Картотека прогулок на зимний период
материал (младшая группа)

Львова Светлана Сергеевна

Содержание картотеки включает в себя разработанные прогулки на каждый день на весь зимний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekabr.doc90.5 КБ
Microsoft Office document icon yanvar.doc79 КБ
Microsoft Office document icon fevral.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Декабрь

Прогулка 1
ПАДАЮЩИЙ СНЕГ
(утро)

Цели: формировать представление о зиме, вызывать радостное настроение от красоты зимней природы.

Ход прогулки

I. Познание (исследовательская и познавательно-речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Ребята, какое время года наступило? Почему падает снег и холодно? Полюбоваться спокойно падающими снежинками, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинки. Какого цвета? На что похожи? Если крепко сжать снежинку в ладошке, то она растает, превратится в капельку. Обратить внимание, что снег легкий, холодный, белый.

2. Стихотворение.

Светла, пушиста снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!

3. Игра на развитие мелкой моторики рук.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики),

Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок),

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий  

(грозят пальчиком).

Раз – подбросим  (подбрасывают),

Два – поймаем (приседают, ловят),

Три – уроним (встают, роняют),

И … сломаем (встают, роняют, топают).

4. Загадка.

Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый… (снег).

                        Н. Майданик

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная игра «Снег кружится».

Цель: научить соотносить свои действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.

Ход игры: воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!». Затем приглашает детей к себе, произнося: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель говорит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в!» («В-в-в-в!» – произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны». Дети разбегаются по площадке.

Игра повторяется.

2. Игра малой подвижности «Бусинки».

Цели: учит детей медленно передвигаться, повторять движения взрослого (не разрывая цепь).

Ход игры: воспитатель начинает игру. Идет и, повторяя «Я на ниточку нанизываю бусинку», берет желающих детей за руки; остальные подходят по одному, каждый новый участник берет за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь – «бусы».

Воспитатель (медленно поет, мотив произвольный).

                                Как мы бусинки

                                Лепили,

                                Как мы бусинки

                                Лепили,

                                Бусинки, бусинки,

                                Красивые бусинки.

                                (Ведет цепь медленно по прямой.)

                                Как мы бусами

                                Играли,

                                Как на нитку

                                Собирали

                                Бусинки, бусинки,

                                Красивые бусинки

                                (водит цепь плавно из стороны

                                в сторону по всей площадке).

                                Как мы бусы

                                Завивали,

                                Как мы бусы

                                Завивали,

                                Бусинки, бусинки,

                                Красивые бусинки

                                (кружится, завивая цепь вокруг себя).

Воспитатель останавливается и говорит детям: «Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась. Стали ее распутывать, ниточка и порвалась.  Все  бусинки  раскатились,  разбежались  в  разные  стороны: «Бах! Тара-рах!».  Дети  бегут  по  площадке.  «Ой,  как  далеко  раскатились наши бусинки! – говорит взрослый. – Надо опять все бусы на ниточку собрать!»

III. Трудовая деятельность: сгребание лопатками с дорожки снега и сооружение большого сугроба.

Цель: продолжать учить пользоваться лопатой.

Прогулка 2
ПТИЦЫ ЗИМОЙ
(вечер)

Цель: расширить и углубить знания о жизни птиц в зимний период, развивать умение и желание помогать им.

Ход прогулки

I. Познание (речевая и познавательно-исследовательская деятельность).

1. Наблюдение. 

Обратить внимание детей на поведение птиц. Какие птицы прилетели к нам на участок? Какое у них оперение? (Оперение воробьев разное: одни с черной грудкой, с черными щечками, с белой полосой на крыле, другие однотонные, серовато-коричневые; в стайки собираются одинаковые по цвету.) Как ходят? (Познакомить с тем, что воробьи не умеют ходить, они прыгают.) Почему птицы прилетают к людям? (Зимой им не хватает еды, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, чтобы найти больше корма.) Люди делают кормушки для птиц и насыпают в них корм.

2. Стихотворения.

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холода не испугался,

С нами на зиму остался.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная игра «Собачка и воробьи».

Цели: закреплять знания о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.

Ход игры:  воспитатель объясняет детям: «Мы все будем воробьями. Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет изображать собачку? (Ребенок-«собачка» берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть».

Воспитатель.        Скачет, скачет воробей:

                                Скок-поскок!

                                Скок-поскок!

                                (Дети скачут, кто как может.)

                                Кличет маленьких детей:

                                   – Чив! Чив! Чив!

                                Чив! Чив! Чив!

                                (Дети повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)

                                Киньте крошек воробью,

                                Я вам песенку спою:

                                Чик-чирик!

                                Чик-чирик!

                                (Дети повторяют: «Чик-чирик!»)

Воспитатель. Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко.

«Собачка» выбегает и громко лает: «Ав-ав!» «Воробьи» разлетаются в разные стороны. Игра повторяется.

2. Игра малой подвижности. 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«КОРМУШКА»

Сколько птиц в кормушке нашей

(ритмично сжимают

и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.  

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,  

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

III. Трудовая деятельность: приготовление кормушек для птиц и кормление птиц, наблюдение над тем, как птицы клюют корм.

Прогулка 3
ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ
(утро)

Цель: продолжать знакомить с проезжей частью дороги, с Правилами дорожного движения.

Ход прогулки

I. Познание (речевая и познавательно-исследовательская деятельность).

1. Наблюдение. 

Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Какие машины движутся по дороге? (Дети называют знакомые им автомобили.) Почему машины едут и не мешают друг другу? (По дороге движется очень много легковых и грузовых машин, и они друг другу не мешают. Это потому, что водители соблюдают Правила дорожного движения.) Почему движутся медленно? (Машины движутся медленно, потому что на дороге снег.) Скажите, если на пути встречается речка, дорога будет продолжаться? Как? Догадайтесь!

Я над речкою лежу,

Оба берега держу.

(Дорога будет продолжаться по мосту.)

– Что идет из города в город, не двигаясь с места? (Дорога.) Кто ходит без ног? (Дорога.)

2. Стихотворение.

Мчатся бешено машины –

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шепот: шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

«Я спешу, спешу, спешу».

3. Загадки о машинах.

Машина мчится далеко –

Забрать на ферме молоко,

В детский сад доставить в срок,

Молочка попить чтоб каждый смог.

                (Молочная машина.)

Ты объелся, простудился,

Может, чем-то заразился.

К тому, кто «03» наберет,

Быстро эта машина с врачами придет.

                (Скорая помощь.)

Красная машина по дороге

Несется с сиреной в тревоге:

«Не мешайте моему движению,

Опаздываю на пожаротушение».

                (Пожарная машина.)

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная  игра  «Воробушки  и  автомобиль»  (см. прогулку 8 в сентябре).

2. Игра малой подвижности «Найди свой домик».

