"Вежливость"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Крылова  Валерия Александровна

Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: "Спасибо", "Пожалуйста", "Будьте добры"; видеть проявления благодарности в ответ на заботу! Чтобы ребенок с раннего детства обучался вежливым словам и выражениям, необходимо их постоянное использование в речи окружающими людьми. Тогда малыш будет впитывать все, как губку. Однако вежливость для детей заключается не только в заученных фразах, но и в тактичном поведении, которое также зависит от действий взрослых. Только своим собственным примером можно выработать у малыша хорошие манеры.

Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: "Накормим куклу", "День рождения мишки", "Магазин", "Купание куклы", "Водитель автобуса", "Путешествие" и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_vezhlivosti.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа вежливости»

Цель: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.
Задачи: прививать этические нормы поведения, развивать речь и мышление, развивать умения употреблять в речи "вежливые" слова, оценивать ( сравнивать с эталоном) результаты деятельности ( чужой, своей),
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями этикета,
различать основные нравственно - этические понятия: "этикет", " вежливые слова", соотносить поступок с моральной нормой, оценивать свои и чужие поступки.

Ход занятия:

Этап урока

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Организационный

Этап

Добрый день, мой милый друг 

Посмотри-ка ты вокруг 

Здесь есть ты 

Здесь есть я 

Будем вместе

 Жить Друзья!

Ребята,  вы готовы к нашему занятию?

Да

Подведение к теме занятия

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Правильно, ребята! А как вы думаете, какую цель на нашем занятии мы можем поставить?

Верно!

О вежливости, о вежливых словах.

Узнать больше вежливых слов.

Изучение нового

Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)

- Да, ребята, сегодня мы поговорим о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.

Вы окончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее и светлее.

В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.

А сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру, которая называется «Школа вежливости».

Сейчас мы побываем в «Школе вежливости» и проверим, знаете ли вы вежливые слова.

Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д. Например: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие)

Я вижу, что вы знаете очень много вежливых слов, это очень хорошо.

Хорошо, ребята, можете присесть.

Ребята, а когда чаще всего произносят вежливые слова?

Если вы, обращаясь к любому человеку, используете «волшебные» слова, то с людьми происходят чудеса – они становятся добрее, приветливее и, наверное, не откажут в просьбе. Вот в чем волшебство этих «волшебных» слов.

- Скажите, а каким голосом произносятся эти слова? (вежливым, спокойным, радостным, уважительным).

- Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать вежливые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг.

Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

А сейчас ребята, я вам прочитаю очень интересную сказку, а вы внимательно послушаете, и скажите мне, какие вежливые слова употребляются в этой сказке.

чтение и обсуждение сказки «ВЕЖЛИВЫЙ КРОЛИК». Мексиканская сказка

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно! » И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

- Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

- Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:

- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить разрешения войти!

Вопросы и задания к сказке:

- Кого увидел Кролик, когда возвращался домой?

- Почему он не спрятался в пещере?

- Что помогло Кролику остаться в живых?

- Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.

- Как видите, вежливость никому еще не помешала.

А теперь, мы с вами разыграем небольшие сценки. – Я вижу, что вы хорошо знаете вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице,

в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости. Я предлагаю вам поиграть в игру «Приветливые люди».

Детей нужно разделить на пары и раздать им карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги между приветливыми людьми: учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т.д.

Когда приветствуют друг другу, когда просят помощи, когда благодарят другого человека.

Итог занятия

 Ребята, что нового на занятии вы узнали? Чему научились? Отлично!

А сейчас, я хочу проверить, как вы слушали меня на занятии. Мы поиграем с вами в последнюю на сегодня игру, которая называется «Вежливо-невежливо».

Если вежливо – хлопаем в ладоши, невежливо – топаем ногами.

– Поздороваться при встрече...

– Толкнуть, но не извиниться...

– Перебивать во время разговора...

– Уметь соблюдать на уроке тишину...

– Уметь выслушать друга.

– Пропустить вперед девочек...

– Уходя, сказать «До свидания»

– Громко разговаривать...

– Помочь поднять упавшую вещь...

– Обозвать обидным словом соседа...

– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

Отлично, я вижу вы хорошо меня слушали и отлично запомнили, пройденный материал.

- Дорогие ребята! Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Я советую вам быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.

Рефлексия

Итак, ребята, если вам понравилось занятие, улыбнитесь друг другу, мне и всему миру вокруг, отлично, я вижу, что всем понравилось занятие.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вежливость - воспитывается вежливостью.

"Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели"Н.И. Пирогов...

Статья: "Вежливость воспитывается вежливостью".

 В детском саду мы воспитатели, особое внимание обращаем на воспитание вежливости, учим правилам р...

"Вежливость воспитывается вежливостью" Рекомендации для родителей

Именно с детского возраста закладываются первые ростки в воспитании вежливости. Недаром говориться: "Какого семя, таково и племя"....

«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин  МАДОУ ЦРР детский сад №14...

«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин  МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»

Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обу­чение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. ...