данный материал отредактирован и удобен в использовании. Пригодится воспитателям групп раннего возраста....

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста , где за основу взяты основные движения: ходьба, бег, равновесие, ползание и лазание, прыжки, бросание и ловля....