Цель: учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, находить нужный цвет.

Ход игры: воспитатель раздает детям кружочки красного, зеленого, желтого цветов. Дети с кружочками стоят в «домиках» такого цвета. После слов воспитателя «идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда воспитатель скажет «найди свой домик», дети собираются в своих домиках.

III. Трудовая деятельность: расчистка небольшого участка дорожки от снега.

Игра-опыт: в конце прогулки предложить всем потрогать снег рукой, чтобы ладошкой почувствовать, что снег холодный. Но что это? Куда же делся снег? Его на руке нет. Снег растаял на теплой ладошке!

Прогулка 4
СНЕГ КРУЖИТСЯ, ЛЕТАЕТ И ТАЕТ...
(вечер)

Цели: продолжать знакомство с природным явлением – снегом; побудить детей к словесному описанию снега (летает, кружится, сверкает, тает...); создать условия для развития эмоциональной сферы детей.

Ход прогулки

I. Познание (речевая и познавательно-исследовательская деятельность).

1. Наблюдение. 

Предложить  детям  спокойно походить по снегу и послушать характерный скрип. Может, «возмущается», что мы по нему ходим, топчем его? А может он нам о чем-то рассказывает? О чем снег может рассказать? (Рассуждения детей.)  

2. Стихотворение.

Падал снег, сыпал снег,

А потом устал…

– Чем же, снег, снег-снежок,

На земле ты стал?

– Для озимых стал я теплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкою пуховою,

Для детишек – их любимою игрою.

                                А. Горбунова

Посмотрите, и нашу травку, и цветочки, и кустарники укрыл снежок, чтоб им было зимой тепло.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная игра «Снег кружится» (см. прогулку 1 в декабре).

2. Хороводная  игра  «Мыши  водят  хоровод»  (см. прогулку 5 в ноябре).

3. Игра малой подвижности «Снежинка волшебная, замри!».

Воспитатель предлагает детям делать плавные движения руками, кружиться, а по сигналу «замри» – «застыть», «замереть» в какой-либо красивой позе. Воспитатель выбирает лучшую фигуру снежинки.

Вьюга кружит раз,

Вьюга кружит два,

Вьюга кружит три,

Волшебная снежинка,

На месте замри!

III. Трудовая деятельность: сгребание снега лопатой, расчищая дорожку.

– Посмотрите, дети, в какие красивые снежинки превратились Алеша, Лиза, Анечка…

Цель: учить правильно пользоваться лопатой, доводить начатое дело до конца.

Прогулка 5
КАК ТРУДИТСЯ ИНСТРУКТОР
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
(утро)

Цели: дать представление о том, чем занимается инструктор по физической культуре, чему учит детей (разнообразным движениям, ловкости, смелости), как он выглядит (подтянут, стройный, сильный, ловкий), во что одет (спортивный костюм); воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада.

Ход прогулки

I. Познание (речевая и познавательно-исследовательская деятельность).

1. Наблюдение. 

– Кто помогает нам делать утреннюю зарядку?

Понаблюдать с детьми за проведением утренней зарядки и физкультурного занятия в подготовительной группе на свежем воздухе.

– Что делают ребята на занятии? (Делают упражнения, прыгают, бегают, катают мяч.) Где ребята занимаются? (В спортивном зале.) Какое оборудование есть для занятия? (Лесенка, мячи, скамейки.) Почему инструктор проводит физкультурное занятие? (Чтобы ребята были крепкими и здоровыми.)

– Давайте организуем совместную игру малышей и ребят подготовительной группы.

2. Стихотворение.

Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом крепко дружим.

Спорт – здоровье,

Спорт – помощник,

Спорт – игра,

Физкульт-ура!

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная игра «Дед Мороз».

Цель: прививать умение выполнения характерных движений.

Ход игры: воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают,  что  Дед  Мороз  живет  в  лесу  и  приносит  зимой  детям подарки.

Воспитатель (говорит грубым голосом).

                                Я – Мороз Красный Нос,

                                Бородою зарос.

                                Я ищу в лесу зверей.

                                Выходите поскорей!

                                Выходите, зайчики!

(Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.)

Воспитатель пытается поймать ребят: «Заморожу! Заморожу!».

Дети  разбегаются.  Игра  повторяется  каждый  раз.  «Дед  Мороз» приглашает  выходить  «из  леса»  новых  «зверей»  (мишек,  лисичек), лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза».

2. Игра малой подвижности.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «СНЕГОВИК»

Давай, дружок, смелей дружок (лепят снежок),

Кати по снегу свой снежок (катят).

Он превратится в толстый ком

(показывают шар руками),

И станет ком снеговиком

(рисуют руками снеговика).

Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).

На солнце припечет слегка –

(рука у лба, смотрят солнце)

Увы – и нет снеговика.

(Пожимают плечами, руки в стороны.)

                                        В. Егоров

III. Трудовая деятельность:  украшение  участка  снежными  куличиками.

Цель: учить плотно набивать снегом форму, выбивать из нее снег, а полученными куличиками украшать участок.

Прогулка 6
МИР ЖИВОТНЫХ – СОБАКА И ЩЕНЯТА
(вечер)

Цели: уточнить представления о том, как называются детеныши собаки, отметить особенности внешнего вида собаки, щенка, характерные движения, издаваемые звуки; прививать чуткое, заботливое, участливое отношение к животным.

Ход прогулки

I. Познание (речевая и познавательно-исследовательская деятельность).

1. Наблюдение.

Обратить внимание детей на гуляющую рядом одинокую собаку, щенка, на домашнюю собаку, которую выгуливает хозяин. Кто это? (Собака.) Спросить, холодно ли ей? (Нет.) Почему нет? (У собаки туловище покрывается более густой и теплой шерстью к зиме.) Какие части тела у собаки есть? (Голова, туловище, хвост, лапы и уши.) Как называются детёныши? (Щенята.) Какие они на вид? Как они питаются? Какой звук издают?

2. Стихотворения.

Нет, не просто говорили,

В самом деле подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока.

От него такой лесной

Тёплый-тёплый запах.

Он идёт смешной-смешной,

Путается в лапах.

Подрастёт щеночек мой –

Он поправдашний, живой!

                        И. Токмакова

ПОЧЕМУ СОБАКА ВИЛЯЕТ ХВОСТОМ?

Почему собака злая

Ходит, хвостиком виляя?

То ли хвостик так обучен,

То ли плохо он прикручен?

                        В. Орлов

Почему щенок смешной? (Короткие лапы и хвост, толстое туловище, слабенький, игривый.) Хотя щеночек маленький, слабенький, но у него хороший слух, он уже выполняет несложные команды.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная игра «Ворона и собачка».

Цель: учить подражать движениям и голосам птиц, двигаться, не мешая друг другу.

Ход игры.

