Статья "Патриотическое воспитание дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)
Статья о угасании патриотизма подрастающего поколения. В статье затронуты вопросы о формировании патриотических чувств у дошкольников и приведены небольшие рекомендации из личного опыта для взаимодействия педагогов и семей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_patriotizme.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
А. С. Макаренко
И ведь правда, в современном обществе наблюдается ослабление патриотизма у подрастающего поколения. Детям доступны такие чувства как: любовь к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. С этого и начинается патриотизм, когда ребенок познает окружающий его мир, а взрослый целенаправленно взращивает и воспитывает в нем эти чувства. Патриотическое воспитание дошкольников – это воспитание уважительного отношения к труду человека и результатам его труда, к Родине и ее защитникам, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Задача воспитателя — выделить из всего полученного опыта ребенка наиболее понятные и доступные ему понятия: о доме и семье, о родном крае, о мире природы, о труде взрослых, о традициях и национальностях нашей страны и т.д. В работе с детьми, в последнее время наблюдается, что у некоторых детей несформированы знания о военных профессиях. Дети путают названия или не называют названия и род деятельности. Например, общее название моряки, заменяют более узким названием профессии – матросы. Мы связываем это с тем, что наблюдается отсутствие у них интереса к героическому прошлому и будущему своей страны, недостаточность знаний дошкольников о Российской Армии, о людях военных профессий. Мы меньше слышим от мальчиков говорят о выборе профессии военного, о желании защищать свою Родину. Как же можно проработать эту тему в условиях детского сада. Во-первых, все знания человек всегда черпает и черпал из книг. В группе детского сада, или рекомендовать родителям для домашнего чтения, можно прочитать следующие произведения о войне и военных профессиях:
С.П. Алексеев «Рассказы о войне» Е. Благинина «Почему ты шинель бережешь?» В.Ю. Драгунский «Арбузный переулок» (в кн. «Денискины рассказы») А.М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юнбат Иванов» В.А. Осеева «Андрейка» Б. Никольский «Солдатская школа» К.Г. Паустовский «Стальное колечко И. Токмакова «Сосны шумят» Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил» Л. Кассиль «Твои защитники» С. Михалков «День Победы»
Так же, для понятия и визуализации образа военных, их подвига перед Отечеством, можно рекомендовать к просмотру следующие мультфильмы:
«Солдатская сказка» (1983г.) «Легенда о старом маяке» (1976 г.) «Василек» (1973 г.) «Воспоминание» (1986)
Способствуют закреплению знаний о военных профессиях и родах войск музыкальные и физкультурные досуги, проводимые в ДОУ. На них можно в игровой форме показать основные действия военных разных родов войск, а так же военных врачей и медсестер. Коллективные работы воспитанников, оформление поздравительных стен – газет, с использование фотографий пап, особенно если папы служили в армии, формируют у детей патриотические чувства, гордость за своих отцов.
Но, пожалуй, лучше всего для пополнения и закрепления знаний о Российской Армии подойдет посещение музеев родного города. Наш город Санкт – Петербург – это музей под открытым небом. Узнать о моряках можно поднявшись на крейсер Аврору и побывать в Военно – морском музее. О подводниках, посетив «Музей подводная лодка С- 189» . Узнать об артиллерии поможет «Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи». Увидеть всю мощь военных кораблей можно в Кронштадте в парке «Патриот». А увидеть скульптуры воинов – защитников Ленинграда и узнать много нового о тех страшных военных днях и ночах можно посетить «Монумент героическим защитникам Ленинграда» и другие памятные места объединенные «Зеленым поясом Славы». Важно понимать, что работа по формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения не может формироваться только в условиях образовательного учреждения. Это должна быть совместная работа с родителями. Ведь тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек, зарождается с помощью нас – взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...