Доклад для воспитателей по теме: «Методика организации и проведение утренников в ДОУ.»
учебно-методический материал

Елена_1972

При словах «праздник в детском саду» у многих из нас в мыслях возникает традиционная картина утренника в музыкальном зале, где дети произносят заранее выученные стихи и поют песни по заранее составленному и отрепетированному сценарию. Но ведь никто из нас дома не отмечает праздники подобным образом. Назначение любого праздника всегда и для всех людей—создание атмосферы веселья, радости, общего удовольствия. Важно то, что такие праздники, как Новый год, 8 марта, Масленица, все люди отмечают в одно и то же время, одним и тем же образом из города в год. Так ребёнок получает возможность пережить свое сопричастность жизнью окружающих его взрослых. Повторяемости из года в год ритуала праздника дает возможность предвкушать его приход, готовится к нему и ждать его как совершенно определенное событие. Именно поэтому я предлагаю, отмечая праздники вместе с детьми в группе, не придумывать искусственно каждый раз новые сценарии, а воспроизводить, основные элементы соответствующего ритуала которые являются общепринятыми и сложились в нашей культуре. Поскольку дети ещё маленькие, все заботы по организации оформлению праздника, по созданию его атмосферы по развлекательной программе для детей для родителей, лягут на наши плечи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5_attestatsiya_1.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №83 «Светлячок».

Доклад для воспитателей

по теме:

«Методика организации и проведение утренников в ДОУ.»

Подготовила и провела

на   педсовете воспитатель:

 Князева Елена Юрьевна

Март 2021г.

Г.Электроугли

        При словах «праздник в детском саду» у многих из нас в мыслях возникает традиционная картина утренника в музыкальном зале, где дети произносят заранее выученные стихи и поют песни по заранее составленному и отрепетированному сценарию. Но ведь никто из нас дома не отмечает праздники подобным образом. Назначение любого праздника всегда и для всех людей—создание атмосферы веселья, радости, общего удовольствия. Важно то, что такие праздники, как Новый год, 8 марта, Масленица, все люди отмечают в одно и то же время, одним и тем же образом из города в год. Так ребёнок получает возможность пережить свое сопричастность жизнью окружающих его взрослых. Повторяемости из года в год ритуала праздника дает возможность предвкушать его приход, готовится к нему и ждать его как совершенно определенное событие. Именно поэтому я предлагаю, отмечая праздники вместе с детьми в группе, не придумывать искусственно каждый раз новые сценарии, а воспроизводить, основные элементы соответствующего ритуала которые являются общепринятыми и сложились в нашей культуре. Поскольку дети ещё маленькие, все заботы по организации оформлению праздника, по созданию его атмосферы по развлекательной программе для детей для родителей, лягут на наши плечи.

        Каковы же основные элементы праздников, которые мы будем отмечать с детьми?

        Первый праздник— Новый год. Его основными атрибутами являются наряженная новогодняя елка с разноцветными огнями, Приход Деда Мороза и (или) Снегурочки, пение и танцы с ними у ёлки, вручение праздничных подарков.

        Масленица—предполагает ка танец ледяных гор катание на санках, традиционное угощение в виде блинов, пение песен игры, стихи.

        Веснянка (21 марта) традиционно включала пение весенних закличек; традиционным угощением были «жаворонки» из теста. Их можно также сделать из бумаги и брать для игр на улицу.

        8 марта— праздник мамы бабушек. На этот праздник их приглашает в качестве гостей, и дети поют и танцуют вместе с ними этот праздник нужно проводить во 2 половине дня, чтобы по окончании вводите могли вместе с родителями уйти домой. Это очень важный момент, так как цены прощание с мамой может надолго оставить горький след в душах малышей и испортить общее настроение от праздника.

        В группе мы также, несомненно, будем отмечать день рождения у каждого ребёнка. Именинника лучше поздравить с утра, устроив необычный, празднично особенно вкусный и красивый завтрак в его честь. Можно спеть в честь именинника «величальную» песню, сыграть вокруг него «в каравай», спеть те песни и станцевать те танцы, которые он захочет.

        Раз в месяц можно устраивать и праздники сюрпризы. Здесь все будет зависеть исключительно от нашей фантазии и изобретательности. Например, можно устроить детям праздник воздушных шаров праздник мыльных пузырей праздник конфетных фантиков, летний праздник воды… маленькие дети очень благодарные существа и их самых простых и обычных вещей вы можете сделать для них прекрасные подарки, которые они высоко оценят.

        Дети двух-трёх лет настолько малы, что трудно дать им объяснение Того или иного события. Поэтому отмечаем праздник, не следует стараться рассказать малышам, что означает этот день для людей. Его нужно просто отметить, то есть сделать так чтобы он чем-то особым отличался от остальных дней (среди атрибутов каждого праздника существуют такие, которые относятся только к этому конкретному торжеству).