Воспитатель.        Возле елочки зеленой

                                Скачут, каркают вороны:

                                «Кар-кар-кар!»

Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.

Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:

                                Тут собачка прибежала

                                И ворон всех разогнала:

                                «Ав! Ав! Ав!»

«Вороны» разбегаются в разные стороны.

Игра повторяется.

2. Хороводная игра «Мои ладошки».

Цель: учить детей выполнять движения согласно словам, помогать ориентироваться  в  пространстве,  выполнять  действия  правой  и  левой рукой.

Ход игры: воспитатель проговаривает текст, дети выполняют движения.

Покажи их поскорей (дети стоят,

показывают ладошки, хлопают и произносят слова),

Хлопай, хлопай, веселей!

Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!

Этими ладошками (дети идут по площадке,

хлопают ладошками и говорят слова)

Похлопаем немножко.

Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!

Спрятались ладошки!

(Останавливаются, ладошки сжимают в кулачки,

качают головой и говорят: «Ой-ой-ой!».)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Кулачок скорей открой (дети показывают ладошки,

хлопают ими и говорят: «Хлоп-хлоп!»),

Покажи ладошки!

Этими ладошками (идут по площадке,

топают ножками и говорят: «Топ-топ!»)

Похлопаем немножко.      

Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!

III. Трудовая деятельность: кормление собачки, щенят (покрошить хлеб, булочку для маленькой собачки, угостить мягкой косточкой).

Цель: воспитывать желание ухаживать за животными и заботиться о них, трудолюбие.

Прогулка 7
ГОЛУБИ
(утро)

Цели: расширять представление о жизни птиц, характерных признаках их внешнего вида; ввести в активный речевой словарь новые названия птиц; воспитывать желание ухаживать за птицами.

Ход прогулки

I. Познание (речевая и познавательно-исследовательская деятельность).

1. Наблюдение. 

Голуби – птицы крупные. (Рассмотреть с детьми внешний вид птиц.) Что есть у птиц? (Крылья, голова, ноги, хвост.) Да, у них есть крылья – они летают. Посмотрите, куда голуби летают? Где они живут? Голуби бывают разного цвета, разной величины: есть маленькие, есть большие. Голубей называют иногда сизарями.

– Где собирают корм голуби?

– Как  ведут  себя  голуби  в  сильные  морозы?  Как  меняется внешний вид?

– Какие следы оставляют на снегу голуби?

2. Стихотворение.

Голуби, голуби, раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

                        И. Токмакова

Дети повторяют за воспитателем «Мы накормим крошками сизарей».

3. Потешки.

Андрей-ротозей,

Не гоняй голубей,

Голуби боятся,

На крышу не садятся.

* * *

Андрей-ротозей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Не имей песок,

Не тупи носок,

Пригодится носок

Клевать колосок.

* * *

Люли, люли, люлюшки,

Прилетели гулюшки,

Гули гуливают,

Саша засыпает.

* * *

Гулюшки-гули,

Полетели-полетели

И на голову сели.

Сели-посидели,

Снова полетели.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная игра «Воробушки-пташки».

Цели: учить детей быть внимательными, упражнять в умении действовать по сигналу.

Ход игры: на одной стороне площадки – «гнездышки», в них сидят «воробушки».

Воробушки-пташки,

Серые рубашки,

Вместе с солнышком встают,

Громко песенку поют:

Чик-чирик, чик-чирик,

Чик-чирик!

«Воробушки» спели песенку и «полетели» гулять. Они «летали, летали», сели на дорожку, нашли «зернышки» и начали «клевать».

Из гаража «выезжает машина». По сигналу воспитателя «Машина едет!» – «воробушки улетают» и «садятся на кустик», ведут себя тихо и смотрят, куда поедет машина. Машина возвращается в гараж.

«Воробушкам» стало весело, они еще раз спели песенку и «полетели» гулять. «Воробушки» могут не только зернышки «клевать», но и пить водичку, «чистить перышки», греть на солнце свои носики, но, как только появляется «машина», они «улетают».

В конце игры «воробушки» летят в свои «гнездышки».

2. Игра малой подвижности «Птички».

Эта птичка – соловей

(загибают по одному пальчику),

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – злой орлан.

(Машут сложенными крест-накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.

(Машут обеими руками, как крыльями.)

III. Трудовая деятельность: кормление птиц (покрошить хлеб, семена и покормить птиц, подзывая их: «Гули-гули…»).

Цель: воспитывать желание помогать птицам перезимовать, пережить трудное время для них (голод, холод), ухаживать за птицами и заботиться о них.

Прогулка 8
НЕБО ЧИСТО, НЕБО ХМУРО
(вечер)

Цели: продолжать знакомство с различными природными явлениями, совершенствовать умения вести наблюдения за  погодой, небосводом (отмечать особенности: ясно, облака, тучи, пасмурно).

Ход прогулки

I. Познание (речевая и познавательно-исследовательская деятельность).

1. Наблюдение. 

Предложить  всем  вместе  посмотреть  на  небо,  отметить,  какое оно. (Чистое, голубое.)  Значит,  погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно – хмурое, серое, нерадостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)  

2. Стихотворения.

     КТО НАШЕЛ РАДУГУ?

С неба радуга упала

И, рассыпавшись, пропала.

Кто отыщет на лугу

Семицветную дугу?

                   Б. М. Копалыгин

Дуют ветры,

Ветры буйные.

Ходят тучи,

Тучи темные.

          А. Кольцов

3. Игры-опыты со снегом.

Цель: продолжать знакомить со свойствами снега.

Набрать в ведерко снега, занести в группу и посмотреть, что же произойдет со снегом. Почему он растаял? Что получилось?

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

Подвижная игра «Самолет» (см. прогулку 7 в ноябре).

III. Трудовая деятельность: сгребание снега лопатками к кормушке и кормление птиц.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения поставленной трудовой задачи общими усилиями.



Предварительный просмотр:

ЯНВАРЬ

Прогулка 1
КАК СВЕТИТ СОЛНЦЕ В МОРОЗНЫЙ ДЕНЕК
(утро)

Цели: показать, что солнце светит во все времена года не одинаково, а по-разному; побудить детей к словесному описанию: как светит, греет солнце, долгий или короткий солнечный день зимой.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Предложить детям понаблюдать за солнцем. Какой сегодня день: солнечный или пасмурный? В солнечный день обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (Кругом бело, светло, свет сверкает на солнце.) Какое солнце? (Тусклое, яркое, закрытое тучами.) Зимой солнышко греет? (Солнце светит, но на улице мороз. Зимой солнце светит, но не греет.)

2. Стихотворения.

Для слушания.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                        А. С. Пушкин

Для заучивания или повторения за воспитателем.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

                И. Суриков

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «Солнышко и дождик»  (см. прогулку 2 в сентябре).

2. Малоподвижная игра «Кто бросит дальше снежок».

Цели: учить делать (скатывать ладошками) небольшой снежок, бросать его вдаль одной рукой; помочь детям почувствовать, что снег бывает липким (из него можно лепить снежки – колобки), хрупким, рассыпчатым, скрипящим.

III. Трудовая деятельность: чистка и сметание снега с дорожки.

Цели: продолжать совершенствовать навыки групповой работы, добиваться выполнения поставленной трудовой задачи.

Прогулка 2
КАКИЕ ПТИЦЫ ЗИМУЮТ С НАМИ
(ГОЛУБИ, ВОРОНЫ, ВОРОБЬИ, ГАЛКИ)
(вечер)

Цели: расширять представление о зимующих птицах, воспитывать любовь и прививать желание заботиться о них.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Голуби – птицы крупные, они не так пугливы, как другие. Перед прогулкой взять крошек хлеба, чтобы покормить птиц. Придя на место их скопления, посмотреть на них. Что за птицы прилетели в нашу «столовую»? (Воробьи, голуби, вороны.) Затем спросить, много ли голубей? Предложить  посмотреть,  как  будем  кормить  птиц.  Посыпать  крошки в ряд, голуби будут клевать с двух сторон. Как разговаривают голуби? (Воркуют.) Голуби летают мало, больше ходят и при каждом шаге кивают головой, воркуют, как бы разговаривают друг с другом.

2. Беседа по вопросам.

– Где собирают корм воробьи?

– Где собирают корм голуби?

– Как ведут себя воробьи, вороны, голуби, галки в сильные морозы?

– Какие следы оставляют на снегу птицы?

3. Стихотворение.

Голубок красив собою,

И летает далеко,

Голубь древнею порою

Почту нес с собой легко.

Скоком-боком, боком-скоком

Ходит галка мимо окон.

                Е. Трутнева

– Давайте покормим птичек, которые прилетели к нам на участок и скачут под окошками, ждут, чтобы кто-нибудь им насыпал зернышек.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «Собачка  и  воробьи»  (см.  прогулку 2 в декабре).

2. Малоподвижная игра «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей

(ритмично сжимают

и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек!

III. Трудовая деятельность: расчистка дорожек к кормушкам птиц.

Цель: продолжать учить правильно пользоваться лопатками, осторожно насыпать корм в кормушку, тихо, не пугая птиц, подходить к кормушкам.

Прогулка 3
КАКИМ БЫВАЕТ СНЕГ (СВОЙСТВА СНЕГА)
(утро)

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Дети, возьмите в руки снег. Какой снег? (Он холодный, белый, легкий.) Можно лепить из снега ком, шарик, колобок, снеговика? (В теплую погоду – снег липкий, из него можно лепить. А в холодную погоду из снега нельзя лепить, так как он рассыпается.) 

– Давайте с вами походим по снегу, ощутим его под ногами, постараемся услышать какие-нибудь звуки. (Скрип, хруст.) Как говорит с нами снег? (Под ногами хрустит.)

2. Стихотворения.

Раз шажок, два шажок –

Под ногой – снежок.

                        Г. Лагздынь

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке…

                        С. Маршак

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Снег кружится» (см. прогулку 1 в декабре).

2. Малоподвижная  игра  «Попади  в  круг»  (см. прогулку 1 в сентябре).

III. Трудовая деятельность: сгребание снега лопаткой, расчищая дорожки.

Цель: учить правильно пользоваться лопатками.

Прогулка 4
КАК ВЕДУТ СЕБЯ ПЕШЕХОДЫ НА ДОРОГЕ
(ПОВЕДЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ)
(вечер)

Цели: продолжать закреплять знания о правилах поведения на улице, развивать внимание и навыки ориентировки в пространстве; побуждать детей давать элементарную оценку поведенческим характеристикам пешеходов.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Приглашаю вас, детки, на прогулку вокруг нашего детского сада. Как называют людей, которые идут по тротуару? (Пешеходы.) Почему надо идти по тротуару? (Пешеходы должны строго соблюдать Правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга за руку, не кричать, слушать внимательно воспитателя.)

2. Стихотворение.

Правила движения,

Все без исключения,

Знать должны зверюшки:

Барсуки и хрюшки,

Зайцы и тигрята,

Пони и котята.

Вам, ребята, тоже

Все их надо знать.

                В. Головко

По возвращении на участок детского сада воспитатель обращается к детям с тем, чтобы подвести итог прогулки.

– Как вы вели себя перед автодорогой? Были ли вы внимательны? О каких правилах поведения пешехода мы должны всегда помнить?

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «По  узенькой  дорожке»  (см. прогулку 1 в ноябре).

2. Игра малой подвижности, хороводная «Раздувайся, мой шар»
(см. прогулку 6 в сентябре).

III. Трудовая деятельность: сооружение снежной горки для куклы.

Цель: продолжать учить правильно и дружно носить снег в ведерках, на носилках для постройки горки, помогать друг другу в выполнении трудовых действий, трудиться сообща, весело и слаженно.

Прогулка 5
КАК РАБОТАЕТ ДВОРНИК
 
(утро)

Цели: показать детям значение и особенности трудовых дел дворника; воспитывать уважение к труду людей, прививать желание быть отзывчивыми, с радостью приходить на помощь окружающим.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Давайте поздороваемся с работником детского сада, который трудится на участке. Кто знает название его профессии?

– Обратите внимание на работу нашего дворника. Почему дворник чистит дорожки от снега? (Он старается убирать снег, расчищает дорожки, чтобы было, где детям играть, ходить.) Как выполняет дворник свою работу? (Дворник выполняет свою работу  хорошо, ловко действует  лопатой  и  метлой.)  Как  можно  отблагодарить  дворника? (Благодарить можно не только словами, но и делами.) Хотите помочь дворнику? Смотрите, как надо правильно и осторожно работать лопатками, теперь сами очистите дорожки от снега.

По окончании работы воспитатель и дворник хвалят ребят за дружную хорошую работу.

2. Загадка о дворнике.

С утра пораньше он встает,

Лопатой чистит и метлой метет,

Будут чистыми тротуары, дворы,

Площадки детские для детворы.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Береги предмет».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети  становятся  в  круг.  У  ног  каждого  лежит  кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться.

Как только воспитатель отходит, малыш встает, оставляя кубик на прежнем месте.

2. Игра малой подвижности «Дорожки».

Цель: научить ходить друг за другом, делая сложные повороты, сохраняя равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди идущего.

Ход игры: на площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним.

III. Трудовая деятельность: расчистка участка от снега.

Цель: учить правильно пользоваться лопатками и вениками, доводить начатое дело до конца.