        Итак, каждый праздник включает в себя следующие основные ритуальный моменты: особая вкусная еда особый способ украшения жилища и праздничного стола, соответствующий песни и музыка, подарки, пожелание, игры, хороводы, стихи.

        Во время проведения утренников в нашем детском саду добавляется фольклор, который включает в себя: пение русских народных песен, потешки, частушки, за клички и игра на деревянных расписных ложках.

        Нетрадиционных форм проведения утренников огромное количество. из них наиболее распространённые: фестивали, театрализованные представления тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, конкурсы, олимпиады, утренники, концерты и др. все они как правило, составляет неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Ниже представлено несколько примеров (сценариев) нетрадиционных утренников, которые могут проводиться как на улице, так и в помещении ДОУ.

На улице или зал оформлен в русском стиле, на центральной стене или на веранде, из платков выложено солнце.

Звучит русская народная музыка. Выходит ведущая:

День вам добрый,

День вам чистый,

День без боли и без зла,

И от всех солнечнодольцев

Шлем поклон мы вам друзья!

Я приглашаю вас сегодня на Праздник русского платка!

Звучит музыка, выходят участники фольклорная группа взрослых, держит в руках большие платки. Змейкой, пройдя по залу, одна пара делает из платков ворота, остальные проходят ручейком под ними. Останавливаются одним полукругом перед зрителями.

Ведущая:                Воссияло солнце красное

                        Да на небушко на ясное,

                        Уж вы гой еси, добры молодцы,

                        Вы, голубушки, красны девицы,

                        Выходите во скоро

                        Да во чисто поле

                        Песни петь да сказы сказывать,

                        Платки русские показывать!

Выходят дети, цепочка проходят через ворота, останавливаются перед взрослыми.

1ый:                         Удобно ли вам, гости дорогие?

2ой:                         Всем ли видно?

3ий:                         Всем ли слышно?

4ый:                         Всем ли места хватило?

Ведущая:                В тесноте да не в обиде!

Звучит музыка, дети водят хоровод, взрослые из платков делают карусель. Дети останавливаются. Карусель продолжает кружиться.

Ведущая: на небе солнце?

Ребенок: на платке солнце!

Ведущая: на небе месяц?

Ребёнок: на платке месяц!

Ведущая: на небе звезды?

Ребёнок: на платке звёзды!

Ведущая: на небе заря?

Ребёнок: на платке заря!

Ведущая: и вся красота поднебесная!

Все садятся, а ведущая и двое детей остаются центре.

Ведущая: издавна Россия славилась своими платками. появились они у нас впервые почти 200 лет назад. их завезли купцы из Турции, Индии. Это были узорчатые платки, тканые из пуха тибетских коз…

Ребёнок: но русский модница мне нравились рисунки на этих платках. И вот в России и стали выпускать свои платки.

Ребенок: красивый яркий платок носила и царица, и крестьянка. он хранил тепло, дарил здоровье и хорошее настроение.

Звучит музыка выходит девушки в платках, повязанных разными способами.

Ребёнок:                 Да по чистому полю,

                        До зелен лужок.

                        Да цветочек ко цветочку

                        Лазоревый!

Ребенок:                Вы цветы мои, цветики,

                        Цветы алые, лазоревые,

                        Да голубые, бело-розовые!

Ведущая: Яркие, как бы светящиеся розы, изумрудная листва, полевые цветы и ягоды в середине. Как бы похожая на вышивку кайма отличают павлово-посадские палатки.

Ребёнок: У шалей есть названия: «Весенняя», «Русь», «Огненная», « Золотистые розы», «Русская красавица» и т.д.

Ребёнок: главный мастер-художник. Он придумывает и рисует узоры для платков…

Ведущая: А в России и славится оренбургский пуховой платок, Но самое лучшее павлово-посадские и платки. И в пир, и в мир, и в добрые люди…

ребёнок:                Красна девушка идёт,

                        Словно павушка плывёт!

Ребёнок:                А на ней платочек аленький,

                        На край света уведет!                

Песня «Подари мне платок» (взрослые)        

Мальчик:                Уж ты, любушка-голубушка, нарядись!

                        Всему миру душа-девица покажись!

                        Уж ты, любушка-голубушка, выходи!

                        Со лазоревым платочком попляши!

Песня «Пчелочка- златая» (дети солисты)

После песни мальчики садятся на ковре-«полянке», девочки с ведущей уходят за плетень. Звучит р.н.м. « Коробейники»

Ведущая:                 Вдоль улицы во конец

                        Шёл удалый молодец!

                        И товар продавать,

                        И себя показать!