Прогулка 6
БЕРЕЗА И СОСНА
(вечер)

Цели: расширить представление о разнообразном значении деревьев, научить различать по внешнему виду березу и сосну; воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.) Показать детям сосну. Что это за дерево? (Сосна.) Какая сосна стоит? (Сосна зеленая стоит, а береза без листьев.) На каком дереве лежит больше снега? (На сосне.) Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.

2. Стихотворение.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

                С. Есенин

II. Физическое развитие (овладение основными движениями, выполнение движений по шаблону).

Подвижная игра «Раз, два, три – к дереву беги».

Цели: развивать у детей наблюдательность, продолжать учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

III. Трудовая деятельность: сооружение ледяной дорожки – катка.

Цель: продолжать учить носить снег для постройки, обращаться с просьбами к сотрудникам детского сада (дворнику, помощнику воспитателя и т. д.), помогать товарищам в выполнении трудовых поручений.

IV. Опытно-экспериментальная  деятельность,  сенсорное развитие.

Игра-опыт «Вода на морозе замерзает».

Цели: продолжать знакомить со свойствами воды, создать условия для  того,  чтобы  дети  ощутили (почувствовали) разные состояния воды (холодная, замерзшая, лед гладкий и т. д.).

Ход опыта

Вода замерзла – получился лед. Если лед занести в комнату, он растает и снова получится вода. Лед прозрачный.

Прогулка 7
АВТОБУС К ОСТАНОВКЕ
 ПОДЪЕЗЖАЕТ,
ПАССАЖИРОВ В САЛОН ПРИГЛАШАЕТ
(утро)

Цели: продолжать знакомить детей с видами общественного транспорта (автобус); учить отличать его от других видов транспорта.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Это что за транспорт? (Автобус.) Автобус – это транспорт для всех. На что похож он? (Он похож на большой вагон на колесах с окнами и дверями.) В автобусе есть кресла, поручни, за которые можно держаться. Кто ведет автобус? (Ведет автобус водитель.) Кого перевозит автобус? (Пассажиров.) Где останавливается автобус? (На остановках.) На остановках водитель нажимает кнопку и открывает двери. Одни пассажиры выходят, а другие входят. После этого шофер закрывает двери автобуса и едет до следующей остановки.

2. Загадка об автобусе.

Что за чудо этот дом –

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.

3. Стихотворение.

АВТОБУС

Вот на шипах из резины

Подкатился странный дом.

Он гремит, дыхнет бензином –

Как конь огненный – огнем.

Остановка опустела –

Все у домика внутри.

Ух! Теперь еще полдела –

По домам всех развести.

                О. Чернорицкая

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Автобус» (см. прогулку 3 в сентябре).

2. Хороводная  игра  «Ладушки-оладушки»  (см. прогулку 4 в ноябре).

III. Трудовая деятельность:  утепление  корней  деревьев  и  кустов снегом.

Цель: дать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Прогулка 8
ЗА ОКНОМ МОРОЗ
(вечер)

Цель: закрепить знания о зимнем явлении – морозе.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение (проводятся из окна групповой комнаты).

– Какая погода на улице? (Очень холодно.) Морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Как одеты люди? (Люди  надевают теплые пальто, куртки, сапоги, поднимают воротники, на руках у всех теплые варежки,  на  ногах  теплая  обувь.)  Почему  идут  люди  по  улице  быстро? (Быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть.) 

2. Стихотворение.

Все злее, злее, злее

На улице мороз,

И каждый потеплее

Закутывает нос.

                В. Орлов

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Дед Мороз» (см. прогулку 5 в декабре).

2. Малоподвижная игра «Снеговик».

Давай, дружок, смелей дружок (лепят снежок),

Кати по снегу свой снежок (катят).

Он превратится в толстый ком (показывают шар руками),

И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).

Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).

На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)

Увы – и нет снеговика (пожимают плечами, руки в стороны).

III. Трудовая деятельность: кормление птиц.

Цель: формировать желание помогать птицам в зимний период.

Прогулка 9
РЯБИНКА ЗИМОЙ
(вечер)

Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам как к живому объекту.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Рябина – красивейшее дерево. Рассмотрите внешний вид рябины в зимнем уборе. Дотроньтесь до ее шероховатого ствола, посмотрите вверх – на ветках рябины сохранились ягоды, полюбуйтесь ими. Как называется  это  дерево?  (Рябина.)  Что у этого дерева есть, а у других нет? (Ягоды.) А зимой у деревьев нет? (Листьев.) Что деревья зимой делают? (Спят.) Сорвать несколько кистей, разделить и раздать детям: плоды круглые, холодные, горькие на вкус. На красных ягодах лежит белый снег, птицы прилетают и клюют ягоды рябины. Зима, припорошив снегом яркие ягоды, делает рябину прекрасным растением в снежном саду нашего участка. В солнечный зимний денек привлекает внимание гладкая,  с  красивой  рябью,  коричневая  кора  рябины.  Очень  нарядное растение. Из свежих ягод рябины отжимают сок, очень полезный при простуде.

2. Стихотворения.

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина зиму празднует,

Бусы красные надев.

                О. Высотская

Красненькую ягоду

Мне дала рябина,

Думал я, что сладкую,

А она – как хина.

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела.

                И. Токмакова

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «Беги  к  тому,  что  назову»  (см.  прогулку 4 в октябре).

2. Хороводная игра «Заинька, выйди в сад».

Цель: учить действовать в соответствии со словами взрослого.

Ход игры: воспитатель медленно поет песню, дети выполняют движения.

Заинька, выйди в сад,                        Заинька, покружись,

Беленький, выйди в сад.                        Беленький, покружись.

Вот так, вот так                                Вот так, вот так

Выйди в сад,                                        Покружись,

Выйди в сад.                                        Покружись.

Заинька, топни ножкой,                        Заинька, попляши,

Беленький, топни ножкой.                        Беленький, попляши.

Вот так, вот так                                Вот так, вот так

Топни ножкой,                                Попляши!

Топни ножкой.                                Твои ножки хороши!

Игра повторяется.

III. Трудовая деятельность: подгребание снега к стволам деревьев.

Цель: воспитывать бережное отношение к растениям, развивать умение своевременно и правильно заботиться о них.

Прогулка 10
СНЕГОПАД
(вечер)

Цели: расширить представление о свойствах снега; создать условия для формирования познавательных действий и умений, развития интереса к элементарному проведению исследовательских операций.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Посмотрите вокруг, взгляните ввысь, на небо, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Обратите внимание, как снег тихо падает на  землю. Куда он еще падает? Предложить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег.

Намело много снега – образовались сугробы. Обратить внимание на красоту снежинок. На что похожи снежинки? (Они похожи одна на другую, похожи на красивые звездочки.) Как падают снежинки? (Они падают медленно.)

2. Стихотворения.

Снег-снежок кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

                В. Петрова

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой…

                М. Познанская

3. Загадка о снежинке.

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

                (Снежинка.)

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

Подвижная игра «Снег кружится» (см. прогулку 1 в декабре).

III. Трудовая деятельность: сооружение построек из снега.

Цель: учить  сгребать  снег  с  помощью  лопаток  в  определенное место.

Игра-опыт: показать детям, что, несмотря на белизну снега, его нельзя есть, он грязный. Для этого набрать немного снега и положить в белую чашку. В группе снег растает, на дне останется грязная вода. Показать и дать представление, что снег нельзя есть: можно заболеть, так как он грязный и холодный.

Цель: дать представление о свойствах снега.



Предварительный просмотр:

Февраль

Прогулка 1
СОЛНЦЕ СВЕТИТ В НЕБЕ ГОЛУБОМ
(утро)

Цели: продолжать знакомить с природными явлениями (солнце); объяснить понятие «морозное солнце», почему солнышко светит, но не греет.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдения. 

– Февраль – последний месяц зимы. Он самый снежный и вьюжный. Давайте вместе понаблюдаем за зимним солнцем. Показать направление восхода солнца. Уточнить представление, что время, когда солнце встает, называется восходом. Отметить, какой  сегодня день, солнечный или нет. Солнышко появляется каждый день или нет? На что солнышко похоже? Зимой оно светит, но не греет.

2. Игра-опыт «Какого цвета вода».

Цель: познакомить с приемом окрашивания воды.

3. Стихотворение.

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

Избу осветило, всех развеселило.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Цель: уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.

Ход игры: воспитатель держит в руке маленькое зеркальце и говорит: «Посмотрите, к нам прискакал в гости веселый солнечный зайчик. Видите, как он радуется, скачет вверх, затем вниз, потом в сторону. И заплясал! (Водит солнечного зайчика по стене веранды.) Поиграем с ним».

Воспитатель.        Скачут побегайчики –

                                Солнечные зайчики.

                                Прыг! Скок!

                                Вверх, вниз, вбок!

Дети пытаются поймать солнечного зайчика.

                                Мы зовем их –

                                Не идут.

                                Были тут –

                                И нет их тут.

                                Прыг! Скок!

                                Вверх, вниз, вбок!

                                Прыг, прыг

                                По углам,

                                Были там –

                                И нет их там.

                                Где же побегайчики –

                                Солнечные зайчики?

Дети включаются в игру и ищут солнечного зайчика.

Игра повторяется.

2. Игра «Расскажем и покажем».

Что нужно сделать, братцы,

Чтоб до небес добраться?

За стол сначала надо сесть,

Потом в зеленый лес пойти,

Большое дерево найти.

И вверх

По крепким сучьям

Подняться к белым тучам.

А там

На тучу встать ногой,

Шагнуть на радугу – другой,

И вот

Уже нас не достать!

И небеса все наши!

III. Трудовая деятельность:  сгребание  снега  лопаткой,  расчистка дорожек.

Цель: продолжать учить работать сообща, добиваться выполнения задания вместе с товарищами.

Прогулка 2
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ
(вечер)

Цель: формировать основы познавательных умений в изучении окружающего мира; закладывать систему знаний о птицах; воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Какие птицы прилетели к кормушке? Конечно, это воробей, он прыгает и клюет, посмотрите, еще прилетели воробьи. Что это за птичка с красной грудкой? (Снегирь: на спинке – серые, а на головке – черные.) Чем они клюют зернышки? (Клювом.) Как они кричат? Прислушайтесь, птички между собой переговариваются, они рады, что их друзья прилетели к вашей кормушке, и вам они говорят «спасибо». Почему птички вспорхнули все и улетели? (Если заметят что-то неладное, быстро вспорхнут  и  улетят.)  Вместе  с  детьми  вспомнить  части  тела у птицы. (Клюв, голова, крылья, хвост, ноги с коготками.)

2. Стихотворение.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

– Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: чик-чирик!

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «Воробушки-пташки»  (см.  прогулку  7  в  де-кабре).

2. Малоподвижная игра «Все захлопали в ладоши».

Цель: учить выполнять действия согласно указаниям  воспитателя.

Ход игры: на мелодию песни «Во саду ли, в огороде» воспитатель поет, а дети выполняют движения, указанные в тексте:

Все захлопали в ладошки

(дети идут по залу, хлопают в ладоши),

Дружно, веселее,

Застучали наши ножки (топают ножками)

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим  

(останавливаются, хлопают по коленям) –

Тише, тише, тише,

Ручки, ручки поднимаем  

(поднимают медленно руки вверх)

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки

(поворачивают кисти рук вправо, влево),

Снова опустились

(опускают руки вниз).

Покружились, покружились

И остановились.

III. Трудовая деятельность: постройка снежной горки.

Цель: учить собирать снег в общую массу.

Прогулка 3
МАРШРУТНОЕ ТАКСИ
(утро)

Цель: формировать представление о роли маршрутного такси, его назначении для людей.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Это что за вид транспорта? (Маршрутное такси.) Маршрутное такси – это маленький автобус. Кто водит маршрутное такси? (Водитель.) В  него  помещается  меньше  людей,  чем  в  автобус.  Кого  называют пассажиром? (Человека, который едет в транспорте.) Это такси возит пассажиров  по  определенному  маршруту.  Где  движется  маршрутное такси? (По дороге.) Останавливается такси тогда, когда его попросят пассажиры.

2. Стихотворение.

Видишь шашечки – такси!

Ты таксиста попроси,

Он тебя вполне свободно

Довезет куда угодно.

Прокатиться так приятно,

Но, однако, не бесплатно!

Было весело в пути –

Так по счетчику плати!

3. Загадки о транспортных средствах.

Машина быстро мчится:

«Везу больного я в больницу,

И всех, кто вызовет меня,

К врачам доставлю быстро я!»

                (Машина скорой помощи.)

Смотрите – вот машина

Нам мелькает глазом синим,

А ее сирены звук

Слышен далеко вокруг.

Доставит в милицию

Тех, кто дерется,

Тех, кто кричит и ко всем пристает,

Тех, кто царапается и плюется,

Все отнимает и маленьких бьет.

                (Милицейская машина.)

                        О. Чернорицкая

А эта машина красного цвета.

А ну-ка, подумай, зачем нужно это?

Затем, чтобы каждый, увидев, бежал

В сторонку и ехать быстрей ей не мешал.

Ужасная скорость! Гудок, будто вой.

«Стоять вам на месте!» – свистит постовой.

Только машине красного цвета

Проезд разрешен напрямик вдоль проспекта.

Пожарные в касках сидят в два ряда.

В цирке пожар. Они едут туда.

                        (Пожарная машина.)

                                О. Чернорицкая

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Такси».

Цель: приучать  двигаться  вдвоем,  соразмерять  движения  друг с другом, менять направление движения, быть внимательными к товарищу по игре.

Ход игры: дети становятся внутри обруча – один водитель, другой пассажир, перемещаются по площадке.