Появляется Коробейник (взрослый):

                        Подходи, честной народ!

                        Коробейник всех зовет!

                        Ничего не продаем,

                        Все задаром отдаем!

Раздаёт девочкам платки. Они прикладывают к лицу, любуются.

Хоровод с платками

Ведущая:                Стой, мой милый хоровод!

                        Стой, не расходись!

Мальчик:                Ото всех дверей, ото всех ворот!

                        Приходи скорей, торопись народ!

Девочка:                Есть не мудрёная игра,

                        Светла, как яблоко в росе,

                        Простая детская игра,

                        Её в России и знают все!

Игра « Гори ясно» (с платочком)

После игры дети расходятся по полянке.

Ведущая:                Так летай, мой Сокол,

                        Всех быстрей и краше!

                        Да за нашу Родину

                        Отличись в бою!

Песня « В путь-дорожку дальнюю» (взрослые) 1 куплет

Ведущая:                Как твоя ясных сокола вылетывали, выезжали,

                        Два могучих богатыря в чистом поле потешиться,

                        На широком дворе поборотися!

Игра « Бой подушками» (на скамейке)

Ведущая:                Открываю душу настежь,

                        Вот душа, вот бог, вот храм!

                        Мы желаем много счастья,

                        Православные, всем вам!

Ребенок:                        Ставьте ушки на макушки,

                                Слушайте внимательно!

                                Будем петь для вас частушки

                                Просто замечательно!

Частушки (дети и взрослы)

Ведущая:                Дети, вы только взгляните вокруг!

                        Вся наша жизнь-дело наших рук!

Пословицы о труде

Ведущая:                Все мы трудились к этому дню,

                        Вышивали платочки для вас!

                        Каждый старался стежочек к стежку,

                        Вам мы подарим сейчас!

Под музыку дети дарят гостям вышитые платочки в память о празднике.

Ведущая:                Уж вы гой еси, гости добрые!

                        Садитесь за столы дубовые!

                        А повары наши догадливые

                        Принесли яства сахарные,

                        Будем чай пить, наслаждатися

« Каша— матушка наша, а хлеб ржаной—отец родной»

Предварительная работа.

Напомнить содержание сказки «Колосок». во время приёма пищи обращать внимание детей на продукты, из которых сделана то или иное блюдо. читать детям рассказы о хлебе, об урожае. приготовить розетки с разными зёрнами: пшеница, рис, гречка, пшено, горох. Попросить повара приготовить разные каши. сделать шапочки мышат и петуха для игры-драматизации. повторить стихи, пословицы. если праздник проводится на улице, то лучше это сделать в теплую ясную погоду.

Воспитатель.

-Ребята, у нас в гостях сегодня будет героем многих сказок. Отгадайте кто это.

а) Загадка

гребешок аленький,

кафтанчик рябенький,

двойная бородка,

важная походка.

раньше всех встаёт,

голосиста поет. (петух)

Петушок. (звучит музыка. мальчик одевает шапочку петушка. Представляет себя)

- у меня в мешочке зёрнышки разные все вместе лежат. помогите их разобрать.

б) Игровое упражнение

Воспитатель.

-Поможем Петушку?

-Видишь, Петушок, зерна всё уже разубраны.

2. Основная часть

а) Рассматривание предметов.

-Ребята, давайте расскажем Петушку о каждом зерне, его цвете, форме и подскажем, что из них можно приготовить.

Рис. он белого цвета, зёрнышки вытянутые гладкие. из риса можно приготовить рисовую кашу, рисовую запеканку.

Гречиха. Зёрнышки коричневого цвета, похоже на маленькую пирамидку. из гречки варят гречневую кашу.

Пшено. зёрна мелкие, жёлтого цвета, круглые, готовят пшённую кашу.

Перловка. это зерна ячменя. Зёрнышки овальные с полоской посерединке, серого цвета. Готовят перловую кашу.

Пшеница. зернышки овальные, Золотистого цвета. готовят пшеничную кашу.

Воспитатель.

- А это овсяная хлопья - это не зерна, это продукт из овса. из овсяных хлопьев варят овсяную кашу.

Воспитатель.

- Покажите нам с Петушком горох. кто расскажет о нём: какие у него цвет, форма, и что из него можно приготовить?

- Давайте сравним зёрна риса и пшеницы. Гречки и пшена.

(рис белый, а пшеница золотая. у риса зерно более вытянутое, чем у пшеницы. гречка с уголками, а пшено круглое, гречка коричневая, а пшено жёлтое).

Воспитатель.

- ребята, посмотрите внимательно розетки (плошки) и скажите, что не называют злаковым растением.

б) Загадка.

Воспитатель.

- Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят.

что это?—Колос!

в) Чтение наизусть стихотворения.