2. Хороводная  игра  «Ладушки-оладушки»  (см.  прогулку  4 в ноябре).

III. Трудовая деятельность: очистка дорожек для игр.

Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место.

Прогулка 4
МЫ НА УЛИЦЕ ГУЛЯЕМ,
ЗА ВОРОНОЙ
 НАБЛЮДАЕМ
(вечер)

Цель: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду, воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Предложить детям посмотреть, какие птицы прилетели в птичью «столовую». Обратить внимание на ворону. Что за птица? Это большая птица, вся серая, голова и крылья черные, как она ходит? (Важно.) Чем она питается? (Клюет она все, но больше всего любит сало.) Обратить внимание на различные голоса птиц. Как кричат птицы? Выделить ворону, которая начала петь свою весеннюю песенку. Оказывается, она не только каркает, но еще умеет и трещать.

2. Загадка о вороне.

На голом суку сидит,

На весь двор кричит:

«Кар-кар-кар!»

                (Ворона.)

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Ворона и собачка» (см. прогулку 6 в декабре).

2. Игра малой подвижности, хороводная «Раздувайся, мой шар»
(см. прогулку 6 в сентябре).

III. Трудовая деятельность: кормление птиц.

Цель: побуждать к самостоятельной подкормке птиц (крошить хлеб, сыпать зернышки на дорожки для птиц).

Прогулка 5
КУДА ДУЕТ ВЕТЕР
(утро)

Цели: расширить представления о неживой природе – ветре; учить детей определять направление ветра.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Рассмотрите  и  скажите,  как  ветер  поднимает  с  земли  снег.  Какой дует ветер? (Холодный.) Послушать. Как воет ветер? (Он завывает.) Предложить детям поднять флажки и посмотреть, что с ними происходит? (Они колышутся.) Почему флажок колышется? (Дует ветер, флажки колышутся от ветра.)

2. Стихотворения.

Для разучивания.

С бугорка на бугорок

Ловко прыгал ветерок.

По дорожке он бежал,

В сугроб весело упал.

Для слушания.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ВЕТРА

Поигрался ветерок

В бархатной листве.

Пробежался сотней ног

По лесной траве.

– Где ты, ветер, мой малыш,

Почему еще не спишь?

Постучался ветерок

В двери и окошки,

Покружил совсем чуток

Пыль на дорожке.

– Где ты, ветер, мой малыш,

Почему еще не спишь?

Помотался ветерок

Много по свету.

И услышал шепоток

Ласковый этот:

– Где ты, ветер, мой малыш,

Почему еще не спишь?

И помчался ветерок

Ветра быстрее,

И обняться скоро смог

С мамой своею.

– Тише-тише, мой малыш,

Засыпай и слушай тишь…

3. Игра-опыт «Цветные льдинки».

Цель: показать, как вода при охлаждении превращается в лед.

4. Загадки о ветре.

Фырчит, рычит, ветки ломает,

Пыль поднимает, тебя с ног сбивает.

Слышишь его, да не видишь его.

                                        (Ветер.)

Бежит по снегу, да нету следу. (Ветер.)

Без крыл летит, без ног бежит. (Ветер.)

Рукавом махнул – дерево прогнул. (Ветер.)

Летит – не птица, воет – не зверь. (Ветер.)

5. Пословицы, поговорки, приметы о ветре.

Ветер кликать – зря голос срывать.

Ветер и без крыльев летает.

Посеешь ветер – пожнешь бурю.

Ветер большой, да дождик маленький.

За ветром в поле не угнаться.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

Подвижная игра «Разноцветные листочки».

Цель: учить ходить врассыпную между листочками, по сигналу останавливаться.

Ход игры: букет из осенних листьев стоит в корзине. Их много, они разные: желтые, зеленые, оранжевые.

Показать детям, какой красивый букет: «Посмотрите, какие красивые листочки стоят в корзине!». Спросить малышей, видели ли они желтые листочки на дереве.

Дети берут листочки в обе руки и вместе с воспитателем выполняют  несложные движения.

Дует, дует ветерок (дети ходят по залу,

машут листочками),

Дует-задувает!

Желтые листочки

(меняют направление движения руки)

С дерева срывает!

И летят листочки

(дети кружатся и приседают,

кладут листочки на пол),

Кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо нам под ножки!

Детям весело, они ходят врассыпную между лежащими на полу разноцветными листочками, большими и маленькими. По сигналу малыши останавливаются и танцуют среди осенних листьев.

III. Трудовая деятельность: сгребание снега в определенное место для построек.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Прогулка 6
НЕБО-НЕБУШКО
(вечер)

Цели: показать особенности земного неба; формировать представление о небе.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Обратить внимание детей на облака. Из чего состоят облака? (Облака состоят из капелек воды.) Как двигаются облака? (Быстро или медленно.) Посмотреть, в какую сторону плывут облака.

2. Стихотворение.

Облака, белокрылые лошадки,

Облака, куда вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

                                Ю. Энтин

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Догони самолет».

Цель: учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад.

2. Малоподвижная игра «Зайка беленький сидит».

Цель: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, воспитывать эмоциональную сферу ребенка.

Ход игры:

Зайка беленький сидит

(дети, присев, складывают ладошки

на голове, изображая уши, шевелят ими)

И ушами шевелит –

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

(встают, хлопают в ладошки),

Надо лапочки погреть –

Хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

(прыгают),

Надо зайке поскакать –

Скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг – и ускакал.

(Убегают.)

Игра повторяется.

III. Трудовая деятельность: сбор природного материала, очистка его от снега.

Цель: учить детей бережно относиться к игрушкам, собирать их дружно после игр.

Прогулка 7
РАСТЕНИЯ НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА ЗИМОЙ
(утро)

Цель: показать  особенности  травянистых  растений  в  зимний  период.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Обратить внимание на обилие снега. Где лежит снег? (На деревьях, на земле.) А где трава? (Травы нет.) Что с ней лучилось? Лишь иногда из-под снега выглядывает немного сухой травы. Под снегом травке тепло, она словно укутана одеялом. Какие деревья растут на участке? (Береза, рябина.) Деревья тоже укрыты снегом.

2. Стихотворение.

Сразу тихо-тихо стало,

Снег лежит, как одеяло.

                        Л. Квитко

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная  игра  «Беги  к  тому,  что  назову»  (см.  прогулку 4 в октябре).

2. Хороводная игра «Вейся, венок» (см. прогулку 4 в сентябре).

3. Упражнение «В лес ходили…».

В лес ходили и в поход,

Замечали дня «заход».

(Наклоны вперед, касаясь руками пальцев ног.)

За цветами наблюдали,

И как пчелы все жужжали.

(Встают с кроватей и произносят

звук «ж-ж-ж».)

На лугу среди цветов

Делали разминку,

Кашка, мак и василек

Наклоняли спинку.

(Руки на поясе, наклоны вперед.)

Свежий ветерок подул,

Набежали тучи.

(Дуют, изображая ветер.)

И неведомо зачем

Хлынул дождь плакучий.

(Пальчиком по ладошке отбивают

ритм дождя.)

Кап-кап, кап-кап,

Мокрые дорожки,

Не боимся мы дождя,

Разминаем ножки.

(Идут по солевой и коррегирующей

дорожке с препятствиями.)

III. Трудовая деятельность: подгребание снега в тех местах, где трава открыта, чтобы ей было тепло.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Прогулка 8
СНЕЖИНКИ
(вечер)

Цели: формировать представление о разнообразии состояния воды; продолжать знакомить со свойствами снега, с сезонными явлениями – снегопадом.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение.

Во время снегопада предложить совместно с детьми рассмотреть снежинки, падающие на одежду. Обратить внимание на красоту снежинок. Снежинки похожи друг на друга? (Они не похожи одна на другую.) Предложить найти самую большую снежинку. Где большая снежинка? Затем самую маленькую. Где маленькая снежинка? Рассмотреть их. Предложить детям вытянуть руку в варежке, а как только сядет снежинка – подуть на нее, пусть летит.

2. Стихотворения.

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

                К. Бальмонт

Обратить внимание на то, как снег падает: сплошной пеленой – это снегопад.

3. Игра-опыт «Со снежинками».

Цель: продолжать знакомить со свойствами снега.

Предложить рассмотреть  пойманную в руки снежинку. Снежинка на руках растаяла.

– Почему? Что осталось от снежинки? (Капелька воды.)

4. Загадка о снежинке.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

                (Снежинка.)

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

Подвижная игра «Снег кружится» (см. прогулку 1 в декабре).

III. Трудовая деятельность: сгребание снега лопаткой, расчищение дорожки.

Цель: учить  сгребать  снег  с  помощью  лопаток  в  определенное место.

Прогулка 9
ГОЛОЛЁД
(утро)

Цель: ознакомить с сезонным явлением – гололедом, со свойствами льда.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Во время гололеда обратить внимание малышей на его особенности. Почему деревья кажутся «стеклянными»? Что за звон слышится? На ветру звонко стучат покрытые ледяной коркой ветки. Объяснить детям, что это приносит вред деревьям: когда мокрый снег облепит ветки, его надо стряхивать, пока он не обледенел. Во время гололеди очень тяжело ходить. Почему? (Потому что лед очень скользкий, гладкий.) А еще какой? (Твердый.) По нему можно кататься на коньках.

2. Стихотворения.

Не идет и не едется,                                Стали дни короче.

Потому что гололедица.                        Ночью дождик лил.

Но зато                                        И пришел стекольщик –

Отлично падается!                                Лужи застеклил.

Почему ж никто                                                В. Данько

Не радуется?!

3. Загадка.

Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет.

Дунул в лужу ветерок,

И сковал ее… (ледок).

                Н. Майданик

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Дед Мороз» (см. прогулку 5 в декабре).

2. Малоподвижная игра «Зайка беленький сидит» (см. прогулку 6 в феврале).

III. Трудовая деятельность: складывание игрушек на свои места после игр.

Прогулка 10
ЗИМА
(вечер)

Цель: уточнить знания о зиме, учить самостоятельно выделять и называть сезонные изменения в природе зимой; помочь детям сформулировать выводы о зимнем времени года.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Зимой снега было много? (Зимой было очень много снега.) Солнце грело? (Зимой солнце не грело.) Снег шел часто? (Часто шел снег, было холодно.) Дождь был? (Иногда шел дождь – была большая гололедица.) Какую одежду надевали люди? (Люди надевали теплую одежду, и холода не боялись.) Кому зимой вы помогали, чтобы не было голодно и холодно? (Вместе с воспитателем кормили птиц, чтобы им не было холодно и голодно.) А больше всего что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, играть в снежки.)

2. Стихотворение.

Ой ты, зимушка-краса!

Побелила все леса,

Горы снега намела,

Нас кататься позвала…

…Мы с горы кататься будем,

И поэтому нам очень-очень

Нравится зима.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Дед Мороз» (см. прогулку 5 в декабре).

Цель: прививать умение выполнять характерные движения.

2. Малоподвижная игра «На елку».

Цель: научить имитировать характерные движения зверей.

Ход игры:  воспитатель  напоминает, что скоро наступит Новый год – праздник для всех. Везде будут стоять украшенные елки, вокруг нас все будут водить хоровод, петь песни, плясать. Лесные зверушки тоже любят этот праздник, приходят к детям в гости полюбоваться их нарядами, наряженной елкой, повеселиться.

Воспитатель. Ребята, слушайте и сразу же выполняйте то, что делают зверушки.

Ну-ка, елочка, светлей

Засверкай огнями!

Пригласили мы гостей

Веселиться с нами.

По дорожкам, по снегам,

По лесным лужайкам

Прискакал на праздник к нам

Длинноухий зайка.

(Дети скачут, как зайчики,

бегут, подпрыгивая.)

А за ним, смотрите все,

Рыжая лисица.

Захотелось и лисе

С нами веселиться.

(Педагог: «Тихо-тихо бегите,

как лисонька».)

Вперевалочку идет

Косолапый мишка.

Он несет в подарок мед

И большую шишку.

(Педагог: «Медленно топает,

вперевалочку».)

Ну-ка, елочка, светлей

Засверкай огнями.

Чтобы лапы у зверей

Заплясали сами!

(Дети пляшут, кто как хочет.)

Игра повторяется.

III. Трудовая деятельность: срезание веточек ивы и березы, опускание их в воду, установка вазы с веточками в светлое место.

Цель: привлечь детей к наблюдению за растениями, учить наблюдать изменения, с ними происходящие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок на зимний период

Картотека прогулок представлеят собой полностья разработанный мною материал на зимний период старшего дошкольного возраста....

Картотека прогулок в зимний период (вторая младшая группа)

Представленный материал будет интересен для воспитателей и родителей. Прогулки включают в себя наблюдение за птицами, за растениями, за снегом и т. д. Также в этом материале много игр и бесед с детьми...

Картотека прогулок в зимний период -младшая группа

Прогулки в зимний период -младшая группа...

картотека прогулок в зимний период

Декабрь Прогулка  1Наблюдение за свежевыпавшим снегомЦели:—      формировать представление о зиме;—      вызывать эстетическое п...

Картотека прогулок в зимний период

Картотека прогулок в зимний период...

Картотека прогулок в зимний период во 2 младшей группе

Каким целям подчинена картотека прогулок?Вторая младшая группа гуляет дважды в день. Тема прогулки может быть единой на весь день или смежной. Например, увидеть различия утреннего и вечернего солнышка...