Воспитатель.

- послушайте отрывок из стихотворения Нуратдина Юсупова (дагестанского поэта) « Голубь и пшеничное зерно».

Прочитает его                          

Рано утром голубок прилетел на бугорок,

Видит - стебель непростой:

Длинный, длинный золотой.

Наверху усатый колос.

Слышит голос звонкий голос:

Поскорей меня в гнездо свое возьми!

Поскорее голодных деток накорми!

Детки зернышки клюют, клюют, клюют,

Дети песенку веселую поют:

Слава тучке, что вспоила росток!

Слава солнцу, что согрело стебелёк!

Слава полю, где созрел колосок!

Воспитатель:

- что можно приготовить из зерна? - Разные каши.

г) игра» Подбери слово»

Воспитатель.

- Поиграем в игру. я буду называть зерна, а вы будете говорить, какая каша из них получается. (бросаю мячик, дети стоят по кругу).

Рис – рисовая; пшено- пшённая; гречка – гречневая; овёс – овсяная; горох- гороховая.

д)  Работа с пословицами.

- Дети, когда люди научились выращивать зерна, первым блюдом у разных народов и русского стала каша. « Каша - матушка наша», - говорили в народе.

Вспомните пословицы о еде.

Дети.

хлеб да каша - еда наша.

хлеба к обеду в Меру бери - хлеб драгоценность, им не сори.

худ обед, коли хлеба нет.

кашу маслом не испортишь.

мельница живёт водою, а человек едою. (как понимаете эту пословицу?)

Ешь каши больше - проживёшь дольше.

хочешь есть калачи - не сиди на печи.

д) чтение наизусть стихотворения.

Воспитатель.

- Тимоша, расскажи стихотворение Зои Александровой «Вкусная каша».

Каша из гречки, где варилась? - в печке.

Сварилась, упрела, чтоб оленька ела.

Кашу хвалила, на всех разделила.

- Ребята, наш повар Наталья Александровна, сварила вам разные каши,

Интересно, узнайте вы кашу по вкусу? Узнайте и расскажите, как у кашу ели и из какого зерна.

вызывая по очереди детей, завязываю им глаза, даю пробовать кашу. дети говорят, какую кашу они едят из какого она зерна. остальные ребята проверяют по внешнему виду.

е) рассматривание предметов.

а если размолоть зерно, что получится? – Мука.

что можно сделать из муки? (Пироги, хлеб, бублики, булки)

а ещё пекут каравай - большой круглый хлеб.

показываю 2 каравая простой и праздничный. рассмотрите караваи. чем они похожи? А чем отличаются? Правильно, вот этот пекут на праздник, он украшен колосками, листочками, цветами. А другой каждый день у нас на столе.

Петушок, теперь ты знаешь, что делать из зерна. можешь кашу варить, а можешь каравай да пироги печь.

ж) Инсценировка по сказке «Колосок».

петушок уходит и возвращается с пирогами. Выбегают мышата. разыгрывается конец сказки «Колосок». мышата уходит недовольные.

- Почему же так заканчивается сказка?

- Мышата работать не хотели, а только веселились.

- а мы с вами хорошо потрудились, можно и поиграть.

3.  Выход из занятия.

а) подвижная игра «Петушок и курочки»

- Петушок у нас есть, а вы – курочки. петушок сыплет зёрнышки. а курочки ходит по кругу, говорят закличку и ждут угощения. Как только закончатся слова, надо взять зёрнышко. Кому не достанется – проиграл. Садится на стульчик.

дети играют, повторяй её 2, 3 раза.

Ходит Петя по двору,

Сыплет курам зерна.

Поспеши скорее к нему,

Даст тебе он корма.

Молодцы!!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение утренников в детском саду.

Выступление для воспитателей  по организации и проведению утренников в декабре 2013 года.Раскрываются функции музыканта и педагога при подготовке праздников в детском саду....

Консультация для родителей «Организация и проведение утренников в детском саду»

В данной консультации даны разъяснения о целях праздников в детском саду....

Консультация для родителей и воспитателей "Организация и проведение утренников в детском саду"

Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей и воспитателей "Организация и проведение утренников в детском саду". В данной статье, вы найдете информацию о том, для чего нужны праздни...

Организация и проведение утренников в детском саду

О процессе подготовки к праздникам в детском саду...

Организация и проведение утренников в детском саду

Материал статьи познакомит родителей с процессом подготовки и проведения праздников и развлечений в детском саду....

Консультация для родителей. Организация и проведение утренников в детском саду

Консультация для родителей. Организация и проведение утренников в детском саду...

Консультация для родителей «Организация и проведение утренников в детском саду»

Консультация для родителей «Организация и проведение утренников в детском саду»...